Посредине Днепра воды по колено

05 Июля 2019 4.8

Ежегодно в первую субботу июля отмечается Международный день Днепра — экологический праздник, посвященный великой древнейшей европейской реке.

Мертвые котлованы

Днепр протекает по территории трех стран: России (485 км), Белоруссии (595 км) и Украины (1121 км). В настоящее время длина реки — 2201 км. Площадь бассейна составляет 504 тыс. кв. км. Плотины поделили Днепр на каскад водохранилищ: Киевское, Каневское, Кременчугское, Днепродзержинское, Днепровское и Каховское. На украинском участке Днепра расположено 26 городов, в том числе и столица страны — Киев. Днепр считают главной водной артерией Украины: он снабжает водой около 70% населения.

Сегодня состояние Днепра специалисты оценивают, как критическое: он фрагментирован, обмелел и после создания ряда плотин потерял собственное течение, русло во многих местах изменено. Теперь река не в состоянии смыть все, что в нее попадает с бытовыми и производственными стоками.

— Этому есть причины, — говорит глава Ассоциации рыболовов Украины Александр Чистяков. — На Днепре построено шесть плотин. Исчезли природные пороги, а вместе с ними и виды рыб, живущие на быстрой воде. Течение замедлилось. Началась смена экосистемы. При создании водохранилищ были затоплены уникальные по своей значимости природные ландшафты. Из-за попадания со стоками химических веществ Днепр каждый год цветет. В основном это связано с фосфатами, которые вызывают бурный рост сине-зеленых водорослей. При отмирании и гниении они образуют токсины, а также сжигают растворенный в воде кислород. В итоге начинается массовый мор рыбы.

Хаотичная, порой незаконная застройка береговой линии загоняет урез воды в бетон, Днепр все больше теряет возможность самоочищать свои воды. Четвертый год подряд наблюдается маловодие. Это приводит к обмелению реки. Только в столичной акватории 56 мелей, на которых можно стоять посредине реки по колено в воде.

Сегодня не существует комплексной государственной программы по восстановлению Днепра — как реки, как источника питьевого водоснабжения и как водной транспортной артерии. Земснаряды не расчищают заносы и мели, а также не восстанавливают заиленные малые реки, питающие Днепр. Они сегодня работают не на благо реки, а просто добывают песок для коммерческих целей. В итоге на дне реки вырываются громадные мертвые котлованы, которые природа пытается затянуть. В результате сдвига грунта происходит обрушение береговой линии. Вырытые земснарядами ямы мигрируют, в одном месте затягиваются, в другом появляются.

Вода в водохранилищах, по утверждению ученых, — коктейль элементов всей таблицы Менделеева. Только в 2018 году в водоемы страны было сброшено более 2,5 млрд. куб. м различных стоков, из которых треть — неочищенные. Рыбьи стаи катастрофически редеют. Рыба болеет, некоторые виды мутируют. За последние десятилетия исчезло более 40% природных нерестилищ.

Особый вред наносят сельхозполя, которые вплотную подошли к водоемам. После обильных дождей вся химия смывается в воду и уничтожает водные живые ресурсы. Мизерные штрафы за отравление водоемов не дисциплинируют нарушителей. В 2018 году различными химикатами было уничтожено все или почти все живое в 1400 водоемах страны. Еще в 970 произошел массовый мор рыбы по причине острой нехватки растворенного в воде кислорода.

Днепр сегодня серьезно болен. Пока не пройдена точка невозврата, необходимо срочно прекратить граничащее с преступлением потребительское отношение к реке.

Спасением для Днепра может стать международный проект водного транспортного пути Е40 — это водный транспортный маршрут протяженностью более 2000 км, в котором участвуют три страны: Польша, Беларусь и Украина. Предполагается, что он станет новым торговым маршрутом между Балтийским и Черным морями по рекам Висла, Припять, Днепр. На данный момент над проектом работает трансграничная комиссия. Средства на его осуществление выделяет Евросоюз в размере 2 млрд. евро.

Сегодня этот путь условно судоходен от Бреста до Херсона. Самым проблемным несудоходным участком считается промежуток Брест — Варшава. Проект предусматривает углубление русла и возведение определенных инженерных сооружений.

Несомненно, важно расширить возможности торговли между тремя странами, численность населения которых составляет более 100 млн. человек. Водный маршрут позволит перевозить до 4 млн. т грузов ежегодно.

Водный транспорт более экономичный и экологичный по сравнению с автомобильным. Подсчитано, что на один тонно-километр объем выбросов углекислого газа водного транспорта в полтора раза меньше, чем железнодорожного, и в пять раз меньше, чем автомобильного. К тому же речные баржи могут перевозить большие объемы грузов. Одна речная баржа берет, например, до 900 т, тем самым заменяя 18 железнодорожных вагонов или 45 двадцатитонных грузовиков.

Для осуществления этого проекта Украине необходимо восстановить транспортную инфраструктуру, которая за годы независимости была полностью разрушена. Это касается речных портов, грузовых и пассажирских судов, а также специалистов водного транспорта. Следует отметить, что водный транспорт становится дешевым только тогда, когда он работает при полной загрузке и регулярно.

В этом международном проекте мы в первую очередь должны обратить внимание на реку Днепр от Киева до Херсона.

— Река давно нуждается в комплексном подходе по ее спасению, — говорит  Александр Чистяков. — И речь идет не только о ее судоходной части. Не нужно забывать, что река — это живой организм. И поэтому говорить только о судоходстве — это дорога в никуда. Прорыть судоходный фарватер, не учитывая других потребностей реки, — утопия. Природа тут же его затянет. Необходим комплексный подход к оздоровлению всей реки, включающей дноуглубление, и не только судоходной части.

Никуда без уборки

В честь Дня Днепра в Киеве прошла масштабная акция «Убери заповедный остров». На воду столичной акватории вышли десятки яхт, катеров, лодок, чтобы принять участие в уборке столичных островов от мусора.

— Все 34 киевские острова входят в региональный ландшафтный парк «Днепровские острова»: Муромец, Лопуховый, Долобецкий, Веницианский, Труханов, Жуков, Ольжин, Большой, Малый, Дикий, а также острова без названия, — говорит г-н Чистяков. — Его учредили в 2004 году. Но до сих пор острова не имеют обозначенных территорий, финансирования и администрации. Они, по сути, являются заповедными беспризорниками и поэтому утопают в мусоре.

На наших глазах берега Днепра в местах массового отдыха превращают в несанкционированные свалки. Это касается и островов. Если прибрежную территорию хоть как-то убирают, то руки коммунальных служб до островов не достают.

Природоохранная общественность не хочет мириться с таким положением дел, и поэтому данная акция проводится уже десятый год подряд. За это время с островов было вывезено десятки тонн мусора, установлены сотни информационных табличек, которые призывают соблюдать чистоту, общественники регулярно проводят разъяснительную работу среди посетителей островов.

— Акция жизненно необходима островам, ведь они имеют серьезное значение для всей экосистемы Днепра, —  говорит директор ВМСФК «Выдубицкий» Владимир Стрела. — Также нельзя переоценить их значения для города и киевлян. Острова — это голубые легкие столицы. Наши старания не проходят даром. Мусора становится меньше, а значит, повышается гражданская ответственность у отдыхающих. Если три года назад мы с одного острова вывозили до 4 т мусора, то сегодня с четырех островов — меньше двух с половиной тонн.

В акции приняли участие деятели искусств, депутаты, чиновники, представители различных общественных организаций. Радует, что на уборку выходят целыми семьями. Ведь именно смолоду нужно прививать любовь к родной природе.

Сегодня идет своеобразная война человека с бытовым и производственным мусором. И, к сожалению, в этой схватке мусор побеждает. У нас все заповедные территории, вместе взятые, занимают около 9% территории страны, а свалки — более 11%. В Украине 6 тыс. официальных свалок, на которых сегодня накопилось более 12,5 млрд. т отходов. Это гора с основанием 20 км и высотой 10 км. По неофициальным данным, это только малая часть айсберга, так как неофициальных свалок в стране более 35 тыс. Они занимают приблизительно 14 тыс. кв. км — больше, чем Закарпатская область.

Чтобы не задохнутся в горах мусора, нужно на государственном уровне внедрять эффективные методы по его безопасной переработке. Весь мир от этого получает пользу, как для энергетики, так и для окружающей среды.

— Проблема очевидна, и ее надо было решать еще вчера, — говорят в адвокатском объединении «Экобезпека». — Острова — это семейный отдых. И если не пропагандировать цивилизованное, бережное отношение к природе, то они утонут в мусоре. Общественность предлагает на каждом столичном острове установить контейнеры для сбора мусора. Возле них должны быть пластиковые пакеты, чтобы отдыхающие могли загрузить отходы после отдыха. Также необходимо установить таблички, пропагандирующие чистоту на островах, призывающие вывозить мусор с собой. Очень хочется верить, что благодаря этой акции о проблеме островов услышат чиновники и подойдут к ее решению комплексно. 

А пока природоохранная общественность инициирует ряд масштабных субботников на водоемах Киева. Люди должны отдыхать комфортно, а не наблюдать за стихийными мусорными свалками.

Организаторами мероприятия выступили: ОО «Союз лодочников Киевщины», ВМСФК «Выдубицкий» и «Феникс»; Ассоциация рыболовов Украины; ОО «Украина. Воля. Жизнь», «Выдубай — защита водоемов и берегов» и «Мы — украинцы»; адвокатское объединение «Экобезпека»; Национальный экологический совет Украины и КП «Плесо».

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Зеленский дал новому главе Днепропетровской ОГА...

Президент Украины Владимир Зеленский в Днепре представил нового главу...

Зеленский отправился в Днепр, чтобы представить...

Владимир Зеленский посетит Днепропетровскую область, где представит нового главу...

Филатов: Коломойский хочет захватить власть в Днепре

По словам Филатова, телеканалы показали не весь его разговор с Зеленским, а лишь конец,...

В Днепре дети во время игры подожгли 8-летнего...

Сейчас пострадавший находится в реанимации с ожогами

В Днепре 15-летний подросток потерял сознание, выпивая...

По предварительной информации, мальчик в компании друзей распивал алкоголь на...

Под Днепром мужчина изнасиловал и убил 13-летнюю...

Подозреваемый — 24-летний мужчина, который рассказал обстоятельства преступления и...

Загрузка...

Спасение рядового фермера

Украинский фермер не вписывается в земельную реформу

Столичные отравители: свалка, ТЭЦ и станция аэрации

Еще каких-то 25 лет назад Киев считался самой зеленой европейской столицей. Однако за...

Лес рубят — люди «летят»

На протяжении последних пяти лет проводится спецоперация по устранению Украины с...

Страшный сон: энергетики сами себе экологи

Решение правительства об объединении Минэкологии с Минтоплива можно оспорить в...

Без варрантов нет гарантов

Поскольку в 2021—2024 гг. максимальные выплаты по VRI ограничены 1% ВВП, то и наибольшего...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка