Золотые счетчики:как будут выбивать долги за коммуналку

№43(965) 11 –17 декабря 11 Декабря 2020

Накопление долгов в системе производства, доставки и реализации всего спектра жилищно-коммунальных услуг уже давно стало чрезвычайно острой и системной проблемой, которая нуждается в выработке комплексного, многоуровневого решения.

Безусловно, одной из базовых проблем системного кризиса в сегменте ЖКХ является волнообразное накопление долгов на уровне рядовых потребителей (домохозяйств).

В Верховной Раде готовятся рассмотреть резонансный законопроект №3613 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования порядка погашения задолженности потребителей по оплате жилищно-коммунальных услуг».

Главная проблема с долгами домохозяйств за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) — в интерпретации авторов документа — заключается не в финансовой способности граждан платить по существующим тарифам, а в нежелании населения платить по счетам.

Проекция «социального конфликта»

Проект закона №3613 группа депутатов от фракции «Слуга народа» зарегистрировала еще 9 июня, а 15 сентября он даже был включен в повестку дня Рады. Однако только 17 ноября основной парламентский комитет по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов направил представление о рассмотрении документа. 4 декабря проект закона уже был включен в повестку дня, однако он не уместился во временные рамки пленарного заседания. Но уже в ближайшее время парламентарии однозначно вернутся к этой инициативе

К слову, учитывая то обстоятельство, что комитет по вопросам соцполитики возглавляет небезызвестный «гуманист» и автор евгенической новеллы о «некачественных детях» Галина Третьякова, вполне закономерно, что каждая строчка законопроекта наполнена «платоническим человеколюбием».

В пояснительной записке к проекту закона отмечены вполне рациональные и очевидные определения, отражающие проблему отрасли ЖКХ: «Одним из факторов, который существенно усложняет финансовое состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства, является задолженность потребителей за полученные жилищно-коммунальные услуги. Наибольшим должником является население... Предприятия жилищно-коммунального хозяйства не могут обеспечивать население услугами надлежащего уровня и качества, не имеют возможности осуществлять мероприятия по модернизации и энергосбережению, инвестиционному развитию».

Однако буквально в следующем абзаце приведены формулировки, которые дают понять, к чему клонят авторы законопроекта: «При наличии значительного объема задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги нарушаются права тех потребителей, которые платили за эти услуги своевременно и в полном объеме, поскольку из-за недобросовестных потребителей они не могут рассчитывать на качественные услуги и бесперебойное их предоставление. Наличие задолженности создает неравные условия для участников рынка жилищно-коммунальных услуг и повышает социальную напряженность в обществе, в частности, между населением — потребителями жилищно-коммунальных услуг, добропорядочно и своевременно оплачивающими жилищно-коммунальные услуги, и теми, которые пренебрегают своим долгом...», — поясняют нардепы.

Т. е. суть конфликта и проблемы сводится к «добросовестным» и «недобросовестным» потребителям ЖКУ. Безусловно, есть категория состоятельных домохозяйств, которые осознанно не платят по счетам. В то же самое время люди старшего поколения, например, дисциплинированно платят по счетам, даже если к концу месяца им придется сесть на вынужденную диету по причине скудных пенсий. Проблема имеет место быть, но она далеко не определяющая в данном системном вопросе.

Грубо говоря, нардепы пытаются свести проблему накопления долгов к «богатым халявщикам», подстроив под нее почву социальной напряженности и приправив это темой нарастающего конфликта в самом обществе. Впрочем, куда более существенным триггером скачков кривой задолженностей за коммуналку, полагаю, является сам уровень тарифов на базовые услуги. Текущий уровень платежеспособности украинских домохозяйств в общей массе не позволяет в полном объеме оплачивать/обслуживать существующие тарифы.

Более того, государственная политика в этом отношении провоцирует усугубление ситуации. Во-первых, ухудшение уровня оплаты связано с падением уровня располагаемых доходов населения, что обостряется текущим экономическим кризисом, умноженным на ситуацию с пандемией коронавируса. Во-вторых, нарастает тренд на сокращение жилищно-коммунальных субсидий, объем которых в каждом следующем госбюджете постоянно уменьшается. В-третьих, повышаются сами тарифы, зачастую непропорционально статистически-плановому росту уровня доходов граждан.

В качестве примера — самые свежие планы власти относительно увеличения тарифов на электроэнергию для населения (+30% к тарифу на транспортировку), а также роста цены на доставку газа в среднем на 80%.

Суть законопроекта №3613 сводится не к декларируемому принципу установления социальной справедливости путем взыскания долгов с богатых. Он, скорее, основан на принципе коллективного выбивания долгов со всех должников, без особого учета их социального статуса и реального материально-финансового состояния.

Извращенная справедливость от «слуг»

Основу «справедливой социальной селекции» должников и их индивидуальных историй накопления долгов за жилищно-коммунальные услуги авторы законопроекта усматривают в механизме заключения договоров о реструктуризации с компаниями — поставщиками тех или иных услуг.

«Законом предусмотрено, что задолженность, сложившаяся на дату вступления в силу настоящего Закона, реструктуризируется на срок до 60 месяцев, в зависимости от суммы долга и уровня доходов граждан на дату реструктуризации. В соответствии со ст. 1 Закона для реструктуризации задолженности граждане заключают с предприятиями —поставщиками жилищно-коммунальных услуг договоры о ежемесячном равномерном погашении реструктуризированной задолженности и своевременной уплате текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги», — указано в документе.

В концепции заключения потребителями индивидуальных договоров о реструктуризации есть несколько нюансов:

— предельные размеры ежемесячного погашения по коммунальной рассрочке не должны превышать 25% доходов, определяемых при начислении субсидий для работающих граждан, и 20% — для пенсионеров и других лиц, получающих любые виды социальной помощи;

— растянуть период погашения долгов можно максимум на 60 месяцев, при возможности досрочно выплатить всю сумму долга, указанного в договоре о реструктуризации;

— срок погашения задолженности может быть продлен при низком уровне доходов потребителей — подписантов договора;

— если потребитель не оплачивает текущие платежи и не заключает договор о реструктуризации долга, компания — поставщик услуг может взыскать задолженность через суд.

Для тех же потребителей, которые имеют задолженность и не заключили договоров реструктуризации, в проекте закона прописаны самые суровые меры материальных и нематериальных изысканий. Например, с таких граждан авторы документа предлагают автоматически взыскивать долги, в частности 50% зарплаты, арестовывать жилье, автомобиль и прочее имущество.

В том случае, если взыскать долги невозможно, потребителя, грубо говоря, поставят на счетчик. На сумму долга будет регулярно начисляться пеня за каждый день просрочки, но не более 100% общей суммы долга. Если долг за коммуналку превысит сумму соответствующих платежей за один год, то штраф составит 20% долга, если два года — 30%, три года — 50%.

Для усиления действенности массового привлечения должников в суды компаниями-поставщиками депутаты предусмотрели такой инструмент, как освобождение истцов от судебных сборов при подаче исков о взыскании долгов. К тому же на помощь Государственной исполнительной службе в этом деле должны прийти частные судебные исполнители — они будут искать активы, имущество и источники доходов, которые можно взыскать с должника.

Кроме того, для должников прописан и ряд нематериальных мер. В частности, тот, кто не оплатил своевременно платежку за отопление или газ, будет ограничен в праве выезда за границу, в праве водить машину, пользоваться оружием и ходить на охоту. Снять такие ограничения можно только путем полного погашения долгов за ЖКУ. При этом в законопроекте нет уточнений и неких дифференциаций относительно применения нематериальных ограничений к тем или иным гражданам.

Не учитывается и вероятность возникновения банальных казусов при применении ограничений. Например, определение должнику запрета на вождение автомобиля при том обстоятельстве, что он трудоустроен шофером или таксистом и без работы погасить долги ему поможет только чудо. Или в выезде за границу будет отказано заробитчанину, который не сможет оплатить счета, если не попадет на работу в Польшу или Чехию.

Ляпы и смысловые дыры в законотворческой репризе

Существенные замечания к резонансному законопроекту № 3613 изложены в выводах Главного научно-экспертного управления Верховной Рады. К сожалению, законодатели крайне редко обращают внимание на замечания специалистов управления.

А вчитаться и прислушаться есть к чему. Например, эксперты указывают: «В ст. 1 проекта определяется, что согласно этому закону обязательной реструктуризации подлежит «задолженность потребителей за жилищно-коммунальные услуги, сложившаяся перед управляющим, исполнителями жилищно-коммунальных услуг по состоянию на 1 октября 2020 года». Однако в случае принятия этого предложения останется непонятным, каким образом будет реструктуризирована соответствующая задолженность, которая возникнет после 01.10.2020».

Действительно, не совсем понятно, как будут оцениваться новые долги, станут ли они объектом нового соглашения о реструктуризации или будут использоваться компаниями-поставщиками в качестве подспорья для имущественных исков.

Также эксперты Рады обращают внимание на неточность определения механизмов подачи в суд исполнителями жилищно-коммунальных услуг «о выполнении потребителями солидарной обязанности по оплате».

«Предложенная редакция этой части изложена нечетко, что создает возможность ее неоднозначного толкования. В частности, из нее создается впечатление, что она касается всех потребителей, проживающих в жилом доме. В то же время, в соответствии с ч. 3 ст. 9 ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах», она касается лишь дееспособных лиц, проживающих и/или зарегистрированных в жилье потребителя, пользующихся наравне с потребителем всеми ЖКУ и несущими солидарную ответственность по обязательствам оплаты ЖКУ», — отмечают эксперты управления ВР.

Любые неточности определений и формулировок создают почву для возникновения в будущем массы правовых коллизий и возможностей для злоупотреблений.

Важное замечание специалисты делают и в отношении законодательной новеллы об освобождении компаний — поставщиков услуг от уплаты судебного сбора, что как бы должно облегчить судебное преследование злостных неплательщиков услуг.

«Главное управление отмечает, что любое освобождение от уплаты судебного сбора приведет к уменьшению уровня финансирования судов. Ведь согласно ст. 9 действующей редакции названного Закона средства судебного сбора, который уплачивается в специальный фонд Государственного бюджета Украины, направляются на обеспечение осуществления судопроизводства и функционирования органов судебной власти. Следует также учесть, что судебный сбор выполняет не только фискальную, но и регулятивную, дисциплинирующую функции», — вполне справедливо подчеркивают эксперты Рады.

В одном из наиболее важных примечаний специалистов научно-экспертного управления парламента речь идет о предостережениях от пресловутых злоупотреблений, касающихся изъятия у должников жилья. Эти «страшилки» стали самым массовым новостным тизером к законопроекту в публичном пространстве.

«Изменениями в ч. 2 ст. 71 Закона Украины «Об исполнительном производстве» определяется, что при наличии задолженности по оплате ЖКУ, размер которых установлен Кабинетом Министров Украины, взыскание может быть обращено на имущество должника. По нашему мнению, предложенные в проекте изменения следует согласовать с ч. 7 ст. 48 Закона Украины «Об исполнительном производстве», согласно которой в случае, если сумма, подлежащая взысканию по исполнительному производству, не превышает 20 размеров минимальной заработной платы, обращение взыскания на единственное жилье должника и земельный участок, на котором расположено такое жилье, не осуществляется», — указано в документе специалистов управления.

Т. е. неточности в определениях законопроекта все-таки не создают имущественного предела исковых требований компаний — поставщиков услуг и способны образовать вполне законные лазейки, позволяющие отсуживать у должников недвижимость.

Остается искренне надеяться, что законотворческий ареопаг мудрости «слуг народа» снизойдет до чтения документа, подготовленного специалистами Главного научно-экспертного управления ВР, и сделает структурные исправления в собственном творении.

Системная цикличность обращения долгов

Традиционно в период отопительного сезона объем долгов возрастает, и постепенно он уменьшается во время весенне-летнего межсезонья, когда потребители не обременены высокими платежами за услуги отопления и могут выделить часть средств на погашение накопившихся задолженностей. Текущий отопительный период не стал исключением.

Согласно экспресс-выпуску данных Государственной службы статистики от 30 ноября уровень долгов населения за жилищно-коммунальные услуги вновь уверенно пополз вверх. В октябре общая сумма задолженности населения за ЖКУ увеличилась на 1,7 млрд. грн. — до 56,1 млрд. грн., тогда как по итогам сентября этот показатель был на уровне 54,4 млрд. грн. В частности, структура общего долга выглядит следующим образом:

— за поставки и распределение природного газа — 22,4 млрд. грн. (в сентябре 21,1 млрд.);

— за поставки тепла и горячей воды — 16,7 млрд. грн. (ранее 16,3 млрд.);

— за централизованные поставки воды и водоотвод — 5,7 млрд. грн. (5,8 млрд.);

— за управление многоквартирными домами — 5,1 млрд. грн. (сумма не изменилась);

— за поставки и распределение электроэнергии — 5,1 млрд. грн. (ранее 5 млрд. грн.);

— за вывоз бытовых отходов — 1,1 млрд. грн. (сумма не изменилась).

Сравнительные данные Госстата о расчетах населения за услуги в сентябре и октябре наглядно демонстрируют влияние на расчеты фактора начавшегося в середине октября отопительного сезона. Например, еще в сентябре домохозяйства при начисленных за ЖКУ 8,3 млрд. грн. оплатили 9,1 млрд. (де-факто погашая старые платежки). А уже в октябре было уплачено 9 млрд. грн. из 11 млрд. грн. начисленных платежей, что составило чуть более 80% общего объема стоимости услуг.

Статистические показатели объема задолженности населения за коммуналку по состоянию на 1 мая текущего года органично дополняют картину сезонности накопления долгов в системе ЖКХ. Так, по данным Госстата, общая сумма долгов в мае составляла 63,1 млрд. грн. В том числе:

— за газ (поставка и распределение) — 25,6 млрд. грн.;

— за электроэнергию — 5,9 млрд. грн.;

— за централизованное отопление и горячую воду — 20,5 млрд. грн.;

— за управление многоквартирными домами — 4,9 млрд. грн.;

— за централизованную поставку воды и водоотвод — 5,3 млрд. грн.;

— за вывоз бытовых отходов — 0,9 млрд. грн.

Условно, показатели начала мая — это точка выхода бытовых потребителей из цикла повышенных трат на оплату жилищно-коммунальных услуг во время отопительного сезона. В то же время данные за сентябрь — это точка входа домохозяйств, фиксирующая динамику расчетов за ЖКУ перед началом отопительного сезона, который несет повышение финансового градуса в платежках.

Статистические закономерности и принцип обеспеченного спроса

Как видим, при сравнении показателей долговой структуры домохозяйств за ЖКУ в мае и сентябре за 5 месяцев отопительного межсезонья объем задолженности снизился на 8,7 млрд. грн., сокращаясь в среднем на 1,7 млрд. грн. На такую же сумму вырос уровень долгов в октябре, на середину которого пришелся запуск отопительного сезона.

Примечательно, что в весенне-летнее межсезонье незначительно выросли объемы долгов за вывоз бытовых отходов, управление многоквартирными домами и водоснабжение (+ 0,8 млрд. грн. в общей сложности). Но и этот незначительный эффект роста уровня задолженности можно списать на процесс перераспределения высвободившихся средств у домохозяйств в пользу расчетов по долгам за более дорогостоящие виды услуг (горячая вода, газ, отопление, электричество).

Львиная доля долгов состоит из неоплаченных счетов за газ, горячую воду и отопление. Структура накопления долгов четко иллюстрирует, что отопительный сезон банально не по карману основной массе бытовых потребителей. Уровень располагаемых доходов среднестатистического домохозяйства слишком низкий, чтобы обеспечивать действующие тарифы базового набора жилищно-коммунальных услуг, не выстраивая при этом долговую пирамиду.

Учитывая усугубление экономического кризиса, усиленного мерами по борьбе с пандемией коронавируса, следует ожидать примерно на треть более интенсивного прироста долгов населения за ЖКУ. Долговой маятник коммуналки постепенно раскачивается в сторону наращивания общего объема долгов, накопленных домохозяйствами в точке выхода из очередного отопительного сезона. Уже к апрелю уровень непогашенных счетов граждан может выйти на отметку в 70 млрд. грн.

Очевидно, что система государственных субсидий не решает проблему, тем более что объемы бюджетных ассигнований на эту статью расходов регулярно уменьшаются. При очень высоких тарифах и крайне низком уровне доходов потребителей субсидии выступают нелепыми финансовыми костылями, бесполезными для априори парализованной системы.

При низком уровне платежеспособного спроса и дорогом предложении нельзя наладить оптимальную схему реализации товаров и услуг. Но поскольку тут речь идет о тепле и горячей воде в доме, а не о брендовых марках одежды и автомобилях класса люкс, извращенная логика доморощенных либертарианцев превращается в практикуемый государством социал-дарвинизм.

Упразднение политики социал-дарвинизма в системе ЖКХ

Решение проблемы накопления долгов домохозяйствами нуждается в наработке комплексных механизмов. Но даже поверхностно изучив структуру долговой пирамиды, можно элементарно вычислить период и перечень услуг, создающих критическую нагрузку на пустующие карманы рядовых граждан. Решение многоуровневой проблемы следует начинать с облегчения материального положения бытовых потребителей путем пересмотра тарифной сетки, формирующей цену на ключевые и самые неподъемные виды услуг, которые в XXI в. сложно назвать роскошью.

При разборе стимулирующих кнутов, которые заложены в законопроекте № 3613 и якобы обоснованы необходимостью повышения платежной дисциплины, мы возвращаемся к вопросу об источнике, который порождает системный кризис неплатежей.

На законодательном уровне можно вводить самые разнообразные механизмы коммунальных рассрочек и внедрять самые драконовские материальные и нематериальные наказания. Это не изменит общего уровня платежеспособности украинских домохозяйств.

Основой, порождающей проблему в 5—7 десятков миллиардов гривен долгов населения за газ, свет, воду и прочее, является вовсе не определенный процент обнаглевших мажоров, которые целенаправленно не оплачивают потребляемые в своих дворцах и виллах услуги. Базисом является уровень тарифов и объем располагаемых доходов большинства населения Украины. Европейские тарифы без европейских зарплат и пенсий, обещанных еще великим майданным цицероном Арсением Яценюком, украинцам пришлось оплачивать своей социальной «гідністю».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Фантом национальной безопасности

Ввиду многолетней продемократической риторики само слово «внесудебный» должно...

Надо строить прагматичные отношения

Евроскептиков пугают мрачные перспективы разорения отечественных производителей,...

Украинский подвид паразитирующего реформизма

Уже в феврале — под лозунгами о реформах и развитии — начнется движение по пути...

В поисках ренессанса

Когда в отечественном небе будут десятками летать новые машины, появится и зарубежный...

Антарктическая эстафета

В субботу, 6 февраля, украинские исследователи Антарктиды, а вместе с ними все, кому не...

Мрачное Средневековье

Коллекторам запретят взаимодействовать с должниками с 20 часов до 8.00

Собрание акционеров без акционеров

Начало 2021 г. ознаменовалось новым витком давления на запорожское предприятие АО...

Украинские лопасти для тяжелых вертолетов – это...

24 декабря состоялось знаковое событие в истории вертолетостроительной отрасли нашей...

Волки «джихада» в овечьих шкурах ислама

В XXI веке даже самая дикая экстремистская организация понимает важность публичного...

Подковерные игры вокруг флагмана отечественного...

Привлекает Бориса Кауфмана не только высокая доходность международных воздушных...

Ответ критикам

 Европа — это не только однополые браки. Это великая история, великая культура да...

Мошенники на рейде

Зе-команда объявила о победе над рейдерством, рейдерство ответило более чем...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка