Чокнутые киловатты

30 Марта 2018 5

счетчик

Какой путь управления электрогенерацией не выбери, неизбежно только одно – цена электроэнергии для конечного потребителя будет расти. Но почему это так, и возможен ли сравнительно мягкий сценарий, в котором нас будут обдирать нежно?

Чтобы понять истоки проблемы, необходимо взглянуть на статистику. В Украине 406 субъектов имеют лицензию на производство электроэнергии, которые имеют суммарную генерирую мощность в 55,3 гВт. Но 85% генерирующих мощностей сконцентрировано всего в 5 компаниях!

Такая монополизация рынка усугубляется тем, что из 155,4 тыс. гВт•час, произведенных в 2017 г., 91% реализовывался через Оптовый рынок электроэнергии – который, несмотря на название, не имеет отношения к рыночным механизмам.

Чтобы понять это, достаточно простого примера. Одна из самых больших несправедливостей в этой сфере – рынок электроэнергии до сих пор работает по модели единого покупателя. Почти вся произведенная в Украине электроэнергия покупается госпредприятием «Энергорынок». Этот покупатель и формирует оптовую рыночную цену. Но стоимость покупки электроэнергии разительно отличается для разных производителей: например, по данным Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины, атомная электроэнергия дешевле «зеленой» в 10 раз! Даже разница между стоимостью электроэнергии, произведенной на сходных за технологией ТЭЦ и ТЭС, составляет 23%.

Как утверждают эксперты Офиса эффективного регулирования (BRDO, независимый экспертно-аналитический центр, созданный по инициативе Минэкономразвития, финансируется ЕС), 68% украинской электроэнергии продается без ценовой конкуренции. Все это, конечно, приводит к страшным злоупотреблениям, и чудовищным сверхприбылям олигархических группировок, сумевших оседлать отрасль. Но анонсированное введение свободного рынка электроэнергии, которое должно произойти вскоре, потребителя тоже не порадует.

По ту сторону розетки

Аналитики BRDO провели масштабное исследование регуляторного поля на рынке производства электроэнергии, и зафиксировали свое видение в большом документе – так называемой «Зеленой книге». Мы приведем здесь некоторые выводы экспертов, и цифры, базирующиеся преимущественно на данных Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины.

Главное, что нужно знать о существующей модели работы энергорынка – она требует постоянного государственного регулирования, и фактически субсидирует одних производителей за счет других. Под давлением ЕС Украина вынуждена менять эту модель на рыночную. В 2017 г. был принят закон «О рынке электрической энергии», согласно которому уже в летом 2019 г. в стране должны работать полноценные рынки двусторонних договоров между производителем и оптовым потребителем.

Впрочем, многие эксперты высказывают сомнения в том, что полноценный рынок будет введен в срок – это не выгодно слишком многим игрокам, привыкшим сказочно обогащаться за счет непрозрачных схем регулирования отрасли.

Запланированная либерализация рынка означает, что в государстве исчезнет тарифное регулирование для производителей. Вот только цена электроэнергии для конечного потребителя при этом обязательно вырастет. Если даже не учитывать такие факторы, как инфляция, RAB-регулирование (своего рода инвестиционная составляющая в тарифе), конечная цена киловатта для бизнеса вырастет как минимум на 30%, что неизбежно выльется во всплеск инфляции и рост цен почти на все группы товаров и услуг.

Можно ли сдержать этот шоковый удар? Можно, вот только для этого нужно отменить перекрестное субсидирование – и тогда уже этот шаг вызовет рост цены для населения, причем минимум в 2 раза.

Единственный приемлемый путь смягчить шок перед либерализацией рынка – это предварительная модернизация сектора, обновление генерирующих мощностей. Почему это важно? Потому, что высокая цена электроэнергии определяется крайне невысокой эффективностью генерации, связанной, в том числе, и с износом мощностей.

Например, для производства 1 кВт•час в 2015 г. мы тратили на 10% больше энергоресурсов, чем в 1990 г. – и это несмотря на стремительно развитие технологий во всем остальном мире!

С 2011 г. по 2017 г. объем производства электроэнергии снизился на 3,6%. Общая мощность электростанций Украины в 2016 г. была на 0,53% меньше, чем в 1990 г.

Большинство наших электростанций построены до 1980 г, и эксплуатируются уже 40-60 лет. С 2011 по 2016 г. было введено в эксплуатацию всего 2 тыс. МВт мощностей – если считать даже старые, но реконструированные блоки. В целом же ситуация плачевна – например, в секторе тепловой генерации 84% блоков ТЭС и ТЭЦ давно отработали граничный ресурс.

У нас фактически рассыпались от старости энергоблоки суммарной мощностью 6,6 ГВт. В результате оккупации ряда территорий Украина потеряла еще около 3 ГВт мощностей.

Около 62% мощностей ТЭС принадлежат всего одному игроку, имеющему тесные связи с любой властью. Как одно из следствий такого положения дел, за последние 29 лет в Украине не было построено ни одного нового блока ТЭС.

Энергетическая стратегия до 2035 г. предусматривает серьезный рост генерации: на АЭС на 6 млрд кВт•час (на 7%), на ГЭС и ГАЭС на 86% (6 млрд кВт•час), и в 15 раз (23 млрд кВт•час) на солнечных и ветро-электростанциях. Падение предусмотрено лишь для самого грязного сектора – угольных и газовых станциях, которые должны уменьшить производство на 5 млрд кВт•час.

Однако ТЭС нуждаются и в самой масштабной реконструкции. Поэтому там в ближайшие 10 лет планируется ввести в строй 1428 МВт генерирующих мощностей (при выведении из эксплуатации 1745 МВт).

Атомная энергетика должна подрасти на 2000 МВт за счет строительства 3 и 4 энергоблока на Хмельницкой АЭС. Строительство новых энергоблоков обойдется стране в $7000 млн за ГВт, а продление эксплуатации старых – в $300-500 за кВт генерирующей мощности. Причем чем больше мы будем ждать, тем дороже это нам обойдется – согласно европейской статистике, стоимость строительства атомных электростанций неуклонно растет с каждым годом.

Большой прирост должна дать гидроэнергетика -- 825 МВт ГЭС и 2620 МВт ГАЭС до 2026 г.

До 2026 г. общий прирост генерации в итоге должен составить 10 тыс. МВт – но крайне маловероятно, что эти цифры не будут пересматриваться.

Например, на реконструкцию и модернизацию электростанций в 2014-2015 г. было выделено 20 млрд. грн – но по разным причинам освоено только 15 млрд. грн. При этом размер инвестиций в долларовом эквиваленте серьезно упал: в АЭС на 10%, в ГЭС на 63%, в ТЭС на 80%.

Нужно понимать, что большинство инвестиций в модернизацию мощностей осуществляет государство – то есть налогоплательщик. Модернизация ТЭЦ будет осуществляться за счет собственника станции – но привлеченные инвестиции заложат в тарифы на электроэнергию, которые будут более высокими, чем рыночная цена!

Незаконное регулирование

Если кто-то считает, что нынешнее государственное регулирование лучше рынка, то ему стоит взглянуть на бардак с регуляторным полем. Эксперты BRDO посчитали, что в стране работает 122 регуляторных акта в данном секторе: 39 актов породил Кабмин, 10 – Минтопэнергоуголь, 12 –Минэкологии, и 25 – Нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. Еще 21 закон приняла ВР.

В результате сегодня 22 акта являются явно незаконными, а 28 – неактуальными. Это около 27% всех регуляторных актов рынка (некоторые и незаконны, и неактуальны одновременно).

Но и остальные часто работают не на благо сектора и общества. Например, АЭС, ТЭЦ и когенерационные установки продают сегодня электроэнергию по схеме «затраты+», которая никак не стимулирует собственников сокращать неэффективные затраты. А пресловутая схема «Роттердам+» стала настоящим синонимом циничного мошенничества. При этом для производства 1 кВт•час даже в 2015 г. сжигалось на 16% больше угля, чем в 1990 г., что прекрасно говорит о «желании» собственников повышать эффективность производства – ведь чем больше сжигается угля, тем больше на нем зарабатывают!

При этом отечественные нормативы загрязнения воздуха, в угоду таким производителям, превышают европейские в некоторых случаях в 100 раз.

Еще одна фантастическая по несправедливости схема касается долгов. Немногие потребители знают, но деньги, необходимые на погашение громадного накопившегося долга перед производителями электроэнергии, государство заложило в тарифы. То есть за должников всегда платит ответственный потребитель!

Еще более наглая и циничная схема может быть реализована с подачи Минэнергоугля. Министерство зарегистрировало законопроект, которым предполагается возложить обязанность оплачивать долги за электроэнергию, потребленную на оккупированных территориях, за счет госбюджета!

Представьте, что в магазине продавец раздает товар направо и налево, лишь бы побольше его сбыть – но поскольку платить желают не все, деньги он берет только с людей, доставших кошельки. Зато уж им-то выставляет не только цену товара в их корзинах, но и неоплаченные покупки «того парня». Это достаточно точная аналогия, и дает представление о том, почему вы обязательно будете платить за электроэнергию все больше и больше – как бы вы ни экономили.


Загрузка...
Загрузка...

Премия за риск

Власть задумалась о льготах бизнесу поблизости от зоны разграничения на Донбассе. И не...

Золотое кольцо Омеляна

Если железные дороги будут развиваться такими темпами, как сейчас, то через 20 лет из 20...

Ассоциация с коньяком

Украинским производителям напомнили о необходимости переименования отечественного...

Народные избранники ополчились против курения

Искусственный никотин, входящий в состав жидкостей для электронных сигарет,...

Строительная амнистия

В сентябре Минрегион обещает запустить механизм бессрочной строительной амнистии....

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка