Дороги. Вокзал. Телеграф. Не взять, так продать

№45(929) 8 — 14 ноября 2019 г. 06 Ноября 2019 4.6

Экспортный терминал в Николаевском морском порту

Инвестиционный форум Re:Think. Invest in Ukraine в Мариуполе можно назвать успешным уже потому, что мероприятие, проведенное в 30 км от зоны разграничения, с участием около 700 человек, среди которых были руководители офисов и представительств международных компаний, обошлось без неожиданностей.

Элементы системы Smart Sity, внедренные в городскую инфраструктуру в последние годы

Впрочем, местные жители этому не очень удивляются. Концентрация военнослужащих и нацгвардейцев в городе — самая высокая по всей Украине. Но если несколько лет назад мариупольцы периодически жаловались на произвол со стороны людей в форме, то сейчас фактор обороны объективно работает на общественную безопасность. Этому же способствуют и элементы системы Smart Sity, внедренные в городскую инфраструктуру в последние годы.

По данным прошлогоднего опроса, проведенного социологической группой «Рейтинг» в 22 областных центрах Украины, Мариуполе и Северодонецке, половина мариупольцев чувствуют себя в безопасности, гуляя по городу в темное время суток, чего не могут себе позволить жители многих других городов Украины.

В прошлом году Мариуполь также был признан лидером по уровню одобрения действий полиции местным населением. По сравнению с 2017 г. этот показатель увеличился с 33% до 55%.

Год назад первый заместитель главы Нацполиции Украины Вячеслав Аброськин назвал Мариуполь первым городом в Украине, где создали мощнейшую систему видеонаблюдения, служащую целям обеспечения порядка и безопасности.

Оперативно реагировать на различные происшествия также помогает центр управления нарядами полиции, куда жители обращаются примерно каждые 10 минут.

**Власть по обе стороны линии разграничения была занята вопросом оздоровления экономики и привлечения инвестиций, а не продолжения боевых действий

«Угнать машину в Мариуполе нынче просто нереально. Все будет зафиксировано камерами, которые стоят на площадях и на всех выездах из города и сразу же передают информацию в центр управления нарядами. Когда я уезжал, их было уже 27 только в Мариуполе, подобные я видел лишь в аэропорту Борисполь. А сейчас эта система применяется и в других городах области. Сеть растет, но все это сводится в единый центр управления нарядами в Мариуполе», — год назад рассказал журналистам Вячеслав Аброськин.

Он подчеркнул, что размещенная в Мариуполе система видеофиксации новее и надежнее многих установленных в других городах мира, в т. ч. турецкого аналога.

К тому же мариупольский форум Re:Think. Invest in Ukraine совпал по времени с «Международным экономическим форумом» в Донецке, проведенным властями самопровозглашенной ДНР. Организаторам последнего было важно продемонстрировать международному сообществу потенциал региона и стремление выйти из изоляции.

Так что в последние дни октября власть по обе стороны линии разграничения была занята вопросом оздоровления экономики и привлечения инвестиций, а не продолжения боевых действий. Что само по себе вызывает только положительные эмоции.

Между тем подводить итоги и оценивать эффективность как донецкого, так и мариупольского форумов все же преждевременно. В Донецке отметились порядка 250 делегатов из 17 стран, включая Турцию, Сирию, Великобританию, Францию и США, и было заявлено о возможности привлечения 135 млрд. руб., т. е. около $2,2 млрд. При этом многие его участники выступали в роли наблюдателей и не стремились к публичности.

Мариупольский форум с участием представителей крупнейших финансовых и донорских организаций, таких как USAID, ЕБРР или Всемирного банка, был более представительным. Однако вряд ли кто из крупных финансовых доноров Украины всерьез воспринял сравнения нашей страны с Google и Watsapp, когда Владимир Зеленский призывал инвестировать в Украину.

Из области фантастики были и высказывания премьер-министра Алексея Гончарука, подтвердившего свое заявление месячной давности о намерениях правительства привлечь в экономику Украины $50 млрд. иностранных инвестиций за 5 лет. Аппетиты премьера назвали чрезмерно амбициозными хотя бы потому, что в наиболее успешную пятилетку 2005—2009 гг. Украина привлекла $39 млрд.

Скорость на дорогах Мариуполя будут измерять с помощью современных радаров

Как бы то ни было, на мариупольском форуме было представлено 120 инвестпроектов и подписано 12 меморандумов о сотрудничестве. И, как это подобает меморандумам, многие из них не содержат конкретных финансовых обязательств.

К примеру, Международная финансовая корпорация (IFC) из группы ВБ и правительство Украины подписали документ, в котором «международные партнеры будут инвестировать свои знания и опыт в сфере концессии».

Не содержит конкретики меморандум о сотрудничестве по строительству первой очереди большой кольцевой автодороги вокруг Киева между трассами М-05 Киев—Одесса и М-06 Киев—Чоп. Его «Укравтодор» подписал с крупным китайским государственным холдингом — China Poly Group Corporation Ltd.

«Укравтодор» подписал меморандум с крупным китайским государственным холдингом — China Poly Group Corporation Ltd.

Компания из КНР представляет собой многопрофильную структуру с интересами в области финансов, международной торговли, управления недвижимостью, инжиниринговых услуг, легкой промышленности и производства взрывчатых веществ. В последние годы одним из основных видов деятельности группы стал бизнес в сфере культуры и искусства, охватывающий театральный менеджмент и экспозиции коллекций антиквариата.

Филиалы и представительства China Poly Group Corporation Ltd действуют более чем в 100 странах мира и 100 городах Китая.

По итогам 2018 г. операционная выручка Poly Group превысила 300 млрд. юаней ($42 млрд.), а общая прибыль — 40 млрд. юаней ($5,6 млрд.). К концу прошлого года активы группы перевалили за 1 трлн. юаней, заняв 312-е место в списке Fortune 500.

И все же документ, подписанный между Госслужбой автодорог и китайской корпорацией, пока что является декларацией о намерениях и не содержит конкретных обязательств.

Еще более сырыми являются планы Мининфраструктуры отдать в коцессию автодороги M-06 Львов—Стрый, M-09 Львов—Тернополь, lM-05 Киев—Белая Церковь и M-10 Львов—Краковец.

Препятствиями для реализации этих проектов могут стать участки концессионных дорог без параллельной бесплатной альтернативы. По некоторым проектам до сих пор отсутствуют технико-экономические обоснования. Кроме того, в законе о концессии недавно изъяли гарантии трафика, что вынуждает концессионеров вкладывать многомиллионные инвестиции на свой страх и риск.

Меморандум, подписанный с ЕБРР о финансировании региональных автодорог с первым траншем на 300 млн. евро, может быть действенным инструментом восстановления региональной дорожной инфраструктуры. Но только если местные власти согласятся стать гарантами таких кредитов. Ранее инвестиции ЕБРР были защищены правительством.

А вот о готовности харьковского бизнесмена Александра Ярославского вложить $100 млн. в реконструкцию Донецкого аэропорта всерьез рассуждать не стоит.

Из конкретики определенно можно говорить о расширении в Украине деятельности китайского государственного зернотрейдера COFCO, являющегося в своей стране крупнейшим поставщиком зерна и подсолнечного масла.

Эта компания владеет в Украине четырьмя элеваторами, совокупными мощностями единовременного хранения зерна более 325 тыс. т, заводом по производству подсолнечного масла в Мариуполе и экспортным терминалом в Николаевском морском порту. По итогам 2018 г. украинская «дочка» COFCO Agri Resources Ukraine входила в число ведущих экспортеров кукурузы, пшеницы, рапса из Украины и была одним из крупнейших работодателей агропромышленного комплекса.

Теперь же COFCO Agri Resources подписала меморандум стоимостью 1,3 млрд. грн. ($50 млн.), предполагающий реконструкцию 2-го и 3-го причалов Мариупольского морского порта, строительство второй очереди зернового терминала и создание единого перегрузочного комплекса пищевых и наливных продовольственных грузов. По данным Мининфраструктуры, это позволит увеличить грузопоток порта на 2,3 млн. т в год.

Сотрудничество с COFCO в инфраструктурном ведомстве считают делом решенным и написали об инвестициях в порт Мариуполя как о свершившимся факте.

Глава «Укрзалізниці» Евгения Кравцов

Однако самым резонансным заявлением форума Re:Think стало сообщение главы «Укрзалізниці» Евгения Кравцова о возможности вывода предприятия на IPO (первичное публичное размещение акций), которое собираются провести на одной из крупнейших мировых бирж при помощи ЕБРР.

При общей стоимости активов УЗ в $10 млрд. на биржу хотят вывести 20—30% акций, что позволит выручить за них $2—4 млрд. и закрыть значительную часть потребностей компании в инвестициях на модернизацию инфраструктуры и подвижного состава.

Министр транспортного ведомства Владислав Криклий

Стоит ли говорить, что проект этот пока является terra incognita даже для ее авторов, которым, помимо Кравцова, является министр транспортного ведомства Владислав Криклий.

Прежде чем проводить IPO, необходимо выделить из предприятия часть, которая будет предлагаться инвесторам. При этом следует учитывать, что их однозначно не заинтересуют убыточные пассажирские перевозки. А инфраструктурная часть УЗ во многом убыточна, и содержать ее в существующем виде также найдется не много желающих.

Гораздо больше возможностей — заработать на перевозках зерновых, минерального сырья и металла. При подготовке «Укрзалізниці» к IPO все эти конфликты интересов придется учитывать. Но именно из-за них процесс, требующий немалого времени (минимум год и более), может затянуться и окончиться нулевым результатом.

Судя по всему, в качестве варианта Y, чтобы получить хоть какой-то результат реформ, руководство УЗ предложило в концессию вокзалы Харькова, Днепра, Николаева и еще нескольких городов.

Однако, судя по внешнему виду вокзала в Днепре, эти варианты заведомо бесперспективны.

Здание не может быть перепланировано под офисный или торговый центр современного формата. Территория привокзальной площади была заблаговременно выкуплена и перестроена под коммерческие нужды. Пассажирское сообщение УЗ, а вместе с ним пассажиропоток постоянно сокращается — так же, как и платежеспособность тех, кто пользуется ж/д транспортом.

Получается, что из всех украинских вокзалов наиболее пригоден для передачи в концессию Киев—Главный. Однако Евгению Кравцову почему-то не пришло в голову сделать главный украинский вокзал концессионным.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Есть ли толк в стремительном темпе работы нового...

Похоже, правящая партия ценит скорость превыше качества. Сложно поспевать за...

Проезд по дорогам для иностранцев хотят сделать...

Для иностранцев будет платный проезд по дорогам Украины, если Рада согласится

Украина планирует отремонтировать 24 тыс. км дорог на...

В Украине в ближайшие пять лет собираются починить 24 тыс. км дорог

Все еще жаждете революций? А большинство украинцев...

Если грянет третий «майдан», его возглавят ультраправые. И тогда опровергать...

В Мариуполе конфликт водителей закончился стрельбой

В результате один из мужчин оказался в больнице, а второй был задержан

Зеленский пробежал через фонтаны в Мариуполе

Президент Украины Владимир Зеленский во время посещения Мариуполя 15 июня пробежал...

Загрузка...

Научные школы — мы их теряем

Надо приложить усилия, чтобы наши ученые не отставали от зарубежных и не становились...

Кусок сырого мяса вместо бифштекса

Министр финансов Оксана Маркарова на днях заявила, что игорный бизнес в случае его...

Как увеличить доходную часть бюджета

При распаде СССР Украина по уровню своего развития входила в число десяти...

Свиноводство эмигрирует в Польшу

Рынок земли законсервирует производственные параметры АПК Украины. Доминирующее...

Первым делом — самолеты, сыр и виски — в придачу

Украинскую продукцию используют зарубежные бренды. Украина сможет расти в рейтинге,...

От АЭС останутся одни отходы

Мы можем сами сделать хранилище за $50 млн., но «заграница» делает нам более...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка