АВТОР – ГВЕНДОЛИН ЗАССЕ
Непрекращающаяся война в Украине играет важную роль в формировании политического и общественного восприятия хода избирательной кампании на выборах-2019. Выясняется, что вопросы идентичности с точки зрения общества более многогранны, чем это отражается в риторике кандидатов.
До 31 марта – дня голосования на президентских выборах в Украине – остается менее двух месяцев. Официальный список кандидатов вот-вот будет утвержден, но в атмосфере царит неопределенность. Примерно 44% избирателей твердо подтверждают участие в голосовании, но около 20% респондентов регулярно говорят об отсутствии определенности в вопросе выбора кандидата. Именно эта часть электората способна оказать эффект критической значимости – и на показатели явки, и на итоговые результаты.
Уровень поддержки двух фаворитов – действующего президента Петра Порошенко и Юлии Тимошенко – не достигает и 20%. В то же время, их негативные рейтинги чрезвычайно высоки (около 60%-70%). Победа одного из них в апрельском втором туре голосования сохранит крайнюю степень раскола электората и политических элит, слабо связанных с обществом. При этом страна плавно войдет в сезон назначенных на октябрь парламентских выборов.
В число других ключевых претендентов на президентский пост входят комедиант и неофит в украинской политике Владимир Зеленский, а также бывший министр обороны Анатолий Гриценко. И хотя Зеленский – по данным некоторых соцопросов — практически полностью сократил разрыв с фаворитами гонки, у Гриценко сохраняется шанс на роль компромиссного кандидата (но уровень его поддержки обществом существенно ниже).
Все внимание приковано к ожидаемому исходу президентских выборов, и все разговоры ведутся лишь об этом, а следовало бы проанализировать отношение украинского общества в целом к ряду политически значимых вопросов идентичности.
Избирательная гонка позволяет сполна оценить масштаб влияния непрекращающейся войны в Восточной Украине на политическую культуру страны. Кампания Порошенко под лозунгом «армия, язык, вера» служит подтверждением закрепления темы идентичности и культуры в официальном политическом дискурсе.
Способна ли выбранная стратегия принести ему победный результат? Этот вопрос остается открытым. Можно лишь предположить, что президент, сегодня регулярно позирующий в камуфляжной одежде и создающий себе имидж главнокомандующего, не слишком соответствует ожиданиям многих украинцев.
Сопоставление результатов социологических опросов 2017—2018 гг. — регулярных национально репрезентативных опросов КМИС, проводившихся в Украине (за исключением неподконтрольных территорий) и включавших вопросы, подготовленные Центром ZOiS, – позволяет выявить несколько достойных внимания трендов:
Украинское гражданство – т.е. идентификация личности с государством – становится наиболее важной темой идентичности, выбираемой респондентами из солидного перечня вариантов, объединяющего категории этнической, лингвистической, региональной и социальной идентичности. Отмечается значительный прирост числа респондентов, выбирающих именно этот вариант – от 38% в 2017 г. до 49% в 2018 г. Говоря простым языком, если в 2017 г. доминировало определение «этнический украинец» — его выбирали 46% респондентов, то в 2018 г. этническую категорию отмечали 37% участников опросов. А это статистически значимое снижение всего за год.
Какая категория личной идентичности для вас является наиболее значимой на сегодняшний день?
Этнический украинец
Этнический русский
И этнический украинец и этнический русский
Гражданин Украины
Житель моего региона
Европеец
Украиноязычный
Русскоязычный
Билингв – владеющий и украинским, и русским языками
Иное
Какой язык вы считаете родным для себя?
Украинский
Русский
И украинский, и русский
Другой
Результаты социологии свидетельствуют: значимость идентичности (принадлежности) может сместиться всего за год, особенно в условиях политического контекста, формируемого войной и выборами. Принадлежность к украинскому государству в большей степени определяется гражданством, а не этнической принадлежностью, и такая ситуация в последние два года выглядит все более явной.
Собранные данные говорят и о том, что жители страны все так же видят в вопросе собственной идентичности гораздо больше нюансов, чем отражается в официальной риторике властей, предвыборных лозунгах и недавно принятых законах о государственном языке и образовании.
Данные говорят и о негативной реакции носителей русского языка (или жителей русскоязычных областей) на эксклюзивность понятия «украинства», продвигаемого с помощью официальной государственной политики. Важный момент – при этом однозначность идентификации личности с украинским государством гражданами под вопрос не ставится.
Резюме – непрекращающаяся война играет важную роль в формировании политического и общественного восприятия хода избирательной кампании в преддверии выборов-2019. Тренды в общественном мнении указывают на несоответствие лозунгов избирательной кампании действующего президента Порошенко представлению значительной части украинского населения о самоидентификации.
Тем не менее остальные кандидаты-лидеры избегают формулировать более взвешенное мнение относительно разнообразия украинского общества. Иными словами, разное понимание сути идентичности свидетельствует о наличии дистанции между политической системой Украины и обществом страны. Скорее всего эта дистанция станет еще более явной после завершения президентских выборов. Однако в конечном итоге более взвешенные взгляды общества на вопросы гражданства, этнической и языковой идентичности открывают возможности для создания инклюзивной государственной системы.
ИСТОЧНИК - https://carnegieeurope.eu/strategiceurope/78310
ГВЕНДОЛИН ЗАССЕ — научный директор Центра восточно-европейских и международных исследований ZOiS, историк, профессор сравнительной политологии факультета политологии и международных отношений Школы междисциплинарного регионоведения Оксфордского университета. Автор монографий «Война и идентичность на примере Донбасса в Украине» (2018), «Крымский вопрос: идентичность, трансформация и конфликт» (2007), «Европеизация и регионализация в процессе расширения ЕС в Центральной и Восточной Европе. Миф об «условности» (2004).
ПЕРЕВОД
Теги: выборы президента
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Президент финансирует избирательную кампанию из собственных средств
Расходы вырастут из-за большого числа кандидатов в президенты
Какое-то время можно продержаться без газа, света, лифта, но только не без живительной...
В сложной производственной цепочке создания новенького Volkswagen Украине отводится...
С 2000 г. по 2017 г. общее количество украинских мигрантов выросло всего на 300 тыс. человек
Комментарии 0