Чистая прибыль на грязном воздухе

№27 (468) 3 - 9 июля 2009 г. 03 Июля 2009

По Конституции «обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины является обязанностью государства» (ст. 16). Впрочем, мы прекрасно знаем, что многие конституционные положения — как в части прав граждан, так и в части обязанностей державы — в ближайшие годы останутся практически невыполнимыми. Но чтобы государство лишало себя возможности выполнять свой конституционный долг, да еще в сфере экобезопасности...

Именно такое положение вещей открылось аудиторам Счетной палаты. В частности, при подготовке проектов госбюджета Минфин последние три года занижал прогнозные показатели сборов, которые пользователи природных ресурсов и предприятия-загрязнители платят в государственный и местные фонды охраны окружающей среды (из этих фондов, собственно, и финансируются природоохранные мероприятия). Указанные махинации вели к значительному превышению фактических поступлений от сборов (в 2007 г. — на 23%, 2008 г.— на 26,8%). Но деньги эти пошли не в Государственный фонд охраны окружающей среды, не на счет Минприроды и даже не в госбюджет. Минфин на средства, к которым не имеет никакого отношения, создал собственный резервный фонд, который на конец 2008 г. составил почти 379 млн. грн.!

Не случайно Минфин все эти годы инициировал приостановку статей 46 и 47 закона «Об охране окружающей природной среды». В первой шла речь о распределении сборов за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, а во второй — о формировании и деятельности природоохранных фондов. Этим, а также внешне неоправданным и бессистемным внесением изменений к законам о государственном бюджете Украины на 2007—2009 гг. в части формирования Государственного фонда нивелировался как экологический, так и экономический смысл последнего.

Зато распределение между центральными органами исполнительной власти в 2007—2008 гг. средств фонда осуществлял Минфин, а не правительство, как это предусмотрено законом об охране окружающей среды. Это привело к тому, что из 1 млрд. 373 млн. грн. ассигнований фонда Минприроды получило только 29% этой суммы. Остальные 951 млн. были направлены на бюджетные программы, финансирование которых намечалось по другим источникам поступлений.

Как следствие — бюджетные программы, выполнявшиеся Минприроды и другими главными распорядителями средств фонда на протяжении 2007—2008 гг., не выполнены. Один из главных принципов устойчивого развития государства — равенство трех составляющих (экономической, экологической и социальной) в Украине не обеспечивается. Состояние же природной среды ухудшается.

Впрочем, и теми средствами, которые Минприроды все же получило, оно рационально распорядиться не смогло. К такому выводу пришла коллегия Счетной палаты, рассмотрев результаты аудита эффективности использования бюджетных средств на обеспечение деятельности министерства в 2008 г. По мнению председателя Счетной палаты Валентина Симоненко, к этому привела не только система управления Минприроды и подведомственных ему органов, но и отсутствие контроля со стороны Кабмина: определенные распоряжениями правительства приоритеты не нашли отражения в годовом плане мероприятий.

В итоге в 2008 г. не выполнен план по приросту запасов таких стратегически важных энергоносителей, как природный газ, каменный уголь, полностью отсутствует прирост запасов нефти.

Еще более удручающая картина — в направлениях, непосредственно касающихся граждан. Так, не обеспечивается надлежащее выполнение требований закона «О пестицидах и агрохимикатах» о проведении госиспытаний и регистрации пестицидов и агрохимикатов, установлении регламента их применения. Постоянный рост количества новых препаратов, отсутствие методик определения их соответствия сертификатам качества влечет непредсказуемые последствия как для здоровья людей, так и для состояния окружающей среды.

Неудовлетворительно осуществляется госуправление относительно охраны атмосферы. Вопреки требованиям закона «Об охране атмосферного воздуха» министерство не контролирует выдачу разрешений на выбросы загрязняющих веществ.

Как видим, в деятельности правительства по охране окружающей среды нежелание подкрепляется неумением.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Украину ждет вторая волна агрохолдингизации АПК

Все причастные с большим ажиотажем ждут запуска земельного рынка, и именно боевой дух...

Палитра украинского земельного латифундизма

В сегменте крупного аграрного бизнеса иностранцы контролируют 50-70% ниши крупнейших...

Три года тюрьмы за травлю пчел

Самые безопасные регионы для пчеловодов – Прикарпатье и Закарпатье

Нерест-2021

С первого апреля 2021 года начинается нерестовый запрет на вылов водных биоресурсов....

Украинский чернозем оптом и в розницу

Парламентское большинство поддержкой фермерских хозяйств и катастрофическим...

Когда противогаз не нужен

Киев снова в двадцатке городов с самым грязным в мире воздухом.

Самая массовая экологическая акция

Час Земли — ежегодная международная экологическая акция Всемирного фонда дикой...

Приватизация: дешевле, быстрее, еще быстрее!

В ВР хотят запустить процесс большой приватизации, даже не утвердив перечень...

Без воды виноватые

22 марта – Всемирный день водных ресурсов, учрежденный ООН в 1993 году.

Первоцветы

«Первоцветы» – это обобщённое название для всех рано зацветающих растений, в...

Обитатели водоемов нуждаются в нашей помощи!

Состоялась масштабная Акция «Глоток воздуха» по предупреждению заморных...

Глоток жизни

Прежде чем устанавливать новое дорогостоящее оборудование, надо убрать источники...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка