Пролетая над гнездом «Мотор Сичи»

№33—34(830) 18—31 августа 2017 г. 16 Августа 2017 4.2

В недавнем полете Петра Порошенко в качестве второго пилота истребителя МиГ-29 в День ВВС Украины многие наблюдатели усмотрели саморекламу в духе мачо а-ля Путин. Но, похоже, любовь украинского президента к авиации имеет куда более долгий и устойчивый характер.

Есть одна у летчика мечта...

На прошлой неделе бывший глава госкорпорации «Укрспецэкспорт» Сергей Бондарчук в эфире программы «HARD с Влащенко» на телеканале ZIK сделал сенсационное заявление о том, что Петр Порошенко еще в 2005 г. предпринимал усилия, чтобы завладеть 25% акций ПАО «Мотор Сич», которые тогда находились в госсобственности.

Если верить бывшему чиновнику, «десантирование» главы корпорации «Укрпроминвест» на предприятие должно было проходить под прикрытием тогдашнего президента Виктора Ющенко. Но г-н Бондарчук, ведавший в то время экспортом военной техники, сумел отговорить Ющенко от этой затеи, пояснив вред, который она нанесет деятельности завода и поставкам авиамоторов на внешний рынок.

Сергей Бондарчук — кадровый сотрудник СБУ, в 2002—2005 гг. был народным депутатом от партии «Наша Украина» и одним из наиболее приближенных к Виктору Ющенко лиц. В 2005—2010 гг. он возглавлял госкомпанию по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт». И именно в этот период ему пришлось выполнять такие конфиденциальные поручения власти, как поставки украинского вооружения в Грузию, в т. ч. станций радиолокационного наблюдения «Кольчуга».

В 2014 г. Сергей Бондарчук вернулся на службу в подразделение СБУ «Альфа» и выполнял боевые задачи в зоне АТО. Однако уже год спустя против него было возбуждено уголовное дело по подозрению в завладении имуществом госкомпании «Укрспецэкспорт» в особо крупных размерах.

Бросается в глаза то, что еще в 2014 г. новая власть начинает глубоко копать не под своих предшественников из окружения Януковича, а под своих политических союзников времен первого майдана.

В связи с открытым в отношении него делом и решением суда о заключении под стражу Сергей Бондарчук вынужден был просить политическое убежище в Великобритании. Как раз в то время он обучался там в военной академии. Хотя сейчас, как видим, он находится в Украине, на свободе и делает громкие заявления о том, что Петр Порошенко имеет против него «зуб» и пытается получить контроль над одним из крупнейших в мире производителей авиадвигателей — ПАО «Мотор Сич».

По мнению бывшего руководителя «Укрспецэкспорта», именно к этому и сводятся недавние обыски на запорожском предприятии и в домах некоторых менеджеров ПАО «Мотор Сич».

«Мы должны понимать, что «Мотор Сич» — это высокотехнологичное предприятие, к которому господин Порошенко всегда хотел иметь отношение. И его принцип работы такой: сначала заходит Генпрокуратура или СБУ, а после этого приходят люди, которые умеют о чем-то договариваться», — заявил Бондарчук в интервью Наталье Влащенко в эфире телеканала ZIK.

Рыцарь на белом коне

Что ж, схема давления госорганов на бизнес с последующим предложением уладить проблемы — это классический рейдерский способ завладения перспективными предприятиями в Украине.

Поскольку предложение о мире, как правило, исходит от третьей стороны — супервлиятельного бизнесмена или чиновника высокого ранга с хорошей репутацией, такого «миротворца» называют Рыцарем на белом коне, в отличие от «черных коней» — проверяющих органов, копающих под предприятие и создающих ему невыносимые условия для работы и как следствие — убытки.

При этом следует откровенно сказать, что нынешний президент хотя и относится в нашей стране к бизнесменам первой величины, лично никогда не был замечен в громких рейдерских скандалах.

Тем не менее «Мотор Сич» — в силу своей уникальности — может стать лакмусовой бумажкой на порядочность для него и его окружения.

Что бы ни говорили о Вячеславе Богуслаеве, ему и его команде удалось уберечь от развала крупнейшее предприятие отрасли, расширить его и фактически превратить в транснациональный холдинг.

В настоящее время в состав ПАО «Мотор Сич», помимо двух производственных площадок в Запорожье — моторостроительного и машиностроительного завода имени В. И. Омельченко, входят Снежнянский и Волочисский машзаводы (первый расположен в Донецкой обл. на неподконтрольной территории и выпускает лопатки для компрессоров и турбин, а второй — в Хмельницкой и занимается производством многотиражных деталей и метизов для авиадвигателей).

К моторостроительному холдингу также относятся Киевский и Первомайский агрегатные заводы (ремонт агрегатов двигателя Д-36 и механическая обработка деталей).

В 2011 г. ПАО «Мотор Сич» в рамках процедуры банкротства, начатого ГНИ в Винницкой обл. в отношении Винницкого авиазавода, стало инвестором этого предприятия, заполучив таким образом площадку для модернизации и производства собственных вертолетов. Ранее ВиАЗ специализировался на ремонте самолетов Ан-2, Як-18Т, Як-52 и вертолетов Ка-26.

В 2012 г. запорожские моторостроители еще более усилили свои позиции на перспективном для них рынке вертолетостроения, договорившись с правительством Республики Беларусь о покупке 59,5% акций Оршанского авиаремонтного завода, осуществляющего ремонт вертолетов Ми-8.

Украинская компания «Мотор Сич» планирует построить на территории Китая завод по выпуску авиадвигателей

В том же году в состав холдинга Богуслаева вошло ОАО «Шлифверст» (Лубенский станкостроительный завод), продукцией которого в настоящее время практически полностью комплектуется станочный парк «Мотор Сичи».

Помимо этого, запорожское предприятие имеет технический центр в Объединенных Арабских Эмиратах, на базе которого осуществляется техническое обслуживание авиадвигателей, поставляемых в этот регион, и еще ряд филиалов и подразделений, а также большое количество центров по обслуживанию техники на всех континентах, так как авиадвигатели производства «Мотор Сич» эксплуатируются более чем в 100 странах мира.

Наверное, многие читатели «2000» помнят, как в далеком уже 2004 г. народный депутат Украины и гендиректор ПАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев организовал доставку самолетом предприятия на Соловки изготовленного на «Мотор Сичи» бюста последнему кошевому атаману Запорожской Сечи Петру Калнышевскому.

Свидетелям этого события, наверное, не надо объяснять, что претензии к председателю правления ПАО «Мотор Сич» по поводу сепаратизма не имеют под собой реальных оснований. Тем более что предприятия холдинга в последние годы активно привлекались к ремонту авиатехники, выведенной из строя в зоне АТО, и поставкам новых вертолетов для украинской армии.

Еще в апреле 2014 г. на вооружение ВСУ был принят модернизированный десантно-транспортный вертолет Ми-8МСБ-В и объявлено о поставках 13 таких машин силовым структурам. В 2016 г. предприятие получило еще два заказа на модернизацию армейских вертолетов Ми-9 в Ми-8МСБ-В.

В ноябре 2014 г. «Мотор Сич» заявила о приостановке поставок двигателей для российских крылатых ракет и уже тогда начала искать варианты диверсификации рынков сбыта. Из-за политического кризиса в отношениях с РФ необходимо было оперативно искать замену российским компаниям в качестве покупателей вертолетных двигателей завода.

Уже во второй половине 2015 г. китайские СМИ сообщили о договоренностях по строительству в КНР мощностей по производству авиадвигателей, разработанных и произведенных в Украине.

Весной нынешнего года планы по кооперации между ПАО «Мотор Сич» и китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd были доведены до высшего руководства Украины и стали доступны широкой публике.

Напомним, что только в части модернизации украинских мощностей ПАО «Мотор Сич» китайская сторона готова вложить $250 млн. По данным же российских источников, строительство производственных площадок в Китае, проектированием которого наряду с китайскими компаниями занимается харьковское ЮжгипроНИИавиапром, а курируют это строительство представители ПАО «Мотор Сич» (вместе с сопутствующей инфраструктурой), обойдется инвестору в несколько миллиардов долларов.

Украинские авиадвигатели в КНР собираются выпускать на лицензионной основе. Однако можно предположить, что украинское предприятие станет совладельцем акций СП и построенных там активов.

В трудные годы крупнейшее предприятие отрасли удалось уберечь от развала, расширить и фактически превратить его в транснациональный холдинг

Успех данного мероприятия сулит «Мотор Сичи» участие в модернизации и развитии всего авиапрома Поднебесной, на несколько десятилетий гарантирует рынок сбыта и многомиллионный приток денежных средств от произведенной продукции и ее обслуживания.

Это, к сожалению, очень хорошо понимают не только моторостроители, но и украинские чиновники. Последние — весьма своеобразно. Не прошло и трех месяцев после того, как масштабные планы «Мотор Сичи» и Beijing Skyrizon Aviation были с помпой озвучены вице-премьер-министром Кубивым, как украинское предприятие подверглось массированной атаке со стороны Генпрокуратуры.

По-видимому, это удел всех успешных украинских компаний, связанных с оборонным сектором, которые сумели на фоне развала сохранить квалифицированные кадры и производство, отстоять свои рынки, расширить отраслевое или географическое влияние и привлечь крупные иностранные инвестиции. Вместо всесторонней и безусловной поддержки со стороны государства инициаторы подобных проектов вынуждены удовлетворять амбиции чиновников и отбиваться от проверок и уголовных дел.

Было бы понятно, если бы государство захотело оставить у себя немногим более 5% акций, которые сейчас находятся в ведении Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) Нацбанка, чтобы в будущем иметь своего представителя в органах управления и сохранить за собой разумное влияние на процессы, происходящие при участии ПАО «Мотор Сич».

Но об этом, кажется, речь не идет. Весьма похоже, что и цифра уже озвучена — 25% акций, которые нужно отдать наверх, чтобы неприятности прекратились.

Именно поэтому вслед за официальным заявлением ПАО «Мотор Сич» в ответ на информацию, озвученную 21 июля генпрокурором Юрием Луценко о делах, возбужденных в отношении должностных лиц ПАО, трудовой коллектив «Мотор Сичи» (а это 25 тыс. человек, или 100 тыс. — с учетом членов семей и ветеранов) вынужден был обратиться с президенту Порошенко и премьер-министру Гройсману с просьбой о соблюдении законности и поддержке коллектива в его стремлении сберечь стабильность, технический и производственный потенциал предприятия для укрепления экономической и оборонной мощи государства.

В заявлении, в частности, говорится: «На протяжении своей более чем вековой истории (в этом году ПАО «Мотор Сич» исполняется 110 лет) коллектив предприятия всегда успешно работал на перспективу. И сегодняшний день не исключение». А вот услышат ли?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Тушенка вместо костра

Мы уже четыре года потребляем мясо с возбудителем африканской чумы свиней

Забытый подвиг тыла

Накануне праздника 9 Мая «2000» опубликовали пронзительные воспоминания...

Оплаченный реванш застройщика

Комиссии Киевсовета мнение жителей столичного Печерска ни к чему

Полиэтиленовый Эверест

Украина — девятая в рейтинге стран с наибольшим объемом мусора на одного жителя

«Автономизация» Академии медицинских наук

Президент НАМНУ Виталий Цымбалюк: «Украину делают колонией? Не могу этого...

Коррупционный след волнений в Гонконге

Главная мишень «вдохновителей» беспорядков в Гонконге — не столько сам...

Загрузка...

Конец аграрной политики?

К чему может же привести такой шаг, и какие последствия он будет иметь для развития...

Уряд дозволить красти мільярди

Порушники академічної доброчесності мають знати про невідворотність покарання за...

Роботы как средство от контрабанды

В шкале коррупционной привлекательности приятель-таможенник оставил далеко позади...

Как «Роттердам+» служит Меркурию

В Украине сотни тонн ртути содержатся только в обычных медицинских термометрах

Пересмотр границ и «дедекоммунизация»

В то время, как в столице решаются глобальные вопросы будущего Украины, в регионах тоже...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка