Родина-мать зовет

№46 (883) 16 — 22 ноября 2018 г. 14 Ноября 2018 1 4.7

Борьба с офшорами докатилась до Украины

Украина начинает внедрять международные стандарты по борьбе с размыванием базы налогообложения и перемещением прибыли за границу (BEPS). В конце прошлого месяца Минфин и Нацбанк опубликовали соответствующий законопроект, который будет принят, вполне вероятно, еще до конца года.

Законопроект предполагает, что из 15 шагов BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) на данном этапе в Украине реализуют 8, наиболее критичных с точки зрения вывода капитала.

Отечественное законодательство будет модернизировано с целью обеспечить:

— раскрытие физическими лицами-резидентами Украины своего участие в КИК — контролируемых иностранных компаниях, а также правил их налогообложения (шаг 3);

— ограничение расходов на финансовые операции со связанными лицами (шаг 4);

— предотвращение злоупотреблений в связи с применением соглашений об избежании двойного налогообложения (шаг 6);

— предотвращение искусственного избежания признания статуса постоянного представительства (шаг 7);

— усовершенствование контроля за трансфертным ценообразованием (шаги 8—10);

— правила отчетности в разрезе стран для международных групп компаний (шаг 13).

Как неоднократно подчеркивали украинские чиновники, выполнение хотя бы минимальных стандартов BEPS является безальтернативным. Ранее замглавы НБУ Екатерина Рожкова заявила, что отказ от имплементации плана действий BEPS чреват тем, что Украина окажется на обочине мировой экономики.

Для украинских компаний и резидентов, работающих за границей, это означает более высокие требования к проверкам контрагентов, трансакций и контрактов. Что в свою очередь приводит к оттоку капитала из Украины. Так во всяком случае происходит сейчас.

Украина с 1 января 2017 г. в рамках программы расширенного сотрудничества с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обязалась имплементировать минимальный пакет BEPS.

В июле нынешнего года украинские власти подписали Многостороннюю конвенцию MLI — о выполнении мер и соглашений, связанных с противодействием размыванию налоговой базы и выведением прибыли. Это 15-й шаг BEPS. Украина стала 83-м государством, присоединившимся к MLI.

Как заявила тогда и. о. министра финансов Оксана Маркарова, «имплементация плана действий BEPS будет благоприятствовать гармонизации международных правил с более чем 70 странами мира и создаст более прозрачную среду. Подписав конвенцию MLI, мы сможем внести необходимые изменения в существующие международные договоры о двойном налогообложении между Украиной и другими государствами». Это значительно упрощает процедуру пересмотра международных соглашений.

По данным ОЭСР, ежегодно из стран с высокими налогами в офшоры и более привлекательные налоговые юрисдикции перетекает $200—250 млрд. Что, в общем-то, и не удивительно. Желание частного бизнеса получать наибольшую прибыль, в т. ч. за счет минимизации налогов, всегда соседствовало с желанием властей наполнять казну как можно больше.

Попытки регулировать налогообложение, как правило, ослабевают в относительно успешные экономические периоды и возрастают, когда бюджетных средств не хватает на социальные обязательства государства и их приходится сокращать.

Мировая экономика переживает именно такой период неопределенности. Поэтому вовсе не удивительно, что Великобритания, которая после Второй мировой войны создала целую сеть офшорных юрисдикций на подмандатных британской короне островах, сейчас выступает за ужесточение правил международного налогового планирования.

США, также негласно поощрявшие существование низконалоговых юрисдикций, осознали, что их функционирование угрожает безопасности, поскольку там отмываются миллиарды долларов, заработанных на незаконных операциях, в т. ч. связанных с использованием политиками административного ресурса, торговле наркотиками и оружием.

Именно поэтому, когда Панама отказалась внедрять на своей территории единый стандарт отчетности (CRS), предусмотренный законом США о налоговой отчетности для зарубежных счетов FATCA (Foreign account tax compliance act), очень скоро достоянием мировой общественности стали т. н. панамские бумаги. Разразился громкий международный скандал, целью которого, очевидно, было оказание на власти Панамы политического давления.

Вклад Украины в бегство капитала в благополучные годы оценивался в $10—12 млрд. ежегодно. Сейчас, очевидно, меньше.

Для этого использовались сначала британские и кипрские офшоры. Затем капитал украинского происхождения постепенно перемещался в регионы ЕС, где были созданы благоприятные условия для иностранных инвесторов: Швейцарию, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Люксембург и другие страны.

В настоящее время собственниками не менее чем 90% крупнейших украинских предприятий, в т. ч. горно-металлургического и аграрного комплексов, финансового сектора, ретейла и оптовой торговли являются иностранные компании, хотя их бенефициарами остаются граждане Украины.

Все они в своей деятельности так или иначе используют выгоды международного планирования, связанные с возможностью оставлять прибыль своих предприятий за границей и тратить по своему усмотрению, не уплачивая с нее налоги в Украине.

Минимизация налогов происходит различными способами. За счет «невыгодной» торговли продукцией между украинскими и зарубежными предприятиями в рамках одного холдинга, предоставления нерезидентами различных дорогостоящих услуг, продажи нематериальных активов и продажи роялти. Компании из Украины, работающие на внешнем рынке, могут закупать продукты и услуги, не имея юрлица в стране происхождения, а работая исключительно через физлиц-предпринимателей, и т. д.

После имплементации норм BEPS большинство таких схем должно быть перекрыто. Украинские владельцы КИК должны будут доказать налоговикам, что их деятельность за рубежом является абсолютно законной, ведется в рамках международных соглашений, заключенных Украиной, а их иностранные компании не являются прокладками.

Украинским резидентам придется включать в декларацию о доходах прибыль, полученную за рубежом, и платить с нее подоходный налог в Украине. За счет этого украинские власти планируют дополнительно привлекать в казну порядка $1—1,5 млрд.

Впрочем, достижимость этой цели в нынешних украинских условиях проблематична. Принципы BEPS разрабатывались ведущими государствами для недопущения оттока капитала со своих территорий, а не для обогащения третьих стран. И очевидно, что усиление налогового давления на крупный украинский бизнес будет способствовать не привлечению в страну капитала, а выводу его из Украины. Не секрет, что многие наши крупные бизнесмены имеют по нескольку паспортов, обзавелись недвижимостью за рубежом и большую часть времени проводят там, а не на родине. Давление на них фискальных органов может стать поводом для выхода из украинского гражданства и полного разрыва с Украиной.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Santa Barbara Hills Park — райский уголок на острове Афродиты

Солнечный остров Кипр — жемчужина Средиземноморья — не оставит равнодушным...

Морковные уроки и капкан из жимолости

Клише, которые устарели: развитое сельское хозяйство ни в коей мере не означает...

Треть Донбасса — минное поле

В сегодняшнем обзоре региональных СМИ — актуальные темы, пребывающие в фокусе...

Евробляхерам дали срок до выборов

За мечту о качественном и недорогом авто европейской сборки для рядового украинца...

КОТтеджи для бездомных

Деревянные «многоквартирные апартаменты» расположены во дворе дома по ул....

Загрузка...

«Деволынизация» Житомирщины

Город Новоград-Волынский может исчезнуть с географических карт. Как сообщает...

«Письма счастья» возвращаются?

Нацполиция возобновила фотофиксацию превышения скорости на дорогах. Пока что в...

На ноль делить нельзя, даже если очень хочется

Говорить о нынешних успехах отечественной экономики сложно: мы пока не преумножаем...

Парад зеленых идей

В начале ноября в Эдинбурге состоится финал крупнейшего в мире ежегодного конкурса...

Американский компромисс в украинско-польской истории

В сегодняшнем обзоре региональной прессы: польский дипломат на страницах львовского...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Лёхин
14 Ноября 2018, Лёхин

Не так страшен черт, как его малюют. Из 15 шагов примут 8. даже если учесть, что отечественное судопроизводство вкупе со всей антикоррупционной братией пресекут отмывание денег и выводы в оффшоры - остается ещё 7 шагов. А наши закаленные в коррупционных схватках бойцы и при помощи незадействованных схем будут чувствовать себя уверенно. Плюс никто не запрещает разрабатывать новые.

- 3 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка