Без варрантов нет гарантов

№37(921) 13 — 19 сентября 2019 г. 11 Сентября 2019 5

Заявление премьер-министра Алексея Гончарука о намерениях достичь за пятилетний период прироста ВВП более чем на 33% вызвало оживленную дискуссию в экспертной среде.

, Игорь КОНДЕНКО

Однако пока что мыслительный процесс остановился на возможности выкупа т. н. варрантов Яресько — облигаций восстановления стоимости, что обязывает украинскую власть выплачивать обладателям этих ценных бумаг солидную премию, если ВВП Украины будет расти выше 4% в год.

Растяжка Яресько

С самого начала было понятно, что соглашение о реструктуризации внешнего долга, заключенное министром финансов Натальей Яресько в 2015 г. с клубом международных кредиторов, в дальнейшем создаст проблемы для развития экономики Украины.

И дело не только в том, что экономические перспективы нашего государства в тот момент решали представители транснациональных инвестиционных компаний и венчурных фондов преимущественно американского происхождения, а украинскую сторону представляла гражданка США и многолетняя представительница американского финансового лобби в Украине Натали Энн Яресько.

Напомним, что в 2015 г. специальный совет кредиторов с участием Franklin Advisers, TCW, T.Rowe Price и BTG Pactual сделал вид, что «простил» Украине 20% принадлежащего им внешнего долга (около $3,8 млрд.) и сместил сроки выплат по оставшемуся долгу с 2015—2023 гг. до 2019—2027 гг., подняв по ним купонную ставку (премию) с 7,22% до 7,75% годовых.

С остатком долга — теми самыми «прощенными» 20% — кредиторы, по согласованию с прежней украинской администрацией, проделали гениальный фокус.

На эту сумму были выпущены 20-летние облигации восстановления стоимости (value recovery instruments, VRI), выплаты по которым производятся в зависимости от экономического роста.

По условиям соглашения, если ВВП за год вырос меньше чем на 3%, то платить не надо. Если рост составил от 3% до 4%, то извольте заплатить 15% этого прироста. При превышении ВВП на 4% и более Украина должна ежегодно выплачивать кредиторам уже по 40% с каждого процента прироста ВВП. Допустим, реальный ВВП вырос на 10%. Это значит, что кредиторы получили бы с них более 2,5% ВВП. В настоящих цифрах — это $3,3 млрд.

Но по мере роста ВВП компенсационные выплаты будут еще более расти. Так что буквально за пару успешных экономических лет финансовые «филантропы» с лихвой отобьют все «прощенные» Украине миллиарды.

Соглашение начинает действовать при достижении ВВП Украины $125 млрд. По итогам 2018 г. номинальный ВВП уже составил более $130 млрд. Однако в 2021—2025 гг. выплаты по VRI будут ограничены 1% ВВП, и только потом в действие вступают прогрессивные выплаты.

Время торопит

Команда Зеленского пришла к власти на ожиданиях скорых экономических перемен к лучшему. Премьер-министр Алексей Гончарук сделал уже несколько заявлений о необходимости повышения прожиточного минимума, ускоренного строительства дорог, проведения энергомодернизации страны и т. д.

Одним из ключевых месседжей премьера стало заявление о необходимости достичь в 2020 г. роста ВВП на 5%, а на протяжении следующих четырех лет еще минимум на 7% ежегодно, что приведет к созданию 1 млн. рабочих мест.

Однако вместо поддержки и бурных аплодисментов в свой адрес г-н Гончарук получил обвинения в лоббировании интересов иностранных кредиторов Украины и желании провернуть еще одну авантюру.

Ведь следствием премьерских амбиций по увеличению ВВП стало удорожание пресловутых «варрантов Яресько», которые (по данным аналитика Сoncorde Capital Александра Паращия) торгуются уже по 88% номинала.

Теоретически VRI можно было бы сегодня выкупить за $2,85 млрд. Однако есть серьезные сомнения в том, что продавцы захотят их продать. И чем ближе будут перспективы украинского экономического чуда, тем меньше будет желающих расстаться с этими ценными бумагами.

Аналитик подсчитал: если правительство Гончарука выполнит свой план по росту экономики, то только в 2020—2026 гг. держателям варрантов необходимо будет выплатить $9 млрд.

При благоприятных прогнозах на развитие экономики Украины инвесторы не согласятся их обменять дешевле, чем на $6—7 млрд., а это уже более 185% номинала, — подчеркивает Паращий.

Теперь команда президента сидит на своеобразной «растяжке Яресько». Любая попытка достичь значительного прироста ВВП трактуется как работа на заокеанское финансовое лобби. Ведь чем активнее растет ВВП — тем больше компенсационные отчисления.

Попытки же выкупить варранты тоже будут расценены политическими оппонентами как растрата бюджетных средств, золотовалютных резервов и предательство интересов Украины. Третий путь, который предлагают эксперты, — объявление Украиной управляемого дефолта и новые переговоры с внешними кредиторами.

«Управляемый дефолт предполагает наличие четырех основных ингредиентов успеха: общественный консенсус, институциональное усиление государства в виде нового общественного договора, пакет структурных экономических реформ и встроенные в законодательство предохранители от нового долгового кризиса. Лишь в таком случае кредиторы могут пойти на новое соглашение о реструктуризации долга на выгодных Украине условиях. К примеру, срок погашения увеличивается до 50 лет, ставка по долговым обязательствам составляет 3—4% годовых. То есть реальная цель при проведении управляемого дефолта... — добиться от кредиторов соглашения о новой реструктуризации в пользу страны-должника», — предлагает экономический эксперт Алексей Кущ.

Будут ли рассматривать такие варианты развития событий в команде Зеленского? Вряд ли. С учетом непостоянства любви электората малейшее ухудшение экономической ситуации сделает возможной еще одну смену власти в Украине и поставит крест на политических амбициях Зеленского и «Слуг народа».

Но выход из этой ситуации все же имеется. Поскольку в 2021—2024 гг. максимальные выплаты по VRI ограничены 1% ВВП, то и наибольшего экономического роста необходимо достигать именно в этот период. И только потом искать в обществе консенсус относительно модели дальнейшего экономического роста, а то и возможности объявления ограниченного дефолта по варрантам Яресько.

Ну и, конечно, украинской элите не следует забывать, с кем приходится иметь дело. Ведь, по одной версии, пока лучшие сыны Украины «защищали Европу от орд с Востока», пришлые варяги с Запада и навязали защитникам весьма сомнительную сделку, которая консервирует экономический рост Украины и едва ли не полностью отбивает охоту к развитию.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

От АЭС останутся одни отходы

Мы можем сами сделать хранилище за $50 млн., но «заграница» делает нам более...

5 миллионов человек в минус

Участники круглого стола «Обсуждение и критика земельной реформы»,...

Украина – не Африка

Вопрос отмены моратория на продажу земли фактически решен. Также правительство...

Спасение рядового фермера

Украинский фермер не вписывается в земельную реформу

Столичные отравители: свалка, ТЭЦ и станция аэрации

Еще каких-то 25 лет назад Киев считался самой зеленой европейской столицей. Однако за...

Лес рубят — люди «летят»

На протяжении последних пяти лет проводится спецоперация по устранению Украины с...

Загрузка...

Страшный сон: энергетики сами себе экологи

Решение правительства об объединении Минэкологии с Минтоплива можно оспорить в...

«Белые» хакеры на службе Prozorrо

Багхантеры — одни из наиболее высокооплачиваемых в IT-секторе специалистов

Газовый депозит

Фактически участникам акции предлагают предоставить беспроцентный кредит газовому...

Мясо на пару с чумой

С начала 2019 из-за АЧС стране потеряла около 170 тыс. свиней

По колено в воде посреди Днепра

Древнейшая река Европы катастрофически мелеет

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка