Броненосец Гладковский

№23 (909) 7 — 13 июня 2019 г. 05 Июня 2019 4.8

Спуск на воду первого украинского разведывательного судна, построенного по заказу Минобороны заводом «Кузница на Рыбальском», состоялся в конце апреля. Об этом не без пафоса сообщили многие СМИ. Министр обороны, теперь уже бывший, Степан Полторак на церемонии по этому поводу заявил, что «за всю историю Украины не так много было примеров, когда спускались на воду мощные бронированные катера, десантные катера, а сегодня — средний разведывательный корабль, аналога которому нет в Украине — по оснащению и возможностям выполнять задачи». Это событие он назвал огромным прорывом и победой.

Спуск на воду среднего разведывательного судна на заводе «Кузница на Рыбальском»

Между тем уже вскоре строительство нового корабля для ВМС Украины назвали очередной аферой соратников экс-президента Петра Порошенко. Имея в виду, что завод «Кузница на Рыбальском» до самого последнего времени входил в орбиту влияния бывшего первого замсекретаря СНБО Олега Гладковского. Его сын Игорь Гладковский в августе прошлого года стал членом наблюдательного совета этого предприятия.

Имея приближенных к власти акционеров, завод получил крупный оборонный заказ и освоил его своеобразным способом, пристроив для нужд военно-морского флота один из пяти корпусов рыболовецких морозильных сейнеров, построенных «Кузницей» в прошлом веке, но так и не реализованных заказчикам.

Отдельные СМИ не могли обойти вниманием эту щекотливую тему, язвительно написав, что Украина открыла новую страницу в судостроении, превратив рыбацкий корабль в среднее разведывательное судно. На очереди траулер-фрегат, траулер-эсминец, траулер-крейсер и т. д.

Массмедиа усмотрели крамолу в том, что новый разведывательный корабль ВМС Украины будет построен в корпусе рыболовецкого траулера проекта 502ЭМ, которые начиная с 70-х годов прошлого века являлись основной специализацией «Ленинской кузницы». Всего было построено 400 таких судов.

В частности, эксперт по вопросам национальной безопасности и обороны Украинского института будущего Ираклий Джанашия в программе «Право на владу з Дмитром Гнапом» на «24-м канале» прямо заявил, что среднее разведывательное судно (СРС), строящееся для нужд ВМС Украины, в принципе не сможет выполнять свои функции, поскольку не обладает необходимыми ходовыми качествами.

«Основная функция разведывательного судна — обнаружение и преследование подводных лодок. И вот здесь кроется загвоздка. Как может траулер, чья максимальная скорость составляет 11,6 узла (21 км/ч), угнаться за субмариной, чья скорость 20 узлов (37 км/ч)?» — вопрошает эксперт.

Один из сотрудников Национального университета кораблестроения им. адмирала Макарова (Николаев) в разговоре с «2000» признал, что каждое судно, имеющее свое предназначение и особенности эксплуатации, лучше проектировать с нуля. И для этого отрасль кораблестроения давно выработала набор определенных методов.

В процессе проектирования судов применяется имитационное моделирование (математическое описание функциональной операции). Это значит, что задачи, которые должен выполнять корабль, проигрываются в различных погодных условиях, свойственных будущим районам плавания. Различные ветро-волновые режимы имитируются не менее тысячи раз. На основании этих моделей и задаются основные характеристики судна. Тем не менее строительство разведывательного судна для ВМС Украины — видимо, действительно случай особый. Об этом говорит специализация судна и набор размещенного на нем оборудования.

Во времена СССР значительная часть разведфлота ходила в моря под флагом судов обеспечения ВМФ и комплектовалась вольнонаемными работниками. Для этого была создана отдельная организация — Отдел вспомогательных судов и гидрографии (ОВСиГ), в просторечии называемая «овсига», которая имела несколько мореходных школ, готовивших для нее кадры, — в Кронштадте, Лиепае и Владивостоке.

Наиболее ценной частью «овсиги», помимо буксиров, танкеров, килекторов, судов размагничивания, плавгоспиталей и др., считались суда гидрографии. Элегантные белые теплоходы польской или немецкой постройки, спроектированные Центральным бюро кораблестроения в Гданьске (Польша), ходили в дальние походы, решая множество задач: от промера глубин и съемки детального рельефа дна до изучения химического состава воды и радионавигационной разведки. Это было необходимо для обеспечения свободного плавания советских подводных лодок в глубинах Мирового океана.

В 80-х гг., после появления метода сверхдальнего обнаружения подводных лодок, суда гидрографии начали комплектоваться оборудованием, позволявшим отслеживать обстановку не только в глубинах, но и на военно-морских базах и ракетных полигонах вероятного противника. Поэтому гидрографические суда ОВСиГ были частыми гостями на Кубе, во Вьетнаме и других дружественных СССР странах.

Дальние походы и заходы в иностранные порты предполагали выплаты вознаграждения в валюте или «бонах», которые можно было отоварить в сети магазинов «Альбатрос» (морской аналог «Березки»).

Правда, обратной стороной разведывательно-гидрографической романтики был запрет на загранплавания в течение 3—5 лет после ухода из системы ОВСиГ. Т. е. уволиться с гидрографии и сразу же перейти работать на торговое или рыболовецкое судно, выполняющее заграничные рейсы, было невозможно.

Да и прямо скажем, в случае реального вооруженного конфликта суда обеспечения (СО) ВМФ, обладающие чисто символическим вооружением, были первыми кандидатами на гибель от рук военных кораблей и авиации противника. Обеспечивая деятельность боевого флота, экипажи СО ВМФ по сути являлись потенциальными смертниками.

Вот такое судно и появится вскоре в составе ВМС Украины. Специалисты прямо говорят, что ни за какими подводными лодками оно гоняться не будет. Как рассказал еженедельнику «2000» директор кораблестроительного института Национального университета кораблестроения им. адмирала Макарова Александр Бондаренко, заявление, будто бы среднее разведывательное судно, строящееся по заказу Минобороны, не сможет выполнять свои функциональные задачи из-за недостаточной скорости, не соответствует действительности. При нынешнем развитии технологий весь комплекс надводных радиотехнических наблюдений позволяет выполнить т. н. интегрированная мачта. В ее состав может входить не только оборудование загоризонтного обнаружения морских объектов, но и целеуказания для уничтожения целей противника. Аналогичные подводные наблюдения делаются с помощью гидроакустической станции. Т. е. абсолютно все замеры судно может осуществлять, стоя на якоре или перемещаясь на малой скорости.

Как утверждает Александр Бондаренко, в кораблестроении есть такое понятие, как реновация, и очень много судов переоборудовались и вследствие этого меняли свое назначение. Поэтому заявления, что корпус траулера или его часть нельзя превратить в разведывательное судно, голословны.

Строительству нового судна на базе уже изготовленного ранее корпуса должны предшествовать его техническая оценка и дефектация. И это, очевидно, также было сделано. Таким образом, никаких серьезных претензий к судостроителям «Кузницы на Рыбальском» предъявить невозможно. Разве что владельцы этого предприятия нашли возможность хитроумно приспособить имеющиеся у них элементы корпусов рыболовецких морозильных сейнеров для оборонных целей.

«Мне в свое время приходилось наблюдать, как большой разведывательный корабль, некогда построенный на базе корпуса сухогруза, перепрофилировали обратно в сухогруз. Поэтому я не сомневаюсь, что с точки зрения техники все было сделано грамотно. Украинский флот получил судно с прекрасными техническими характеристиками и автономностью два месяца, — поделился с «2000» своим мнением главный редактор журнала «Судостроение и судоремонт» Николай Дубров.

«Однако вызывает сомнение сама целесообразность строительства среднего разведывательного судна. Такие суда, основной задачей которых является радиотехническая разведка, работают в мирное время. Во время же боевых действий их можно потопить 120 разными способами, и мы никогда не узнаем, почему судно ушло под воду. Поэтому мой вывод: технически выбор базы для строительства СРС совершенно оправдан. Но сама его постройка в нынешней ситуации бессмысленна», — утверждает эксперт. А учитывая, что задачей первого украинского разведывательного судна, очевидно, будет наблюдение за активностью российского флота в Черном море и координация своей деятельности с военными партнерами Украины, главным из которых являются США, «разведчика», построенного на базе траулера, вероятно, ожидает непростая судьба.

Подтверждением этого стала информация о пожаре, случившемся на заводе «Кузница на Рыбальском» 29 мая. Как сообщила служба по чрезвычайным ситуациям, «загорание возникло в трюме судна, которое пришвартовали на ремонт. Огонь распространился на площадь 100 кв. м. На месте работали четыре единицы техники и 20 человек личного состава, пожар локализовали».

Судя по опубликованным ГСЧС фото, пожар произошел именно на новом среднем разведывательном корабле, спущенном на воду в конце апреля. Его дальнейшая достройка должна осуществляться на одном из предприятий Одессы.

Впрочем, было бы преждевременно искать в этом происшествии чей-то злой умысел. Очевидцы утверждают, что во время сварочных работ загорелась обшивка судна. Случай во время судоремонта — не уникальный.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Лоукостер на колесах

По данным представительства Украины при Евросоюзе, за два года действия упрощенного...

Блеск и нищета «Укрзалізниці»

От бывшего руководителя ЕБРР Шевки Аджунера и нескольких польских и чешских...

Лоукостерам подрезают крылья

В разгар сезона отпусков Барышевский районный суд Киевской обл. приостановил действие...

Стратегия долговой зависимости

На расчет с кредиторами в нынешнем году необходимо отдать около 47% доходов бюджета, а в...

Тень стариков не пугает

Начинающие экономисты считают, что обеспечить дополнительный процент роста ВВП можно...

Загрузка...

На коротком энергоповодке

Предположение украинских экспертов о том, что российским нефтегазодобытчикам удастся...

Где военным набраться сил и пролечиться?

До войны мы не думали, что придется заниматься масштабной и длительной реабилитацией...

Большой цифровой плетень

В повышении доходов бедных слоев населения сельское хозяйство является...

Чехонь и голавль ушли в минус

Ассоциация рыболовов Украины (АРУ) бьет тревогу

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка