Шкода от компании Skoda

№14 (902) 5 – 11 апреля 2019 г. 03 Апреля 2019 5

На фоне президентских выборов мало кто обратил внимание на неприятную для Украины новость: Тkoda Auto, дочерняя компания Volkswagen Group, решила не строить в нашей стране мультибрендовый завод. А это означает, что мы лишились 1,4 млрд. евро инвестиций, 5 тыс. новых рабочих мест и производства 300 тыс. автомобилей в год с уровнем экспорта в 4,5 млрд. евро.

Об этом сообщила компания «Еврокар» (с. Соломоново Закарпатской обл.) — сегодня это единственный украинский производитель легковых авто. В 2018 г. она выпустила 5659 автомобилей Тkoda — на 7,9% меньше, чем годом ранее. Эта марка в прошлом году заняла четвертую строчку рейтинга продаж новых авто в Украине с долей рынка в 7%.

Для чего компании Тkoda понадобилось строить новый завод? Дело в том, что ныне существующие мощности в Чехии работают на износ, загружены на 120% и приходится прибегать к многосменному рабочему режиму.

В 2017 г. председатель Тkoda Auto побывал в Украине. Он встречался с главой украинского правительства, при этом обговаривалась возможность строительства нового завода в нашей стране. Чехов привлекала удобная логистика, соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, наличие подготовленных трудовых ресурсов и то, что рабочая сила в Украине почти вдвое дешевле, чем в европейских странах.

Однако за это время Украина так и не предложила условий, которые привлекли бы потенциального инвестора. До сих пор не работают таможенные и налоговые стимулы для деятельности индустриальных парков, хотя соответствующие законопроекты были приняты в первом чтении еще в 2016 г., не воплощена в реальность анонсированная 15-летняя Стратегия развития рынка электромобилей, не рассмотрены законопроекты для поддержки производства электромобилей, внесенные в повестку дня еще в начале года, констатирует «Еврокар».

Учитывая эти обстоятельства, Тkoda Auto сегодня рассматривает площадки для строительства в четырех странах Восточной и Юго-Восточной Европы. Решение будет принято в течение ближайших месяцев.

«Еврокар» заявил, что работает в Украине уже почти 20 лет, «а тем временем шанс на расширение производства и интеграцию на европейский рынок остается только шансом, и с каждым годом он все более призрачный, как и шанс Украины остаться в клубе автомобилестроительных стран в целом».

Может, «Еврокар» излишне драматизирует ситуацию? В 2018 г. в нашей стране продали 81 800 новых легковушек (на 2,35% меньше, чем в 2017-м). Самой продаваемой маркой стала Toyota (10 082 авто), продажи которой выросли на 4% по сравнению с предыдущим годом. В то же время в Украину по разным схемам ввезли 116 тыс. б/у авто.

Но что еще хуже — многолетняя деградация собственного производства автомобилей. В прошлом году было выпущено 6623 авто (в 2017-м — 9305 ед.), из которых 5660 — легковые, 132 — коммерческие и 831 автобус. На долю «Еврокара» пришлось 5659 ед., БАЗ произвел 188 машин, ЗАЗ — 130, а «Богдан» — 50.

Для сравнения: в 2013-м благодаря введению утилизационного сбора и спецпошлин на импорт авто было выпущено 50 449 ед. (на 33,9% меньше показателя 2012 г.). ЗАЗ произвел 20 301 автомобиль (19 257 легковушек, 747 грузовиков и 297 автобусов), «Богдан» — 13 365 ед. (5958 легковых авто, 284 — грузовых и 496 автобусов).

Отдельно следует сказать о былом флагмане отечественного автомобилестроения. ЗАЗ в 2006 г. произвел 193 тыс. авто, в 2007-м — 282 тыс., а в 2008-м на предприятии было собрано 258 тыс. машин под марками ЗАЗ, ВАЗ, Opel, Chery и Chevrolet.

Что же погубило завод? Если говорить о внешних факторах, то удар нанесла Россия, которая ввела утилизационный сбор и вытеснила со своего рынка украинских производителей. ЗАЗ поставлял в Россию 90% общего количества экспортных автомобилей, остальные отправлялись в Беларусь, Казахстан, Сирию, Азербайджан и Узбекистан.

Что касается внутренних факторов, то завод попал в долговую яму еще в 2008—2009 гг. В него было вложено $380 млн., кредиты брали в долларах. Когда доллар подорожал с 5 до 8 грн., ЗАЗ понес убытки в миллиард гривен. Вступление Украины в ВТО также сыграло свою роковую роль, внутренний рынок обвалился. Если в 2008-м завод выпустил 258 тыс. авто, то в 2009-м — только 46 тыс.

С той поры по мере падения покупательной способности населения положение только ухудшалось. Флагманскую модель Lanos в ноябре 2018-го пришлось снять с производства, поскольку с экономической точки зрения ее выпуск оправдан при ежегодном «тираже» в 50 тыс. ед. Глупо производить авто себе в убыток. Не следует при этом забывать, что у ЗАЗа около 600 поставщиков деталей и комплектующих, с которыми надо расплачиваться. В 2018 г. задолженность по кредитам составила 3 млрд. грн. и $24 млн., на заводе работали всего 1350 человек.

А теперь зададимся вопросом, почему ЗАЗ не привлек иностранцев. По словам владельца корпорации «УкрАВТО» Тариэла Васадзе, которому принадлежит ЗАЗ, после того как Mercedes снял с производства устаревшую модель Sprinter, представители немецкой компании в 2017 г. побывали в Запорожье, чтобы обсудить возможность ее выпуска. Однако узнав об условиях для производителей, прямо заявили, что ни о каком производстве не может быть и речи.

Собственно говоря, они поступили точно так же, как в нынешнем году Тkoda Auto. По словам г-на Васадзе, в странах ЕС за каждое созданное новое рабочее место предусмотрен возврат инвестиции в размере до 35 тыс. евро. Речь идет о субсидиях на отвод земли и передачу ее в собственность или аренду, подведение всех коммуникаций и т. д. Кредиты предлагают под 0,2% годовых. В Европе существуют специальные территории приоритетного развития, где действуют законы свободных экономических зон. Там предприятиям предоставляются преференции по ряду налогов.

Яркий пример — Словакия, которая возвращает до 70% суммы инвестиций. В 2018 г. в этой стране было произведено: Kia — 225 415, Citroёn — 217 992, Peugeot — 195 678, Volkswagen — 160 338, Audi — 841 018, Тkoda — 36 057, Seat — 13 998 ед. Еще в 2015 г. Словакия стала мировым лидером по производству авто на каждую тысячу жителей (184 авто), обогнав Чехию, Германию, Японию и Южную Корею. При этом доля продукции автопрома в общей структуре экспорта составила 35%.

Каким образом стране с населением 5,5 млн. человек удалось достигнуть таких впечатляющих результатов? Как указывают эксперты, «это стало результатом активного привлечения в Словакию прямых иностранных инвестиций, что обусловлено ее выгодным географическим положением, наличием квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы и благоприятной государственной политикой».

Сначала в Словакии начал работать завод компании Volkswagen (Братислава), ему предоставили льготы на 31,2 млн. евро. В 2006 г. в Жилине открыла производство компания Kia Motors — это был ее первый в Европе проект стоимостью 1 млрд. евро. Корейцам предложили господдержку проекта в $210 млн., бесплатный земельный участок и освободили от налога на фиксированный доход (19%) на 10 лет ($20,9 млн.).

Компания PSA Peugeot Citroёn вложила в организацию производства в Трнаве 614 млн. евро, в то же время она получила льготы на $160 млн. Компании Jaguar Land Rover бесплатно выделили 730 га земли и компенсировали 9% инвестиций. В результате в страну пришло 1,5 млрд. евро.

По тому же пути пошла и Турция. Кроме налоговых каникул на срок от 2 до 5 лет, она предоставляла инвесторам бесплатную землю с подводом к ней инфраструктуры. Из 14 существующих автомобильных заводов 11 созданы совместно с иностранными корпорациями (Renault, Ford, Fiat, Toyota, Honda, Hyundai, Isuzu, Mercedes-Benz). Если в 2002 г. в стране произвели 204 тыс. авто, то в 2017-м — уже 1,1 млн. Степень локализации производства составляет 50—70%.

Украине ничто не мешает последовать примеру этих стран: у нас дешевая квалифицированная рабочая сила и удобная логистика. Остается только привлечь иностранных автопроизводителей льготами (земельными, налоговыми и таможенными), чтобы они могли компенсировать вложенные деньги. Однако вместо этого мы отпугнули Тkoda Auto неприемлемыми условиями в надежде на то, что чехи поупираются и согласятся. Не вышло.

В конце концов такая близорукая политика может привести к тому, что мы в ближайшие годы окончательно похороним собственное автопроизводство и страна превратится в свалку железного секонд-хенда.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

В Украине изменились правила подготовки водителей

МВД оповещает об изменениях в правилах получения водительских прав и аккредитации...

ДВОР БЕЗ МАШИН — ПРИЯТНЫЙ БОНУС ЖИЛЬЯ КОМФОРТ- И...

Далеко не каждому жилому комплексу удается предложить покупателям квартир...

Запчасти для Мерседес Вито: качественно, оперативно,...

До конца 90-х годов XX в. Мерседес считали самой надежной маркой автомобилей, но со...

Американизация секонд-хенда

Вслед за евробляхами на украинские дороги выходят битые авто из США

Исключительно академический интерес

В локальном украинском перечне ведущих брендов отсутствуют производители какой-либо...

Загрузка...

Бизнес, который построил Джек

Самое опасное — не искусственный интеллект, а жадность. Ядерные бомбы — это...

Зе-ликвидация

Внедрение частной тяги в жд перевозках без надлежащей подготовки приведет к тому, что...

Правильные вопросы для нужных ответов

Сложности для Зеленского могут возникать в связи с тем, что призывы не допустить...

Стучи, и тебе зачтется

Когда новый закон заработает, граждане Украины могут стать как обличителями...

Либертарианцы реформируют, под собою не чуя страны

Степень отказа госмашины от абсолютного большинства собственных социальных функций...

Смерть под «пальмой»

По Украине пальмовое масло транспортируют в железнодорожных цистернах, в которых...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка