Зимовка в Антарктиде – не для слабых духом

№17 (863) 27 апреля — 3 мая 2018 г. 25 Апреля 2018 5

Основной (жилищно-лабораторный) корпус украинской станции «Академик Вернадский» на острове Галиндез в Западной Антарктике

На украинской антарктической станции «Академик Вернадский» во время пересменки 22-й и 23-й экспедиций произошло внезапно возникшее неприятное происшествие: один из двенадцати прибывших туда на годичную зимовку киевлянин Тарас Ковалев, который впервые попал в Антарктиду и должен был выполнять совмещенные функции дизелиста и электрика, вдруг запаниковал и заявил, что не справится с работой. Этим он буквально ошарашил полярников, поскольку такого там доселе не случалось...

С возвращением домой!

На днях в Киев возвратились полярники 22-й украинской антарктической экспедиции, завершившие годичную зимовку на станции «Академик Вернадский», и группа участников проводившихся там же сезонных научных исследований.

В международном аэропорту «Киев», несмотря на глубокую ночь (рейс Рим—Киев прибывает в 02.20), собралось много встречающих: родные полярников, друзья, коллеги по разным прежним зимовкам, руководство Национального антарктического научного центра — и. о. директора Евгений Дикий и заместитель директора Валерий Литвинов, сотрудники НАНЦ. Среди встречающих был и корреспондент «2000».

Наконец, пройдя паспортный пограничный и таможенный контроль и получив свой багаж, в дверях показались участники украинской экспедиции. Объятия, поцелуи, крепкие рукопожатия — и традиционные для такой радостной встречи экспресс-тосты с шампанским.

Автор этих строк взял эксклюзивные интервью у трех из вернувшихся в Украину участников 22-й экспедиции. Моими собеседниками стали главный инженер НАНЦ Игорь МОРОЗ (руководивший непосредственно на месте пересменкой), начальник станции — научный сотрудник НАНЦ и один из опытнейших наших полярников Виктор ЛУКЬЯЩЕНКО, а также доктор Александр МАСНЫЙ.

Ротация экспедиций 22/23 и «сезон»

Главный инженер НАНЦ Игорь Мороз, уже в пятый раз проводивший пересменку антарктических экспедиций и обеспечение станции необходимым для ее бесперебойной работы, вылетел из столицы Украины по трехэтапному авиационному маршруту Киев—Рим—Сантьяго-де-Чили—Пунта-Аренас на неделю раньше, чем основной (зимовочный) состав 23-й экспедиции и ее «сезонники», поскольку надо было проконтролировать, как деловые партнеры Национального антарктического научного центра закупают в Южной Америке все что требуется.

Главный инженер Национального антарктического научного центра Игорь Мороз уже в пятый раз руководил пересменкой экспедиций на украинской станции

— И нам, и нашим партнерам, — говорит Игорь Владимирович — пришлось решать закупочные, транспортные и другие вопросы в условиях острого цейтнота: если обычно эти задачи решаются за две, а то и три недели, то на этот раз у нас на все оставалась лишь одна неделя. А получился этот временной дефицит из-за изрядного торможения проводившихся в Украине торгов в системе ProZorro. (Об этом, напомним, шла речь в опубликованном в еженедельнике «2000» № 13(859) от 30.03—5.04.2018 материале «Ушли в осень». — В. Ф.).

— Разнообразные грузы экспедиции, — рассказывает главный инженер НАНЦ, — были размещены не только в трюмах Mari Golds — плавающего под украинским флагом рыболовного судна (опытный капитан Владимир Бигич — из Черноморска Одесской обл. и команда — из разных городов Украины), но и в некоторых других его помещениях, в частности в том цеху, где при обычной эксплуатации происходит обработка пойманной рыбы.

25 марта судно с участниками 23-й украинской экспедиции и ее грузами вышло из Пунта-Аренаса и начало пересекать тысячекилометровый по ширине пролив Дрейка, отделяющий Южную Америку от Антарктиды. В этом плавании пролив Дрейка сполна оправдал свою мрачную славу самого штормового региона Мирового океана, причем сильнейшие ветры и огромные волны постоянно создавали весьма неприятную бортовую качку.

— Путь от южной оконечности Южной Америки до «Академика Вернадского» занял почти пятеро суток, — поясняет Игорь Владимирович. — Так что в пролив Мик между Аргентинскими островами, где на одном из них, Галиндезе, расположена наша станция, судно вошло 30 марта. В 8 часов утра стали на якорь, а затем расчалили Mari Golds тремя тросами, у каждого из которых один конец закреплен на судне, а другой — в определенной точке на берегу. Делается такая растяжка для того, чтобы уберечь судно от дрейфа, связанного с течениями и ветрами, и обеспечить его неподвижность, необходимую при довольно непростой операции перекачки дизельного топлива из емкостей судна по 400-метровому шлангу в большой береговой бак на острове Галиндез.

— В первый день после нашего прибытия туда, 30 марта, погода была очень плохой: сильный ветер вкупе с мокрым снегом, — рассказывает Мороз. — Но уже на следующий день природа смилостивилась, подарив украинским исследователям Антарктики солнечную и тихую, почти штилевую погоду. Так что мы полным ходом развернули разгрузку доставленных на судне всевозможных продуктов питания и снаряжения, используя имеющиеся на станции моторные лодки-«зодиаки» не только для перевозки грузов, а и для начала с 1 апреля работы сезонных научных отрядов.

— За время нашей зимовки (2017—2018), — поясняет начальник станции в 22-й экспедиции Виктор Лукьященко, — мы не только основательно отремонтировали наш далеко не новый «малый флот», приведя в полностью рабочее состояние все восемь «зодиаков» и их двигатели. Мы еще и подготовили из числа зимовщиков восемь дайверов (тех, кто управляет моторными лодками), и они совершали с исследователями (как из числа зимовочного персонала, так и с сезонниками) разнообразные рейсы к различным островам.

— Кроме того, — добавляет главный инженер НАНЦ Игорь Мороз, — мы в этот раз привезли на станцию для пополнения имеющихся и новые современные средства связи — 14 портативных раций, очень удобных в пользовании, и одну стационарную радиостанцию, обеспечивающую связь на удалении до 80 км.

Замена испугавшегося

А теперь расскажем о возникшей при пересменке на «Академике Вернадском» довольно острой кадровой проблеме, с которой до того не сталкивались. Ее причиной стало неординарное, мягко говоря, поведение одного из двенадцати тех, кто должен был работать в течение года (2018—2019) на зимовке 23-й экспедиции, — Тараса Ковалева, которому предстояло выполнять на станции совмещенные функции дизелиста и электрика. Его негативная реакция на эти служебные обязанности по прибытии на станцию оказалась диаметрально противоположной той уверенности, которую он проявлял в Киеве накануне старта экспедиции.

Отметим, что в ее зимовочный состав 46-летний киевлянин Ковалев попал из резервной группы претендентов. Дело в том, что после проведения отбора дизелистом и электриком в зимовке 23-й экспедиции был определен Анатолий Руденко из Оратовского р-на Винницкой обл., уже имевший опыт работы в трех антарктических зимовках. Однако серьезные семейные причины помешали ему отправиться на станцию «Академик Вернадский» в четвертый раз.

Вот тогда из резерва и включили в число зимовщиков претендовавшего на функции дизелиста и электрика Тараса Ковалева. А он, преодолев воздушным и водным маршрутом 15 тыс. км, уже на антарктической станции вдруг запаниковал, судя по всему, испугавшись, что не справится с предстоящей работой. Поэтому предстояло в кратчайшие сроки подобрать кандидатуру того, кто смог бы надежно обеспечивать на «Академике Вернадском» работу дизель-генераторного комплекса и всего электрооборудования станции.

Первоначально рассматривалась как возможная кандидатура завершившего годичную зимовку в 22-й экспедиции в качестве дизелиста и электрика киевлянина Андрея Голубенко, но тот в конечном итоге решил все же вернуться домой. Затем обсуждались еще несколько вариантов — как из числа уже отзимовавших участников 22-й экспедиции, так и из сезонников.

Остающиеся на годичную вахту (2018—2019) зимовщики 23-й экспедиции

Окончательным стало решение утвердить кандидатуру одного из участников сезонного научного отряда геофизика Дмитрия Литвинова (отметим, что он не родственник замдиректора НАНЦ Валерия Литвинова, а однофамилец). Дмитрий до этого уже трижды зимовал на антарктической станции (в 10-й, 12-й и 19-й экспедициях), является специалистом по электрическому и электронному оборудованию. Кстати, именно он в свое время наладил систему электронного контроля, позволяющую прямо из лабораторного корпуса на расстоянии следить за тем, как в дизельной работают дизеля и генераторы.

— С учетом всего этого, — говорит главный инженер НАНЦ Игорь Мороз, — мы и приняли решение: определить дизелистом и электриком 23-й экспедиции Дмитрия Литвинова, изъявившего мотивированное желание остаться в Антарктиде на годичную зимовку, чтобы обеспечивать работу соответствующей техники (дизелей, генераторов) и электрических систем станции. Это наше решение было санкционировано и руководством НАНЦ в Киеве. А Тарас Ковалев отправился в обратный путь, побывав в Антарктиде, но так и не став полярником...

Будни и праздники на «Академике Вернадском»

Подвести, хотя бы вкратце, итоги работы в завершившейся годичной антарктической вахте на «Академике Вернадском» корреспондент «2000» попросил начальника станции Виктора Лукьященко, для которого завершившаяся зимовка 22-й экспедиции стала уже шестой (до этого работал там по году в 7-й, 9-й, 15-й, 17-й и 20-й экспедициях). Причем трижды (в 9-й, 20-й и 22-й) он управленческие функции начальника станции совмещал с сейсмологическими (точнее — сейсмоакустическими) исследованиями, проводимыми с помощью имеющейся на станции высокочувствительной аппаратуры, позволяющей точно фиксировать происходящие даже на больших расстояниях землетрясения, а также мощные взрывы техногенного происхождения.

— За прошедшую годичную зимовку наш персонал обеспечил систематическую бесперебойную деятельность всех систем станции и проведение на «Академике Вернадском» и на прилегающих к нему территориях островов и морских акваториях разнообразных программ геолого-геофизических, геокосмических, биологических, гидрометеорологических и других фундаментальных и прикладных исследований, добавивших немало новых знаний и конкретной информации.

— Более восьми месяцев в году, — продолжает Лукьященко, — на «Академике Вернадском» приходится жить и работать в автономном режиме: проливы между островами и прилегающие к ним акватории надолго замерзают, перекрывая подходы судов к району нашей станции. Поэтому в антарктический летний сезон (декабрь, январь, февраль и первая половина марта) мы с радостью принимаем гостей: например, в упомянутые месяцы с нашей станцией ознакомились в общей сложности около 3700 туристов, прибывших к острову Галиндез на 72 судах (круизных теплоходах-лайнерах и яхтах).

К нашей беседе с Виктором Лукьященко, проходившей в клинике Института медицины труда, где обследовалось состояние здоровья возвратившихся полярников, подключился доктор, работавший в завершившейся годичной зимовке 22-й экспедиции, — 29-летний врач-хирург из Киева Александр Масный, который впервые зимовал в Антарктиде. Он рассказал, что наряду со своими основными (по профессии) лечебными и профилактическими заботами о здоровье персонала станции он также вел там и разнообразные физиологические и психологические исследования-тестирования, объектами которых были коллеги-зимовщики, а задачей — выяснение того, как на человеческий организм влияет длительное пребывание в специфических суровых природных условиях Антарктики.

Что же касается прямых — сугубо медицинских — функций, то Александр Иванович поведал о том, что в течение зимовки ему приходилось лечить простудные и некоторые другие респираторные заболевания, различные воспаления, а также травмы — ушибы, порезы и т. п.

...Разумеется, годичная зимовка это не только напряженная работа, а и разнообразные праздники. Из них самый почитаемый на антарктических станциях всех стран, расположенных в разных уголках Ледового континента и на прилегающих к нему островах, — отмечаемый 22 июня (когда там самый короткий день и самая длинная ночь) праздник Midwinter (это слово переводится с английского как «середина зимы»).

Его программу сочиняют с выдумкой и разнообразием, но всегда неизменным в этот день остается купание всех зимовщиков в холодной морской воде (ее температура — примерно минус 1,5 по Цельсию, а обязательная форма одежды — плавки и... галстук).

Конечно, Midwinter — далеко не единственный праздник на нашей антарктической станции «Академик Вернадский». Еще зимовщики отмечают там День Независимости и другие государственные праздники, и такие общие, как Новый год (встречаемый дважды — сперва по киевскому времени, а затем, через шесть часов, по местному), Рождество, Пасха и пр. Ну и конечно — персональные дни рождения.

Случаются и юбилеи: например, в ходе завершившейся зимовки 22-й экспедиции полярники 20 апреля 2017-го тепло приветствовали начальника станции и сейсмолога Виктора Лукьященко с его 60-летием. А зимовщики работающей сейчас 23-й экспедиции 20 ноября 2018-го поздравят с 60-летним юбилеем «своего» начальника станции — гидрометеоролога Виктора Сытова.

В обратный путь

— Чтобы рациональнее использовать время для сезонных исследований и не терять там один из отведенных для этого дней, — говорит главный инженер НАНЦ Игорь Мороз, — мы решили проводить традиционные мероприятия, посвященные пересменке (с митингом, спуском истрепанного за год ветрами, морозами, дождями и снегопадами старого флага и подъемом вместо него нового, привезенного очередной экспедицией), не в заключительный день ротации — перед отходом судна, а совместили его с празднованием Пасхи (8 апреля). В этот день верующие могли помолиться в часовне, построенной несколько лет назад на острове Галиндез рядом с жилищно-лабораторным корпусом «Академика Вернадского». А потом, после того как два начальника станции (в 22-й и 23-й экспедициях), Виктор Лукьященко и Виктор Сытов, скрепили своими подписями акт сдачи-приемки, все — и полярники, и экипаж судна — собрались на праздничный обед.

11 апреля, взяв на борт зимовщиков 22-й экспедиции и сезонников, судно Mari Golds в 17.35 отошло от места стоянки и взяло курс на север. Пролив Дрейка на обратном пути был к украинским полярникам благосклонен: примерно 4 балла — это, понятно, не штиль, но все же, как говорится, прелесть по сравнению с привычными для тех мест штормами в 7—9, а то и в 12 баллов. В ночь с 15-го на 16-е апреля судно бросило якорь на рейде Пунта-Аренаса. 17 апреля участники экспедиции вылетели из аэропорта по трансконтинентальному маршруту Пунта-Аренас—Сантьяго-де-Чили—Рим—Киев. А вторая группа вернулась в Украину через неделю.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Ушли в осень

22 марта из Киева в сверхдальнее путешествие отправились участники 23-й украинской...

Антарктида оказалась таинственно продырявленной

Тоннель? Полынья? Дыра — размером с американский штат

Бар на украинской станции в Антарктиде — в числе...

Бар «Фарадей» — одно из «самых экстремальных», но при этом «самых...

Подо льдами Антарктиды открыли еще 91 вулкан

Возможно, это самый крупный из вулканических поясов Земли 

Загрузка...

«Письма счастья» возвращаются?

Нацполиция возобновила фотофиксацию превышения скорости на дорогах. Пока что в...

На ноль делить нельзя, даже если очень хочется

Говорить о нынешних успехах отечественной экономики сложно: мы пока не преумножаем...

Парад зеленых идей

В начале ноября в Эдинбурге состоится финал крупнейшего в мире ежегодного конкурса...

Американский компромисс в украинско-польской истории

В сегодняшнем обзоре региональной прессы: польский дипломат на страницах львовского...

Сценарий бюджетный. Военно-избирательный

Молодежному жилищному строительству будет выдано 38 кредитов на общую сумму 29 млн. грн.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка