Родня напрокат: японский бизнес по Фрейду

№18—19 (864) 11—17 мая 2018 г. 09 Мая 2018 0

Давним и устойчивым спросом у японцев пользуется неординарная с точки зрения европейца услуга — «родственник напрокат». Широта же ассортимента и креативность организаторов этого процветающего вида бизнеса просто поражает воображение.

Судите сами: немолодой токийский служащий, недавно похоронивший супругу и вконец разругавшийся с единственной дочерью, никак не может самостоятельно обрести душевный покой. Да, он общается с коллегами и периодически пропускает по стаканчику горячительного с коллегами в местных барах, но по ночам к нему неизменно приходит острое ощущение одиночества.

Удивительно, но помощь принесло вовсе не общение с психологами, а услуга компании под названием Family Romance («Семейный роман»), представляющей развитую индустрию «прокатной родни». Упомянутый житель Токио оформил в этой фирме заказ на «замену» усопшей жены и переставшей общаться с ним дочери, четко оговорив возраст, телосложение и внешность подставных родственников.

Первая встреча обошлась ему в 40 000 иен (примерно $370): на ней заказчик рассказал исполнителям, как именно вели себя супруга и дочь при повседневном общении с ним. Забавно, но этих людей в процессе репетиции вполне можно было принять за дружную крепкую семью.

Вторая встреча состоялась в доме заказчика, где троица мило поужинала и провела время за просмотром телепрограммы. Минуло еще несколько встреч, и клиент передал компании Family Romance запасной ключ от своего жилья. Когда он вернулся вечером домой, в окнах горел свет, там царили уют и покой, а «жена» и «дочь» встретили его словами: «Добро пожаловать домой».

На первый взгляд, откровенное чудачество, не так ли? Тем не менее подобные встречи действуют на многих людей не хуже сеансов профессиональных психотерапевтов. Так, актриса, исполнявшая роль дочери, подсказала клиенту, как ему лучше всего наладить диалог с оскорбленной родней. Теперь он регулярно созванивается с настоящей дочерью, и, похоже, примирение семьи уже не за горами.

В компании поясняют, что работают именно ради такого финала, чтобы у клиента отпала необходимость в наемных родственниках, а цель состоит в «создании общества, где никто не будет нуждаться в наших услугах».

Примерно о том же говорят и их коллеги по прокату родни — представители агентства Hagemashi-tai («Хочу развеселить тебя»), открытого еще в 2006 г. Главным источником дохода таких предпринимателей остаются свадьбы, поскольку японские традиции, диктующие численный и качественный состав гостей церемонии бракосочетания, не претерпели особых изменений — вопреки урбанизации, миграции, демографическому спаду и росту безработицы.

Лишившиеся работы женихи с радостью нанимают подставных сотрудников и начальников, а те, кто с треском вылетел из учебного заведения еще на первом курсе, готовы платить деньги за фальшивых однокурсников. Собирающиеся под венец невесты нередко решают с помощью подобных компаний целое множество проблем, нанимая «родителей» вместо отцов и матерей, которые либо ушли из жизни, либо сидят в тюрьме, либо находятся на лечении в психиатрических клиниках.

Естественно, организаторам неординарного бизнеса приходится проявлять недюжинную изобретательность, начиная с выбора названия компании. Так, предприятие «Семейный роман» названо так в честь книги «Семейный роман невротиков» легендарного Зигмунда Фрейда, опубликованной в 1909 г. Книга повествует о детях, вообразивших, что их родители — самозванцы, а вот настоящая родня относится к благородному сословию.

По Фрейду, такие фантазии позволяют ребенку легче переживать болезненное и неизбежное разочарование в своих родителях. «Семейный роман» дает возможность подольше сохранять в воображении некий идеал, утешаться размышлениями о том, что у него где-то есть «новые и аристократические родители».

В Family Romance — помимо учредителя — трудятся 20 постоянных сотрудников, а задания различной сложности выполняют около 1200 наемных актеров. Масштабные мероприятия (вроде пышной свадьбы) приносят компании примерно 70% доходов, а остальное обеспечивают мелкие индивидуальные заказы. При этом некоторые из них выполняются годами.

Владельцу компании начиная с 2009 г. пришлось лично выступить в роли «жениха» более чем 100 женщин, причем 60 из них обращались в фирму неоднократно. Порой ему доводилось выступать в качестве будущего супруга одновременно для 10 женщин, и, по его словам, это адски трудно. С тех пор в компании действует непреложное правило — один актер не может быть занят более чем в пяти «ролях» одновременно.

Работа прокатного родственника сопряжена со множеством рисков, а один из них кроется в развитии у клиента привязанности к актеру. По статистике компании, от 30% до 40% клиенток, прибегающих к услугам «мужа напрокат», в итоге предлагают актеру перейти к реальным отношениям.

С клиентами мужского пола все несколько проще, поскольку «жены по найму» крайне редко посещают их дом (в целях безопасности). Кстати, за редчайшими исключениями наемным партнерам запрещено оставаться с клиентами наедине. Под запретом и физические контакты — можно разве что держаться за руки (но не более того).

Чаще и болезненнее всего синдром привязанности развивается у матерей-одиночек. Во-первых, их морально сложно резко оттолкнуть. Во-вторых, актерам приходится работать с такими клиентками достаточно длительное время, что тоже способствует развитию привязанности. Поэтому агентства стремятся сокращать частоту встреч с матерями-одиночками, организовывая их не чаще одного раза в три месяца. Впрочем, в некоторых случаях это не спасает, особенно когда клиентки настаивают на более регулярных встречах. В некоторых ситуациях контракты приходится разрывать.

Одной актрисе пришлось изображать из себя жену клиента на протяжении семи лет: его реальная супруга сильно поправилась, и мужчина выходил в свет только с подставной женой. Довольно часто актрисам приходится ходить на школьные собрания вместо расплывшихся матерей только для того, чтобы их дети не превратились в объект насмешек сверстников.

Вообще широта спектра заданий изумляет. Так, стриптизерша из кабаре наняла актера на роль постоянно заказывающего ее клиента — весьма оригинальный PR! Ослепшая женщина заказала себе зрячего партнера, чтобы на вечеринках он проводил для нее своеобразный кастинг, отбирая для ее танцев только смазливых мужчин. Забеременевшая дамочка наняла себе «маму» с тем, чтобы та профессионально убедила ее бывшего бойфренда в необходимости признать будущего ребенка.

Одинокие девушки с родителями, буквально одержимыми идеей скорой свадьбы дочери, вынуждены нанимать себе бойфрендов или женихов. Первая встреча с «избранником» несколько притупляет их бдительность, а когда они пытаются вновь встретиться с «женихом», девушка сообщает, что их отношения только что распались.

Но родители порой проявляют особое упорство, и тогда агентства приступают к организации липовой, но полномасштабной свадьбы. Стоимость такой услуги составляет около 5 млн. иен ($47 000): невеста нередко приглашает реальных сотрудников, друзей и членов семьи, но порой все присутствующие на подобных свадьбах (за исключением невесты и ее родителей) оказываются актерами. При этом прокатный посаженый отец способен произнести такую чувствительную речь, что реальные гости не могут сдержать слез от умиления.

Проведение липовой свадьбы требует не меньших усилий, чем организация настоящего бракосочетания, и на подготовку такого мероприятия уходит несколько месяцев.

Вопрос поцелуев решается по обстоятельствам: некоторые невесты настаивают только на имитации («в щечку»), зато другие требуют реальных страстных лобызаний. Актеры стараются представить, что просто снимаются в кино, но это не всегда помогает.

Одной из самых поразительных услуг смело можно считать «нагоняй напрокат». При этом актеров, озвучивающих едкую критику, нанимают вовсе не для того, чтобы отчитать кого-то третьего: требуется наказать себя самого за «допущенные ошибки» и «загладить вину». По словам актеров, вначале они чувствуют себе не в своей тарелке — им неудобно отчитывать постороннего человека, но очень скоро вживаются в роль.

Особо проблемной в индустрии считают услугу «извинения напрокат». Например, вы допустили промах на работе, и недовольный клиент требует встречи с вашим начальством — чтобы избежать огласки, вы нанимаете подставного руководителя. Нередко ситуация заканчивается скандалом — к примеру, когда якобы извинившийся начальник узнает о том, как его подставили.

Немалый стресс провоцируют и извинения за семейные измены. Обманутые мужья периодически требуют личного покаяния от любовников своих жен, и неверным супругам остается только одно — нанимать липовых любовников.

В одной из компаний эту нетривиальную задачу решают с блеском: актер, выступающий в роли любовника, наносит на шею временное тату якудзы и одевается в соответствующее этому статусу облачение. Он приходит в дом неверной женщины, и когда ее муж открывает двери, падает на колени и начинает искренне просить прощения. Похоже, такая постановка просто обезоруживает обманутых супругов, снимая напряжение благодаря эффекту неожиданности, страху и лести.

Если любовник женат, обманутый муж может потребовать присутствия на встрече и супруги разлучника в надежде на крах их брака. И потому многие любовники, не желая подвергать семейное благополучие суровой проверке, нанимают прокатных «жен». Конечно, актерам не позавидуешь: мужья часто скандалят и ведут себя крайне агрессивно.

Огромной популярностью пользуются и «плакальщики» — симпатичные и внешне мужественные актеры, с легкостью готовые пустить слезу. Плакальщики уже стали неотъемлемой частью т. н. церемонии развода. Такие мероприятия, как правило, проводят в полуразрушенных зданиях, символизирующих распад брака: вначале ведущий демонстрирует слайды с пошаговым пояснением причин развода и допущенных ошибок. Примечательно, что 15% пар, участвующих в церемонии, отказываются от идеи расставания и решают сохранить семью.

Японский предприниматель Хироки Терай, учредитель Ikemeso Takkyu-bin, внес новые краски в тенденцию прокатного плача, запустив в оборот понятие rui-katsu («совместный плач» или «доведение до плача») и открыв новое направление бизнеса. Его фирма организовывает церемонии плача в крупных корпорациях, подавая их как мероприятия, способствующие укреплению командного духа. И сегодня в Японии регулярные семинары и курсы rui-katsu проводят четыре десятка организаций.

Как Япония стала колыбелью «проката родни»

В 1868 г. в ходе «реставрации Мэйдзи» реформаторам удалось объединить Японию под управлением императора: после многих столетий изоляционизма и феодализма страна встала на путь формирования современной военно-бюрократической машины. Инициаторы реставрации подготовили проект нового гражданского кодекса, предусмотрев в нем ряд положений, описывающих явление, именуемое жителями Запада «семьей». В Японии у этой концепции не было никаких четко определенных рамок, и выразить данное понятие каким-либо одним конкретным словом не представлялось возможным.

Так появилось новое слово — kazoku, и стартовала работа по созданию контуров «системы семьи», основанной на давно устоявшейся разновидности организации быта — ie (или «доме»).

Понятие ie, отчасти продукт конфуцианства, отличалось жесткой иерархической организацией. Глава дома держал под контролем всю собственность и выбирал одного из членов младшего поколения в качестве наследника: обычно эта роль доставалась старшему сыну (впрочем, иногда зятю и даже приемному ребенку). Преемственность дома значила больше кровного родства. Остальные члены могли либо оставаться жить в ie, либо, если это были дочери — выходить замуж в новый дом; сыновья могли открывать свои собственные новые ответвления-дома.

В националистической идеологии эпохи Мэйдзи Япония выглядела одной большой семьей: император играл роль главы основного дома, а все остальные дома были его ответвлениями. Понятие «семейные традиции» становится центральным элементом национальной идентичности, противопоставляемым эгоистичному идеализму Запада.

После Второй мировой войны в ходе подготовки новой конституции (ее писали в период союзной оккупации) предпринимается попытка заместить идею ie западным понятием демократической полноценной семьи. Конституция вводит запрет на браки по принуждению, супруги обретают равный правовой статус, а собственность равномерно распределяется между детьми супружеской пары — вне зависимости от пола или очередности появления ребенка на свет.

На фоне послевоенного экономического роста и формирования корпоративной культуры распространенность понятия ie снижается, а популярность обитающей в квартирах (а не домах) т. н. полноценной семьи, состоящей из служащего, его супруги и их отпрысков, стремительно возрастает.

В период экономического бума 80-х женщины все чаще находят работу за пределами своего жилья. Показатели рождаемости идут на спад, а количество разводов и число отдельно живущих холостых граждан растет. Растет и среднестатистическая длительность жизни, а также пропорция людей пожилого возраста.

Именно в этот момент в Японии и стартует первая волна популярности «родни напрокат». В 1989 г. Сацуки Ойва, президент токийской компании, специализирующейся на организации тренингов для сотрудников корпораций, начинает «сдавать напрокат» детей и внуков всеми позабытым старикам. Эта идея пришла в голову бизнес-леди благодаря подслушанной беседе подчиненных, сетовавших на невероятную занятость по работе, просто не позволяющую посещать родителей.

Пресса много писала о необычном сервисе Ойва: всего за несколько лет она успела сдать «прокатных родственников» более чем сотне клиентов. Некая супружеская чета наняла «сына», поручив ему выслушивать рассказы отца о своей непростой судьбе. Реальный сын жил вместе с этими людьми, но наотрез отказывался выслушивать нудные истории. Более того, реальный внук супружеской пары уже вырос из пеленок, и дедушке с бабушкой явно не хватало ощущений от общения с новорожденными.

Стоимость трехчасового визита «сына» с «невесткой» и «внуком» младенческого возраста, всегда готовыми выслушивать истории невзгод, составляла $1100.

Идея прокатной родни овладела умами. И в 1993 г. знаменитый автор детективных романов Миса Ямамура публикует книгу «История убийства в прокатной семье». По сюжету престарелая дама с онкологическим заболеванием мстит не уделяющему ей внимания сыну: она берет кредит под залог семейного дома и нанимает куда более привлекательного прокатного «сына», «невестку» и «внука». После ее убийства на свет всплывают два варианта завещания женщины: одно — в пользу настоящего сына, другое — в пользу прокатной «семьи». С тех пор японские беллетристы регулярно пишут о представителях индустрии проката родни.

Впрочем, истоки популярности следует искать и в дерегуляции японского рынка труда, проведенной в 90-е годы, а также в постепенном размывании привычного для «белых воротничков» стиля жизни. Сегодня количество временных работников в стране достигает 38%, а японские СМИ постоянно пишут о «прокате родни» как о достойном «дополнительном заработке» для своих читателей. Более того, с 2010 г. количество одиноких и самостоятельно ведущих хозяйство людей стало превышать число т. н. полноценных семей. И, конечно же, неуклонно растет число стариков.

Не Японией единой...

Конечно, нет сомнений, что многие особенности японского бизнеса по прокату «родственников» носят особый, присущий только Японии характер. Тем не менее жители нашей планеты на протяжении всей истории человечества с завидной регулярностью платили чужим людям за то, что их родственники обязаны делать совершенно бесплатно.

Наемные плакальщицы существовали еще в Древней Греции, Римской империи и Китае, в иудейской и христианской традициях, а также в раннем исламском мире. Их осуждали Солон, святой Петр и Иоанн Златоуст. Их услугами все еще пользуются в Китае, Индии, а в последнее время и в Англии, где с 2013 г. прекрасно функционирует фирма под названием Rent A Mourner («Найми плакальщицу»).

А ведь современные няни, сиделки и повара по сути играют роль наемных родственников (матерей, дочерей и жен), и бизнес-идея заработка на прокате фальшивой родни наверняка будет пользоваться устойчивым спросом в любой стране мира.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Миротворческая операция на востоке Украины под...

Глубокое реформирование наших Вооруженных сил стало возможным благодаря...

Контрабандисты пересели на БПЛА?

На украинских границах дроны стали обыденностью, и это неудивительно, ведь боевые...

В валютных колебаниях виноваты... «черные фермеры»

Вот уже несколько лет агросектор является основным поставщиком валюты в Украину.

Долгая и снежная украинская зима

Когда вы видите, что местные дороги не ремонтируются, имеете полное право спросить...

«Салатный» скандал от McDonald's

О гиганте и лидере глобальной индустрии быстрого питания — McDonald's — вновь пишут...

Загрузка...

Там, где стреляют, строить никто не хочет

В конце 2017 г. ВР изменила статус Государственной специальной службы транспорта (ГССТ),...

«День сурка» под открытым небом

Старые автобусные остановки в селах Шаргородского, Томашпольского, Тростянецкого...

Чиновникам построили «улей»

Автоматизация административных услуг и процессов в Украине вышла на новую стадию....

Четверть страны — против реформ

67% населения оценивает реформы по тому, что о них говорят из телевизора

Новые киевляне: от иглы до медузы

Пока пресная вода — не стратегический продукт

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка