Блеск и нищета «Укрзалізниці»

№26(912) 28 июня — 4 июля 2019 г. 25 Июня 2019 5

Правительство утвердило стратегию развития железнодорожной монополии до 2023 года

В ближайшие годы один из крупнейших работодателей Украины, предприятие, генерирующее до 2,6% ВВП страны — «Укрзалізниця» (УЗ), должно провести реорганизацию существующей территориальной структуры в профильные бизнес-единицы, начать распродажу непрофильных активов.

Правда, как утверждает руководство компании, весьма избирательную, внедрить новую систему управления движением и безопасностью, утвердить долгосрочную инвестиционную программу, реализацию программ государственно-частного партнерства и провести еще ряд мероприятий, которые улучшат финансовое состояние УЗ и сделают компанию более привлекательной как для инвесторов, так и для ее собственных сотрудников. Процесс будет сопровождаться внедрением современных методов управления и более прозрачных финансовых механизмов, в т. ч. снижающих уровень коррупции.

Указанные выше мероприятия являются частью Стратегии развития УЗ на 2019—2023 гг., утвержденной правительством в середине июня. Как значится в документе, стратегия преследует цель удовлетворения народного хозяйства необходимым объемом грузоперевозок с учетом планов развития, что предполагает согласование его со стратегическими документами других ведомств.

Составители предусмотрели два сценария развития отрасли — базовый и оптимистический. В первом из них к 2030 г. объем перевозок по сравнению с нынешними 322 млн. т увеличится до 378,5 млн. т, т. е. на 15%. В оптимистическом варианте грузоперевозки будут расти в два раза быстрее и к 2030 г. достигнут 478 млн. т (прирост составит до 32%).

Обеспечить такой прирост железнодорожникам предполагается за счет оживления отечественной экономики, переориентации грузов и восстановления транзита.

В проекте Стратегии УЗ, составленном на период 2017—2021 гг., говорится, что в 2012—2016 гг. объем грузоперевозок через территорию Украины сократился почти на четверть. Самые большие убытки предприятие понесло из-за сокращения транзита через украинскую территорию российских грузов. В общей сложности тарифный грузооборот уменьшился более чем в 2,5 раза? до 20 млрд. тонна-километров (т.км). В т. ч. из-за прекращения РФ транзита угля в украинские порты и ограничений, введенных Беларусью на экспорт леса.

Экспортно-импортные перевозки за этот же период сократились на 8% (до 96 млрд. (т.км), внутренние — на 25% (до 71 млрд. (т.км).

Еще больше — на 37% — сократился пассажирооборот, в т. ч. на внутренних направлениях — на 14%.

Одним из перспективных направлений увеличения грузоперевозок в УЗ считают переориентацию грузопотоков между Турцией и скандинавскими странами, а также Польшей. Ежегодный товарооборот между ними составляет $13,8 млрд.

Из Турции в основном экспортируются автомобили, текстиль и оборудование, из Европы — металлы, оборудование, нефть и бумага.

Еще одним важным источником увеличения перевозок стратегия называет рост транзита через Украину грузов между ЕС и Китаем. В документе говорится, что из 35 пар поездов, следующих каждую неделю из КНР в Европу, через Украину следуют только две пары.

Однако в ближайшее десятилетие грузооборот на этом направлении удвоится. Поэтому Украине следует побороться за китайские грузы, равно как и за транзит в южно-азиатские регионы.

Дополнительным источником увеличения транзитных перевозок могут стать мультимодальные контрейлерные перевозки между ЕС и Китаем, Индией и Ираном, когда часть пути груз проходит автотранспортом, часть — по железной дороге. Базовый сценарий развития УЗ предполагает к 2025 г. один дополнительный контейнерный состав ежедневно в этом направлении, оптимистический — два.

Реализация всех этих возможностей как на экспорт, так и для внутреннего потребителя, очевидно, потребует серьезных вложений. К сожалению, Стратегия развития УЗ до 2023 г. весьма размыто говорит о нехватке средств и накопившемся недофинансировании, вмешательстве в деятельность компании политических и других факторов, а также о необходимости модернизации западных филиалов УЗ, которые не дают возможности обеспечить переориентацию грузов в направлении Запад—Восток. Между тем предыдущий вариант стратегии достаточно ярко иллюстрирует техническое состояние УЗ, а дополнить картину помогает финансовый отчет компании за 2018 г.

Итак, уровень капиталовложений УЗ в среднем в четыре раза меньше, чем у других крупных национальных перевозчиков, таких как Российские и Казахстанские железные дороги, Pacific (США), Canadian National и Canadian Pacific.

Наименьший уровень инвестиций в инфраструктуру наблюдался в 2014—2016 гг. ($187—292 млн.). Это в 5—8 раз меньше, чем вкладывалось в предыдущие годы. По данным на 2016 г., необходимый уровень инвестиций составлял 24 млрд. грн. в год, т. е. почти $1 млрд., а для реализации стратегии 2017—2021 гг. предполагалось направить 148,5 млрд. грн.

Вкладывать деньги железнодорожникам необходимо: в колею (27% ее протяженности работает с просроченным капитальным ремонтом), колейную технику (78% работает свыше нормативного срока службы), обновление электросети (износ тяговых подстанций составляет 67%, а контактной сети — 55%).

Помимо этого, УЗ испытывает недостаток в магистральных электровозах (нехватка локомотивов составляет 44%, а износ существующего парка — 84%), магистральных тепловозах (нехватка — 58%, износ — 99%), грузовых (36%, износ более 90%) и пассажирских (34%, износ парка — 87%) вагонах.

Средний уровень зарплат уже в 2016 г. был ниже, чем в среднем по стране. К тому времени на УЗ наблюдался дефицит кадров, особенно тех, кто способен обслуживать сложную технику. Поэтому необходимо, чтобы реформы сопровождались ростом заработной платы железнодорожников.

Между тем существуют большие сомнения относительно того, что железнодорожный монополист способен сам себя вытащить из трясины проблем и обеспечить хотя бы половину средств, необходимых на модернизацию инфраструктуры и замену подвижного состава, из собственных ресурсов.

Согласно отчету предприятия за 2018 г. общий доход УЗ от реализации услуг составил 83,4 млрд. грн. Большая часть его приходится на грузоперевозки (67,5 млрд. грн.). Пассажирские перевозки в доходной части занимают чуть более 10% — 8,5 млрд. грн., еще 7,4 млрд. грн. приходится на дополнительные услуги.

Операционные же расходы компании составили 79,8 млрд. грн. С учетом финансовых и прочих расходов деятельность железнодорожной монополии в минувшем году принесла ей убыток в размере 501 млн. грн.

Конечно, убыточность предприятия не в последнюю очередь связана с неэффективным управлением и злоупотреблениями внутри транспортного холдинга. В период правления Порошенко свидетельством тому были частые скандалы, связанные с проведением тендеров на поставку УЗ материалов и комплектующих. Во многих из них побеждали компании, связанные с окружением экс-президента и народными депутатами настоящего созыва ВР.

Однако действуя по лекалам, предложенным сверху, руководство УЗ загоняет предприятие в еще большую яму. Требовать экономически обоснованных тарифов на грузоперевозки, закупая продукцию по завышенным ценам, в общем-то не комильфо. К тому же непрозрачную структуру вряд ли будут финансировать крупные иностранные учреждения. Возможности украинского бюджета для этого не безграничны, а собственных ресурсов УЗ едва ли хватит даже на самое необходимое.

Вероятно, об этом прекрасно известно бывшему руководителю Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Украине Шевки Аджунеру, который с прошлого года возглавляет наблюдательный совет УЗ. Кстати, помогать ему будут сразу несколько польских и чешских менеджеров, утвержденных правительством в середине июня вместе с новой стратегией. Надо понимать, от них и зависит дальнейшая судьба стратегического транспортного холдинга.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...

Загрузка...

Поезда выбились из графика из-за краж на путях

Вследствие краж на железной дороге выбились из графика 20 поездов, в том числе 10...

Лоукостер на колесах

По данным представительства Украины при Евросоюзе, за два года действия упрощенного...

Ивано-Франковск презентуют в Нью-Йорке

Агентство регионального развития Ивано-Франковской обл. примет участие в...

Об индустриализации можно забыть

В офис Союза химиков позвонили из Минэкономики с вопросом: «Аммиак — это жидкость...

Регрессивное стимулирование

Глава Минсоцполитики Андрей Рева нашел 10 млрд. грн. для Пенсионного фонда: деньги на...

Гениальное рядом. Логотипом «Укрзалізниці» стал...

Для улучшения физического и эмоционального состояния психологи советуют время от...

Загрузка...

Мясо на пару с чумой

С начала 2019 из-за АЧС стране потеряла около 170 тыс. свиней

По колено в воде посреди Днепра

Древнейшая река Европы катастрофически мелеет

Налоговая амнистия

Чрезмерная охота на обывателей и потакание чиновникам-коррупционерам могут отбить у...

Дадут ли «огня» батареям?

В случае остановки транзита возможен дефицит газа в ежесуточном объеме в 50 млн....

«Террорист» анциструс

Черное море и водоемы Украины осваивают новые организмы, не характерные для наших...

Бизнесменам песок, а киевлянам мусор

Ситуация опасна еще и тем, что свалка находится в непосредственной близости от...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка