Технологический исход

№31(828) 4—10 августа 2017 г. 02 Августа 2017 1 4.9

Одним из наиболее резонансных событий июля в украинских и российских СМИ почему-то стало решение правительства Украины ликвидировать государственный авиастроительный концерн «Антонов». Хотя с точки зрения экономики и дальнейшего развития авиастроения это решение вообще не играет никакой роли.

В аэропорту Перта (Австралия) «Мрію» встречали тысячи зрителей, но гораздо больше людей собрались у забора, чтобы следить за посадкой украинского крылатого гиганта

Все члены указанного концерна — госпредприятие «Антонов», «Харьковское государственное авиационное производственное предприятие» (ХГАПП) и авиаремонтное госпредприятие «Завод 410 гражданской авиации» — еще два года назад были переданы под управление другого госконцерна — «Укроборонпром».

Таким образом у ликвидируемого концерна «Антонов» уже давно не было никакого серьезного имущества (разве что стол и стул) и рычагов управления авиастроительной отраслью. Как выразился один из экспертов — директор консалтинговой компании Friendly Avia support Александр Ланецкий, власти лишь пытаются официально оформить то, что было сделано с «Антоновым» за последние два года, так сказать, «подтирают ластиком».

И еще год назад в «Укроборонпроме» заявили о создании в его составе нового «мощного авиастроительного кластера», куда, помимо «Антонова», ХГАПП и «Завода 410 ГА», вошли бы Украинский научно-исследовательский институт авиационной технологии (УкрНИИАТ), госпредприятие «Новатор», ПАО «Завод «Маяк», харьковские машзавод ФЭД и агрегатное конструкторское бюро.

Тем не менее простая формальность в виде образования ликвидационной комиссии, председателем которой назначили Юрия Бровченко (комиссия два месяца должна заниматься сбором требований кредиторов и в трехмесячный срок предоставить Кабмину ликвидационный баланс), оказалась неожиданно громким событием.

Российские СМИ единодушно отметили ликвидацию концерна «Антонов» как похороны украинского авиастроения.

РИА «Новости» так и озаглавило статью об этом событии — «На смерть концерна «Антонов». «Московский комсомолец» выдал текст под заголовком «От печали до радости: почему Украина уничтожает легендарный авиаконцерн «Антонов». А интернет-ресурс «Политпаззл» запаниковал: «Украинский авиапром умирает: конструкторы «Антонова» сбегут из Украины в Россию?»

Предположение об исходе украинских авиаконструкторов в РФ, как выяснилось, имеет под собой достаточное основание. Для замглавы правительства России Дмитрия Рогозина, курирующего оборонно-промышленный комплекс, формальная ликвидация концерна «Антонов» стала поводом заявить о готовности российских властей «приютить» украинских конструкторов, создававших самолеты марки «Антонов».

«Мы ждем переезда в Россию украинских авиаконструкторов, создававших Ан. Готовы их принять и всем обеспечить, чтобы не умерла школа Антонова», — заявил российский чиновник.

Что ж, киевская конструкторская школа и вправду высоко котируется в России и других странах. Об этом можно было судить, наблюдая за негласным соревнованием российских и украинских конструкторов, развивавшимся более двух десятилетий после распада СССР.

В кооперации с российскими предприятиями — ВАСО (Воронежское акционерное самолетостроительное общество), самарским «Авиакором» и в значительной мере за российские деньги «Антонов» развернул серийное производство новых самолетов Ан-148 и Ан-140 в Воронеже и Самаре.

И хотя эти проекты по факту заморожены, успехи украинской школы гражданского и транспортного авиастроения оказались более осязаемыми, чем российской.

Последняя может похвастаться разве что региональным пассажирским лайнером SSJ-100 (Sukhoi Superjet), построенным с помощью широкой международной кооперации, продажа которого местным авиакомпаниям активно лоббируется российским государством.

Впрочем, в Китае украинских специалистов «Антонова» считают не просто одними из лучших, а лучшими в мире проектировщиками транспортных самолетов. И, похоже, россияне оказались не единственными желающими «приютить» авиаконструкторов и технических специалистов из Украины.

Пока российские и украинские эксперты перемывали косточки решению Кабмина о ликвидации авиастроительного концерна, российский «Военно-промышленный курьер», который трудно заподозрить в «желтизне», в номере от 26 июля опубликовал статью «Заробитчане в Поднебесной», подкрепив ее подзаголовком о том, что «Антонов», «Мотор Сич» и «Южмаш» станут китайскими брендами.*

Если верить автору публикации Максиму Казанину, в уезде Пучэн городского округа Вэйнань (провинция Шэньси) в центральной части Китая на территории 124 кв. км в настоящее время завершается строительство открытого производственного района Луянху, где будут жить и работать 2 тыс. сотрудников украинского КБ «Антонов» с семьями.

Для специалистов возведены заводские цеха, 46 многоэтажных жилых домов и организован парк культуры и отдыха. Общая сумма инвестиций в проект оценивается более чем в $1 млрд., большая часть которых уже освоена.

Ни для кого не секрет, что «Антонов» давно помогает китайским компаниям проектировать новую технику. В минувшем году Народно-освободительная армия Китая (НОАК) получила на вооружение военно-транспортный самолет Y-20, который считается крупнейшим в мире. Отдельные технические решения, примененные при разработке этой крылатой машины, имеют украинское происхождение.

По данным того же «ВПК Курьер», в 2015 г. именно украинские специалисты помогли КНР создать первые три летающих танкера из российских транспортников Ил-76 с использованием комплектов украинского топливозаправочного оборудования. А сейчас ведется работа над самолетами дальнего радиолокационного обнаружения.

Год назад украинские и мировые СМИ сообщили о подписании «Антоновым» соглашения о сотрудничестве с гонконгской компанией Aerospace Industry Corporation of China (AICC) по программе возобновления производства крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрія».

А сейчас те же российские источники утверждают, что создание производственно-испытательной линии для выпуска Ан-225 — приоритетный для китайского авиапрома проект.

Произведенный в КНР аналог «Мрії» позволит НОАК осуществлять переброску до 1500 военнослужащих в любую точку Китая. Китайских конструкторов интересуют технологические решения, использованные при создании корпуса и крыльев самолета, а также двигатели.

Еще один важный проект — создание аналогов Ан-124-100 «Руслан», которые заменят поставляемые Россией транспортники Ил-76. Не исключено, что дело дойдет и до развития производства Ан-70, который ранее был совместным украинско-российским проектом. Всего НОАК необходимо закупить до 200 транспортных машин среднего и тяжелого классов.

Для комплектации этих машин авиадвигателями понадобится более тесная кооперация с разработчиками и производителями моторов из Запорожья.

Поэтому ПАО «Мотор Сич» и Chongqing Tianjiao Aviation Power Company якобы зарестрировали СП Chongqing Tianjiao Xiqi Aviation Power Conpany с уставным капиталом 4 млрд. юаней (около $600 млн.).

Это предприятие займется созданием нового производственного района и жилой инфраструктуры поблизости от Чунцина — одного из крупнейших городов центрального подчинения в центральной части Китая. Общая стоимость работ оценивается в $3 млрд., из них порядка $250 млн. будет потрачено на организацию переезда в Поднебесную 2—3 тыс. сотрудников «Мотор Сичи» и, очевидно, конструкторского бюро «Ивченко-Прогресс» вместе с членами их семей.

На предприятии планируется организовать производство всей линейки двигателей, выпускаемых в Запорожье, уделив особое внимание Д-18Т и Д-27, для комплектации ими транспортных самолетов, а также АИ-222К-25Ф и АИ-25ТЛК — для учебно-тренировочных и истребителей. Естественно, будут вестись работы над усовершенствованием уже имеющихся образцов и созданием новых авиадвигателей, в т. ч. для палубной авиации и вертолетов.

В числе прочего китайские специалисты рассчитывают на то, что украинские коллеги помогут им наладить серийный выпуск агрегатов, импортируемых из России, и таким образом устранить критическую зависимость.

Российский автор делает предположение, что в дальнейшем КНР попытается привлечь на работу сотрудников днепровского КБ «Южное» для создания и новых ракетных двигателей. Впрочем, в днепровском КБ пока отрицают подобные перспективы и не подтвердили информацию о том, что китайская сторона занялась вербовкой ракетчиков.

Однако украинским властям надо бы очень серьезно отнестись и к заявлениям Дмитрия Рогозина, и к потенциальному гостеприимству Поднебесной, готовой принять на работу тысячи украинских специалистов.

Как видим, не самые последние государства мира с большим вниманием наблюдают за процессами, происходящими в высокотехнологичных отраслях, доставшихся Украине при разделе общесоюзного наследства. И если дело дошло до того, что украинских специалистов готовы привлекать целыми коллективами, ситуация в отечественном авиастроении, видимо, действительно близка к точке невозврата.

*vpk-news.ru

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Броня для первого лица

Лидеры государств, как и простые смертные, вынуждены передвигаться на автомобилях....

«Око небесное» Маши Берлинской

У нас — підкреслюю — на четвертому році війни(!) — жоден безпілотник не...

Навстречу китайским муравейникам

Хотите жить в просторной квартире — переезжайте в пригород

Исход из столицы

Эксперты компании «Альянс Новобуд», отслеживающие ситуацию на рынке...

Храните деньги дома

В строительную отрасль возвращаются инвестиции. Пока робко, но тенденции спроса на...

Финская модель

Микаэля Гранлунда призвали на службу в вооруженные силы Финляндии 7 лет назад. В...

Загрузка...

Как живут в Молдове и Приднестровье

В 2009 г. в Молдове состоялась своя проевропейская революция, а т. н. безвиз страна...

«Выбрали капитана «Титаника» и повысили зарплату...

Не имея развитой экономики, не получим развитого образования

Юристы и вузы попадут под сокращение

В обозримом будущем юридические специальности станут еще более престижными

Кепка, лишающая сна, и гигантский щавель-мутант

Национальная академия наук наконец-то стала что-то подозревать

Гуманитарный крен

Украинцы через четверть века: мама — филолог, папа — юрист

Тихое бунтарство: рекордный пацифизм глобальных...

Позвольте представить вам максимально систематизированную картину глобального...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Владимир Долгопятов
08 Августа 2017, Владимир Долгопятов

Дебилизация Украины идёт полным ходом. Это всё - "будем жить по-новому."

- 1 +

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка