Стучи, и тебе зачтется

29 Октября 2019 4

ВР приняла в целом законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О предупреждении коррупции» относительно обличителей коррупции».

Казалось бы, такую готовность искоренить коррупцию, можно только приветствовать, однако может случиться и так, что не поздоровится не только мздоимцам, но и ни в чем неповинным людям, на которых обличители накатают доносы.

Каналы разные – результат один

В новом законе появилось определение обличителя – это физическое лицо, которое при наличии убеждения, что информация является достоверной, сообщает о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, совершенных другим лицом. Такая информация может стать ему известной в связи с его трудовой, профессиональной, хозяйственной, общественной, научной деятельностью, прохождением службы или учебы.

Информацию обличитель может передавать по внутренним каналам своему непосредственному руководителю по месту работы, учебы или службы. Существует и внешний канал, когда сообщения о возможных фактах коррупции передаются через физических или юридических лиц, в т.ч. через СМИ, журналистов, общественные объединения, профессиональные союзы и т. д.

Регулярные каналы – это пути защищенного и анонимного сообщения Национальному агентству по предупреждению коррупции, а также другому субъекту властных полномочий. К компетенции последнего относится рассмотрение и принятие решений по вопросам, по которым раскрывается соответствующая информация.

При наличии угрозы жизни, жилью, здоровью и имуществу обличителей их близких лиц к ним могут быть применены правовые, организационно-технические и другие меры, направленные на защиту от противоправных посягательств.

Обличитель может пользоваться всеми видами защиты, предусмотренной законом «О бесплатной правовой помощи», или привлечь адвоката самостоятельно. Национальное агентство в случае обращения обличителя осуществляет представительство в суде его интересов, имеет право присутствовать на заседаниях судов всех инстанций, вправе обращаться в суд с иском о защите прав и свобод обличителя, а также инициировать пересмотр судебных решений.

Национальное антикоррупционное бюро, Национальное агентство, другие специально уполномоченные субъекты в сфере противодействия коррупции, органы местного самоуправления и юридические лица публичного права обязаны создать защищенные анонимные каналы связи (горячие линии, электронные почтовые ящики и т. д.), по которым обличитель может осуществить сообщение, гарантированно сохраняя свою анонимность.

Сообщение о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений может быть осуществлено работником соответствующего органа без указания авторства.

Анонимное сообщение подлежит рассмотрению, если приведенная в нем информация касается конкретного лица и содержит фактические данные, которые могут быть проверены. Их проверка осуществляется в срок не более 15 дней со дня получения.

Обличитель самостоятельно определяет, какие каналы использовать. Сообщение, переданное через регулярные или внутренние каналы, подлежит предварительной проверке в срок не более 10 рабочих дней. По ее результатам должностное лицо принимает одно из следующих решений:
назначает внутреннюю (служебную) проверку, передает материалы в орган предварительного расследования в случае установления признаков уголовного преступления или прекращает производство в случае неподтверждения фактов.

Обличитель имеет право на конфиденциальность и анонимность, быть уведомленным о своих правах и обязанностях, представлять доказательства, давать объяснения и показания или отказаться от этого. Он также вправе получить вознаграждение, психологическую помощь, возместить свои затраты за счет государства в связи с защитой прав. Кроме того, он освобождается от юридической ответственности в определенных законом случаях.

Обличителю и его близким не могут отказать в приеме на работу или уволить, изменить условия труда или уменьшить зарплату. Если их все же уволят, то они подлежат немедленному восстановлению на прежней работе (должности), а также им выплачивается средний заработок за время вынужденного прогула, но не более чем за один год.

Запрещено раскрывать информацию о личности обличителя, его близких лиц или другие данные, которые могут их идентифицировать. Право на вознаграждение имеет обличитель, который сообщил о коррупционном преступлении, денежный размер которого или нанесенного государству ущерба в пять тысяч и более раз превышает размер прожиточного минимума (в 2019 г. – 9,68 млн. грн.).  Размер вознаграждения составляет 10% процентов, но не может превышать трех тысяч минимальных зарплат (сегодня это 12 519 000 грн.)

Обличитель не несет юридической ответственности за сообщения о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, несмотря на возможное нарушение своих служебных, гражданских, трудовых или иных обязанностей или обязательств.

Такое сообщение не может рассматриваться как нарушение условий конфиденциальности, предусмотренных гражданским, трудовым или иным договором (контрактом).

Обличитель освобождается от гражданско-правовой ответственности за имущественный и/или моральный ущерб, причиненный в результате осуществления сообщения, за исключением заведомо ложного. В случае непреднамеренного сообщения обличителем недостоверной информации она подлежит опровержению в порядке, определенном Гражданским кодексом.

В админкодексе появилось дополнение, согласно которому незаконное разглашение или использование другим способом лицом в своих интересах или в интересах другого физического или юридического лица информации об обличителе и его близких лиц влечет наложение штрафа на сумму 1–2,5 тыс.  необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на один год.

Необоснованный иммунитет

Разработчик законопроекта (Офис президента) в пояснительной записке указал, что согласно ст. 33 Конвенции ООН против коррупции каждое государство рассматривает возможность включения в свою внутреннюю правовую систему надлежащих мер для обеспечения защиты любых лиц, которые добросовестно и на разумных основаниях сообщают компетентным органам о любых фактах, связанных с преступлениями, предусмотренными в этом документе.

Также пунктом 4 ст. 8 конвенции предусмотрено, что каждое государство в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства рассматривает возможность установления мер и систем, способствующих тому, чтобы государственные должностные лица сообщали соответствующим органам о коррупционных деяниях, о которых им стало известно во время выполнения ими своих функций. Защита разоблачителей коррупции является также одной из приоритетных задач Нацсовета по вопросам антикоррупционной политики. Сегодня регулирование в сфере защиты обличителей коррупции требует существенного усовершенствования с целью его приведения в соответствие с международными стандартами и лучшими практиками.

Между тем Главное юридическое управление ВР считает, что при выборе обличителем регулярного канала сообщения конечным адресатом может быть признан, в частности, руководитель юридического лица публичного права, который, в свою очередь, наделяется полномочиями при проведении предварительной проверки установить признаки уголовного преступления и передать соответствующие материалы в орган предварительного расследования.

Т.о. должностные лица, ответственные за проведение предварительной проверки, наделяются не присущими им полномочиями, которые отнесены к сфере деятельности органов досудебного расследования или суда.

Что касается новеллы о том, что обличителю и его близким лицам не могут отказать в приеме на работу (уволить, уменьшать зарплату), то в ней не определены механизмы выявления связи такой дискриминации с сообщением о коррупции. Отсутствие соответствующих механизмов применения положений закона создает условия для злоупотреблений со стороны обличителя и его близких лиц.

У юристов вызвало возражение и положение закона о том, что обличитель не несет юридической ответственности за сообщения о возможных фактах коррупции и освобождается от гражданско-правовой ответственности за причиненный имущественный или моральный вред.

Конституция содержит только один случай абсолютного освобождения лица от ответственности -- за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников.

Текст закона также не содержит положения о том, что разоблачителя должны предупреждать об уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение о совершении преступления, как это предусмотрено в ст. 383 УК.

Что касается освобождения обличителя от ответственности за нарушение прав других лиц в сфере «гражданских, трудовых или иных подобных обязанностей или обязательств», то на фоне создания искусственного и не всегда обоснованного иммунитета обличителя одновременно происходит безосновательное сужение прав тех лиц, на которых он указывает, что априори нарушает гарантии, закрепленные в Конституции.

Согласно ст. 32 Конституции, каждому гарантируется судебная защита права опровергать недостоверную информацию о себе и членах своей семьи и требовать изъятия подобной информации. Кроме того, в ней зафиксировано право на возмещение материального и морального ущерба, причиненного сбором, хранением, использованием и распространением недостоверной информации.

Что касается юристов и экспертов, не причастных к разработке закона, то у них вызывает сомнение, насколько он окажется эффективным, смогут ли нынешние антикоррупционные госорганы оперативно и действенно реагировать на сообщения обличителей. Кроме того, вызывает вопросы вознаграждение в 10%. О крупных схемах на миллионы гривен чаще всего узнают либо инсайдеры, либо правоохранители, которые не имеют права на вознаграждение. Что им мешает, имея информацию по конкретному делу, слить ее подставным обличителям, чтобы получить деньги!

Схема получения 10% не будет работать и в отношении малой коррупции. Если, например, полицейский получил взятку в 100 грн., то обличителю положено 10 грн. Захочет ли он в таком случае сообщать в НАПК об этом должностном преступлении, вопрос риторический.

По словам народного депутата Сергея Власенко, согласно международным нормам и документам Совета Европы, обличитель – это человек, работающий внутри системы, и которому точно известно о совершении фактов коррупции, а не общественный активист, который проходит мимо дома, допустим, таможенника, и говорит, что тот коррупционер. Нигде в мире к анонимным заявлениям не относятся всерьез.

Закон наделил НАПК несвойственными ему функциями, агентство не сможет проверить заявление обличителя, поскольку не является правоохранительным органом. Куда логичнее, чтобы проверками таких сообщений занимался специализированный правоохранительный орган – НАБУ.

А вот экс-народный депутат Игорь Попов считает, что присутствие в УК ст. 384, согласно которой неправдивые показания участника уголовного процесса влекут наказание, не гарантирует защиту от ложных доносов. Такой сценарий возможен, если был умысел, а доказывать его всегда проблематично.

Подводя итоги, можно констатировать, что когда новый закон заработает (с 1 января 2020 г.), граждане Украины могут стать как обличителями коррупционеров, так и жертвами ложных доносов.


Читайте новости Украины и мира на страницах «2000» и в социальных сетях Facebook, Twitter, Livejournal, а также Telegram

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Нардепа Дубневича арестовали до 31 декабря

Апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда вчера арестовала...

Украина глазами Курта Волкера

Луценко пытался продемонстрировать США свою ценность и значимость, с тем чтобы США в...

Стучи, и тебе зачтется

Когда новый закон заработает, граждане Украины могут стать как обличителями...

Украину массово заразили «Палочкой Лоха»

В Украине уже нет ни власти, ни государства, ни народа. Президенты и Премьеры обзывают...

Министр энергетики США: Украина? Только газ и...

Отставка Рика Перри с поста министра энергетики, намеченная на конец года, «не имеет...

Хронология «Украинагейта»

Основная часть вступительного заявления посла, 17 октября 2019 г. дававшего показания на...

Загрузка...

Бизнес, который построил Джек

Самое опасное — не искусственный интеллект, а жадность. Ядерные бомбы — это...

Зе-ликвидация

Внедрение частной тяги в жд перевозках без надлежащей подготовки приведет к тому, что...

Правильные вопросы для нужных ответов

Сложности для Зеленского могут возникать в связи с тем, что призывы не допустить...

Либертарианцы реформируют, под собою не чуя страны

Степень отказа госмашины от абсолютного большинства собственных социальных функций...

Смерть под «пальмой»

По Украине пальмовое масло транспортируют в железнодорожных цистернах, в которых...

Почтальон, присмотри за моими родителями!

По уровню доверия сотрудники почтовых служб опережают социальных работников,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка