Забытый подвиг тыла

№36(920) 6 – 12 сентября 2019 г. 04 Сентября 2019 5

к 75-летию освобождения Украины

Накануне праздника 9 Мая «2000» опубликовали пронзительные воспоминания экс-министра промышленности Украины Валерия Мазура «Похоронка» (№17 (905) от 26 апреля — 2 мая 2019 г.). Напомним, в материале идет речь о том, как его жена ищет и находит могилу своего отца, погибшего от рук фашистских оккупантов в 1943 г. на территории Калужской области. Недавно редакция получила письмо от непосредственного свидетеля тех событий, которого связывает с героем очерка «Похоронка» работа на заводе им. Чкалова во время войны.

Мне 95 лет, весной этого года я участвовал в теннисном турнире ветеранов, который ежегодно проводится в Киеве на кортах Подола в честь Победы 9 Мая. Там я встретил Валерия Мазура, который знал, что я в годы войны работал на авиационном заводе им. Чкалова в Новосибирске. Ранее Валерий Леонидович опубликовал в «2000» статью об отце своей жены сержанте Ефиме Савчуке, который погиб 6 сентября 1943 г. в боях за деревню Козловка Калужской области.

На фронт Ефим Павлович ушел добровольцем в составе Сталинской сибирской дивизии с завода им. Чкалова №153 (Новосибирск). В это предприятие во время войны влились Киевский и Ленинградский авиазаводы. Судьба так распорядилась, что и я работал на этом заводе. С первых дней войны мой отец был призван в армию и закончил войну в Венгрии (г. Дебрецен). А мы с мамой и младшим братом были эвакуированы вместе с госпиталем в Новосибирск.

Я попал в мастерскую электро-радио-навигационного оборудования. Руководил этим подразделением киевлянин Белгородский (извините, забыл его имя и отчество), а старшим мастером трудился тоже киевлянин Саша Монацков, в последующем известный авиаконструктор. В свою очередь наша мастерская входила в состав крупного цеха, который возглавлял Василий Павлович Савельев, также киевлянин, ранее трудившийся на авиационном заводе в столице Украины.

Новосибирский завод еще с 1936 г. начал выпускать боевые самолеты, а во время войны — аппараты конструкции Яковлева от Як-7 до Як-9. Я попал на сборку Як-7 и закончил самолетами Як-9. В цех привозили фюзеляж, к нему пристыковывалось крыло, устанавливался мотор и вся начинка: гидравлика, электро-радио, кислород, вооружение и т. д., в конце цеха осуществлялась покраска.

Вначале было два потока, и выпускали в сутки по 7 самолетов на каждом. Потом производство наращивали, появился третий поток, и в конце войны выпуск увеличился до 33 самолетов в сутки. При этом количество сборщиков практически не менялось. Всего за годы войны выпущено более 17 тыс. самолетов, что во многом определило превосходство в воздухе и победу в войне.

Работали по 12 часов без выходных. Все рабочие имели бронь, и на фронт их не призывали. Я освоил профессию и устанавливал сначала приемник на каждый самолет и передатчик на каждый третий аппарат, потом передатчик на каждый самолет, а потом мне доверили монтаж радиополукомпаса, позволявшего пилоту лететь в любую погоду и ночью.

Выпускались именные машины. Помню самолеты, построенные на пожертвования пчеловода Феропонта Головатого и экстрасенса Вольфа Мессинга. Их вручали летчикам, приехавшим с фронта. Все самолеты сдавали сначала контролеру, потом военпреду. Самолеты отстреливались в тире и проходили испытания в воздухе. После чего их грузили на платформу и отправляли на фронт.

Меня избрали бригадиром комсомольско-молодежной бригады, главным лозунгом которой было осваивать смежные профессии и обеспечить выпуск самолетов без увеличения количества персонала. Кроме того, я был заместителем секретаря комсомольской организации цеха. Секретарь Качесова часто уезжала на фронт в составе делегации для вручения самолетов.

Как раз в ее отсутствие, в начале 1943 г., меня пригласил секретарь партийной организации цеха и попросил поговорить с комсомольцами. Дело в том, что были нужны два добровольца в Сталинскую сибирскую дивизию, 10 членов партии уже проявили желание уйти на фронт, а от цеха нужно было направить 12 человек.

Я рассказал это своему другу из Ленинграда латышу Вольдемару-Володе Десметнику. Мы оба были патриотами и сразу написали заявление. Мама плакала, ведь отец уже был на фронте, и от него не было писем. Получается, что она оставалась одна с младшим братом. Но я был непреклонен. Мы с Десметником хотели на фронт.

Через несколько дней добровольцев собрали у начальника цеха. Присутствовали Савельев, Крыжановский, парторг ЦК КПСС на заводе Шибаев и комсорг ЦК Беляк. Нас поблагодарили за патриотизм и сказали, что, если вы уйдете, то кто же будет выпускать самолеты? И нам всем пришлось остаться.

В конце 1944 г. я по призыву комсомола отправился учиться в Московский авиационный институт, куда был принят без экзаменов. Хотя начальник цеха не хотел меня отпускать, говорил, что я представлен к ордену Красной Звезды. Решить вопрос помог комсорг на заводе Беляк, и я уехал на учебу.

За эти годы производство всех видов вооружений значительно превысило их выпуск в Германии и США. Превосходство в количестве танков, самолетов и других видов вооружений, создание стратегических резервов стало важнейшей материальной основой для достижения решающего успеха. За всем этим стояли живые люди, труженики тыла, без которых была бы невозможна победа. Во всей стране и на оборонных заводах висели лозунги: «Все для фронта, все для победы», «Тыл и фронт — едины».

Вот какие оценки дает «Краткий исторический справочник. Великая Отечественная война 1941—1945»: «Фронт и тыл сплотились в единый нерушимый лагерь. Самоотверженный труд советских людей и героическая борьба воинов Красной Армии на фронте слились в беспримерный исторический подвиг».

К сожалению, льготы участников ВОВ работникам тыла и детям войны были отменены при президенте Петре Порошенко. Я — участник Великой Отечественной войны, награжден медалью «За Победу — За доблестный труд в ВОВ» и другими наградами. Все предыдущие президенты чествовали тружеников тыла наравне с участниками боевых действий. В России, Белоруссии, Казахстане эта категория приравнена в льготах к участникам боевых действий. Льготы УВОВ были установлены в советские времена и сохранялись в период независимости Украины. Как можно было их отменить для этой заслуженной, немногочисленной группы ветеранов?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Как поднять уровень образования и науки

Опубликованная в июльском номере (от 19—25.07.2019) статья д. т. н., проф. Валерия Мазура...

Страх, плавно переходящий в панику

Военное положение (хоть и в относительно мягкой форме) способно серьезно подорвать...

Самородная угроза

На днях еженедельник «2000» провел конференцию на тему «Россия ставит на...

В Луцке протестуют против консула, назвавшего Бандеру...

Националисты потребовали публичных извинений и другого консула

Загрузка...

Одесские владения «спонсора Трампа»

Чем владеет в Одессе задержанный в США бизнесмен? Появится ли на Арабатской Стрелке...

Весна придет, а остальное...

Украинская правоохранительная система постоянно приспосабливалась под потребности...

Репутация бренда — «волшебная палочка» Европы

Европейцы могут перенаправить потоки экспортных поставок на Ближний Восток, в...

Израиль нам не поможет

Недавно Украинский союз промысловиков и предпринимателей (УСПП) в партнерстве с...

Пляска вокруг курса

При отсутствии кредитной программы МВФ рост долга происходит за счет выпуска...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка