Дешевый газ для миллиардеров

№7 (402) 15 - 21 февраля 2008 г. 15 Февраля 2008 0

Цены на топливо и отечественная экономика

Правительство Юлии Тимошенко заявило о постепенном отказе от газовых посредников: RosUkrEnergo AG (Швейцария) при импорте газа в Украину и ЗАО «УкрГаз-Энерго» — на отечественном рынке газа и переходе на прямые контракты с производителями углеводородного сырья. Это в какой-то мере привело к новой российско-украинской «газовой войне». Между тем определенный круг лиц, боясь быть отлученными от газового «корыта», заявляют, что изменения условий газовых поставок в Украину будут смертельными для отечественной экономики.

НАК «Нефтегаз Украины» во исполнение решений Кабмина и СНБО начала подготовку нормативно-правовой и договорной базы, а также перечня первоочередных мер для проведения переговоров по реорганизации газового рынка страны.

Предложения «Нефтегаза Украины» предусматривают выполнение правительственных поручений относительно перехода на прямые закупки импортного газа у ОАО «Газпром» или его дочерних компаний и дальнейшей его реализации на внутреннем рынке промышленным потребителям и предприятиям теплоэнергетики без участия посредников.

Поставки без посредников

По данным НАК, согласно выводам экспертов, на сегодня существуют все предпосылки для перезаключения договоров и контрактов на поставки газа на условиях, по которым весь объем закупал бы «Нефтегаз Украины» без посредников. При этом наиболее целесообразной НАК считает закупку всего объема газа, который сегодня поставляет RosUkrEnergo AG по цене $179,5 за тыс. куб. м, — в частности, речь идет о закупке не менее 50 млрд. куб. м природного газа в странах Средней Азии.

За счет этого «Нефтегаз Украины» намерен стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке газа, навести порядок в технической сфере и в поставках газа непосредственным потребителям, благодаря чему будут созданы предпосылки для последующих переговоров со странами—производителями газа относительно условий его поставок в Украину на долгосрочную перспективу.

Компания считает, что прямые контракты на поставки газа в Украину должны устроить прежде всего ОАО «Газпром», перед которым «Нефтегаз Украины» непосредственно отвечает за бесперебойный и безаварийный транзит российского газа в европейские страны.

Кроме того, «Нефтегаз Украины» обратился к Кабмину с инициативой об отмене распоряжения № 27-р от 24 января 2006 г., которым правительство согласовало создание совместного предприятия ЗАО «УкрГаз-Энерго».

Напомним, что «УкрГаз-Энерго» было создано в феврале 2006 года во исполнение договоренностей между ОАО «Газпром», «Нефтегазом Украины» и RosUkrEnergo, достигнутых в Москве 4 января 2006 г. в рамках урегулирования российско-украинских отношений в газовой сфере. Стороны тогда, в частности, договорились о создании «Нефтегазом Украины» и RosUkrEnergo не позднее 1 февраля 2006 г. совместного предприятия для реализации на внутреннем рынке Украины природного газа, поступающего с территории РФ. В качестве поставщика определили компанию RosUkrEnergo и договорились, что «Газпром» с 1 января 2006 г. не поставляет российский газ в Украину.

RosUkrEnergo обязалось с 2007 г. поставлять СП до 58 млрд. куб. м природного газа ежегодно для его последующей реализации на внутреннем рынке Украины без права реэкспорта.

Минтопэнерго в январе 2006 г. предложило правительству создать совместное предприятие «Нефтегаз Украины» и RosUkrEnergo в форме ЗАО с уставным капиталом 5 млн. грн.

Кабмин распоряжением № 27-р от 24 января 2006 г. дал согласие на создание СП при условии, что доля «Нефтегаза Украины» в уставном капитале нового предприятия составит не менее 50% и будет оплачена исключительно деньгами. Правительство также обязало государственный холдинг согласовать учредительные документы и изменения к ним с Минтопэнерго, Минэкономики, Минфином и Минюстом.

ЗАО «УкрГаз-Энерго» было зарегистрировано 6 февраля 2006 года. При этом «Нефтегаз Украины» и RosUkrEnergo получили по 50% его акций.

СП в феврале 2006 г. подписало с RosUkrEnergo долгосрочный договор купли-продажи природного газа. RosUkrEnergo обязалось в апреле—декабре 2006-го поставить «УкрГаз-Энерго» до 34 млрд. куб. м, в 2007-м — до 62 млрд. куб. м, а в 2008—2028 гг. — до 60 млрд. куб. м ежегодно.

«УкрГаз-Энерго» с апреля 2006 г. является единственным в Украине импортером газа. СП часть приобретенного у RosUkrEnergo ресурса поставляет непосредственно конечным потребителям, преимущественно крупным промпредприятиям, часть реализует «Нефтегазу Украины» для дальнейшего обеспечения предприятий теплоэнергетики и бюджетных учреждений.

Предполагаемые изменения вызвали вполне объяснимое противодействие RosUkrEnergo и ЗАО «УкрГаз-Энерго».

Председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Олег Дубина заявил, в частности, что правительство Украины и компания в настоящее время полностью отстранены от переговоров по условиям поставок газа в страну.

О. Дубина также обратил внимание на то, что «УкрГаз-Энерго» и «Нефтегаз Украины» до сих пор не подписали акты приема-передачи природного газа, который был поставлен украинским потребителям через дочернюю компанию госхолдинга «Газ Украины» в ноябре—декабре 2007 г., а также договоров купли-продажи газа на 2008 г.

«Мы не имеем документов на приход газа по ноябрю—декабрю, и нет документов на январь, то есть нас пытаются завести в сложную ситуацию, когда нам скажут: вы брали не среднеазиатский газ, вы брали газ российского происхождения и цена на него в два раза больше», — сказал он.

В то же время пресс-секретарь «Газпрома» Сергей Куприянов 7 февраля заявил о возможности прекращения поставок в Украину российского природного газа из-за задолженности украинской стороны, которая с начала года возросла на $0,5 млрд., до $1,5 млрд.

А оппоненты правительства и руководства НАК заявляют, что изменения газовых схем приведут к очередному резкому повышению цен на углеводородное сырье, которых отечественная экономика не выдержит.

Баланс

В середине января правительство утвердило прогнозный баланс поступления и распределения природного газа 2008 г. (табл.1).

Таким образом, газовый баланс страны состоит из чуть более 20 млрд. куб. м собственной добычи и 55 млрд. куб. м импортного сырья.

Ресурс импортного газа реально могли бы предоставить две страны — Россия и Туркменистан.

Еще недавно Украина имела долгосрочный контракт на поставки сравнительно дешевого туркменского газа. Однако государство в лице НАК «Нефтегаз Украины» являло ярчайший пример злостного неплательщика потребляемого сырья. На высшем государственном уровне считалось (или подразумевалось), что газ — не товар и за него можно не платить.

В результате терпение Туркменбаши лопнуло, и в апреле 2003 г. президент РФ Владимир Путин и президент Туркменистана Сапармурат Ниязов подписали долгосрочное российско-туркменское соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли на 25 лет — с 1 января 2004 г. до 31 декабря 2028 г. Уполномоченными организациями по его реализации были определены ОАО «Газпром» и государственная торговая корпорация «Туркменнефтегаз».

В рамках соглашения ООО «Газпром экспорт» (дочерняя компания «Газпрома») и «Туркменнефтегаз» заключили на тот же период долгосрочный контракт купли-продажи туркменского природного газа. Согласно контракту, в 2004 г. «Газпром экспорт» закупил у «Туркменнефтегаза» около 4,5 млрд. куб. м газа, в 2005 г. объем импорта увеличился до 6 млрд. куб. м, в 2006-м — до 10 млрд. куб. м, в 2007-м — до 60 млрд. куб. м, в 2008 г. предполагается закупить около 65 млрд. куб. м газа. Начиная же с 2009 г. ежегодный объем закупок «Газпром экспортом» туркменского газа планируется в объеме 70—80 млрд. куб. м, что практически эквивалентно экспортному потенциалу Туркменистана.

Таким образом, в настоящее время (и на ближайшую перспективу) единственной страной, обладающей ресурсом газа для его поставок в Украину, является Россия.

Данные реалии необходимо учитывать правительству и руководству НАК «Нефтегаз Украины».

Не витать в облаках по поводу строительства газопровода из Туркменистана (что, вероятно, возможно, но уж в очень далекой перспективе), а начать переговоры с «Газпромом» о заключении долгосрочного контракта на закупки необходимого ресурса.

При этом посредник в данном случае не играет определяющей роли.

Все зависит от того, какие условия будут определены в контракте — о закупке среднеазиатского или российского газа.

При сохранении нынешних условий о закупке не RosUkrEnergo, а НАК «Нефтегаз Украины» у «Газпром экспорта» туркменского газа вопрос его транспортировки по территории РФ до российско-украинской границы — это вопрос «Газпрома», а отнюдь не НАК «Нефтегаз Украины». Ведь не ставит же, к примеру, Германия при заключении контракта на поставки российского газа условия, что транспортировать его по территории Украины должна совместная украинско-немецкая компания. Можно только представить, какую шумиху подняли бы при постановке такого условия «кормящиеся от трубы» высокопоставленные украинские чиновники и народные избранники — немцы посягают на святая святых — отечественную ГТС.

Подчеркнем: переговоры о заключении контракта на поставки газа в Украину должны вестись с обладателем углеводородного ресурса — ОАО «Газпром», чтобы, как заметил О. Дубина, для решения текущих вопросов ездить в Москву, а не в Швейцарию.

Цены для промышленности

Прогнозный баланс поступления и распределения газа предусматривает поставки отечественным потребителям 65,810 млрд. куб. м.

При этом четко выделяются три основные категории потребителей: промышленные — 33,130 млрд. куб. м, население и бюджетные учреждения и организации — 18,880 млрд. куб. м и предприятия теплокоммунэнерго — 12,600 млрд. куб. м.

В 2008 г. RosUkrEnergo AG будет поставлять центральноазиатский газ по цене $179,5 за 1 тыс. куб. м на российско-украинской границе. Какова структура этой цены?

Средняя цена на туркменский газ для ООО «Газпром экспорт» по итогам текущего года составит $140 за 1 тыс. куб. м на российско-туркменской границе, комиссия при продаже газа «Газпром экспортом» RosUkrEnergo AG — $2,8 за 1 тыс. куб. м, или 2% цены.

Цена также включает затраты в размере $36,7 на 1 тыс. куб. м на транспортировку центральноазиатского природного газа до украинской границы по маршруту усредненной протяженностью 2,36 тыс. км.

19 декабря прошлого года Кабмин принял постановление, согласно которому предельный уровень цены на газ для промышленных потребителей с 1 января 2008 г. составляет 934,7 грн. за тыс. куб. м (708 грн. за тыс. куб. м в 2007 г.) без учета НДС, сбора в виде целевой надбавки, тарифов на транспортировку и поставки газа непосредственно потребителям, а также расходов на хранение газа в подземных хранилищах (ПХГ).

Пока тариф на хранение природного газа в ПХГ Украины для резидентов составляет 33 грн. за тыс. куб. м (без НДС).

Кроме того, «УкрГаз-Энерго», поставляющее углеводородное сырье промышленным потребителям, покупает импортированный газ на украинской границе. Поэтому конечная цена для потребителей также включает тарифы транспортировки магистральными и распределительными трубопроводами, а также тарифы на поставки (табл.2, 3).

Таблица 2. Структура цены газа для крупных промпотребителей
(кроме химпредприятий)

Таблица 3. Структура цены газа для химпредприятий

Таким образом, рост предельного уровня цены на газ для промпотребителей в 2008 г. по сравнению с 2007-м составит 25,2%, а сами цены — около $252 за 1 тыс. куб. м, что значительно ниже, чем во всех европейских странах.

Напомним, что уже в конце июля прошлого года «Газпром экспорт» продавал газ немецкому концерну Ruhrgas на границе Словакии и Германии по $309 за тыс. куб. м, а австрийской OMV и итальянской Eni — по $351 и $312 за тыс. куб. м соответственно на границе Венгрии и Австрии. Предполагается, что в текущем году минимальные цены в европейских странах будут составлять $350 за тыс. куб. м, и этот показатель будет расти в соответствии с увеличением транспортного рукава.

В то же время ведущие аналитики считают, что повышение цен на импортируемый в Украину газ до европейского уровня позволит государству избежать политических спекуляций и политического давления со стороны стран-поставщиков, прежде всего России.

По их мнению, Украина остается единственной в Европе страной, где цены на природный газ формируются на базе «разных кулуарных договоренностей», и в нынешних условиях было бы целесообразно поэтапно перейти на европейский уровень цен. Ведь когда действует рыночная система, страна политически не зависит от поставщика.

Кроме того, более высокие цены на природный газ также являются одним из основных стимулов для внедрения энергосберегающих технологий и сокращения энергоемкости производства.

Правительство Украины для усиления энергобезопасности государства должно самостоятельно предложить России повысить цену на поставляемый в страну природный газ в обмен на повышение ставки транзита российского природного газа по украинской территории, считает председатель правления неправительственной общественной организации Альянс «Новая Энергия Украины» Валерий Боровик.

Индустриальный сектор Украины в целом справится с повышением цены на импортный газ в 2008 году, но деятельность ряда предприятий химической отрасли может осложниться, считает директор ЕБРР в Украине Камен Захариев.

Он отметил, что украинские химпредприятия в общем готовы к росту цены. «Они очень разные. Некоторые успели диверсифицироваться в определенной мере и не зависят настолько сильно от цены на газ... Некоторые могут быть проданы российским компаниям, у которых есть доступ к газу...», — заявил финансист.

Мы же при анализе цен на газ для промышленных потребителей приведем несколько красноречивых фактов.

Во-первых, сравним Украину и соседнюю страну — Польшу, где цены на газ для промышленности достигли на европейского уровня. Мы потребляем в пять раз больше газа, чем Польша. И больше угля. А также больше нефти. И еще Украина имеет дешевую электроэнергию, которую производят АЭС, и которая в основном поставляется промышленным предприятиям. Польша атомной энергетики не имеет. А в итоге у Польши втрое больший ВВП. Вывод — без реальных рыночных цен в нашей стране вряд ли можно будет внедрить действенную программу сбережения энергоносителей, в частности газа. Во-вторых, большинство отечественных промышленных предприятий являются акционерными обществами и принадлежат не государству, а определенным финансово-промышленным группам. Соответственно и их прибыль, складывающаяся в том числе из-за сравнительно низких цен на газ, идет не на увеличение ВВП государства, а на рост благосостояния олигархов.

В частности, в список 15 самых богатых людей Восточной Европы по итогам 2007 г., по версии американского журнала «Форбс», вошли семеро украинцев. 2-е и 3-е места в рейтинге заняли бизнесмены Ринат Ахметов ($4 млрд.) и Виктор Пинчук (почти $3 млрд.). За ними следуют Виталий Гайдук, Сергей Тарута, Геннадий Боголюбов, Игорь Коломойский. Замыкает список Константин Жеваго.

Польский еженедельник Wprost также однародовал свой ежегодный рейтинг самых богатых людей Центральной и Восточной Европы. Лидеры рейтинга по итогам 2007 г. по-прежнему россияне, их в списке 43, что на пять меньше, чем годом ранее. При этом вытеснять российских богачей стали прежде всего представители Украины. Украинцев среди самых богатых 24 человека (в 2006 г. — 15, в 2005-м — 7). Есть в списке также 15 польских бизнесменов, 8 румынских, 3 серба, 3 хорвата, 3 чеха и 1 болгарин. Таким образом, в Украине почти столько же миллиардеров, сколько во всех остальных странах Центральной и Восточной Европы (без России). А если сравнить соответствующие ВВП, то соотношение будет в разы с точностью до наоборот.

Справка «2000»: Wprost публикует свой рейтинг самых богатых людей стран бывшего соцлагеря с 2002 года. Совокупное состояние ста бизнесменов составило в прошлом году $390,7 млрд., что примерно равно ВВП Швейцарии в 2006 году.

И, наконец, показателен еще один факт. В 2005 г. корпорация Mittal Steel приобрела 93,02% акций ОАО «Криворожсталь» на открытом конкурсе за 24,2 млрд. грн. при стартовой цене 10 млрд. грн. Почему была предложена цена, в 2,5 раза превышающая стартовую? Да потому, что семейство Митталов было уверено — сравнительно низкие цены на газ и дешевая рабочая сила дадут им возможность в течение нескольких лет вернуть эти средства, а затем получать огромные прибыли.

По нашему мнению, государству давно пора прекратить субсидировать как иностранных, так и отечественных олигархов путем заключения прямого долгосрочного договора с ОАО «Газпром» на поставки природного газа.

Ведь в субсидиях гораздо больше нуждаются социально незащищенные слои населения страны.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

С Темзы выдачи нет

Высокий суд Лондона отказался рассматривать дело о выводе $1,91 млрд. из украинского...

Деловой середнячок

Обращать внимание не на количество ступенек, на которые поднялась наша страна, а...

Изрубленные шашечками

Мало кто из потребителей знает, но в стране полностью отсутствует контроль за...

Регрессивное стимулирование

Глава Минсоцполитики Андрей Рева нашел 10 млрд. грн. для Пенсионного фонда: деньги на...

Экономная экономика — уже не тавтология

Лозунг «Экономика должна быть экономной», озвученный лидером СССР Леонидом...

Не уверен — не возбуждайся

В центре переживаемого Украиной ажиотажного интереса к возобновляемой энергетике...

Загрузка...

За одного профессионала двух «патриотов» дают

Еще 26 октября вице-премьер-министр и министр регионального развития, строительства и...

Поможет ли нам заграница убирать мусор

На Украине была создана современная научно-техническая и производственная база,...

Да не смотрите вы на карту!

Чтобы не ломать традиционный фермерский уклад, но повысить эффективность...

Обратим отходы в пользу

Примерно 40% произведенного продовольствия человечество выбрасывает на свалки

Куриная слепота

У европейских птицеводов не получится доказать незаконность украинского экспорта...

Беларусь готовится к пуску атомного сердца

Реактор Белорусской АЭС находится внутри специального здания, которого не было ни в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка