Декорации для эмбарго

№28(914) 12 — 18 июля 2019 г. 11 Июля 2019 0

Власть все менее уверена в антироссийских экономических предпочтениях

Антироссийская экономическая риторика, которой в последние месяцы отличалось Министерство экономического развития и торговли, сходит на нет. Судить об этом можно, проанализировав судьбу пакета санкций, разработанного МЭРТ и утвержденного правительством Украины 15 мая.

В середине мая — в ответ на введенные правительством РФ с 1 июня ограничения по импорту в Украину нефтепродуктов и сжиженного газа — украинские власти решили с 1 августа обложить дополнительной пошлиной более широкий спектр российских товаров.

Для широкого ряда продовольственных товаров из РФ предполагалась дополнительная ставка — 25%, для промышленных — 5%. Отработанные нефтепродукты, а также нефтепродукты из битуминозных веществ, которые украинские переработчики используют для изготовления моторного топлива, должны будут облагаться по ставке 2%, но только в объеме до 2,5 млн. т ежегодно. При превышении этой нормы начинает действовать ставка дополнительного сбора — 25%.

В тот же день, 15 мая, правительство объявило о запрете на импорт в Украину с 1 июля калиевых и фосфорных удобрений, а c 1 марта 2020 г. — железнодорожных и трамвайных вагонов.

Однако в дальнейшем ни правительство, ни МЭРТ не отличилось настойчивостью в реализации этих предложений. Постановление об удобрениях и вагонах было опубликовано в правительственном издании «Урядовий кур'єр» только 27 июня, т. е. спустя полтора месяца после принятия решения. Судьба же постановления о дополнительных ставках сбора на российские товары пока остается неопределенной.

По данным «Экономической правды», публикация правительственного решения задерживается, поскольку его не согласовали в Министерстве здравоохранения и Государственной фискальной службе.

А вот энергетический портал Enkorr.com.ua, изучавший этот вопрос и опросивший экспертов, считает: «задержка с публикацией постановления о спецпошлинах на российское дизельное топливо может быть связана с тем, что российские санкции, в ответ на которые принимался этот документ, не оказали сильного влияния на украинский рынок».

С 1 июня минэкономразвития РФ ежемесячно утверждает размер квот на вывоз сжиженного газа и дизтоплива в Украину. И, как мы писали ранее, заявки российских экспортеров на июнь были сокращены на 30—50%. Однако в этом месяце МЭРТ РФ в полном объеме удовлетворило все заявки российских компаний.

В общем, все вполне логично: если решение правительством Украины принималось «в ответ на недружественные действия со стороны Российской Федерации», а ограничения на поставки в Украину нефтепродуктов оказались не такими уж страшными, то и украинская власть не горит желанием усугублять процесс конфронтации, справедливо полагая, что отрицательный эффект вследствие этого для собственной экономики может оказаться куда более сильным.

Тем более что точек соприкосновения во взаимной торговле остается все меньше. Значительная номенклатура российских товаров (особенно продовольственных) в Украину не поставляется или поставляется в очень небольших количествах. По итогам первого квартала текущего года наблюдалось сокращение на 2,1% импорта российских товаров по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Всего было ввезено продукции более чем на $2,5 млрд., из которых $1,53 млрд. (61,3% в структуре импорта) пришлось на нефть и продукты ее перегонки.

Заметное место продолжает играть импорт металлопродукции ($131 млн., 5,2%), удобрений ($116 млн., 4,6%), промышленного оборудования ($80 млн.) и продуктов неорганической химии ($72 млн., 2,9%).

Железнодорожных вагонов и локомотивов в Украину было ввезено менее чем на $19 млн. Но если принять как данность, что импортируются не новые, а списанные российские полувагоны, и покупаются они украинскими компаниями в среднем по $10 тыс., т. е. в 5 раз дешевле новых, то количество вагонов, ввезенных в Украину из РФ всего лишь за один квартал, может составить не менее 1,5 тыс.

Владелица инвестиционно-промышленного холдинга Aurum Group Алена Лебедева (дочь бывшего министра обороны Павла Лебедева) утверждает, что в 2018 г. в Украину из РФ ввезено 4 тыс. б/у полувагонов на сумму 1,1 млрд. грн.

Если бы это же количество полувагонов было изготовлено в Украине (а все возможности для этого у нас имеются: страна обладает избыточным количеством вагоностроительных мощностей), то металлургические и машиностроительные предприятия произвели бы на 300 тыс. т больше литья и проката, а отрасль дополнительно получила бы 5 млрд. грн.

Между тем эмбарго на ввоз железнодорожных и трамвайных вагонов правительство ввело только с марта 2020 г., и представители вагоностроительных заводов справедливо полагают, что за это время импортеры смогут пополнить свой парк списанной в России техникой.

Не совсем угадали и с удобрениями. Украина действительно не имеет собственных ресурсов фосфорного и калиевого сырья. Фосфорное сырье — апатиты для производства сложных удобрений — в СССР традиционно завозилось в Украину из Мурманской области, а одним из крупнейших калиевых месторождений в мире — Старобинским — обладают наши соседи — Беларусь.

В настоящее время белорусские калийные удобрения удовлетворяют потребности наших аграриев более чем на 80%. В 2018 г. в Украину ввезено 142 тыс. т калиевых удобрений на $37 млн. На российские удобрения производства «Уралкалий» пришлось порядка 6% поставок.

Еще меньше присутствие российских производителей в сегменте фосфатов и суперфосфатов. Из 141 тыс. т на общую сумму $35 млн. российских удобрений завезли лишь на $800 тыс. Основными поставщиками этого вида удобрений в прошлом году были Польша, Египет и Тунис.

Т. о. введенное в отношении российских удобрений эмбарго вряд ли можно назвать результативным. Но это только подтверждает новую логику российско-украинских отношений, которая еще едва прощупывается: обмен санкциями, приносящими минимальный вред друг другу.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Травить дельфинов и рыб – украинская забава?

Последствия президентского решения: почувствовав вседозволенность и...

Химический труп остывает

Старое ярмо непрозрачных схем делает невозможной нормальную экономическую игру в...

Финансовый кукиш для украинского фермера

Одним из важнейших решений парламента нового созыва может стать запуск рынка земли...

Катастрофа не за горами?

В Украине не решена проблема утилизации отходов животного происхождения

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка