Заплати патент и катайся сколько влезет

30 Августа 2020

Мининфраструктуры подготовило законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно урегулирования деятельности по предоставлению услуг по внутренним перевозкам пассажиров на такси и легковыми автомобилями на заказ», который, как следует из его названия, напрямую касается сотен тысяч таксистов и частных извозчиков.

Министр инфраструктуры Владислав Криклий интересуется этой темой давно. В 2017 г., занимая пост главы сервисного центра МВД, он возмущался, что в Украине «служба такси в лучшем случае зарегистрирована как физическое лицо-предприниматель, а сами машины очень часто в неисправном техническом состоянии». В новом статусе он решил заняться проблемой всерьез.

В пояснительной записке к проекту закона указано, что законодательные акты в сфере перевозок не менялись в течение последних 15 лет и устарели.

В условиях недоразвитой инфраструктуры общественного транспорта возросшая потребность пассажиров в получении быстрой, удобной и финансово доступной услуги по перевозкам объективно не могла быть удовлетворена за счет так называемого традиционного рынка такси, объем которого был и остается незначительным.

Этот фактор обусловил появление нового формата предоставления услуг по перевозке пассажиров «непрофессиональными перевозчиками», большая часть которых предоставляет такие услуги на условиях неполной занятости, в свободное от работы время, в выходные или просто по дороге с работы домой, рассматривая эту деятельность как возможность дополнительного заработка.

В то же время имеющиеся инструменты государственного регулирования требуют получения лицензии и обязательную регистрацию субъектом хозяйствования для ведения такой деятельности, из-за чего подавляющее большинство лиц предоставляют соответствующие услуги вне пределов правового поля.

По оценкам экспертов, объем рынка внутренних перевозок на такси и легковыми автомобилями на заказ составляет около 40 млрд. грн. в год (в т. ч. рынок информационных услуг по организации перевозок — 4 млрд. грн.). Количество лиц, задействованных в перевозках пассажиров на такси или легковыми автомобилями на заказ, составляет около 220 тыс. (1,1% от экономически активного населения), 98% из которых неофициально занятые физические лица, которые не зарегистрированы как субъекты предпринимательской деятельности.

Описанная проблема приводит к негативным последствиям для государства —недополучению бюджетных поступлений и неэффективности госконтроля за соблюдением законодательства. Нередко отсутствует ответственность перед пассажирами, наблюдается неравная конкуренция между субъектами, которые работают на основании лицензии и без нее.

Урегулирование указанных проблемных вопросов не может быть осуществлено исключительно с помощью рыночных механизмов, а также действующих регуляторных актов. Так что без нового закона не обойтись.

Что же предлагает г-н Криклий? Будут созданы открытые реестры автомобильных перевозчиков и провайдеров информационных услуг. Все перевозки на легковом транспорте разделят на такси и автомобили на заказ. Перевозки пассажиров подлежат обязательному личному страхованию водителей от несчастных случаев на транспорте. Водители должны иметь при себе либо лицензии на перевозки, либо копии записей из реестра автомобильных перевозчиков.

Водитель легкового автомобиля, работающий на заказ, должен иметь права соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, копию письменного или электронного договора с заказчиком услуги и копию договора (полиса) обязательного личного страхования от несчастных случаев на транспорте. Для таксиста дополнительно требуются сервисная книжка и медицинская справка.

Чтобы попасть в реестр автомобильных перевозчиков, нужно подать заявление в орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам безопасности на наземном транспорте. В документе указать руководителя (юрлицо) или фамилию, имя и отчество (физлицо), идентификационный код, местонахождение, контактные данные, вид деятельности (такси или на заказ), серию и номер водительского удостоверения, сведения о машине (в личной собственности, в кредите или в лизинге), срок будущей деятельности (месяц или год) и копию платы за патент. Заявление рассматривается в течение пяти рабочих дней, после чего данные появляются в реестре.

Патент на осуществление внутренних перевозок пассажиров легковыми автомобилями на заказ выдается физическому лицу сроком на год или на один месяц. Плата за патент, выданный сроком на один год, устанавливается в размере одной минимальной зарплаты, установленной на 1 января года, в котором она осуществляется. Если машина на электрическом двигателе, то сумма вдвое меньше. Сумма за патент на месяц составляет одну двенадцатую размера стандартной платы.

Минимальная зарплата в Украине с 1 января 2020 г. составляет 4723 грн. Т.е. в месяц официальный «грач» будет платить 393,6 грн.

Таксист, в отличие от водителя на заказ, получит право двигаться по полосе движения маршрутных транспортных средств; осуществлять бесплатную остановку и стоянку в пределах платных площадок для парковки и на стоянках такси; осуществлять посадку и высадку пассажиров на стоянках такси, а также посадку пассажиров на автомобильной дороге, в случае если остановка транспортного средства не запрещена ПДД, а также предлагать другим лицам поездку с согласия пассажиров, находящихся в такси.

Автомобильный перевозчик на такси и на заказ не имеет права нанимать водителем лицо, имеющее неснятую или непогашенную в установленном законом порядке судимость.

Законопроект вызвал споры в среде экспертов и среди перевозчиков. Бывший замминистра инфраструктуры Александр Кава утверждает, что стоимость поездок на такси возрастет в 2—3 раза и этот вид транспорта «станет роскошью для многих украинцев».

Настораживает и тот факт, что перевозчиков будет проверять не независимый орган, а входящая в Министерство инфраструктуры «Укртрансбезопасность», контролирующая сегодня регулярные пассажирские перевозки на автобусах и маршрутках, а также соблюдение весовых норм грузовиками. Претензий к ней много, достаточно вспомнить перестрелку в Броварах, где источником конфликта послужил передел рынка междугородних перевозок.

Аналитик компании «Европатруль» Вячеслав Коновалов считает, что неугодных водителей могут вычеркивать из реестра, а «для пассажиров в плане качества услуги такси вряд ли что-то поменяется».

Т.н. «грачи» в свою очередь утверждают, что законопроект написали под диктовку Uber и Bolt, которые взвинтят цены, поскольку самозанятых водителей попросту выдавят из системы.

Однако выводы делать еще рано, поскольку законопроект должен пройти через «чистилище» ВР, а у народных депутатов могут появиться собственные идеи, как наладить европейскую службу такси.

Не исключено, что нынешний вариант таксистам и «грачам» покажется куда более приемлемым и даже предельно либеральным.

Церковные проблемы в капле воды

Митрополит Антоний: «Всеправославного единства больше не существует... на наших...

Чуждое насилие

Не забывайте хвалить ребенка за успехи, напоминать ему, как он для вас важен и дорог....

За Благодатью

С именем благодатного молитвенника Зосимова обитель связана неразрывно и напрямую:...

Донбасс, звонят колокола: война, война, война...

Носители полярных точек зрения уже не формируют точку зрения большинства — сила ВСУ...

Технологический вассалитет

Полная пересадка украинских военных летчиков на американское «железо» поставит...

Визит Зеленского на Фанар и перспективы закона о...

Если власть продавит признание УПЦ неукраинской церковью, это развяжет руки...

Основной вопрос — соборность

Митрополит Киккский Никифор считает, что Епифаний «принадлежит к раскольническим...

Взрыв на Азовском море

При выходе из Керченского пролива у мыса Фонарь 24.10.2020 года вечером произошел взрыв на...

Что стоит за «повышением в звании» экзарха Фанара на...

Варфоломей с Порошенко заложили все основания для усугубления конфликта между...

Бюджетный билет в небо

Опытный пилот не пассивный наблюдатель. Он считывает массу информации о состоянии...

В ожидании тени

В условиях неопределенности бизнес стремится вывести доходы «в тень» и...

Перспективность открытых данных

В Украине проанализируют влияние открытия данных на различные отрасли экономики и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка