Украина и дальше работает «на износ»...

№40 (576) 7 - 13 октября 2011 г. 05 Октября 2011

Согласно недавно обнародованному Государственной службой статистики материалу «Вартість основних засобів у 2000—2010 рр.», степень износа основных средств в украинской экономике достигла 74,9%.

Данный показатель, в решающей степени определяющий потенциал (вернее — «антипотенциал») развития национального хозяйства, неуклонно рос на протяжении всего рассмотренного периода. В 2000 г. степень износа равнялась 43,7%, в 2004-м — 49,3, в 2008 г. — 61,2%. Но почему-то самый резкий скачок произошел в 2010 г.: с 60% сразу до 74,9%.

Это «почему-то» возникло ввиду того, что первичная (переоцененная) стоимость основных средств (в фактических ценах на конец года) была вдруг поднята с 3,9 до 6,65 трлн. грн. При этом остаточная стоимость основных фондов выросла незначительно: с 1,6 до 1,73 трлн. грн. (а если учесть инфляцию, то реальная их стоимость и вовсе уменьшилась!).

Самое слабое место — транспорт

Оставив методологические вопросы определения вышеуказанных показателей специалистам в области статистики, продолжим анализ официально опубликованных сведений. В другом материале Госстата — «Наявність і стан основних засобів за 2010 р.» — приведены данные по отдельным крупным отраслям народного хозяйства.

Из них следует, что хуже всего дела обстоят в сфере «деятельности транспорта и связи», где степень износа достигла 94,4%! Отметим, что в этой отрасли сосредоточена большая часть основных фондов Украины, если брать их первичную (переоцененную) стоимость — 3,8 из 6,65 трлн. грн. А вот остаточная стоимость основных средств здесь оценена всего в 213 млрд. грн.

Иначе как катастрофической нельзя назвать ситуацию на железнодорожном транспорте. В апреле с. г. «Укрзалізниця» признала, что износ ее локомотивного парка достиг 80%. В мае появились данные, что износ тепловозного парка составляет вообще 97%, а электровозов — 90%. В стране числится 2447 тепловозов (но эксплуатируется только 1454) и 1863 электровоза (эксплуатируется 1271), и многие из этих машин были построены еще в 50-е — 60-е годы прошлого столетия.

Средний возраст электровоза в нашей стране — 36 лет, магистрального и маневрового тепловоза — соответственно 24 и 29 лет. Только в ближайшие годы из эксплуатации в связи с износом придется вывести 195 электровозов (в 2011-м — 181) и 340 тепловозов.

При этом, как признали власти, предыдущий план обновления локомотивного парка был сорван: за последние два года вместо 172 машин приобрели лишь 49, что ставит под сомнение и выполнение нынешних планов модернизации.

_____________________________________
На Украине изношено 97% тепловозов, www.rosbalt.ru, 20.05.2011; Украинская железная дорога намерена существенно обновить свой парк, www.transport-centre.ru, 18.05.2011.

Износ пригородного подвижного состава выглядит так: по электропоездам — 80,3%, по дизель-поездам — 93,1%.

Приходит в негодность и парк железнодорожных вагонов. В 2005—2010 гг. «Укрзалізниця» вывела из эксплуатации около 28,5 тыс. грузовых вагонов, а приобретено взамен лишь чуть более 5 тыс. (в 2009 г. — вообще ни одного). Зато у 35 тыс. вагонов был продлен срок службы.

___________________________________________
Показатели «Укрзализныци» по состоянию парка грузовых вагонов в 2005—2010 годах. zet.in.ua

В настоящее время «Укрзалізниця» (без частных операторов вагонов) располагает парком в 120 тыс. грузовых вагонов. Из них 99,3%(!) выпущены до 1990 г., свыше 80% исчерпали свой нормативный срок службы. Опять же, планов у железнодорожников громадье — в 2011—2015 гг. закупить 50 тыс. вагонов; но будет ли задуманное реализовано — неизвестно, поскольку в прошлые годы подобные планы неизменно проваливались.

______________________________________________
Свыше 80% парка грузовых вагонов «Укрзализныци» исчерпали ресурс. www.rzd-partner.ru, 03.05.2011

Излишне говорить о том, что накопление этих нерешаемых проблем в сфере ж.-д. транспорта грозит в перспективе полной закупоркой транспортных артерий страны и соответственно коллапсом всей отечественной экономики.

На пути к краху

Ситуация, однако, подошла к критической черте и во многих других отраслях. По информации Госстата, в добывающей промышленности степень износа основных средств составляет 47,8%, в обрабатывающей — 66,8%, в энергетике (производство и распределение электроэнергии, газа и воды) — 60,7%. В целом по промышленности — 63%.

Лучше дела обстоят в сельском хозяйстве (40,7%), рыболовстве (54,2%), строительстве (50,1%). Впрочем, «лучше» — это еще как сказать! Потому что с 2000-го по 2010 г. количество тракторов в распоряжении сельхозпредприятий Украины сократилось с 319 до 151 тыс., сеялок — со 132 до 76 тыс., зерноуборочных комбайнов — с 65 до 33 тыс.

_____________________________________________
Наличие сельскохозяйственной техники на сельхозпредприятиях, zet.in.ua; данные взяты с сайта Госкомстата.

Неуклонно сокращается и поголовье скота. Так, опять же по данным Госстата («Поголів'я худоби та птиці»), на 1 сентября с. г. поголовье КРС в стране составило 96,8% от показателя на аналогичную дату 2010 г., свиней — те же 96,8%, овец и коз — 99,6% и только птицы — 100,6%.

Естественно, проблема износа основных фондов менее всего касается быстрорастущей финансовой сферы — 28,7%. Износ жилых домов оценен в 47,2%.

Итак, опираясь на данные главного статистического ведомства Украины, можно констатировать безутешный факт: тенденция к нарастанию степени износа основных фондов, т. е. по сути к проеданию и разбазариванию экономического потенциала страны в ущерб ее будущему, действовавшая на протяжении всех лет независимости, сохраняется и сегодня.

Власть поменялась, но ничего пока не меняется в лучшую сторону: Украина и дальше работает «на износ», что так или иначе ухудшает конкурентоспособность национальной экономики и приближает ее крах. Поэтому необходимо постоянно затрагивать данную проблему в прессе, бить во все колокола и всюду ставить вопрос об изменении экономической политики с тем, чтобы направить развитие экономики в русло нормального расширенного воспроизводства. Чтобы добиться наконец реального, а не декларативного обновления и модернизации страны.

Считаю даже, что показатель уменьшения степени износа основных фондов должен в обязательном порядке включаться в одобряемую Верховной Радой программу деятельности правительства и соответственно в перечень тех данных, по которым оценивается и контролируется деятельность исполнительной власти. Ведь с точки зрения будущего страны этот показатель куда важнее роста ВВП, коим так любят у нас козырять, скрывая и замалчивая серьезные макроэкономические проблемы.

В общем, нужно срочно менять экономический курс, дабы не очутиться в итоге в стране, которая будет выжата, словно лимон, и не сможет далее обеспечивать даже самый минимальный уровень жизни для ее рядовых жителей.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Они уходят

Кабул остается на съедение

Жесткие требования к недружественной власти

В ходе своей прямой линии Владимир Путина фактически заявил, что Россия никогда не...

Прости нас, Лакки!

Подготовка собак в искусственных условиях ведет к потере племенных качеств: у собаки...

Долг красен арестом имущества

Воспользоваться сайтом Единого реестра специалисты советуют не только должникам, но и...

Градоустройство столицы

Столица располагает значительными территориальными резервами...

Фантом национальной безопасности

Ввиду многолетней продемократической риторики само слово «внесудебный» должно...

Надо строить прагматичные отношения

Евроскептиков пугают мрачные перспективы разорения отечественных производителей,...

Украинский подвид паразитирующего реформизма

Уже в феврале — под лозунгами о реформах и развитии — начнется движение по пути...

В поисках ренессанса

Когда в отечественном небе будут десятками летать новые машины, появится и зарубежный...

Антарктическая эстафета

В субботу, 6 февраля, украинские исследователи Антарктиды, а вместе с ними все, кому не...

Мрачное Средневековье

Коллекторам запретят взаимодействовать с должниками с 20 часов до 8.00

Собрание акционеров без акционеров

Начало 2021 г. ознаменовалось новым витком давления на запорожское предприятие АО...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка