Эксклюзивно для еженедельника «2000»

Дэвид МАРПЛС: "Поздравляю тебя, Украина"

Роботы как средство от контрабанды

№29-30 (915) 19—25 июля 2019 г. 17 Июля 2019 4.3

Не видеть на таможне людей — мечта экспортеров и импортеров

Все президенты Украины всегда начинали свое правление с установления контроля над таможней — это едва ли не самая главная и быстрая коррупционная кормушка, ведь контролируемая контрабанда давно превысила планку в 100 млрд. грн. Владимир Зеленский уверяет, что намерен сломать извечную схему — и если его риторика будет совпадать с делами, это станет самой серьезной революцией в стране за все годы независимости.

Во главе таможни поставлен системный и карьерный бюрократ, не имеющий, как кажется, интересов в аффилированном бизнесе, — Максим Нефедов. Управленческие таланты этого менеджера можно критиковать, но отсутствие вовлеченности в клановую жизнь в данном случае кажется намного более важным фактором.

Пока что видится, что новый руководитель не до конца понимает работу всех шестеренок украинской таможни — поэтому его идеи о продаже бизнесу таможенной услуги как продукта кажутся все еще несколько фантастическими.

Тем более уместно прислушаться к тому, как сами деловые круги относятся к отечественной системе контроля потоков через границу. Недавно Институт экономических исследований и политических консультаций обнародовал свой масштабный опрос 1012 предприятий, проведенный в конце 2018 г. по заказу ЕС. Выдержки из документа могут оказаться любопытной дорожной картой для нынешних реформаторов.

Опять хочется перемен

Среди опрошенных 37,9% занимали микропредприятия (до 10 работающих), 30% — малые (до 50 человек), 20,1% — средние (до 250) и 12% — большие предприятия (свыше 250, в среднем — 500 штатных единиц). 38% из них занимаются как экспортом, так и импортом, 34% — исключительно импортеры, а 28% — только экспортируют продукцию. Основное направление внешнеэкономической работы — ЕС.

Про препятствия при ведении внешнеэкономической деятельности сообщили 24% опрошенных экспортеров. Это заметно больше, чем в 2017 г., когда таких было 19%.

Большие проблемы при экспорте возникают, что закономерно, у больших игроков — таких нашлось 30%.

В 2018 г. значительно увеличилась доля экспортеров, которые жалуются на неудовлетворительную транспортную инфраструктуру. Если в 2017 г. она составляла 27%, то через год — уже 34%. Доля экспортеров, которым мешает непредсказуемость торговой политики Украины, возросла с 23% в 2017-м до 25% в 2018 г.

Бюрократические препятствия на таможне стали проблемой для 23% экспортеров — в 2017 г. таких было 18%. Среди очень важных препятствий — отсутствие упрощенных правил прохождения товара (18%), бюрократия и непрозрачность налоговой инспекции (15%) и длительное ожидание оформления экспорта на таможне (13%).

У импортеров ситуация сложнее — наблюдаются большие различия в оценке препятствий при импорте в разных регионах страны. Чаще всего о таких препонах сообщают респонденты из Сумской области: 53%. Достаточно высокий процент опрошенных сообщают о проблемах, связанных с импортом, в Житомирской (44%) и Ивано-Франковской (41%) областях. Наименьшая доля импортеров, которые сталкивались с препятствиями в 2018-м, зафиксирована в Кировоградской области — 10%.

С другой стороны, у импортеров имеется еще и сегментация по размеру: для крупных предприятий самой большой проблемой является сложное законодательство (52%), что актуально только для 34% малых и 37% микропредприятий.

Для малых предприятий гораздо более важно непрозрачное определение таможенной стоимости товаров — это назвали серьезной проблемой 45%, тогда как среди крупных игроков — только 36%.

Для средних предприятий другая проблема приоритетная — длительное время ожидания оформления импорта на таможне — 38%.

Микропредприятия чаще других указывают на такие препятствия при импорте, как непрозрачность процедур на таможне, неблагоприятное валютное регулирование, а также присутствие «серого» импорта. А предприятия большого размера значительно чаще отмечают высокий уровень бюрократизации и коррупции на таможне.

Только 20% опрошенных считают, что работа таможни эффективна, но все же нуждается в переменах. В целом неэффективной ее считают 21% опрошенных и 4% — абсолютно неэффективной. Суммарно 80% опрошенных уверены, что таможне нужны перемены — хотя и разного масштаба.

Хуже всего оценивают работу таможни представители сферы услуг — 35% оценили ее как неэффективную в целом и 7% — как абсолютно неэффективную.

Больше всего непримиримых в Тернопольской области — 12% предпринимателей считают работу таможни абсолютно неэффективной, а в сумме не удовлетворены ее работой 39%.

Угадай, сколько стоит

46% недовольны таможенным законодательством. При этом 29% поставили эту проблему на первое место!

На отсутствие прозрачности жалуются 25% предпринимателей, а на коррупцию — 24%. При этом коррупцию считают более важной проблемой — 15% поставили ее на первое место, тогда как отсутствие прозрачности считают важнейшим фактором только 7%.

23% жалуются на сознательное завышение таможенной стоимости товаров.

Интересно, что только 52% опрошенных сообщили, что знакомы с возможностью и процедурой административного и судебного обжалования действий таможенных органов. Прибегали к такому шагу всего 16%.

И зря, ведь для большинства таких предприятий — 80% — обжалование завершилось полным или частичным успехом.

Экспортерам предлагали также оценить свои затраты денег и времени на прохождение таможенных процедур — с теми же показателями двумя годами ранее. 39% сообщили, что их финансовые затраты выросли, 46% — что не изменились, и снизились лишь у 14%. Для большинства (52%) затраты времени на оформление экспорта не изменились, 39% сообщили об уменьшении этого параметра и 8% — об увеличении.

У импортеров на повышение стоимости процедур жалуются 36%, и большинство точно так же не заметило изменения времени на прохождение всех процедур — 54%.

Указал проведенный опрос и на характерные профессиональные нюансы документооборота — которые точно стоит учесть при реформе таможни. Например, 48% опрошенных жаловались на большое количество дополнительных документов, которые от них требовали. 41% экспортеров и 38% импортеров сталкивались с тем, что от них требовали документы, которые представляют коммерческую тайну.

Жаловались предприниматели и на такую процедуру, как определение стоимости товаров по цене идентичных — ведь при этом не учитываются скидки от поставщиков. С этим сталкивается треть опрошенных. Каждый седьмой недоволен тем, что при определении таможенной стоимости не учитывается валютный курс и иные рыночные факторы. 43% экспортеров прямо называют такой подход «ручным управлением».

40% импортеров и 31% экспортеров жалуются на то, что у них нет доступа к базе, по которой таможня определяет стоимость товара. В результате 48% экспортеров и 45% импортеров не способны заранее предсказать, какова будет таможенная стоимость их груза!

Каждый четвертый экспортер и каждый пятый импортер прямо говорит о коррупции именно на этом этапе процедур — при определении таможенной стоимости.

А еще 21% экспортеров очень недовольны тем, что к таможенной стоимости прибавляются платежи, которых предприятие не осуществляло.

Распространенная беда — необоснованное присвоение такого кода при классификации товара, по которому предполагается большая таможенная ставка. На это жалуются 63% опрошенных экспортеров и 36% импортеров.

У 39% импортеров таможня отказывается признавать заявленный код товара. 39% опрошенных также сообщают, что таможня при импорте один и тот же товар классифицирует по-разному — в зависимости от того, какое предприятие его ввозит. Среди экспортеров эта проблема тоже известна 30% предпринимателей.

По мнению большинства (53%) предпринимателей, главное, что нужно сделать государству с процедурой предварительного таможенного оформления, — это привести наконец украинские документы к международным стандартам. Второе — 49% — сократить перечень необходимых документов. 48% за то, чтобы полностью автоматизировать процедуру, убрав коррупционно опасный человеческий фактор.

Еще 39% считают, что нужно дать право вносить изменения в документы в процессе прохождения процедуры. 36% уверены, что прозрачность процесса тоже очень важно увеличить. И 28% ждут, когда будет четко определено время прохождения процедуры и когда оно будет уменьшено.

Кстати, 76% опрошенных позитивно относятся к идее общего таможенного контроля на таможнях Украины и стран-соседей.

Предпринимателям предложили проголосовать и за меры, которые, по их мнению, могут снизить уровень нелегального импорта.

60% опрошенных назвали упрощение и удешевление таможенных процедур — это с огромным отрывом опережает вторую по популярности меру, внедрение системы контроля движения товаров от границы до конечной точки реализации (29%).

Еще 28% предложили объединить таможенную и налоговую базы данных, позволив фискалам работать с ними. 26% считают, что правоохранители должны положить конец работе «карго»-компаний, которые обеспечивают системное занижение таможенной стоимости товаров.

Ищу влиятельного друга

А теперь — один из самых важных вопросов, ведь мало кто прямо признается, что участвует в коррупционных отношениях. Предпринимателям предложили оценить, насколько важны неформальные отношения с представителями органов власти для ведения бизнеса.

39% сообщили, что считают такие отношения важными или чрезвычайно важными.

И, как нетрудно догадаться, среди всех органов власти самыми полезными знакомствами предприниматели считают друзей с таможни — 32%.

Знакомый таможенник — это даже лучше, чем свой человек в налоговой (27%), в правоохранительных органах (17%), обладминистрации (16%), центральных органах власти (14%) или местных советах (11%).

Причем чем крупнее предприятие, тем сильнее оно хочет неформально дружить с таможенником — до 41% для больших игроков. Больше всего мечтают о таком приятеле в Хмельницкой (51%), Львовской, Кировоградской и Житомирской (50%) областях. Меньше всего ценят такое знакомство в Киеве (27%).

Пожалуй, по последнему показателю и будет правильно оценивать успешность нынешней реформы: у нас тогда будет эффективная таможня, когда никому и в голову не придет искать неформальной дружбы с таможенником.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...

Загрузка...

Коррупционный след волнений в Гонконге

Главная мишень «вдохновителей» беспорядков в Гонконге — не столько сам...

Конец аграрной политики?

К чему может же привести такой шаг, и какие последствия он будет иметь для развития...

Уряд дозволить красти мільярди

Порушники академічної доброчесності мають знати про невідворотність покарання за...

Как «Роттердам+» служит Меркурию

В Украине сотни тонн ртути содержатся только в обычных медицинских термометрах

Александр Шалит: «Если чиновники выкорчуют культуру,...

«Насаждаемая реформа — это мина замедленного действия, которая закладывается...

Загрузка...

Пересмотр границ и «дедекоммунизация»

В то время, как в столице решаются глобальные вопросы будущего Украины, в регионах тоже...

«Мы не за переименование улиц, а за строительство...

Только 9% респондентов настаивают на продолжении декоммунизации

Белорусские уроки мира и гармонии

23—24 мая прошел 14-й белорусский международный медиафорум «Партнерство во имя...

Как разориться, сохранив имущество

Банкротство — возобновление платежеспособности должника, а не его ликвидация

На правом фланге Байконура

Экс-президент Украины Леонид Кучма дал несколько советов Владимиру Зеленскому и...

Оккупация

Вчера поздно работал. Лег спать после 12 ночи. Но научная работа возбуждает, и мозг долго...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка