Ученых приравняли к креветкам

№1–2(802) 13 — 19 января 2017 г. 11 Января 2017 1 5

Тендерные битвы за Антарктику

Украинская антарктическая станция «Академик Вернадский» (фото вверху слева) и место ее расположения на одном из островов у побережья ледового континента (фото того региона Западной Антарктики было сделано с работавшего на околоземной орбите космического аппарата «Січ-2»)

Деятельность украинской антарктической станции «Академик Вернадский» оказалась под угрозой.

Валерий Литвинов

«Мы вынуждены работать в условиях непрекращающихся наездов на Национальный антарктический научный центр (НАНЦ). Ситуация обострилась настолько, что если не будут предприняты безотлагательные меры, сорвется комплекс закупочно-логистических операций по приобретению всего необходимого для дальнейшей деятельности станции «Академик Вернадский». А самое главное — на грани риска оказалась своевременность проведения пересменки зимовщиков 21-й и 22-й экспедиций» — заявил в беседе с корреспондентом «2000» директор центра Валерий ЛИТВИНОВ.

Траулер «Море Содружества» и его лоббисты

«Дело в том, — подчеркивает руководитель НАНЦ, — что с настойчивостью, достойной лучшего применения, некие силы всяческими способами, причем вопреки требованиям действующего законодательства относительно тендерных процедур, пытаются протолкнуть для операций по обеспечению нашей антарктической станции и ротации ее персонала рыболовно-крилевый траулер «Море Содружества» — судно, которое по целому ряду параметров является совершенно для этого неподходящим».

Свой дальнейший рассказ Валерий Литвинов конкретизировал и иллюстрировал письмами различных лиц и организаций и другими документами, имеющими отношение к этой, мягко говоря, невеселой околотендерной эпопее, — и предоставил корреспонденту «2000» их ксерокопии. «Хотелось бы напомнить, — говорит Валерий Аркадьевич, — что из 21-й украинской антарктической экспедиции лишь в четырех использовались для их транспортировки отечественные научно-исследовательские суда. В остальных же случаях для этого задействовали работающие в том регионе специализированные суда ледового класса из разных стран. Причем к услугам таких перевозчиков мы обращались и обращаемся не от хорошей жизни: ведь НАНЦ из-за скудности бюджетного финансирования (центр является государственным учреждением, подведомственным Министерству образования и науки) по-прежнему лишен возможности постройки или приобретения для своих нужд экспедиционного судна.

А о судне «Море Содружества» нам впервые довелось услышать в 2014-м: тогда о нем ходатайствовала компания «Интеррыбфлот». Однако их запрос остался без удовлетворения и без рассмотрения, поскольку к тому времени тендер уже состоялся.

Два с лишним года спустя вопрос о «Море Содружества» возник снова, лоббируемый на этот раз обществом с ограниченной ответственностью «Интерпромфлот», которое, как указано на его фирменном бланке, находится в Николаеве. В своем письме от 10 августа 2016-го, адресованном заместителю министра образования и науки М. В. Стрихе, директор «Интерпромфлота» С. Ю. Смагин пространно описал все то, что он считает достоинствами «Моря Содружества», и высказал заинтересованность в том, чтобы этот рыболовно-крилевый траулер был привлечен к работам по снабжению станции «Академик Вернадский», особо отметив — в рамках финансирования, предусмотренного госбюджетом.

Иными словами, те, кто лоббирует выбор в пользу «Моря Содружества», продемонстрировали свое стремление прежде всего к освоению бюджетных ассигнований, выделяемых государством на комплекс работ в Антарктике. Но при этом, судя по всему, сознательно не акцентировали внимание на тех параметрах траулера, которые делают невозможным использование этого судна в прибрежной акватории пролива у острова Галиндез (на котором расположена станция)».

В своем стремлении убедить руководство МОН в целесообразности отдать предпочтение «Морю Содружества» владельцы траулера и его лоббисты — «Интеррыбфлот» (Г. К. Луцай) и «Интерпромфлот» (С. Ю. Смагин) нашли поддержку у Государственного агентства рыбного хозяйства Украины. Последний, помимо прочих своих задач, представляет нашу страну в Комитете по охране живых морских ресурсов Антарктики — международной организации, также выдающей и квоты на вылов рыбы и криля в морях Южного океана.

«Ну а теперь, — подчеркивает Валерий Аркадьевич, — остановимся на главном — тех параметрах траулера, по которым он никак не подходит для операций по обеспечению жизнедеятельности нашей антарктической станции.

Один из этих факторов связан с тем, что, помимо топлива, продуктов питания, снаряжения и других грузов для «Академика Вернадского», фрахтуемое судно из Южной Америки в Антарктиду и в обратном направлении перевозит в качестве пассажиров зимовщиков и участников сезонных научных отрядов. А траулер «Море Содружества» не имеет свидетельства на пассажирские перевозки, на этом судне вообще нет кают для пассажиров, а имеющиеся 132 койкоместа рассчитаны на экипаж траулера и рабочих.

Но самое важное — это габаритные и некоторые другие параметры такого довольно крупного судна: его длина 114,5 м, ширина — 17,3 м, осадка — более 6,5 м, водоизмещение — 8109 т. Эти параметры делают весьма рискованным маневрирование судна при подходе к месту выгрузки — в нешироком и не очень глубоком проливе Мика между островами Гротто и Галиндез. Вот потому изначально было рассчитано (и внесено в требования к фрахтуемому судну), что предельная его длина — до 84—86 м. Аналогичны и требования, ограничивающие некоторые другие параметры судна, включая осадку и водоизмещение. Решиться на нарушение этих требований невозможно: сознательно идти на недопустимые риски мы просто не имеем права».

Наезды с разных сторон

«При тендере, объявленном осенью 2016-го, — продолжает Литвинов, — нами были четко сформулированы обязательные условия для судна, обеспечивающего перевозку экспедиций. Мы надеялись, что такие разъяснения будут понятны всем, в том числе и тем, кто безосновательно лоббировал «Море Содружества». Но понимания с их стороны мы, увы, не встретили — и на наш центр начались наезды с самых разных сторон.

Одним из первых оказалось письмо, с которым к министру образования и науки Лилии Гриневич в октябре 2016-го обратился народный депутат Украины Ярослав Едаков (в парламенте он входит во фракцию «Народный фронт»). Нардеп, со ссылкой на обращения от общественных организаций почему-то называет требования и условия, изложенные в документации к конкурсным торгам, подготовленной НАНЦ, «неоднозначными» и «дискриминационными» и якобы имеющими целью сузить число потенциальных участников конкурсных торгов. К числу «необоснованных» Ярослав Едаков относит ограничения по длине, ширине судна и его водоизмещению, а к числу «дискриминационных» — требование о предоставлении информации о выполнении претендентом ранее аналогичных договоров.

Нардеп утверждает также, что (цитируем по оригиналу) «закупівля проведена по завищеній ціні, оскільки вітчизняний учасник запропонував нижчу ціну предмета закупівлі». Абсурдность такого утверждения очевидна. Ведь согласно действующему законодательству тендеры проводятся по системе «Прозорро». И в соответствии с заранее объявленными сроками проведения тендера вскрытие сайта и ознакомление с предложениями потенциальных участников торгов могло быть осуществлено только после 5 декабря. Так что 10 октября, когда Ярослав Едаков отправил свое письмо, никто, естественно, не мог знать о том, какие цены предложены каждым из участников тендера.

Учитывая сложившуюся ситуацию, я попросился на личный прием к министру Лилии Гриневич, где, кроме меня, присутствовал и наш куратор в МОН — замминистра Максим Стриха, который поддержал наши аргументы. Мы все достаточно подробно разъяснили министру — и, кажется, она восприняла приведенные нами доводы. Следствием той беседы стал ответ Министерства образования и науки нардепу Ярославу Едакову, отправленный из МОН 28 октября. В нем руководство МОН, со ссылками на соответствующие законы и другие нормативные документы, убедительно показало, что выдвинутые в условиях тендера требования не являются дискриминационными, а ограничения к параметрам фрахтуемых судов не являются необоснованными.

НАНЦ отправил также соответствующее письмо с разъяснениями и в Государственную службу Украины по безопасности на транспорте (с копией — Госагентству рыбного хозяйства)».

...К сожалению, история с обращением нардепа Едакова в МОН оказалась далеко не единственной.

«Нас, — рассказывает Литвинов, — удивил визит в НАНЦ представителей СБУ, которые затребовали тендерную документацию за несколько минувших лет. А затем у нас запросили и документацию на ныне проводимый тендер, на что мы разъяснили: все это имеется в открытом виде на соответствующем сайте в системе «Прозорро». Право же, не хотелось бы думать, что вдруг возникший пристальный интерес такой организации, как СБУ, к тендерам имеет отношение к другим попыткам воздействия на наш центр».

Полярников предлагают отправлять в Антарктиду на траулере без кают!

Атаки, увы, продолжаются

«Как и было заранее предусмотрено и объявлено, — говорит директор НАНЦ, — 5 декабря 2016 г. ровно в 16.00 система «Прозорро» дала возможность открыть сайт квалификации участников тендера по подготовке и проведению 22-й антарктической экспедиции, и все желающие смогли ознакомиться с потенциальными его участниками.

Претендентов оказалось четверо. Однако двое из них (в том числе и уже упоминавшийся «Интерпромфлот», продвигающий судно «Море Содружества», которое к тому моменту находилось в уругвайском порту Монтевидео), к открытию сайта выставили там не полный комплект необходимой документации, а лишь часть ее — и потому в соответствии с правилами выбыли из дальнейших торгов. Остались два претендента — кипрская компания Bomelevia Investments Limited и компания из Великобритании Global Info Limited. Рассмотрение и сравнение их предложений и должно было выявить победителя.

Но, к сожалению, дальнейший процесс вновь затормозился. Судя по всему, «Интерпромфлот» и его сторонники предпочли, чтобы им отказали по формальным (хотя и вполне законным) причинам, связанным с неполной подачей документации к оговоренному моменту заранее определенной даты, а не из-за явного несоответствия «Моря Содружества» необходимым требованиям. И действительно, очень скоро выяснилось, что «Интерпромфлот» подал жалобу в Антимонопольный комитет Украины. А пока эта жалоба находилась на рассмотрении, процесс тендерных торгов опять был остановлен. А это означало, что НАНЦ (пока не определена дата аукциона) не может заключить контракт на весь комплекс необходимых работ и услуг».

23 декабря в Антимонопольном комитете в присутствии представителей «Интерпромфлота» и НАНЦ состоялось рассмотрение жалобы. В итоге АМКУ отклонил ее как необоснованную.

«Казалось бы, — продолжает Валерий Аркадьевич, — малоприятные околотендерные игры должны тем самым завершиться. Однако выяснилось, что атаки на наш центр все еще продолжаются. В частности, мы получили письмо из СБУ, датированное 26 декабря, — от Главного управления контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности (как нам стало известно, аналогичное обращение СБУ было направлено и руководству МОН).

Письмо начинается утверждением о том, что (цитата из оригинала) «Головним управлінням отримано дані щодо створення передумов до нанесення збитків економічним інтересам держави під час проведення Державною установою «Національний Антарктичний науковий центр» (далі — Установа) тендерних процедур з закупівлі послуг». А завершается так: «Враховуючи викладене, на підставі п. 13 ч. 2 ст. 7 Закону України «Про контррозвідувальну діяльність» та п. 2 ч. 1 ст. 25 Закону України «Про Службу безпеки України», з метою недопущення нанесення збитків економіці держави, вважаємо за доцільне вжити термінових заходів щодо приведення діяльності тендерного комітету Установи до вимог чинного законодавства під час проведення тендеру з закупівлі Установою послуг з підготовки та проведення ХХІІ Української антарктичної експедиції. Про результати просимо проінформувати...».

Вот и приходится нам в очередной раз объяснять — теперь уже СБУ, — что в тендерной деятельности НАНЦ все осуществляется в полном соответствии с действующим законодательством. Обвинения же в создании «передумов до нанесення збитків економічним інтересам держави» не соответствуют действительности.

29 декабря стал известен победитель тендера — им стала кипрская компания Bomelevia Investments Limited. Но согласно законодательству контракт с компанией, победившей на торгах, должен быть подписан в течение пяти календарных дней после определения победителя (не позднее). Причем речь идет не о рабочих днях (что было бы логичнее), а именно о календарных. Если же в пятидневный срок контракт с победителем не подписан, торги считаются несостоявшимися, — и приходится объявлять новый тендер.

Так уж сложилось, что из пяти календарных дней (с 30 декабря 2016-го по 3 января 2017-го) три дня (31 декабря, 1 и 2 января) были празднично-выходными. А среди организаций, не работавших в эти дни, оказалась и международная почта, по которой нужно было пересылать контракт победителю торгов. Успеть же осуществить за один день (3 января) оформление контракта — с пересылкой его победившей компании и возвратом подписанного документа от нее в столицу Украины (причем не в электронном, а в бумажном виде) — было совершенно нереально.

Из-за всего этого мы вынуждены объявить новый тендер. И это нас по вполне понятным причинам очень тревожит, поскольку время, остающееся до старта предстоящей экспедиции, неуклонно сокращается. Новый тендер должен продлиться 30 дней со дня его объявления, то есть соответствующий сайт в системе «Прозорро» будет открыт для ознакомления с этими данными 6 февраля. Аукцион между участниками, допущенными к торгам, состоится 12—13 февраля. После этого понадобятся пять дней на оформление документов и должен быть подписан контракт с победителем нового тендера».

Но все эти сроки будут такими, как предполагается, если опять не поступят жалобы со стороны проигравших. А те, кто лоббирует продвижение траулера «Море Содружества», и их сторонники, наверняка радующиеся тому, что не дал результатов предыдущий тендер, очевидно, снова будут жаловаться, оспаривая результаты. Чтобы таким образом затянуть принятие решения о победителе.

Все это вызывает обоснованную тревогу не только у руководства НАНЦ, а и у тех полярников, которые либо уже работали в Антарктиде (и хорошо знают, что к чему), либо собираются туда в 22-ю экспедицию.

«Так неужели возобладают чьи-то неправомерные устремления, а не государственные интересы Украины и отечественной науки?!» — таким эмоциональным рефреном-вопросом завершил беседу Валерий Литвинов.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

КГГА перенесла тендер на строительство сети Wi-Fi в...

После расторжения соглашения с Mosquito Mobileс готовится новый конкурс

Зимовка в Антарктиде – не для слабых духом

На украинской антарктической станции «Академик Вернадский» во время пересменки...

Ушли в осень

22 марта из Киева в сверхдальнее путешествие отправились участники 23-й украинской...

Загрузка...

Соотечественниками играют в шашки

За гастарбайтеров из Молдовы, Таджикистана, Киргизии президенты этих стран просили...

Амбре розовых ромашек

В Украине появился очень интересный инструмент — интерактивная карта загрязнения...

Отравление цинком

Регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС объединяет Армению,...

«Приговор» закарпатским СМИ

В сегодняшнем обзоре региональных изданий — наболее интересные темы, поднятые...

А был ли Суркис на остановке?

«Григорий Суркис агитирует в Москве за мир с агрессором и союз с Россией» —...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Александр Смирнов
13 Января 2017, Александр Смирнов

В статье всё написано правильно. А вот тому, кто составлял текст анонса "О мытарствах современных покорителей севера расскажет статья: «Ученых приравняли к креветкам»." следовало бы знать, что Антарктида находится на юге.

- 5 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка