Ушли в осень

№13 (859) 30 марта – 5 апреля 2018 г. 28 Марта 2018 0

Почему рядовая процедура антарктической пересменки из года в год превращается в триллер и драму

22 марта из Киева в сверхдальнее путешествие отправились участники 23-й украинской антарктической экспедиции.

Традиционно в аргентинский Пунта-Аренас, портовый город, который является центром области Магальянес и расположен на берегу Магелланова пролива, полярники добираются авиасообщением. В порту — пересадка участников экспедиции на рыболовецкое судно Mari Golds, плавающее под украинским флагом.

Украинская станция им. Академика Вернадского в Антарктиде

Маршрут Mari Golds из Пунта-Аренаса до антарктической станции «Академик Вернадский» занимает от четырех до пяти суток, и пролегает он через необычайно бурный, известный своими очень сильными и частыми штормами пролив Дрейка. Затем — путь по морским акваториям Южного океана и по проливам между Аргентинскими островами. На одном из этих островов — Галиндезе — двенадцать зимовщиков 22-й украинской экспедиции, завершающие свою годичную вахту, готовы передать станцию коллегам из 23-й.

Ориентировочно две недели отводятся на передачу станции и разгрузку судна, с перекачкой дизельного топлива из емкостей Mari Golds по шлангу в большой береговой бак на острове и транспортировкой многочисленных грузов — с помощью челночных рейсов моторных лодок-«зодиаков». На 13 апреля намечен выход Mari Golds в обратный путь — с зимовщиками прежней, 22-й экспедиции.

Несмотря на то что новое руководство Антарктического центра объявило, что отбор специалистов, отправляющихся в Антарктиду, будет радикально либерализован и туда станут допускать (о боже!) даже женщин, пока что 23-я экспедиция — это в основном представители старого закрытого клуба зимовщиков.

И в этот клуб из-за его пресловутой сверхзакрытости люди со стороны даже не пытаются попасть — так, на профессиональный конкурс была подана на 12 позиций всего 31 заявка.

Из отобранных лишь трое впервые будут работать в Антарктиде, а девять человек (т. е. три четверти зимовочного персонала) уже зимовали там ранее, причем большинство — неоднократно.

Самый большой скандал вокруг антарктической пересменки уже традиционно связан с регулярной грязной возней в борьбе за транспортный контракт на доставку грузов и людей — а это кусок размером в десятки миллионов гривен. В этот раз поплывут на Mari Golds, маленьком рыболовецком судне, принадлежащем компании «Интерпромфлот».

Интересно, что судно Mari Golds до 2012 г. называлось POSEYDON-I и плавало под флагом Сент-Китса и Невиса. Сама же компания «Интерпромфлот» получила контракт на доставку людей и грузов в очень сомнительной возне, законность которой вызывает много вопросов.

Дело в том, что, поскольку Национальный антарктический научный центр является государственным учреждением, исполнитель услуг для него должен определяться на тендерных торгах в системе ProZorro.

Однако правила тендерных торгов позволяют нещадно спойлерить, срывать заключение контрактов — любая жалоба, поданная в Антимонопольный комитет Украины любым претендентом, который проиграл или же просто недоволен условиями, значащимися в тендерной документации, приостанавливает ход торгов. А когда пересменка жестко привязана к срокам, это становится катастрофой.

Подобная схема уже была применена в прошлом году. Тендеры были фактически сорваны одним участником — кипрской компанией «Бомелевия» и вынужденно признавались несостоявшимися. Контракт с нарушением процедуры получила компания «Интерпромфлот». В этом году разыграна та же сомнительная схема.

Чтобы избежать тендерного троллинга, было бы оптимально объявлять транспортный тендер не в ноябре—декабре, а хотя бы в августе. Тогда можно было бы отправлять экспедицию на станцию «Академик Вернадский» в течение антарктического летнего сезона (декабрь, январь, февраль), как это делают большинство стран.

Однако для этого необходимо знать, какой будет в предстоящем году сумма госбюджетных ассигнований. В августе же эту цифру еще никто назвать не может, ибо даже проекта госбюджета на предстоящий год тогда еще нет.

Выход из ситуации видится в том, чтобы в каком-то году в госбюджете Украины выделить средства сразу на две антарктические экспедиции — ближайшую и следующую за ней. Тогда можно было бы разорвать порочный замкнутый круг предстартовых авралов в условиях цейтнота. Но рассчитывать на то, что без серьезного общественного давления об этом договорятся Антарктический центр, Министерство образования и науки, правительство и парламент, да еще и не вмешаются лоббисты, мечтающие нажиться на госконтрактах, — проще дождаться, что пингвины научатся летать.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Зимовка в Антарктиде – не для слабых духом

На украинской антарктической станции «Академик Вернадский» во время пересменки...

Антарктида оказалась таинственно продырявленной

Тоннель? Полынья? Дыра — размером с американский штат

Бар на украинской станции в Антарктиде — в числе...

Бар «Фарадей» — одно из «самых экстремальных», но при этом «самых...

Подо льдами Антарктиды открыли еще 91 вулкан

Возможно, это самый крупный из вулканических поясов Земли 

Загрузка...

В валютных колебаниях виноваты... «черные фермеры»

Вот уже несколько лет агросектор является основным поставщиком валюты в Украину.

Контрабандисты пересели на БПЛА?

На украинских границах дроны стали обыденностью, и это неудивительно, ведь боевые...

Миротворческая операция на востоке Украины под...

Глубокое реформирование наших Вооруженных сил стало возможным благодаря...

«Салатный» скандал от McDonald's

О гиганте и лидере глобальной индустрии быстрого питания — McDonald's — вновь пишут...

Долгая и снежная украинская зима

Когда вы видите, что местные дороги не ремонтируются, имеете полное право спросить...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка