Деловой середнячок

№ 50 (887) 14 — 20 декабря 2018 г. 12 Декабря 2018 4

В очередном рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка — Doing Business — Украина поднялась на пять позиций и занимает теперь 71-е место из 190 стран. Но несмотря на видимость улучшений, по половине критериев, учитываемых рейтингом, мы откатились назад.

Улучшение наших позиций в рейтинге Doing Business может стать последним из-за проблем с подключением бизнеса к электросетям

И это такие важные позиции, как регистрация бизнеса, система уплаты налогов, доступ к электроэнергии и кредитам, а также разрешение неплатежеспособности.

Поэтому среди экспертов, анализирующих ход украинских реформ, есть опасения, что нынешнее повышение рейтинга может оказаться последним перед серьезным откатом. Причиной тому называют нежелание украинских чиновников перестать оказывать давление на бизнес, а также отсутствие прозрачного механизма корпоративного управления и защиты миноритарных акционеров, которые в развитых странах обеспечивают бизнес капиталом для роста и развития.

Среди стран, наиболее активно проводящих реформы, полезные для бизнеса, нынешний рейтинг Doing Business назвал Афганистан, Джибути, Китай, Азербайджан и Индию. Украина в отчете фигурирует нечасто. Прогресс был достигнут в области упрощения строительной документации, регистрации собственности и защиты инвестиций, а также в международной торговле и решении споров относительно исполнения контрактов.

В целом за год, прошедший после публикации последней редакции рейтинга, Украина прибавила 0,94 балла и получила 68,25 балла. Наивысшие места страны в рейтинге Doing Business — это получение разрешений на строительство (30-е место), доступ к кредитам (32-е), система налогообложения (54-е), регистрация предприятий (56-е), обеспечение исполнения контрактов (57-е) и регистрация собственности — 63-е место.

По остальным показателям Украина стоит ниже своего 71-го места. Это защита инвесторов (72-е место), международная торговля (78-е), доступ к электроэнергии (135-е) и разрешение неплатежеспособности (145-е).

Рейтинг реформ и его издержки

Национальные нормативные акты, регулирующие деятельность малых и средних предприятий и порядок их применения на практике, Всемирный банк исследует с 2003 г.

Если верить методологии составления рейтинга, в Doing Business ежегодно публикуется в общей сложности почти 9 тыс. показателей, для расчета которых используется более 52 тыс. значений. По каждому показателю и стране публикуются временные ряды данных, которые для обеспечения сопоставимости пересчитываются и корректируются. Для удобства их разбили на 10 индикаторов*.

Составление доклада происходит в два этапа. Сначала анализируются нормативные правовые акты, включая произошедшие изменения с момента предыдущего доклада, а затем опрашиваются местные предприниматели и эксперты. В доклад включаются только те процедуры, которые были указаны бизнесом.

К проведению опроса привлекаются 13,8 тыс. местных экспертов. В частности, в составлении последнего украинского рейтинга участвовали более сотни юристов и представителей бизнес-ассоциаций.

Для каждого из индикаторов разработаны параметры и описание типовых ситуаций, которые включают количество процедур, стоимость и потраченное на них время. Например, если речь идет о строительных разрешениях, то изучается цепочка, которую должно пройти предприятие, желающее построить небольшой склад. Для регистрации собственности анализируется ситуация приобретения и регистрации объекта недвижимости и т. д. При этом в расчет берется город, который является крупнейшим деловым центром. У нас это Киев.

Подразумевается, что такой анализ позволяет не только выявить лучшие законодательные и регуляторные практики для бизнеса, но и указать на проблемы, которые мешают развитию предпринимательской деятельности. Именно поэтому для властей многих развивающихся стран, в т. ч. Украины, продвижение в рейтинге Doing Business является чем-то вроде «путеводной нити» реформ. Улучшение позиций страны в рейтинге позволяет национальным лидерам поддерживать имидж реформаторов.

В то же время следует сказать, что анализ регуляторной практики ведется с некоторым опозданием. Результаты последнего рейтинга, объявленные 31 октября 2018 г., составлялись по данным актов, вступивших в действие с 1 мая 2017 г. по 30 апреля 2018-го., т. е. не все усилия по улучшению бизнес-среды могут быть заметны сразу.

Кроме того, политические спекуляции вокруг рейтинга становятся все более заметными и уже привели к тому, что в нынешнем году Всемирный банк был вынужден назначить внешний аудит рейтинга Doing Business.

Инициатором скандала стал бывший главный экономист ВБ Пол Роумер, который в январе 2018 г. в интервью The Wall Street Journal заявил, что считает необходимым пересчитать показатели стран в рейтинге как минимум за последние четыре года, чтобы исключить влияние на методику политических предпочтений его составителей.

Пример такого влияния Пол Роумер продемонстировал на примере Чили, позиции которой в рейтинге с 2006 г. колебались особенно сильно — с 25-го до 57-го места. По ряду критериев позиции страны упали на десятки позиций в период президента-социалиста Мишель Бачелет. Хотя Чили имеет репутацию наименее коррумпированной страны Латинской Америки и в последние годы проводит значительные социальные реформы.

Составлением рейтинга для Чили в этот период руководил бывший профессор Чилийского университета Аугусто Лопес-Кларос. Тем не менее, по информации ВБ, проведенный внешний аудит не выявил манипулирования рейтингом в политических целях.

PR-ова победа

По итогам последнего рейтинга Doing Business-2019 первые места в нем удерживают Новая Зеландия, Сингапур и Дания. Аутсайдерами стали Сомали, Эритрея и Венесуэла.

Украина занимает одну из самых низких позиций в рейтинге среди стран-соседей и государств бывшего СССР, опережая только Узбекистан и Таджикистан.

В первую тридцатку общего рейтинга из постсоветских стран вошли Грузия (6-е место), Литва (14-е), Эстония (16-е), Латвия (19-е), Азербайджан (25-е) и Казахстан (28-е). У России и Беларуси в рейтинге Doing Business-2019 — 31-е и 37-е место соответственно.

Согласно стратегии устойчивого развития «Украина-2020», принятой в 2015 г. указом Петра Порошенко, в 2020 г. наша страна должна занять место в первой тридцатке рейтинга. Причем это задание относится к 25 самым важным показателям развития.

Но пока что эту задачу можно считать малоосуществимой. Зампредседателя офиса эффективного регулирования BRDO (Группа Всемирного банка) Денис Малюська, анализировавший для делового издания Delo.ua последние законодательные изменения (они войдут в рейтинг Doing Business-2020), вообще полагает, что нынешнее повышение рейтинга для Украины может оказаться последним — перед резким падением.

Причиной тому он назвал ряд причин. Одна из главных — нежелание или неспособность украинских властей совершенствовать область регулирования «сделок с заинтересованностью». Это когда крупные акционерные общества стремятся опекать не только их основные акционеры, но и топ-менеджеры, а также чиновники, согласующие свои действия с теми и другими.

В украинском бизнесе сплошь и рядом случаются ситуации, когда предприятие заключает сделки с компаниями родственников или доверенных лиц гендиректора либо мажоритарного владельца. Прокладки используются для вывода капитала и минимизации налогов.

Власти с этим ничего не могут (или не хотят) поделать. В законодательстве существуют пробелы, позволяющие модернизировать и совершенствовать подобные схемы. Между тем в цивилизованном мире их считают препятствием для портфельных инвестиций и угрозой для миноритарных акционеров.

Еще одной проблемой г-н Малюська считает подключение предприятий к электроэнергии, когда линии необходимо тянуть по коммунальным участкам. На получение разрешения для отвода таких земель под столбы ЛЭП сейчас уходит более года. Это делает Украину одним из аутсайдеров в данном разделе рейтинга. Никаких подвижек в этой области не происходит.

И, конечно же, местные власти никогда не согласятся отменить паевые взносы на развитие инфраструктуры, которые застройщики платят в городскую казну. Такой налог существует по всей Украине. Однако, как мы уже говорили, затраты бизнеса на него для рейтинга считаются по показателям столицы. Киевские власти готовы идти на его сокращение для различных групп предпринимателей, но категорически не соглашаются на его полную отмену.

Эксперт в области экономики и энергетики Геннадий Рябцев считает, что при изучении рейтинга Doing Business необходимо обращать внимание не на количество ступенек, на которые поднялась Украина, а насколько мы выполняем условия стратегии «Украина-2020».

Далее, надо соотносить наши действия со странами ТОП-30 рейтинга, куда мы стремимся попасть в 2020 г. Необходимо повторять те же действия, что и эти страны.

«Косметические меры в государственном регулировании нас не спасут. Та же Грузия для улучшения рейтинга приняла целый ряд документов, основным из которых был Акт экономической свободы**.

Поэтому любые положительные изменения должны начинаться с трех составляющих. Это независимая судебная система, способная защитить не только крупный капитал, но и малый бизнес. Реальные, а не декларируемые гарантии права собственности. Отстранение любого влияния чиновников на бизнес посредством выдачи разрешений или предоставления админуслуг», — утверждает эксперт.

Примечательно, что специально под улучшение позиций Украины в рейтинге Doing Business Минэкономразвития и BRDO совместно разработали законопроект №8124 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты о стимулировании инвестиционной деятельности в Украине», который в марте 2018 г. был зарегистрирован в Верховной Раде.

В одном законопроекте объединены изменения в 44 закона из весьма разных областей регулирования, таких как обеспечение правосудия, защиты прав акционеров, выполнение договорных обязательств, строительство, сделки с недвижимостью и т. д.

За это проект подвергся критике как очень сложный и проблематичный. Его доводка в таком формате требует много времени. Поэтому законодатели положили его под сукно, и дальнейшая судьба документа неизвестна.

Возможно, законодатели и правы. Рейтинг Doing Business весьма скрупулезно отслеживает законодательные изменения, но не в полной мере исследует, как они работают на практике. Да и оценивает ситуацию только в столицах. Если же сравнить реальную картину с показателями рейтинга, то данные могут показаться сомнительными.

К примеру, 69-е место Швейцарии в показателе доступности строительных разрешений и 125-е место Китая в этой категории (напомним, Украина в нем — на 30-й позиции) вряд ли означает, что власти этих стран тормозят развитие строительной отрасли. По Китаю этого вовсе не скажешь. В обоих случаях речь, скорее, в желании властей ограничить нежелательные процессы.

Кстати, в Швейцарии (38-е место в рейтинге) нелегко зарегистрировать бизнес (77-е), не так просто взять кредит (73-е) и совсем плохо с защитой миноритарных акционеров (110-е). При этом швейцарские банки пользуются популярностью, и страна явно не страдает от отсутствия инвестиций.

Примерно такая же ситуация в Германии (26-е место). Если верить рейтингу, здесь очень сложно начать бизнес (114-я позиция по этой категории). Непросто с регистрацией собственности (78-е место) и защитой миноритариев (73-е).

Но два первых пункта свидетельствуют лишь о высоких требованиях, предъявляемых к начинающим предпринимателям, и громоздких процедурах проверки происхождения средств, на которые приобретается недвижимость.

С другой стороны, публикация энергомонополистом украинской столицы — «Киевэнерго» онлайн-карты сетей Киева только в теории облегчает бизнесу подключение к сетям. На практике ограничения в силу элементарных технических или финансовых причин могут быть достаточно жесткими.

Поэтому нынешнее продвижение Украины на недостаточно высокое 71-е место в Doing Business — это и не победа, и не трагедия. Может быть, даже к лучшему, что составители рейтинга исходят из того, что все регуляторные процедуры открыты и прозрачны. Будь иностранные эксперты понастойчивей, они могли бы узнать немало интересного об особенностях получения тех или иных разрешений. Занимая ведущие места в рейтинге, скрывать такие факты стало бы все сложнее. Это как в природе: чем выше солнце, тем короче тени.

*Индикаторы рейтинга Doing Business

Запуск бизнеса

Работа с разрешениями на строительство

Подключение к электросетям

Регистрация собственности

Получение кредита

Уплата налогов

Выполнение контрактов

Разрешение неплатежеспособности

**Акт экономической свободы — органический (конституционный) закон Грузии об экономической свободе, принятый в 2011 г. Устанавливает количественные и институциональные ограничения на возможности государства по вмешательству в экономическую жизнь. Например, такие, как перечень налогов и необходимость проведения общенародного референдума для введения новых налогов. Ставки налогов отдельно устанавливаются Налоговым кодексом.

Закон ограничивает макроэкономические показатели деятельности государства. Например, величина консолидированного бюджета Грузии не должна превышать 30%ВВП, дефицит бюджета — не более 3%, суверенный долг — не более 60% ВВП. При отклонении показателей вводится двухлетний режим корректировки.

Допускается временное, на три года, увеличение налогового бремени в случае форсмажорных обстоятельств общенационального масштаба.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Фантомные боли приватизации

«2000» настоятельно советуют инвесторам детально знакомиться с представленными...

Откуда валюта, граждане?

Внешняя торговля — это не только расширение возможностей сбыта предприятий и...

Стекло вместо жести

Трудно представить новогодний стол без холодца, салата оливье и бутербродов с красной...

Упаковать и отправить

На днях в Киеве состоялась ІІ международная выставка Ukrainian Food Expo

Монетизировать трагедию нельзя

Наливка «Бабий Яр», водка «Чернобыль-1986», бурбон «11 сентября 2001-го»*,...

Загрузка...

Исключительно академический интерес

В локальном украинском перечне ведущих брендов отсутствуют производители какой-либо...

Приватизационные плюсы военного положения

Назначенный на 13 декабря конкурс по продаже государственного пакета акций — 78,289%...

С Темзы выдачи нет

Высокий суд Лондона отказался рассматривать дело о выводе $1,91 млрд. из украинского...

Изрубленные шашечками

Мало кто из потребителей знает, но в стране полностью отсутствует контроль за...

Регрессивное стимулирование

Глава Минсоцполитики Андрей Рева нашел 10 млрд. грн. для Пенсионного фонда: деньги на...

Экономная экономика — уже не тавтология

Лозунг «Экономика должна быть экономной», озвученный лидером СССР Леонидом...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка