Украина & Россия: максимальная заморозка в режиме санкций

№42(838) 20—26 октября 2017 г. 18 Октября 2017 1

Нам пишут

С 1 января 2018 г. на границе при въезде в Украину начнет действовать биометрический контроль. Готовы ли к этому пограничники, что ждет гостей из соседней страны? И как это скажется на туризме: по данным статистики, в этом году количество россиян, приезжающих в Украину, выросло с 500 тыс. до 650 тыс.

Андрей СЛЕСАРЕНКО, Херсон

Вступил в силу указ главы государства №256/2017 о введении в действие решения СНБО от 10 июля 2017 г. «Об усилении контроля за въездом в Украину, выездом из Украины иностранцев и лиц без гражданства, соблюдением ими правил пребывания на территории Украины». Не отобьет ли он охоту у иностранцев посещать нашу страну?

Может ли отразиться на количестве желающих посетить Украину в туристических или иных целях введение обязательной процедуры сканирования пальцев для всех иностранцев на нашей границе?

Миллион запросов в секунду

Напомним, что Кабмину в решении СНБО было предписано в месячный срок при участии СБУ обеспечить комплекс мероприятий по усилению контроля за въездом в Украину иностранцев, включая россиян, усовершенствовать законодательство о порядке их пребывания в нашей стране и внести РФ в число государств миграционного риска.

Кроме того, правительство обязано в двухмесячный срок разработать механизм предварительного электронного сообщения иностранцами и лицами без гражданства о въезде в Украину и внедрить систему въезда по загранпаспортам, содержащим бесконтактный электронный носитель. В течение 3 месяцев нужно обеспечить работу центров предоставления административных услуг вблизи мест расположения контрольных пунктов въезда-выезда, а также с 1 января 2018 г. «обеспечить начало функционирования национальной системы биометрической верификации и идентификации граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства».

В связи с этим следует вспомнить, что еще в июле секретарь СНБО Александр Турчинов, объясняя суть документа, сообщил, что гражданам «государств, с которыми Украина имеет соответствующие соглашения», предъявлять биометрические паспорта не потребуется. По его словам, в первую очередь это требование «будет касаться российских граждан — эти вопросы связаны с усилением безопасности».

Пресс-секретарь Госпогранслужбы Олег Слободян в свою очередь объяснил, что требование о наличии биометрического паспорта у иностранца, въезжающего в Украину, не является обязательным, ему достаточно сдать отпечатки пальцев. Это связано с его личной безопасностью. А вот для россиян предусмотрена двухступенчатая процедура. Им придется не только сдавать отпечатки пальцев, но и заблаговременно уведомлять о будущей поездке в Украину и «подавать минимальный объем информации о себе».

При этом он заверил, что к началу следующего года пограничники успеют оборудовать 157 основных контрольно-пропускных пунктов специальной аппаратурой для биометрического контроля, новая система сможет обрабатывать информацию со скоростью около миллиона запросов в секунду, а на ее создание придется потратить 600 млн. грн.

На днях на запрос общественной организации «Европа без барьеров» Госпогранслужба ответила, что в соответствии с планом выполнения указа президента фиксация биометрических данных будет касаться всех иностранцев, включая и россиян. Однако она будет носить разовый характер, им придется это делать только во время первого въезда в Украину. Технические возможности их верификации и идентификации при последующих въездах прорабатываются. Что касается того, что владельцам биометрических паспортов не потребуется сдавать отпечатки пальцев, то этот вопрос пока еще в стадии решения.

Всех отсканируют

Может ли отразиться на количестве желающих посетить Украину в туристических или иных целях введение обязательной процедуры сканирования пальцев для всех иностранцев на украинской границе? Прежде чем ответить на этот вопрос, нелишне обозначить, что взятие отпечатков пальцев — не наше изобретение.

Иностранцы проходят эту процедуру при въезде в 30 государств мира, включая страны Шенгенской зоны, Норвегию, Южную Корею, Швейцарию, Японию, Индонезию, Малайзию, Израиль, Великобританию, Иран и Бразилию. В США систему дактилоскопии ввели сразу после терактов 11 сентября 2001 г. Согласно новым правилам, вступившим в силу в 2017 г., отпечатки пальцев сканируют сразу при прохождении границы, и они должны совпасть с теми, что были внесены в базу в момент оформления визы в американском посольстве. В противном случае — отказ во въезде. По сообщениям туристов, побывавшим летом этого года в США, отпечатки пальцев берут не у всех иностранцев, а преимущественно у тех, кто по той или иной причине вызывает подозрение.

В Сингапуре обязательное сканирование отпечатков пальцев всех прибывающих и убывающих иностранцев ввели в 2016 г. Причем даже для граждан тех государств, которые имеют право на безвизовый въезд в Сингапур. Местные власти заявили, что это делается для повышения уровня безопасности в стране и контроля за миграционными потоками.

В начале нынешнего года по этому пути пошел и Китай. В феврале система дактилоскопии заработала в аэропорту города Шэньчжэнь, а до конца 2017-го будет введена на всех КПП. Власти Поднебесной объяснили свой шаг усилением иммиграционного контроля и ускорением оформления всех необходимых документов при пересечении границы. Сдавать отпечатки пальцев необходимо всем иностранцам в возрасте 14—70 лет, за исключением дипломатов, членов официальных делегаций, госслужащих, а также в тех случаях, когда Китай заключил с государствами соответствующие двусторонние соглашения.

Россия собиралась это сделать еще в 2014 г., даже вышел указ президента Путина, согласно которого для получения российской визы необходимо было сдавать биометрические данные. В пояснительной записке к документу отмечалось, что «снятие биометрических данных заявителя позволит повысить эффективность работы силовых ведомств, в том числе в целях пресечения нелегальной миграции и недопущения въезда на территорию Российской Федерации лиц, подозреваемых в террористической деятельности».

Однако документ до сих пор не введен в действие, дактилоскопию проходят только трудовые мигранты. И связано это прежде всего с тем, что далеко не во всех регионах РФ есть современная техника.

А вот Япония собирается пойти еще дальше. В 2016 г. был протестирован сканер, позволяющий рассчитываться с помощью отпечатков пальцев за покупки в магазинах. С его помощью определяется личность покупателя, со счета которого списывается сумма покупки. Япония собирается ввести новинку к летним Олимпийским и Паралимпийским играм в Токио в 2020 г. Олимпиада привлечет в страну много иностранных туристов, которым новый метод оплаты наверняка придется по душе, поскольку очень удобен и экономит время, считают разработчики. Раз все туристы, въезжающие в страну, сдают отпечатки пальцев, проблем с их идентификацией не возникнет.

А теперь зададимся вопросом, насколько привлекательна Украина для иностранцев. А вот тут не все гладко.

Согласно данным Государственной службы статистики, в 2013 г. в Украину въехали 24,6 млн. человек, в 2014-м их количество сократилось до 12,9 млн., а в 2015-м — до 12,4 млн. Затем ситуация стала улучшаться. Количество иностранных туристов, посетивших Украину в 2016 г., по сравнению с 2015-м увеличилось на 5,6% и составило 13,6 млн. чел. Среди них преобладали граждане Молдовы — 32,9%, белорусы — 13,4%, россияне — 11,3%, венгры — 9,3% и поляки — 8,8%.

Количество туристов из России, посетивших Украину в 2016 г., увеличилось на 16,8%, или на 221,643 тыс. чел., по сравнению с 2015 г. Больше туристов стало приезжать из Узбекистана (в 1,9 раза), из Литвы (на 48%), из Турции (на 44,7%) и из Израиля (на 45,1%).

При этом 95,3% туристов, посетивших Украину в 2016 г., мотивацией поездки указали «личные цели», 2% — «транзит», 1,3% — «туризм», 1,1% — «другие цели», 0,2% — «служебные цели».

По данным Минэкономразвития и торговли, за первое полугодие 2017 г. в Украину въехали 6,3 млн. иностранцев (на 8,7% больше, чем за аналогичный период 2016-го). 94,1 % приезжих совершили частные путешествия. Количество тех, кто въехал в Украину «с целью туризма», по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. снизилось в 3,4 раза. Больше всего иностранных граждан прибыло из Молдавии, Беларуси, России, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, Турции, Израиля и Германии.

Исходя из этой статистики, можно сделать вывод, что на количество иностранцев, желающих посетить Украину, в 2014—2015 гг. повлияла резко изменившаяся военно-политическая ситуация в нашей стране. Сюда можно отнести и начало АТО, и крушение малайзийского «Боинга» рейса MH-17 в Донецкой обл., и т. д. Потенциальные туристы просто перестали рассматривать нашу страну как безопасное для путешествий государство. Мировая туристическая организация UNWTO оценила туристические потоки Украины 2012 г. в $4,8 млрд., а 2014-го — в $1,6 млрд.

С течением времени отношение иностранцев к Украине изменилось в лучшую сторону, отсюда и увеличение их визитов. А что касается сканирования пальцев, то на основании опыта тех стран, которые ввели эту процедуру, она на туризм практически не влияет. Так, страны Шенгенской зоны недостатка в туристах, проживающих в государствах, которые в нее не входят, не испытывают, хотя гостям приходится сдавать отпечатки пальцев.

Другое дело, что Украина до сих пор малопривлекательна для зарубежных путешественников. Если рассмотреть 10 стран, имеющих самый большой доход от туристов, то лидером являются США — $221 млрд. Далее в списке присутствуют Франция, Испания, Великобритания, Китай, Германия, Италия, Таиланд, Турция и Австралия с показателями от $66,8 до $34,1 млрд. На долю Украины приходится всего $2,3 млрд.

Причем в Украине есть на что посмотреть. Отечественные туроператоры предлагают тысячи интересных мест, включая Олешковскую пустыню и Оптимистическую пещеру, Умань и Львов, Шацкие озера и Свитязь, водопад Шипот и Тоннель любви, Софиевку и заповедник «Аскания-Нова», самый длинный дом в мире — в Луцке и «пьяную» церковь в Черновцах.

Всемирная организация туристических услуг, исследовав украинский туризм как таковой, указала на причины его упадка: пренебрежение международным опытом развития отрасли и отсутствие последовательной государственной политики в этом направлении, неэффективная деятельность властей, отсутствие условий для развития путешествий. Но самое главное — Украина слабо продвигает свой туристический продукт на международных рынках.

Туроператоры более конкретны. Они указывают на то, что визу в ЕС можно получить за 2 недели, а украинскую приходится ждать месяц, да и стоит она в три раза дороже европейской. Переломить ситуацию могла бы стратегия Кабмина по развитию туризма и курортов Украины до 2026 г., но Минфин уже заявил, что денег на ее реализацию нет, и предложил переложить расходы на плечи субъектов туристической деятельности, инвесторов, международных доноров и «других источников, не запрещенных законом».

Страна «чистой иммиграции»

Отдельно следует поговорить о россиянах по той причине, что в 2013 г. они составляли почти половину иностранцев, побывавших в Украине, — 10,7 млн. человек. В 2014 г. их количество сократилось до 2,55 млн., а в 2015-м — до 1,32 млн. К сканированию пальцев большинство из них, скорее всего, отнесутся с пониманием, поскольку это не противоречит правилам многих стран, включая США, а вот требование заранее «подавать минимальный объем информации о себе» многих, вероятно, насторожит. Вряд ли они захотят приехать в Украину, зная, что Россия объявлена страной-агрессором и включена в список миграционного риска.

В России на самом высоком уровне пока не определились, как ответить на действия Украины. Член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько считает, что можно ввести плату за въезд гражданам Украины в Россию или ввести ограничения, которые ударят по торгующим на территории РФ украинским предприятиям.

Председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников считает, что «если необходимость предварительного сообщения для отправляющихся на Украину наших граждан будет Киевом введена, то мы то же самое должны сделать для их граждан».

Между тем председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев считает, что Россия не должна зеркально отвечать на ограничения Киева, который «последовательно проводит курс на создание максимальных препон для прямого общения между гражданами России и Украины». По его словам, для появления России в списке стран, граждане которых при пересечении украинской границы должны подтверждать наличие финансового обеспечения пребывания или транзита через страну, «объективных причин нет, ибо с финансовым обеспечением у россиян как минимум не хуже, чем у украинцев. И пробраться в Украину с целью получить там вожделенный приют вряд ли мечтает угрожающее число россиян».

— По объективным же показателям наша страна занимает 2—3-е место среди государств, привлекших максимальное число мигрантов, в том числе с Украины, — утверждает г-н Косачев. — По сравнению с Украиной Россия является страной «чистой иммиграции». То есть число лиц, въезжающих в нашу страну, превышает число выезжающих, и в России этот показатель составляет 1,69 чел. на 1000 населения, что выше, например, чем у Германии или Гонконга. Для сравнения: у Украины, которая является страной «чистой эмиграции», этот показатель отрицательный (-2,25). Поэтому, в какую сторону выше риски, даже объяснять не нужно.

С ним согласен и украинский эксперт-международник Андрей Бузаров, который считает, что Россия пока что займет выжидательную позицию, поскольку в этой стране в следующем году состоятся выборы президента и нынешнему высшему руководству придется позаботиться, чтобы донести информацию о том, что оно положительно относится к гражданам Украины. Это подтверждается и тем, что в июле 2017-го МИД РФ официально заявил, что «во все времена культура и связи между людьми оставались мостами для налаживания отношений как на уровне государств, так и гражданского общества. Попытки Украины отгородиться «новой Берлинской стеной» весьма прискорбны». Однако о том, что РФ готова ввести для украинцев процедуру снятия отпечатков пальцев, не было сказано ни слова.

Подводя итоги, можно предположить, что указ №256/2017 закономерно приведет к тому, что количество россиян, пожелавших приехать в Украину, существенно сократится. В этом была бы какая-то логика, если бы правительство нашей страны одновременно прилагало усилия, чтобы привлечь в Украину других иностранцев. Но этого не происходит.

Экзистенциальный враг

Между тем ВР намерена пойти дальше и еще больше ограничить поездки украинцев в Россию. Народные депутаты Андрей Немировский и Андрей Шинькович (БПП) и внефракционный Андрей Денисенко внесли на рассмотрение ВР законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно введения временного ограничения права граждан Украины на выезд из Украины в государство-агрессор)».

Авторы предлагают дополнить ст. 204 Админкодекса новой, согласно которой нарушение лицом установленного законом временного ограничения в отношении права граждан Украины на выезд из Украины в государство-агрессор влечет наложение штрафа от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на один год.

Такое наказание ждет госслужащих (кроме работников дипломатических служб, или выезда с целью срочной медицинской помощи, или участия в похоронах близкого родственника, что подтверждено соответствующими документами). А членов Кабмина, нарушивших закон, должны увольнять с должности.

В пояснительной записке авторы законопроекта указали на то, что «внешняя политика Украины должна формироваться с учетом того, что российские власти рассматривают Украину своим экзистенциальным врагом, ставят под сомнение ее право на существование как независимого государства и преследуют окончательную цель — полное уничтожение Украины как нации, субъекта международного права и геополитической реальности».

И поэтому, предлагают авторы законопроекта, отношения с Россией, пока будет продолжаться ее вооруженная агрессия против Украины, должны быть максимально заморожены и осуществляться в режиме санкций. В частности, Украина должна не повышать существующий уровень дипломатического представительства в России, полностью прекратить сотрудничество в оборонной отрасли и торговлю товарами двойного назначения, свернуть отношения с Россией в гуманитарной сфере, а также окончательно и навсегда прекратить участие в СНГ.

Граждане Украины, являющиеся госслужащими, имеют особое значение для функционирования нашего государства. В состоянии гибридной войны на таких лиц страна-агрессор может оказывать давление через спецслужбы путем подкупа, шантажа или вербовки с целью ведения антигосударственной деятельности. Таких лиц могут похищать, применять к ним пытки, лишать свободы, даже лишить жизни. В таких случаях Украина не может обеспечить защиту их прав.

Следовательно, убеждают Немировский, Шинькович и Денисенко, необходимо ввести временное ограничение права указанных граждан Украины на выезд из Украины в государство-агрессор до принятия ВР решения, согласно которому закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» и решение ВР о признании РФ государством-агрессором будут признаны утратившими силу.

Этот документ мы процитировали почти полностью с той целью, чтобы показать, что наши законодатели в Конституцию даже не заглядывали. В противном случае они бы к своему немалому удивлению обнаружили в ней ст. 21, согласно которой «все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах. Права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы». А в ст. 22 говорится, что «конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод».

Кроме того, в ст. 24 указано, что «граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам». Для наиболее непонятливых в ст. 8 говорится, что «Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия».

Т. о. законопроект об ограничениях прав госслужащих прямо противоречит Конституции. Разумеется, его разработчики могут заявить, что действуют из лучших побуждений, заботятся исключительно о безопасности нашей страны, и сослаться на особо важные причины, изложенные в пояснительной записке. На этот случай в Основном Законе имеется ст. 64, в которой четко указано, что «в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями 24, 25, 27, 28, 29, 40, 47, 51, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62 и 63».

Для тех, кто считает, что им все позволено, предусмотрена ст. 68, в которой говорится, что «каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей. Незнание законов не освобождает от юридической ответственности».

Нелишне будет также отметить, что авторы законопроекта не в ладах с логикой. К госслужащим относятся работники любых государственных организаций и органов государственной власти, включая полицию, военных, сотрудников Минюста, ГНА, Минобразования, Национального антикоррупционного бюро, ГПУ и т. д. Именно им придется забыть о поездках в РФ.

Между тем существуют такие стратегически важные объекты, как АЭС и ГРЭС, НАК «Нафтогаз Украины», «Укрнафта», «Укрэнерго», «Укртрансгаз», «Энергорынок», морские порты и т. д. Всего в списке Кабмина, утвержденном в 2015 г., присутствует 1900 таких объектов. Неужели на их сотрудников зарубежные спецслужбы не будут оказывать давление, вербовать и даже лишать свободы?

Любому здравомыслящему человеку понятно, что чиновник Минюста спецслужбам неинтересен, а вот к рядовому конструктору в сфере разработки ракетного вооружения они проявят повышенное внимание. Вспомним хотя бы заявление зампредседателя фракции «Народный фронт» и председателя подкомитета по военной безопасности ВР Юрия Березы, что в 2016 г. правительство и профильные предприятия подготовили все для серийного производства нескольких типов необходимого ракетного вооружения. Он тогда еще заявлял, что разработчики смогли увеличить расстояние полета для ракет собственного производства.

Если следовать логике инициаторов закона, то необходимо всем гражданам Украины без исключения запретить поездки в РФ, а за нарушение наказывать не в административном, а в уголовном порядке.

Правда, придется слегка подкорректировать Конституцию, но ведь безопасность страны и ее граждан — превыше всего. Разве не так?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Уроки бесчеловечности

То, что некоторые читатели считают доступ к удобным современным технологиям...

Уже 22 года Киев подвергается химической атаке

После окончательной ликвидации завода «Радикал» в 2000 г. территорию предприятия...

Главный редактор «Интера» Антон Никитин: «История...

Четвертый год накануне 9 Мая миллионы украинцев замирают в тревожном ожидании: отменят...

Родня напрокат: японский бизнес по Фрейду

Давним и устойчивым спросом у японцев пользуется неординарная с точки зрения...

Сколько стоит беспощадность?

В отечественной системе общественного здравоохранения имеется запрещенный вопрос:...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка