Услышат ли свои?

№22 (560) 3 - 9 июня 2011 г. 02 Июня 2011
Глава Счетной палаты Валентин СИМОНЕНКО.
Фото Виталия СИЧНЯ

С 30 мая по 2 июня в Лиссабоне прошел VIII конгресс Европейской организации высших органов финансового контроля (EUROSAI). Государственные аудиторы из полусотни стран отчитались о проделанной работе, определились с планами на будущее, а также договорились общими усилиями повышать независимость и эффективность высших органов финансового контроля (ВОФК). Украину на конгрессе представлял глава Счетной палаты (СП) Валентин СИМОНЕНКО.

Его доклад в который раз навел на мысль о том, что потенциал СП в государстве, мягко говоря, не востребован. Хотя именно выводы отечественных государственных аудиторов могут предупредить повторение в нашей стране и во всем регионе системных финансово-экономических кризисов.

Катастрофический аудит

Особое внимание делегаты конгресса уделили отчетам ВОФК членов EUROSAI о проделанной работе. К слову, Украине есть чем гордиться в этом направлении. Работа нашей Счетной палаты во главе специальной группы EUROSAI по аудиту средств, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий катастроф в 2009—2011 гг., была одобрена единогласно. К тому же мандат этой специальной группы особой резолюцией конгресса продлили еще на трехлетний период — до 2014 г. Напомним, на предыдущем конгрессе EUROSAI, который состоялся в Кракове в 2008 г., СП Украины возглавила упомянутую группу, в состав которой входят тринадцать ВОФК на постоянной основе, и три в качестве наблюдателей. Цель создания этой специальной группы — ответ на планетарные и региональные вызовы, которые возникают перед европейским сообществом в виде природных и техногенных катастроф, а также имеют тенденцию к устойчивому росту и масштабу.

По словам Валентина Симоненко, специальная группа в данный момент успешно выполнила все цели, которые ставились перед аудиторами за годы ее деятельности. Особую важность приобрели так называемые международные параллельные аудиты — когда к проверке использования госсредств на преодоление последствий катастроф или их предупреждение привлекаются аудиторы из стран, имеющих аналогичные проблемы.

Под эгидой специальной группы и при активном участии нашего государства проведено пять таких аудитов. А именно: успешно и результативно прошел международный координированный аудит Чернобыльского фонда «Укрытие», а также аудит исполнения предыдущих рекомендаций аудиторов. Кроме поиска ответов на вопросы о состоянии, эффективности и результативности освоения международных и государственных средств на ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС, специальной группой отработан четкий алгоритм действий для исследования любой угрозы или катастрофы, подготовлены соответствующие рекомендации.

Также специальная группа разработала базу данных аудитов природных и техногенных катастроф в Европе, глоссарий терминов и подготовила проект рекомендаций лучшей практики аудитов в сфере предупреждения и ликвидации последствий катастроф. Все наработки собраны в документе «Анализ результатов проведенного опроса Специальной группы EUROSAI по аудиту средств, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий катастроф». Ознакомиться с ним читатели «2000» смогут в ближайшее время.

На первый взгляд может показаться, что все перечисленные наработки нашей страны в сфере государственного аудита — далеки от жизненных интересов рядовых граждан. Но это совсем не так. Ведь от того, насколько эффективно используются средства госбюджета, зависит и скорость решения проблем, на которые они направляются, а также благосостояние бюджетной сферы. Ведь эффективное использование определенного объема средств для конкретной цели гарантирует, что государственная казна больше не будет тратить деньги на эту же цель в течение какого-то периода.

Перечень достижений страны на международном уровне будет неполным, если не вспомнить об отчете по результатам совместного аудита «Защита Черного моря от загрязнения». Этот документ подписан руководителями ВОФК Грузии, России, Румынии, Болгарии, Турции и Украины, которые участвовали в проверке.

Стоп-машина

В своем докладе Валентин Симоненко много внимания уделил не только прошедшему, но и будущему времени. Казалось бы, аудиторы работают исключительно со свершившимися фактами. Тем не менее их выводы направлены в будущее. И от эффективности их использования зависит мудрость экономической политики каждого государства.

Говоря о мировом кризисе, глава СП признал, что он заставил задуматься не только об идейной доктрине рыночных трансформаций, но также обнажил и углубил глобальные дисбалансы. И эти дисбалансы, по мнению Валентина Константиновича, — прямая угроза для каждой отдельно взятой страны и всего мирового сообщества.

Отметим, что Валентин Симоненко не только говорит о теоретической опасности, исходящей от разбалансированных экономики и политики, но и формулирует пять основных глобальных дисбалансов, которые могут служить сигналом об экономическом «нездоровье» любого государства. Это государственный долг, дефицит бюджета, состояние торгового баланса, сальдо текущих инвестиций, корпоративные накопления и задолженность.

На протяжении 2008—2011 гг. СП Украины на фоне разворачивающего мирового финансово-экономического кризиса неоднократно констатировала усиление негативных тенденций развития экономики страны, о чем писали «2000». Снижалась деловая активность (из-за просчетов в экономической стратегии через стимулирование потребления, а не производства), усиливались инфляционные процессы (вызванные отнюдь не монетарными факторами), нарастал государственный и корпоративный долг, накапливались кризис-факторы в банковской системе, а также в налоговой и бюджетной политике.

«Учитывая происходящие процессы в финансово-экономической сфере страны, мы пересмотрели наши планы работы и программы аудита. Как одну из главных мы поставили задачу оценки эффективности работы органов власти и результативности принятых ими решений. Мы сделали упор на комплексный административный аудит и оценку системы административного регулирования органов публичной администрации. Были проведены детальные аудиты деятельности Министерства финансов Украины, Министерства экономики, Министерства труда и социальной политики», — отметил Валентин Симоненко в своем выступлении.

Результаты работы СП показали, что эти министерства выполняют свои функции только на 25—30%, погрязли в рутинной работе и не способны аккумулировать прогрессивные идеи, не говоря уже о разработке стратегии и конкретных механизмов влияния на социально-экономические процессы в стране.

Справедливости ради стоит отметить, что неэффективность государственной машины уже стала предметом критики со стороны не только общества или оппозиции, но и со стороны самих властей. Именно с повышением продуктивности системы госорганов была связана масштабная реструктуризация, запущенная в 2010 г. по инициативе Виктора Януковича.

Должники — в группе риска

Но не только недостатки госаппарата стали причиной кризиса и требуют срочного устранения.

«Приходится констатировать, — говорит Валентин Симоненко, — что неолиберальные принципы экономической политики кризисом поставлены под сомнение. И если борьбу с кризисами и выравнивание глобальных дисбалансов, по мнению многих экспертов, рациональнее всего строить на принципах общего равновесия, это можно считать прямым подтверждением версии об исключительной роли государства в жизни общества».

Говоря об идеологической несостоятельности неолиберальной доктрины, главный государственный аудитор нашей страны подводит слушателей к глубокой мысли об истинных причинах кризиса. И о том, что нужно делать, чтобы не допустить его повторения.

Ведь именно неравномерное распределение государственного долга (а это один из тех дисбалансов, о которых говорилось выше) и его объемов между странами стало одной из основных причин кризиса. Правительства многих государств использовали финансовые ресурсы и инструменты долговой политики для финансирования программ с целью поддержки совокупного спроса и укрепления балансов предприятий и финансовых учреждений. Действительно, такие меры помогли уменьшить падение ВВП и степень дестабилизации финансовой системы. Но это привело к росту обязательств государств. Именно этот рост таит новые угрозы. Так, по озвученным Симоненко данным, «прирост госдолга за три года от начала финансового кризиса составил: в Исландии — 80% ВВП, в Латвии — 51%, в Испании — 39%, в Дании — 35%, в Великобритании — 28%, в Украине и Бельгии — 24% ВВП».

Госдолг продолжает расти высокими темпами, что ставит под сомнение возможность удержать долговую устойчивость. А чрезмерный уровень долговой нагрузки может спровоцировать возникновение очередного витка финансового кризиса. Например, уже сегодня в нашей стране складывается крайне сложная ситуация: в издержках госбюджета на 2011 г., на обслуживание и погашение госдолга предусмотрена почти каждая третья гривня.

«Предоставление Правительству полномочий на привлечение госзаймов для решения социально-экономических проблем создает условия для неконтролируемого увеличения государственного долга. Поэтому мы не рекомендуем такими подходами пользоваться в других странах», — назидания аудитора безапелляционны.

Тем не менее с присущей ему тактичностью, выступая с важной международной трибуны, г-н Симоненко избегает прямого вывода о том, кто же толкает государственных мужей на путь в долговую яму как спасение от всех бед.

Вывод напрашивается сам собой. Проведение конгресса госаудиторов совпало с распространением очередного заявления чиновников из Евросоюза о том, что наша страна может не получить обещанной финансовой помощи (конечно же, в виде кредита!), если срочно не договорится о продолжении выделения кредитных средств от МВФ.

А двумя неделями ранее о невыполнении условий фонда говорит его представитель в нашей стране Макс Альер. Дескать, и пенсионную реформу не проводите, и цены на газ для населения повышаете медленно (а вот о госдолге, что примечательно, ни слова). Значит, и денег вам давать пока не будем.

Так, может, и слава Богу? Экономическая ситуация в стране понемногу выравнивается, вдруг своими силами обойдемся и не будем пополнять список стран-жертв долговой кабалы МВФ? Прислушаются ли к предупреждениям аудиторов и здравому смыслу украинские власти — покажет время.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Прости нас, Лакки!

Подготовка собак в искусственных условиях ведет к потере племенных качеств: у собаки...

Долг красен арестом имущества

Воспользоваться сайтом Единого реестра специалисты советуют не только должникам, но и...

Градоустройство столицы

Столица располагает значительными территориальными резервами...

Фантом национальной безопасности

Ввиду многолетней продемократической риторики само слово «внесудебный» должно...

Надо строить прагматичные отношения

Евроскептиков пугают мрачные перспективы разорения отечественных производителей,...

Украинский подвид паразитирующего реформизма

Уже в феврале — под лозунгами о реформах и развитии — начнется движение по пути...

В поисках ренессанса

Когда в отечественном небе будут десятками летать новые машины, появится и зарубежный...

Антарктическая эстафета

В субботу, 6 февраля, украинские исследователи Антарктиды, а вместе с ними все, кому не...

Мрачное Средневековье

Коллекторам запретят взаимодействовать с должниками с 20 часов до 8.00

Собрание акционеров без акционеров

Начало 2021 г. ознаменовалось новым витком давления на запорожское предприятие АО...

Украинские лопасти для тяжелых вертолетов – это...

24 декабря состоялось знаковое событие в истории вертолетостроительной отрасли нашей...

Волки «джихада» в овечьих шкурах ислама

В XXI веке даже самая дикая экстремистская организация понимает важность публичного...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка