Шкода от компании Skoda

№14 (902) 5 – 11 апреля 2019 г. 03 Апреля 2019 5

На фоне президентских выборов мало кто обратил внимание на неприятную для Украины новость: Тkoda Auto, дочерняя компания Volkswagen Group, решила не строить в нашей стране мультибрендовый завод. А это означает, что мы лишились 1,4 млрд. евро инвестиций, 5 тыс. новых рабочих мест и производства 300 тыс. автомобилей в год с уровнем экспорта в 4,5 млрд. евро.

Об этом сообщила компания «Еврокар» (с. Соломоново Закарпатской обл.) — сегодня это единственный украинский производитель легковых авто. В 2018 г. она выпустила 5659 автомобилей Тkoda — на 7,9% меньше, чем годом ранее. Эта марка в прошлом году заняла четвертую строчку рейтинга продаж новых авто в Украине с долей рынка в 7%.

Для чего компании Тkoda понадобилось строить новый завод? Дело в том, что ныне существующие мощности в Чехии работают на износ, загружены на 120% и приходится прибегать к многосменному рабочему режиму.

В 2017 г. председатель Тkoda Auto побывал в Украине. Он встречался с главой украинского правительства, при этом обговаривалась возможность строительства нового завода в нашей стране. Чехов привлекала удобная логистика, соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, наличие подготовленных трудовых ресурсов и то, что рабочая сила в Украине почти вдвое дешевле, чем в европейских странах.

Однако за это время Украина так и не предложила условий, которые привлекли бы потенциального инвестора. До сих пор не работают таможенные и налоговые стимулы для деятельности индустриальных парков, хотя соответствующие законопроекты были приняты в первом чтении еще в 2016 г., не воплощена в реальность анонсированная 15-летняя Стратегия развития рынка электромобилей, не рассмотрены законопроекты для поддержки производства электромобилей, внесенные в повестку дня еще в начале года, констатирует «Еврокар».

Учитывая эти обстоятельства, Тkoda Auto сегодня рассматривает площадки для строительства в четырех странах Восточной и Юго-Восточной Европы. Решение будет принято в течение ближайших месяцев.

«Еврокар» заявил, что работает в Украине уже почти 20 лет, «а тем временем шанс на расширение производства и интеграцию на европейский рынок остается только шансом, и с каждым годом он все более призрачный, как и шанс Украины остаться в клубе автомобилестроительных стран в целом».

Может, «Еврокар» излишне драматизирует ситуацию? В 2018 г. в нашей стране продали 81 800 новых легковушек (на 2,35% меньше, чем в 2017-м). Самой продаваемой маркой стала Toyota (10 082 авто), продажи которой выросли на 4% по сравнению с предыдущим годом. В то же время в Украину по разным схемам ввезли 116 тыс. б/у авто.

Но что еще хуже — многолетняя деградация собственного производства автомобилей. В прошлом году было выпущено 6623 авто (в 2017-м — 9305 ед.), из которых 5660 — легковые, 132 — коммерческие и 831 автобус. На долю «Еврокара» пришлось 5659 ед., БАЗ произвел 188 машин, ЗАЗ — 130, а «Богдан» — 50.

Для сравнения: в 2013-м благодаря введению утилизационного сбора и спецпошлин на импорт авто было выпущено 50 449 ед. (на 33,9% меньше показателя 2012 г.). ЗАЗ произвел 20 301 автомобиль (19 257 легковушек, 747 грузовиков и 297 автобусов), «Богдан» — 13 365 ед. (5958 легковых авто, 284 — грузовых и 496 автобусов).

Отдельно следует сказать о былом флагмане отечественного автомобилестроения. ЗАЗ в 2006 г. произвел 193 тыс. авто, в 2007-м — 282 тыс., а в 2008-м на предприятии было собрано 258 тыс. машин под марками ЗАЗ, ВАЗ, Opel, Chery и Chevrolet.

Что же погубило завод? Если говорить о внешних факторах, то удар нанесла Россия, которая ввела утилизационный сбор и вытеснила со своего рынка украинских производителей. ЗАЗ поставлял в Россию 90% общего количества экспортных автомобилей, остальные отправлялись в Беларусь, Казахстан, Сирию, Азербайджан и Узбекистан.

Что касается внутренних факторов, то завод попал в долговую яму еще в 2008—2009 гг. В него было вложено $380 млн., кредиты брали в долларах. Когда доллар подорожал с 5 до 8 грн., ЗАЗ понес убытки в миллиард гривен. Вступление Украины в ВТО также сыграло свою роковую роль, внутренний рынок обвалился. Если в 2008-м завод выпустил 258 тыс. авто, то в 2009-м — только 46 тыс.

С той поры по мере падения покупательной способности населения положение только ухудшалось. Флагманскую модель Lanos в ноябре 2018-го пришлось снять с производства, поскольку с экономической точки зрения ее выпуск оправдан при ежегодном «тираже» в 50 тыс. ед. Глупо производить авто себе в убыток. Не следует при этом забывать, что у ЗАЗа около 600 поставщиков деталей и комплектующих, с которыми надо расплачиваться. В 2018 г. задолженность по кредитам составила 3 млрд. грн. и $24 млн., на заводе работали всего 1350 человек.

А теперь зададимся вопросом, почему ЗАЗ не привлек иностранцев. По словам владельца корпорации «УкрАВТО» Тариэла Васадзе, которому принадлежит ЗАЗ, после того как Mercedes снял с производства устаревшую модель Sprinter, представители немецкой компании в 2017 г. побывали в Запорожье, чтобы обсудить возможность ее выпуска. Однако узнав об условиях для производителей, прямо заявили, что ни о каком производстве не может быть и речи.

Собственно говоря, они поступили точно так же, как в нынешнем году Тkoda Auto. По словам г-на Васадзе, в странах ЕС за каждое созданное новое рабочее место предусмотрен возврат инвестиции в размере до 35 тыс. евро. Речь идет о субсидиях на отвод земли и передачу ее в собственность или аренду, подведение всех коммуникаций и т. д. Кредиты предлагают под 0,2% годовых. В Европе существуют специальные территории приоритетного развития, где действуют законы свободных экономических зон. Там предприятиям предоставляются преференции по ряду налогов.

Яркий пример — Словакия, которая возвращает до 70% суммы инвестиций. В 2018 г. в этой стране было произведено: Kia — 225 415, Citroёn — 217 992, Peugeot — 195 678, Volkswagen — 160 338, Audi — 841 018, Тkoda — 36 057, Seat — 13 998 ед. Еще в 2015 г. Словакия стала мировым лидером по производству авто на каждую тысячу жителей (184 авто), обогнав Чехию, Германию, Японию и Южную Корею. При этом доля продукции автопрома в общей структуре экспорта составила 35%.

Каким образом стране с населением 5,5 млн. человек удалось достигнуть таких впечатляющих результатов? Как указывают эксперты, «это стало результатом активного привлечения в Словакию прямых иностранных инвестиций, что обусловлено ее выгодным географическим положением, наличием квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы и благоприятной государственной политикой».

Сначала в Словакии начал работать завод компании Volkswagen (Братислава), ему предоставили льготы на 31,2 млн. евро. В 2006 г. в Жилине открыла производство компания Kia Motors — это был ее первый в Европе проект стоимостью 1 млрд. евро. Корейцам предложили господдержку проекта в $210 млн., бесплатный земельный участок и освободили от налога на фиксированный доход (19%) на 10 лет ($20,9 млн.).

Компания PSA Peugeot Citroёn вложила в организацию производства в Трнаве 614 млн. евро, в то же время она получила льготы на $160 млн. Компании Jaguar Land Rover бесплатно выделили 730 га земли и компенсировали 9% инвестиций. В результате в страну пришло 1,5 млрд. евро.

По тому же пути пошла и Турция. Кроме налоговых каникул на срок от 2 до 5 лет, она предоставляла инвесторам бесплатную землю с подводом к ней инфраструктуры. Из 14 существующих автомобильных заводов 11 созданы совместно с иностранными корпорациями (Renault, Ford, Fiat, Toyota, Honda, Hyundai, Isuzu, Mercedes-Benz). Если в 2002 г. в стране произвели 204 тыс. авто, то в 2017-м — уже 1,1 млн. Степень локализации производства составляет 50—70%.

Украине ничто не мешает последовать примеру этих стран: у нас дешевая квалифицированная рабочая сила и удобная логистика. Остается только привлечь иностранных автопроизводителей льготами (земельными, налоговыми и таможенными), чтобы они могли компенсировать вложенные деньги. Однако вместо этого мы отпугнули Тkoda Auto неприемлемыми условиями в надежде на то, что чехи поупираются и согласятся. Не вышло.

В конце концов такая близорукая политика может привести к тому, что мы в ближайшие годы окончательно похороним собственное автопроизводство и страна превратится в свалку железного секонд-хенда.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Американизация секонд-хенда

Вслед за евробляхами на украинские дороги выходят битые авто из США

Исключительно академический интерес

В локальном украинском перечне ведущих брендов отсутствуют производители какой-либо...

В Польше сожгли авто активиста украинской общины

На данный момент полиция изучает записи с видеокамер вблизи места поджога

В Украине продолжает сокращаться производство...

Производители автобусов за месяц выпустили 56 машин, что на 18% меньше, чем год назад

В Донецкой области неизвестные обстреляли автомобиль...

В Донецкой области, в тылу украинских военных, обстреляли автомобиль командира...

Загрузка...

Как разориться, сохранив имущество

Банкротство — возобновление платежеспособности должника, а не его ликвидация

На правом фланге Байконура

Экс-президент Украины Леонид Кучма дал несколько советов Владимиру Зеленскому и...

Оккупация

Вчера поздно работал. Лег спать после 12 ночи. Но научная работа возбуждает, и мозг долго...

В Закарпатье вновь говорят об автономии

Подведение и осмысление итогов президентских выборов в региональных СМИ плавно...

Адекватная скорость

В Вооруженных силах Украины строят современную систему логистического обеспечения...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка