Там, где стреляют, строить никто не хочет

№33 (870) 17 — 23 августа 2018 г. 15 Августа 2018 5

В конце 2017 г. ВР изменила статус Государственной специальной службы транспорта (ГССТ), вернув ее из Мин-инфраструктуры в Минобороны. Как сейчас происходит интеграция этой структуры, известной ранее как железнодорожные войска, в оборонное ведомство?

С военной составляющей ГССТ вроде бы все понятно — на фронтовых рокадах и в полях задач хватает: восстановление мостов, дорог, строительство защитных укреплений и сооружений и даже разминирование территории. Причем восстанавливают там, где еще недавно шли бои и до сих пор опасно, ибо линия соприкосновения совсем рядом, и любые строительные организации, кроме военных, ни за какие деньги не соглашаются работать.

Мосты Украины критически важны, тем более для Донецкой и Луганской обл. Осенью прошлого года военные ГССТ отстроили Томашевский автомобильный мост через Северский Донец, соединяющий Лисичанск и Рубежное. А через полгода открыли движение по восстановленному Троицкому мосту через Лугань в Попаснянском р-не, разрушенном три года назад. Сейчас начаты работы на мосту шоссе Покровск—Бахмут—Михайловка, поврежденном летом 2014-го. Объект важный, поскольку имеет значительный грузопоток как гражданского, так и военного транспорта. Командир 19-го отдельного мостового отряда полковник Василий Щербинин отметил: этот элемент путепровода демонтируют, а потом построят три пролета, заменят или укрепят несущие балки. Работу должны закончить через полгода. Мост этот ждут местные люди, надеясь на качественную и своевременную работу военных.

Госспецтрансслужба, кроме восстановления военной инфраструктуры, занимается охраной важных объектов национальной транспортной системы — мостов, путепроводов, опорно-тяговых подстанций, админзданий Донецкой железной дороги. Часть из них расположена в районе проведения операции Объединенных сил.

— Раньше эти объекты не были защищены даже от банальных расхитителей и вандалов, — рассказывает замначальника главного штаба администрации ГССТ полковник Олег Марущак. — Мы работали с руководством «Укрзалізниці» и ее филиалов, чтобы оборудовать места для проживания личного состава, обустроить все в инженерном смысле. Мы специально готовили людей, которые должны предотвратить проникновение на запретную территорию или задержать и передать правоохранителям нарушителей.

Практически беззащитными были и важные объекты «Украероруху». В частности, радиолокационные комплексы — если их обезвредить, небо над страной закроется. Теперь они, как и гидротехнические сооружения Днепровского каскада ГЭС, под нашей охраной. К слову, в 2014-м мы изучили систему безопасности судоходных шлюзов и ужаснулись увиденному. Сейчас качество отлаженной нами системы регулярно проверяет СБУ. Нередко в формате учебных провокаций, закладывая какие-то пакеты, муляжи взрывных устройств и т. п. Но бойцы реагируют четко, сразу вызывают наших саперов.

Кстати, ГССТ делегированы функции обезвреживания взрывоопасных предметов на объектах транспортной инфраструктуры. Служба сотрудничает с офисами НАТО, ОБСЕ, командованием сил США в Европе. И получает помощь — современные миноискатели, внедорожники, средства защиты и связи, GPS-навигаторы, станции системы управления информацией в противоминной деятельности. В районе ООС от службы действует пять групп разминирования. Еще две ликвидируют последствия взрывов на складах в Балаклее. Они подняли 3,5 тыс. взрывоопасных предметов, на территории Донбасса спецтранспортники обезвредили их почти 6,6 тыс. А еще обследовали на наличие ВОП более 700 км железнодорожных путей и 212 строений Донецкой железной дороги.

Отличились воины и на мирной земле. Недавно группа саперов

8-го учебного центра ГССТ изъяла из-под железнодорожного полотна на станциях Часниковка и Левковичи на Черниговщине более 3,2 тыс. снарядов времен Второй мировой войны — остатки разбомбленных эшелонов.

По словам Олега Владимировича, в Инженерном корпусе армии США, выполняющем стратегические задачи, есть интересные вещи, которые стоит перенимать. Прежде всего это оперативное оборудование территории и содержание гидротехнических сооружений. Там ни одно серьезное строительство не начинают без разрешения командующего Инженерным корпусом (U.S. Army Corps of Engineers, 34 тыс. личного состава. — Авт.). Также они обеспечивают безопасность судоходства по Миссисипи и в целом защищают инфраструктуру страны.

Что касается Украины, то нам надо совершенствовать нормативно-правовую базу. У нас на вооружении есть наплавной железнодорожный мост, способный пропускать поездные нагрузки. Но найти свободный створ на Днепре, особенно вокруг городов, почти невозможно — все застроено или приватизировано. Чтобы выполнить задание по переброске войск, надо кого-то «просить» на берегу. Это один из пробелов законодательства, угрожающих нацбезопасности и безопасности граждан, о чем давно говорится публично. И теперь в довесок к теме экологической защиты побережья от таких захватов и застроек возник вопрос наличия свободного берега с точки зрения обороноспособности государства. Его у нас никогда не учитывали, когда раздавали разрешения и землеотводы.

Особенность службы не только в том, что она способна строить под пулями. Только ГССТ может профессионально и качественно обустроить наплавные железнодорожные, автомобильные мосты для переправки тяжелой техники и эшелонов. Например, на Луганщине и Донетчине наведены три таких моста, приспособленных под автосообщение.

— У нас в единственном в Украине экземпляре имеется наплавной мост 572 м длиной, обеспечивающий переправу как железнодорожного, так и автомобильного транспорта фактически через любую водную преграду. Таких мостов мы ранее имели семь, — рассказывает начальник управления строительства и восстановления объектов национальной транспортной системы администрации ГССТ полковник Александр Циховский. — Тот комплект, что уберегли, в свое время уже списывали на металлолом, но его удалось отстоять. Тогда даже пришлось выходить на высоких государственных чиновников.

Украине действительно нужны семь комплектов таких мостов. Потребность хоть и просчитана еще в советское время, но остается актуальной, ведь количество рек у нас такое же, как и 10 или 100 лет назад. Конечно, есть реки, водоемы с вероятными переправами в три и более километров. Тогда приходится предусматривать паромные переправы. Т. е. можно загнать на этот мост 12 вагонов, а затем переправить на противоположный берег. Сейчас формируем заявку в госзаказ на проектирование и изготовление новых наплавных мостов, ибо действующий давно отпраздновал полувековой юбилей. Ждем решения и о целевом финансировании на следующие годы.

Сейчас ГССТ формирует подразделение водолазов. Потребность очевидна, ведь перед восстановлением мостов окружающую территорию, подводную в частности, тщательно обследуют. Именно так в процессе восстановления моста в Рубежном обнаружили несколько противотанковых и противопехотных мин, 8 кг аммонита, замаскированные под опорой металлическим листом.

Там, где стреляют, никто не хочет строить, кроме ГССТ. Об этом свидетельствуют проведенные Луганской обл. тендера на строительство мостов. Слишком близко передовая. Военные с трудом находили миксеры, чтобы они им привозили бетон. В конце концов местная власть увидела: военные не воруют деньги, у них себестоимость работ реальная, и сдают объекты они качественно и в срок. Благодаря сотрудничеству с ProZorro каждый раз удается сэкономить несколько миллионов бюджетных гривен. Спецтранспортники также отремонтировали на Луганщине и Донетчине три школы и детский сад. А сейчас на модернизированном полигоне «Широкий Лан» строят строевой плац и спортплощадку.

Александр Францевич уверяет: служба способна построить все что угодно — специалистов, опыта, лицензий и техники хватает. Они даже жилье, в том числе и для военнослужащих ГССТ, охотно строят. И поэтому здесь квартирный вопрос не настолько острый, как в целом в ВСУ.

Старший прапорщик Максим Яценко, старшина роты материально-технического обеспечения, побывал в опасной командировке летом-осенью 2016-го. Тогда курортный городок на Азове они превращали в форпост, строя фортификации береговой линии обороны Мариуполя.

— Все начинали с нуля. Сначала приезжали инженеры, общались с подразделениями морской пехоты и Нацгвардии — заказчиками оборонных объектов. Тогда крепко бомбили Широкино, над которым постоянно стояло зарево. Не было гарантии, что оно не приблизится и к нам. Поэтому на позициях нашей команде, ребятам из конотопского, черниговского и киевских полков, пришлось работать в бронежилетах, касках и с оружием, — вспоминает Максим.

Укрепления строили как следует — в соответствии с чертежами, схемами и технологиями. Интересным было финальное испытание. На блиндаж выезжал трактор или экскаватор и катался по нему, а его строители стояли внизу и наблюдали, как реагирует многослойная защитная насыпь на нагрузку, убеждаясь, что там ничего не трещит и не ломается. Это уже такая традиция, что-то похожее практикуют и мостовики, когда сдают объекты.

— Несмотря на то что у нас имеется тяжелая строительная техника, на передовой достаточно работы и для рук, — говорит старший сержант Максим Ковтун, замкомвзвода роты материально-технического обеспечения. — В снег и стужу забуривались в землю, забивали колодки, выдерживающие несущую нагрузку. Постоянные спутники — бензопила, молоток, топор. И, конечно же, оружие, ведь там было необычное строительство. Когда в бинокль видно, как противники ходят по своим позициям и расставляют мины, не до шуток.

— Процесс интеграции идет, нормативно-правовая база совершенствуется, — уверяет глава администрации ГССТ генерал-лейтенант Николай Мальков. — Если нам дадут деньги, до конца года закупим технику, а за зиму подготовим больше специалистов. С весны будем браться за масштабные проекты. Уже разработана концепция развития службы. Емкость наших городков позволяет увеличить количество личного состава на 2 тыс. человек. Работы у нас много: восстанавливать подъездные железнодорожные пути, станции загрузки и разгрузки. Мы вообще способны существенно улучшить состояние военного строительства. Конечно, нужна новая техника. К примеру, отечественный экскаватор Э-305 загружает 10 т почвы в самосвал за 12—15 минут, а американский Caterpillar этот же объем грузит 3—4 минуты.

Подводя итоги, можно сказать, что возвращение ГССТ в украинскую армию — более чем рациональный шаг. Это оправданно даже с утилитарной точки зрения.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

В зоне ООС из-за обстрелов не работает один из пунктов...

КПВВ «Майорск», работа которого была остановлена 23 августа из-за обстрелов, до...

Волонтеров могут обязать аккредитоваться для поездок...

Волонтерам для поездок на фронт потребуется разрешение от Управления...

Канадский министр посетила Донбасс

Делегация Канады во главе с министром международного развития и франкофонии Мари-Клод...

Эксперт: переименование АТО даст возможности...

«Переименование АТО» не будет воспринято избирателем.

АТО в Донбассе официально завершена

В рамках ООС может проводиться сразу несколько локальных АТО, теперь война в Донбассе...

Загрузка...

В валютных колебаниях виноваты... «черные фермеры»

Вот уже несколько лет агросектор является основным поставщиком валюты в Украину.

Контрабандисты пересели на БПЛА?

На украинских границах дроны стали обыденностью, и это неудивительно, ведь боевые...

Миротворческая операция на востоке Украины под...

Глубокое реформирование наших Вооруженных сил стало возможным благодаря...

«Салатный» скандал от McDonald's

О гиганте и лидере глобальной индустрии быстрого питания — McDonald's — вновь пишут...

Долгая и снежная украинская зима

Когда вы видите, что местные дороги не ремонтируются, имеете полное право спросить...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка