Золотая дуга

№51(847) 22—28 декабря 2017 г. 20 Декабря 2017 5

Нам пишут

В России заявили, что железная дорога страны с 11 декабря 2017 г. полностью перевела пассажирские поезда дальнего следования на новый железнодорожный путь — в обход Украины. В сентябре 2017-го Российские железные дороги (РЖД) уже запустили в обход грузовые поезда. Чем это нам грозит и что теряет или приобретает при этом Россия?

Сергей Петриченко, Старобельск Луганской обл.

На днях Россия запустила движение пассажирских поездов в обход Украины. Речь идет о ликвидации 37-километрового участка железной дороги Москва — Адлер, который проходил по территории Луганской обл. Зачем РФ потратила более 55 млрд. руб. (около $938 млн.) на строительство обходного пути, какие выгоды данное решение принесет федерации и чем это обернется для нашей страны?

Российская железнодорожная магистраль в обход Украины

Прежде всего отметим, что решение о запуске обходного пути вокруг Украины для железнодорожного сообщения между регионами России было принято задолго до конфликта между двумя странами. Ведь проблема эта возникла не в 2014 г., а после распада СССР в 1991-м.

Так, строительство новой ветки предусмотрено федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 гг.)». Напомним, в 2010 г. в Киеве прошла инаугурация президента Януковича, и тогда ничто не предвещало трагических проблем в межгосударственных взаимоотношениях.

Напротив, существовали неурегулированные вопросы по разграничению прав стран на имущество участков РЖД, проходящих по территории Украины. Летом 2012 г. по этому вопросу начала работу специальная двусторонняя правительственная рабочая комиссия, которая, впрочем, к согласию так и не пришла.

По слободам и хуторам

По пути следования поезда на украинской территории находится железнодорожная станция Зориновка (см. карту). Этот участок магистрали относится к Лискинскому региону Юго-Восточной железной дороги РФ, но он расположен на территории Меловского р-на Луганской обл. При этом данный ж/д путь вообще никак не связан с украинской железнодорожной сетью.

До недавнего времени РЖД неофициально арендовали станцию и ж/д пути у местного сельсовета, т. к. балансовая принадлежность спорного участка и имущества на нем не была определена.

Наше законодательство не позволяет сдавать в аренду железнодорожные пути. Тем не менее РЖД еще в 2007 г. таки подписали договор аренды, но не ж/д путей и станции, а земли под ними с Морозовским сельсоветом, в ведении которого находится Зориновка. Сумма договора не разглашалась, известно только, что бумаги оформили сроком на 49 лет. Понятно, что после пуска в эксплуатацию обходной ветки договор утратил силу.

В Луганской ОГА надеялись, что Кабмин наконец займется оформлением прав собственности в полном соответствии с украинским законодательством и РЖД смогут заключить полноценный долгосрочный контракт на аренду.

Предлагались и иные варианты. Так, с целью избежать трат на строительство обходной ветки российский железнодорожный монополист в 2012 г. даже предлагал перенести государственную границу между странами таким образом, чтобы железная дорога оказалась на территории России. В таком случае к РФ переходили бы еще и два населенных пункта Луганской обл. — Диброво и Фоминское. Как видим, предложение осталось без ответа.

До 2014 г. РЖД рассматривали проект новой железнодорожной линии Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск протяженностью 748 км. Новая магистраль должна была решить проблему обхода территории Украины, а также значительно увеличить пропускную способность железных дорог на направлении Центр — Юг.

Строительство собирались начать в 2018 г., но вооруженный конфликт на востоке Украины значительно подкорректировал эти планы. Во-первых, приступили к работам на три года раньше — в 2015-м. Во-вторых, ограничились возведением более дешевой 137-километровой магистрали между станциями Журавка и Миллерово.

Строительство железнодорожного обхода завершилось в августе 2017 г. С 20 сентября 2017-го по новой линии начали курсировать грузовые составы, а с 11 декабря — пассажирские поезда. Всего, по данным минтранса РФ, речь идет о 62 парах пассажирских и 30 парах грузовых поездов.

Так ради чего Россия потратила десятки миллиардов рублей? Эксперты утверждают: все это затевалось с целью обеспечения безопасности. РЖД должны гарантировать доставку пассажиров и грузов при любой политико-экономической ситуации в Украине.

Российские аналитики не исключают, что наша страна в будущем могла установить таможенный пост, например, в Зориновке. А это гарантированно задерживало бы грузы, что чревато убытками из-за несоблюдения сроков доставки.

Кроме того, на пути следования новой магистрали построили семь станций на территории Ростовской обл.: Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка, Колодези и Боченково. Что, по мнению экспертов, откроет новые возможности заработков для жителей этих и близлежащих населенных пунктов.

Стоят ли затраты на строительство обходной магистрали гипотетических выгод от ее эксплуатации? Вопрос спорный. Российские поезда проходили короткий участок по территории нашей страны без остановки. При этом боевые действия ведутся достаточно далеко от станции Зориновка (до линии соприкосновения близ Станицы Луганской — 126 км). А новые таможенные посты в Луганской обл. не появились даже на четвертом году вооруженного противостояния.

Не вполне убеждает и аргумент об активизации экономической жизни региона в связи со строительством новых ж/д станций. Во-первых, насколько целесообразно тратить десятки миллиардов рублей для организации новых возможностей заработка для хуторов, слободок и сел, общее количество жителей которых едва достигает 4 тыс. человек.

Во-вторых, не упомянута судьба населенных пунктов вокруг пяти закрывающихся станций на территории России — Кантемировки, Гартмашевки, Чертково, Шептуховки и Мальчевской.

Поэтому решение о строительстве обходной ветки, вероятно, принимали, руководствуясь сначала политическими, а уже во вторую очередь — экономическими соображениями.

Минус 23 вакансии

Теперь рассмотрим экономические потери Украины в связи со строительством обходной ж/д ветки. В селе Зориновка Луганской обл., рядом с которым находится одноименная железнодорожная станция, по данным переписи 2001 г., проживали 480 человек. Подозреваем, что сейчас демографическая статистика населенного пункта, к сожалению, куда скромнее.

Тем не менее на обслуживании ж/д станции трудились 23 местных жителя. После намеченного на весну 2018 г. разбора линии Гартмашевка — Чертково они наверняка лишатся работы.

Пограничный контроль там не осуществлялся — Зориновку, напомним, поезда проходили без остановки. Поэтому чтобы добираться до райцентра Меловое (на границе с РФ, самый восточный пгт Украины), жителям региона приходилось садиться в поезда на ближайших российских станциях.

При этом министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил, что прямой ущерб от обходной магистрали для «Укрзалізниці» составляет одну гривню в год. «Может, кто-то не знает: по участку, где шли транзитные поезда к югу РФ, в свое время «Укрзалізниця» заключила соглашение с РЖД о фактически бесплатном транзитном прохождении», — сообщил министр в эфире одного из телеканалов.

«Я такой шаг абсолютно приветствую. Пусть ездят где угодно, кроме Украины, — настаивает Омелян. — Никаких последствий нет, наоборот, снижается риск любых террористических актов».

Позволим себе не согласиться с министром. Во-первых, непонятно, как закрытие 37-километрового участка железнодорожной магистрали может снизить террористическую угрозу. Особенно при наличии между Украиной и Россией границы общей протяженностью 2295 км и 321 км территориальных вод. Этого министр нам не поясняет. Как и не говорит об уровне безопасности на неконтролируемых участках госграницы в Донецкой и Луганской обл.

Во-вторых, отсутствие договоренностей о выгодной оплате железнодорожного транзита через территорию нашей страны свидетельствует скорее об упущениях украинских властей (и предыдущих, и нынешних), нежели о недостатке государственного интереса в этой сфере.

Можно и нужно подвергнуть сомнению этичность торговли с соседом во время ведения боевых действий, но, к примеру, на транзите в Европу российского газа наша страна и сейчас неплохо зарабатывает — около $3 млрд. ежегодно.

К тому же по данной магистрали проходит основной грузопоток из европейской части России в ее черноморские порты и обратно. И теперь Киев лишается важного элемента политического давления на соседей. Собственно, как уже отмечалось, ради этого строительство обходного железнодорожного пути Россия и затевала.

Справка «2000»: хроника стройки

Строительство первого участка между станциями примыкания Журавка (Юго-Восточной ЖД) и Миллерово (Северокавказской ЖД) началось в 2015 г. Проект предусматривал большой объем земляных работ — 40 млн. куб. м. Это позволило выровнять перепад высот и использовать магистраль как часть скоростного хода Центр — Юг.

Земляное полотно и укладку рельсошпальной решетки производили Железнодорожные войска ВС РФ. Другие виды работ выполняли гражданские организации. Задействовано около тысячи военнослужащих и 450 единиц автомобильной и специальной техники.

Осенью 2016 г. завершена укладка путей на территории Воронежской обл., начаты работы в Ростовской обл.

22 декабря прошлого года министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что завершить строительство ж/д линии планируется до сентября 2017-го.

К концу 2016 г. была построена большая часть искусственных сооружений — 70 объектов (71%), отсыпано 34,3 млн. куб. м земляного полотна (86%), уложено 40,2 км звеньев верхнего строения пути (12%). Таким образом, в январе этого года общая готовность ветки составляла 47%.

В первом квартале 2017-го выполнено около 770 тыс. куб. м земляных работ. Готовность ветки составляла 60%.

21 июля в районе станции Виноградовка произошла стыковка рельсового полотна всех участков строящейся линии Журавка — Миллерово. Следовательно, перемещение транспорта стало возможно на всем протяжении новой магистрали.

7 августа начато рабочее движение на линии. 23 августа энергетики завершили технологическое присоединение к Единой национальной электрической сети подстанций, которые питают ж/д линию. Вдоль дороги проложили 318 км линий электропередачи.

Основные характеристики:

— эксплуатационная длина участка: 137,5 км;

— проектная скорость подвижного состава: 160 км/ч;

— максимальный вес поезда: до 7,1 тыс. т;

— пропускная способность: до 140 пар поездов в сутки.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Santa Barbara Hills Park — райский уголок на острове Афродиты

Солнечный остров Кипр — жемчужина Средиземноморья — не оставит равнодушным...

Морковные уроки и капкан из жимолости

Клише, которые устарели: развитое сельское хозяйство ни в коей мере не означает...

Треть Донбасса — минное поле

В сегодняшнем обзоре региональных СМИ — актуальные темы, пребывающие в фокусе...

Евробляхерам дали срок до выборов

За мечту о качественном и недорогом авто европейской сборки для рядового украинца...

Родина-мать зовет

Украина начинает внедрять международные стандарты по борьбе с размыванием базы...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка