«Выбрали капитана «Титаника» и повысили зарплату команде»

№40(836) 6—12 октября 2017 г. 04 Октября 2017 4.6

, УНИАН

Ко Дню учителя глава государства презентовал новый закон «Об образовании», чему особенно было радо профильное министерство, которое всячески агитировало за документ еще на стадии голосования законопроекта в Раде, уверяя, что это открывает путь к долгожданной системной реформе.

Тут бы и возрадоваться, прежде всего учителям, поскольку закон предусматривает неслыханные доселе 7% ВВП «на образование».

Но педагогическое сообщество продолжает активно дискутировать насчет нововведений в целом. И чем больше дискуссий — тем больше вопросов появляется.

Причем споры педагогов — буквально по всем «реперным» точкам документа № 2145-VІІІ, принятого Верховной Радой 5 сентября с. г.

Но прежде чем предоставить слово нескольким моим собеседникам, попробуем хотя бы пунктиром обозначить грядущие нововведения.

Востребованный менеджер

Итак, первое — это «трирівнева 12-річна школа». В принципе тут новшеств особых и нет, поскольку 1—4 классы и раньше назывались «начальными», с 5-го по 9-й — базовое образование.

Но следующие 3 года — с 10-го по 12-й класс — это уже должно быть профильное образование.

Причем пятиклашки уже будут учиться не в школе, а в гимназии, зато после 9-го — продолжат в лицее.

Некоторые учителя в частных беседах высказываются на сей счет с определенной долей сарказма, поскольку уже на их памяти было повальное переименование техникумов в «колледжи», а институтов — в университеты. Хотя все прекрасно понимали: от смены таблички суть не изменилась.

«Початкова школа може мати найрізноманітніші форми: один чи кілька класів з учнями одного чи різного віку, з одним або кількома вчителями, — разъясняет texty.org.ua. — В академічних ліцеях учні зможуть глибоко підготуватися до вищої освіти, у професійних — здобути середню освіту і, водночас, першу професію. Освіта в них триватиме три роки замість нинішніх двох. Додатковий рік навчання зніме проблему катастрофічної нестачі часу й перевантаження старшокласників у нинішній дворічній старшій школі.

Кожен ліцей буде окремою юридичною особою і, як правило, розміститься в окремому приміщенні. Ліцеї задумані не просто як старші класи звичайної школи, а як окремі заклади. Причому досить великі, де в кожній паралелі є принаймні по 4—5 класів, кожен зі своєю спеціалізацією. А отже, їх буде значно менше, ніж нинішніх 11-річних шкіл.

Закінчивши 9 класів, діти зможуть навчатися в професійних коледжах, здобуваючи професію як одночасно зі здобуттям повної вищої освіти, так і без нього».

Александр Ханин, УНИАН

— При отсутствии спроса в украинской экономике на квалифицированные кадры это все приведет не к повышению качества образования, а значит — к увеличению ВВП страны, а к возрастанию бюджетного дефицита, инфляции и обесцениванию зарплат», — таково мнение, в частности, ректора Бизнес-академии практического менеджмента, кандидата физико-математических наук Александра Ханина. Он и рассказывал мне о том, что больше всего его шокировало.

Оказывается, самые востребованные в стране — менеджеры по продажам.

«Какие специалисты стране нужны? К чему должна готовить детей школа, какое должно быть профильное образование? — эмоционально говорил Александр Григорьевич. — Откройте список вакансий! Продавцы, продавцы, продавцы!.. Да, они называются теперь «менеджеры по продажам», «по расширению рынка сбыта», еще как-то.

Но кого мы, педагоги, должны готовить? А нужно ли продавцам хорошее, качественное образование с лицеями, гимназиями и потом еще и с университетами?

Экономика у нас в упадке с 1992 г. А что же с количеством людей, которые получили высшее образование? Если брать выпускников 3-й и 4-й аккредитации вузов — университеты, академии, то в 1990 г. это был только 1% всех детей. Посмотрите, что происходит сейчас: 2016 г. — 4,19%!

При падении ВВП на душу населения в 4 раза мы вчетверо увеличили количество «бюджетных» выпускников, которые учились за государственный счет.

Все дело в «мейлах»

«Кожен заклад освіти зобов'язаний розмістити у відкритому доступі на своєму сайті (чи сайті засновника) всю важливу інформацію про свою діяльність, — анализирует нововведения портал texty.org.ua. — Обов'язково має оприлюднюватися кошторис і фінансовий звіт про надходження та використання всіх отриманих коштів, інформацію про перелік товарів, робіт і послуг, отриманих як благодійна допомога, із зазначенням їх вартості, а також про кошти, отримані з інших джерел, не заборонених законодавством».

Владимир Бондаренко, УНИАН

— Такое впечатление, что 255 депутатов, голосовавших за закон, не говоря уж о самих авторах, не представляют себе жизнь дальше Печерских холмов, — говорит Владимир Бондаренко, глава совета директоров Института политических, социологических и маркетинговых исследований им. Т. Г. Шевченко. — Потому что если бы было иначе, т.е. представляли, что в глубинке попросту нет интернета, а где-то — даже мобильной связи, то вряд ли б определили такую норму для учителей — все в обязательном порядке выставлять на сайт!

«В свое время в ВР я был консультантом в комитете по науке и образованию, — продолжал Владимир Александрович. — Причем работал в трех каденциях, но когда пришла Гриневич, теперь уже министр образования, — то она весь мозговой центр, консультантов, советников сменила на «студентов». Вот они и писали этот закон...

Очень хотели «европейскости». И получили европейские скандалы!.. Новую редакцию приняли в штыки и в Венгрии, и в Молдове, и в Польше, и в Румынии — из-за жестких ограничений на использование языков национальных меньшинств».

Tем не менее языковую норму, судя по всему, никто отменять не будет. Согласно новым правилам «національним меншинам гарантується право на навчання рідною мовою — одночасно з українською мовою — лише в окремих класах (групах) комунальних установ дошкільної та початкової освіти».

Без районо

«Закон не тільки надає, він і забирає. Зокрема, він позбавляє невластивих повноважень з безпосереднього управління закладами освіти МОН та місцеві органи управління освітою, — рассказывает Владимир Бахрушин, член Национальной команды экспертов по реформированию высшего образования, главный эксперт по вопросам образования Реанимационного пакета реформ (life.pravda.com.ua.) — Навіть при виконанні функцій засновника ці органи не мають права втручатися у діяльність закладу освіти... Найбільше втрачають від нового закону працівники районних, міських та обласних відділів освіти. Закон не тільки не передбачає прямо існування таких органів, залишаючи це на розсуд відповідних місцевих рад. Він не передбачає і багатьох звичних для їх працівників функцій».

Сергей Яцык, УНИАН

— Я працюю в системі підвищення кваліфікації державних службовців, посадових осіб місцевого самоврядування, а також в іншому навчальному закладі — Інституті підвищення кваліфікації педагогів, — представляется еще один мой собеседник Сергей Яцык.

И поскольку он — эксперт в области новаций образования, то и прошу назвать, на его взгляд, наиболее существенные «плюсы» нового закона, а заодно — и самые кричащие «минусы».

— В плані того, що дали можливість вчителям хоча б початкової школи визначатися з навантаженням конкретних предметів, — рассуждает Сергей Петрович, — це дуже добре. В законі сказано, що вчитель може вільно працювати за власною програмою і обирати форми донесення матеріалу до дітей. Водночас міністерство розроблятиме типові програми для тих учителів, які не хочуть чи не можуть розробити власні. При цьому закон скасовує процедуру атестації шкіл та право місцевих управлінь освіти на їх інспектування... Певне, що це плюс. Хоча система освіти — з чисто формальної точки зору — передбачає практико-орієнтоване навчання. Але якщо ми візьмемо професійно-технічні заклади, то, на жаль, там немає тих можливостей, які потрібні для практико-орієнтованого навчання.

— Місцева влада не має права втручатися у процес. У нас усі школи — автономні. Всі заклади освіти в районах, областях будуть ліквідовані, чиновники геть... Але якщо в школі виникає питання — то що, в міністерство бігти?..

— На жаль, багато чого в законі не можу пояснити... Складається враження, що пропозиції писали теоретики, які дійсно не були на місцях, не бачили проблем.

«Спілкувався з людьми з Міністерства освіти, з відділу кадрів, — переходит на монолог собеседник. — Вони кажуть: «Що ви від нас хочете, якщо певний процент наших працівників — теоретики, вони не викладали ні в школі, ні в коледжі, ні в гімназії. Тому в них така відірваність».

А що стосовно держслужбовців, чиновників, то звільнений склад оцих районо буде затребуваний в об'єднаних громадах, тому що при ОТГ створюється відділ освіти.

З приводу дванадцятирічної системи освіти. Вона була би непоганою... Фактично лише до початкової школи додали один рік. Тобто навантаження, яке йде в 5-му, 6-му і старшій школі, — воно не стало м'якшим, залишилось таким, як було.

Тому, на мою думку, трохи недопрацьований закон в цьому плані. Взяли гарну обгортку європейського зразка, але намагалися «загорнути» наш зміст, який уже є».

К нам не едет ревизор

«З одного боку, певне, це позитив, що інспекції ліквідують, перевірятиме заклади лише Державна служба якості освіти, причому плановий аудит, що включатиме перевірку дотримання ліцензійних умов, відбуватиметься лише раз на 10 років. З іншого — варто згадати, скільки вищих навчальних закладів позбавили за останні роки ліцензій через неякісну освіту, неналежні умови навчання тощо, — то чи не станеться таке ж зі школами, тобто ліцеями й гімназіями? А коли дійде справа до планової перевірки, буде вже запізно?» — этот вопрос я задавала многим собеседникам из числа педагогов, но в ответ они лишь разводили руками, дескать, кто его знает!

И где-то их понять можно: никто из учительского состава то ли школы, то ли лицея не испытывает особой радости при известии, что «к нам едет ревизор».

Тем более что пока рассуждать вообще на тему нововведений некоторые считают рановато: начальная школа должна «запрацювати» с 1 сентября 2018-го, базовая — с 1 сентября 2022-го, а профильная — лишь с 1 сентября 2027-го. Хотя в министерстве считают, что все это дело можно ускорить и запустить полноценные, как и задумано, «12 лет» уже с 2023-го.

Андрей Сурженко, УНИАН

Когда я попросила Андрея Сурженко, декана факультета механики Донецкого технического университета, высказать и свое мнение по поводу нового закона, он — в отличие от коллеги по преподавательской деятельности г-на Ханина, — увидал там все же больше позитива:

— Надо более активно организовывать «освітній» процесс, ребят профориентировать, — говорил Андрей Николаевич. — Обращать их внимание на то, что — мода модой, it-технологии и все остальное — это хорошо. Но наш регион был и остается промышленным, вокруг масса предприятий, которые остро сейчас нуждаются в специалистах...

— Вы говорите о Донецкой области?

— Я говорю о Покровске... Это 56 км от Донецка. Куча обогатительных фабрик! И я знаю, насколько предприятиям нужны квалифицированные кадры.

— Так там АТО.

— Сейчас — это работающие предприятия. И я говорю о том, что детворе надо правильным образом рассказывать, что страна нуждается в классных профессионалах. Не только в юристах, экономистах...

—... менеджерах по продажам...

— ... но и в технических работниках. Мы пытаемся их убедить, что они найдут применение. Закон «Про освіту» дарован для школьных учреждений... Я его просматривал. Но не могу ни о чем судить сейчас. Потому что любое начинание должно пройти временные испытания, а потом уже будет видно.

— У вас дети есть?

— Есть дочка, шестой класс. Но она не попадает под новую систему: по той программе — на 12 лет — начинают учиться с первого класса. Я так понимаю, что их только в следующем году наберут.

— Внешнее оценивание успеваемости в начальных классах, хоть министерство и уверяет, что оно весьма демократично, тем не менее — надо ли вообще его проводить, как того требует закон, среди малышей?

— Нет, рановато. Они не готовы к этому. Я считаю, что их вообще не надо оценивать.

На берегах Онтарио

«Посадовий оклад учителя найнижчої категорії становитиме три мінімальних зарплати. Цього рівня досягатимуть поступово, до 2023 року. Якби її запровадили негайно, такий оклад становив би 9600 гривень, а з різними надбавками вчителі заробляли б іще більше. Проте для цього треба було б знайти мінімум 87 мільярдів бюджетних гривень, що нереально, — цитирую http://texty.org.ua. — Коли автори закону закладали цю норму, мінімальна зарплата дорівнювала прожитковому мінімуму для працездатних осіб.

Однак з 1 січня 2017 року, вже після голосування закону в першому читанні, мінімальну зарплату встановили в розмірі двох мінімумів: 3200 гривень замість 1600, тож вартість освітнього законопроекту зросла на десятки мільярдів.

Тому до другого читання освітній комітет Верховної Ради вніс до тексту поправку, замінивши три мінімальних зарплати на чотири прожиткових мінімуми (на сьогодні 6736 гривень). Однак під час розгляду закону на пленарному засіданні з подачі Юлії Тимошенко поправку провалили.

І хоча на поступове підняття зарплати дається 5 років, все одно виконати цю норму, м'яко кажучи, складно. Зарплатні норми вочевидь все одно переглянуть під час прийняття бюжету-2018... Зарплата науково-педагогічного працівника найнижчої кваліфікації буде принаймні на 25% більшою, ніж зарплата вчителя найнижчої категорії. Оклад працівника кожної наступної категорії має підвищуватися принаймні на 10%».

По подсчетам Минфина, на увеличение зарплат учителям нужно 87 млрд. грн., притом что бюджет всей сферы образования должен быть не менее 160 млрд. грн.

И пока бюджета нет даже в проекте, но отечественные педагоги все же живут надеждой, что с нового года им начнут платить «три минимума», можно на несколько минут отвлечься — и послушать: как дела, например, у канадских педагогов из Онтарио.

«Приходил ли вам в голову вопрос, зачем дети ходят в школу? — спрашивает автор публикации на интернет-ресурсе russianexpress.net. — Хорошо известно, что школьники благополучно забывают большую часть из того, чему их учат. Эффективность школы составляет, наверное, процентов 30... И мы все равно упорно посылаем детей на ежедневные непродуктивные муки.

За любым подобным «почему» таится другой вопрос — «кому это надо?»

Естественно, это надо и нам, и детям, поскольку с дипломом открывается больше дорог в жизни к заработку и успеху. Но все же не родители и их дети являются главным заказчиком образования. Кто платит — тот и заказывает музыку.

Платит государство, пусть и деньгами налогоплательщика, и именно оно заказывает конечный продукт образования — молодого человека с определенным количеством знаний и определенным набором убеждений. В Онтарио школьная программа находится под контролем правительства провинции. С 2005 по 2015 гг. расходы на общественную школу там выросли почти на 37 процентов, с 19,5 млрд. долл. в год до 26,6 млрд. Из расчета на одного ученика расходы выросли почти вполовину».

Можно, конечно, сравнить: в этой провинции проживает втрое меньше людей, чем во всей Украине, но на образование (в пересчете на гривни) тратится втрое больше. Т.е. «арифметика» очень и очень не в нашу пользу.

Но даже если наше правительство, в отличие от канадского, пообещает 160 или там 170 млрд. — не факт, что даст. И если даст, нет гарантии, что деньги дойдут до адресата, т.е. до самих школ.

— Когда президент страны подписывал закон, он объяснял: это одна из главных реформ для будущего страны! — сказал ректор института Александр Ханин. — Но если обратимся к пирамиде Маслоу — иерархии человеческих потребностей, то окажется, что без обеспечения физиологических потребностей, потребностей безопасности, без развития экономики и т.д. не может быть развития образования.

А вот сейчас мы говорим, что будем качественно обучать людей, и враз поменяется жизнь общества к лучшему. Не имея развитой экономики, не получим развитого образования. Бытие определяет сознание, а не наоборот.

А вот рейтинг стран мира по валовому внутреннему продукту на душу населения в паритете покупательной способности — данные МВФ. Украина находится на 114-м месте, между Марокко и Бутаном. Прекрасный результат! Мы себя сравниваем с европейскими странами — на каком основании?

Давайте посмотрим — как развито образование в Белизе, Марокко, Бутане, в Гватемале. Тут надо честно смотреть на вещи, зачем рисовать себе картины какие-то непонятные?

Деиндустриализация страны, диспропорция в развитии привели к тому, что у нас самая востребованная профессия — на этом акцентирую ваше внимание еще раз — про-да-вец! Как следствие — у учащихся, а позже — у абитуриентов отсутствует мотивация сознательно избирать профессию, у студентов — учиться, у педагогов — повышать собственный уровень, более качественно преподавать. Фактически повсеместно наблюдается имитация образовательной деятельности. Система работает сама на себя и в собственных интересах.

Что мы имеем в образовании? Реформу? Перегруженность предметами средней школы, где норма — 7 уроков ежедневно плюс сложные домашние задания, написание рефератов и т.д.? При этом рабочий день ребенка составляет 10 и более часов — это реформа?

А чего стоят учебные программы, которые просто-напросто не отвечают возрасту ученика младших классов? Такое впечатление, что возрастная психология напрочь исчезла из системы образования. Но в Академии педнаук «не переймаються».

Притом что выпускник средней школы не владеет необходимыми жизненными знаниями, не имеет навычек поиска информации, самостоятельной работы, конспектирования, публичного выступления. Я иногда наблюдаю, как ребята конспектируют: потом сами не могут понять, что написали.

Мало того, получение положительного результата по внешнему оцениванию абсолютно не гарантирует наличие каких-либо системных знаний предметов, особенно по математике. Попытаюсь это продемонстрировать на фактах. Как-то раз я провел такой эксперимент. Посадил студентов-социологов второго курса, которые были, скажем так, далеки от математики, — и дал им задание по ЗНО — математическое тестирование.

Так вот из 8 человек семеро ЗНО прошли, т.е. минимальный балл набрали, который позволяет им поступать в вуз. Причем чем меньше времени они тратили на обдумывание ответа, тем получался лучше результат. О чем это говорит? Судя по тестам, то «якщо не знаєш математики, не умнічай — відповідай навмання»! Можно и за 4 минуты ответить на все вопросы, на которые вообще-то выделяется 2 часа. Но за 4 минуты невозможно ответить сознательно, обдумывая... Так вот я уже задаю себе вопрос: почему это происходит? Вероятно, потому, что рейтинговая система работает таким образом, что 95% сдают ЗНО, при этом уровень подготовки — в частности, по математике — у них непомерно низкий! А потом они будут учиться на инженеров, экономистов...

В законе много чего сказано, новшеств множество позаимствовано из европейской системы... Например, выборность директора школы: причем только на 2 каденции, каждая сроком не более 6 лет.

Но мне это все представляется, как если бы на «Титанике» устроили выборы капитана. Да, и повысили б зарплаты членам команды.

После чего, надо понимать, у «Титаника» стала бы иная история.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Американский компромисс в украинско-польской истории

В сегодняшнем обзоре региональной прессы: польский дипломат на страницах львовского...

Сценарий бюджетный. Военно-избирательный

Молодежному жилищному строительству будет выдано 38 кредитов на общую сумму 29 млн. грн.

Культура коммуналку не потянет

В очередном обзоре региональных СМИ — реалии сегодняшнего дня на Кировоградщине,...

В валютных колебаниях виноваты... «черные фермеры»

Вот уже несколько лет агросектор является основным поставщиком валюты в Украину.

Контрабандисты пересели на БПЛА?

На украинских границах дроны стали обыденностью, и это неудивительно, ведь боевые...

Загрузка...

Миротворческая операция на востоке Украины под...

Глубокое реформирование наших Вооруженных сил стало возможным благодаря...

«Салатный» скандал от McDonald's

О гиганте и лидере глобальной индустрии быстрого питания — McDonald's — вновь пишут...

Долгая и снежная украинская зима

Когда вы видите, что местные дороги не ремонтируются, имеете полное право спросить...

«День сурка» под открытым небом

Старые автобусные остановки в селах Шаргородского, Томашпольского, Тростянецкого...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка