Фарватер на мели

№40(836) 6—12 октября 2017 г. 04 Октября 2017 5

Чтобы прогуляться по Днепру в Киеве, лодка не нужна

Недавно Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк заявили о том, что намерены совместно инвестировать 50 млн. евро в развитие реки Днепр.

Тонкости транспортного ресурса

Посол Нидерландов в Украине Кейс Кломпенхауер подчеркнул, что «развитие сельскохозяйственной сферы ставит новые вызовы перед украинской транспортной и логистической сетью. Украина имеет уникальный ресурс, использование которого может позволить стране стать стратегической частью европейской экономики, и это — Днепр».

А вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе отметила, что развитие реки «будет способствовать разгрузке автомобильных и железных дорог, а возобновление внутреннего водного транспорта Украины — экологизации перевозок путем сокращения вредных выбросов автотранспортом».

Европейцы надеются, что со временем Днепр может стать частью Трансъевропейской транспортной системы E40 (Рейн—Дунай—Черное море) и А7 (Днепр—Припять—Балтийское море). Эту идею поддержала и Еврокомиссия.

По словам народного депутата, члена комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений, главы межфракционного депутатского объединения «За развитие рек Украины» Андрея Вадатурского, в прошлом году Инженерный корпус армии США провел исследование днепровских шлюзов, а затем, чтобы определить перспективы реки Днепр, Мининфраструктуры Украины и посольство Нидерландов начали реализацию совместной программы «Инициативы развития Днепра».

Некоторые отечественные эксперты согласны с тем, что при поддержке ЕС в рамках Соглашения об ассоциации на Днепре можно достичь международных стандартов навигации, однако Украине сначала придется вложить большие деньги в саму реку, расчистив ее. И не только фарватер. Необходимо убрать все мели, мешающие полноценной жизни Днепра. Между тем сегодня огромный водный транспортный ресурс утерян, закрыли все научные организации, планировавшие и разрабатывавшие проекты водных перевозок, распродан или порезан на металлолом речной флот, кроме небольшого количества уцелевших «водных трамвайчиков». Поэтому, чтобы осуществить программу по возрождению судоходства на Днепре, необходимо проделать титаническую работу. Вот об этом мы и поговорим.

Рукотворные острова

Прогулка по колено в воде посредине Днепра в Киеве стала реальностью. Это может сделать сегодня любой желающий, но в связи с похолоданием лучше отложить это занятие до весны. В столичной акватории появилось 56 мелей, которые в скором времени могут стать островами. К слову, новые острова уже выглядывают из-под воды между мостами Метро и Патона. Откуда же они взялись?

Александр Чистяков: «Не имеет смысла лечить главную «аорту», забывая о «венах» — малых реках, наполняющих Днепр»

— Одна из причин обмеления реки — утрата ею собственного течения, — уверен глава Ассоциации рыболовов Украины Александр Чистяков. — Сооружение крупных водохранилищ вызвало ряд негативных явлений и процессов: абразию (механическое разрушение и снос горных пород в береговой зоне водоемов) берегов, зарастание мелководий и цветение воды. Однако не имеет смысла лечить главную «аорту», забывая о «венах» — малых реках, наполняющих Днепр. А вот с ними настоящая беда. Ими никто не занимается. Они мелеют и исчезают.

Как подчеркнул г-н Чистяков, основной вред Днепру в столице и области наносят земснаряды, которые в принципе должны расчищать фарватер реки от песчаных наносов и углублять заиленные озера, давая им вторую жизнь. Но все зависит от того, в чьих руках они находятся. Сегодня их использует бизнес в сугубо личных целях. Вроде делается благое дело — углубляется река. Однако расчистка происходит только там, где есть песочный ресурс. Это явно не природоохранные мероприятия по спасению реки, а банальная воровская добыча песка на продажу.

По неофициальным данным, земснаряд можно арендовать за 40—50 грн. с кубометра песка. Еще недавно около полутора десятков земснарядов работало в столичной днепровской акватории и на внутренних озерах Киева. Еще тридцать —в Киевской обл., а если прибавить к этому более 20 незаконных песчаных карьеров, то общая картина выглядит удручающе. За год разворовывается песок на сотни миллионов гривен.

— Возле завода Ковальской в столичной акватории Днепра земснаряды отбирали песок, в результате природа затягивала вырытые ими на дне глубокие котлованы за счет острова Великий, — рассказывает председатель общественной организации «Выдыбай — защита водоемов и берегов» Виктор Вальченко. — Его берега обваливались, что привело к тому, что площадь острова уменьшилась на 27%.

Возле заповедного острова Казачий незаконная добыча песка спровоцировала сдвиг грунта, начались оползни, разрушение береговой линии. Больно было смотреть на лежащие корнями кверху упавшие в воду деревья. При строительстве Дарницкого моста сначала намыли остров для опор, тем самым сузив в этом месте реку, что чревато разливами и подтоплением частного сектора Осокорков при паводках.

Все эти «эксперименты» приводят к тому, что меняется природное равновесие. Один из примеров этого — появление новых островов. Из-за непродуманной, а иногда преступной хозяйственной деятельности изменяется экосистема одной из древнейших рек Европы.

Доктор географических наук, профессор, главный научный со-трудник Института водных проблем и мелиорации НААН Украины Виктор Вишневский указывает на то, что песка в Днепре хоть и много, но его зачастую добывают не там, где он накапливается и мешает судоходству, а в местах, где это выгоднее. Сейчас, когда на многих лодках стоят эхолоты, легко убедиться, что русло Днепра представляет собой или мели, или глубокие ямы. К сожалению, эти ямы часто расположены рядом с гидротехническими сооружениями и представляют для них угрозу.

Несколько десятилетий назад бесконтрольная добыча песка в пределах Киева привела к аварии на Парковом мосту. На время добычу запретили. После этого она с еще большим размахом возобновилась у Южного моста — транспортного объекта стратегического значения.

Нельзя сказать, что с земснарядами не борются. На глазах миллионов киевлян и гостей столицы, ежедневно проезжающих по Южному мосту, происходило колоссальное воровство песка из Днепра. Многие годы общественность извещала об этом природоохранные и правоохранительные структуры, но они реагировали вяло. Причины столь разительного равнодушия стали понятны, когда в отношении частной фирмы, занимающейся добычей песка по фиктивным документам, было открыто уголовное производство, а земснаряды арестованы. Компания накопила в своих хранилищах более 2 млн. т песка. Размах добычи вполне позволял, чтобы чиновники закрывали на это глаза.

Однако следствие не спешило ставить окончательную точку в этом нашумевшем деле. Процесс тормозили всевозможные чиновники, настаивающие на проведении различных экспертиз. Все делалось для того, чтобы не был наложен арест на пескосклад — дабы дать возможность бизнесу вывезти и распродать песок. Общественность привлекла Научно-исследовательский институт судебных экспертиз, вывезя его специалистов на место незаконной добычи. После этого наконец-то была проведена соответствующая экспертиза, на основании которой расследование возобновилось и продолжается до сих пор.

Теоретически да, а практически нет

Ради объективности следует отметить, что бесконтрольная и безудержная добыча песка — только одна из причин обмеления Днепра. Виктор Вишневский, например, ссылается на то, что уже третий год подряд на реке наблюдается аномальное маловодье. По данным наблюдений, выполняемых с конца XIX в., такое сочетание маловодных лет ни разу не фиксировалось.

Татьяна Тимочко: «Главная причина ситуации с Днепром — это не климат, а обезвоживание реки из-за хищнического водопользования»

Несколько иного мнения придерживается глава Национального экологического совета Украины Татьяна Тимочко.

— Главная причина ситуации с Днепром — это не климат, а обезвоживание реки из-за хищнического водопользования, — утверждает г-жа Тимочко. — Предприятия бесконтрольно забирают из него воду, а взамен сбрасывают неочищенные стоки. Государство вместо того, чтобы бороться с загрязнением реки, только собирает статистическую информацию по этому вопросу, но никаких реальных шагов не предпринимает, чтобы остановить сам процесс. В Днепр в 2017 г. было сброшено 3 млрд. кубометров стоков, из них почти половина — неочищенные или недостаточно очищенные.

Есть и другая причина разрушения Днепра — химическое загрязнение. С одной стороны, это вещества, которые сбрасывают предприятия, с другой — бытовой сектор, ведь большинство людей пользуется в хозяйстве фосфатосодержащими средствами, которые не только вредят здоровью, но и служат удобрением для водорослей: в результате те усиленно размножаются и быстро отмирают, провоцируя падение уровня кислорода в водной среде. Это приводит к гибели рыбы и загниванию воды.

Однако есть еще одно обстоятельство, которое должно быть под жестким контролем. Запрещенная законом массовая застройка прибрежной полосы приводит к зарегулированности стоков и приостанавливает течение, от чего река мелеет. Решить проблему можно путем изменения украинского водного законодательства.

— Если мы сейчас не предпримем решительных шагов и не имплементируем рамочную Водную директиву, которую, в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС, нам еще два года назад надо было «вмонтировать» в национальное законодательство, мы не спасем украинские реки, — утверждает г-жа Тимочко.

— Проблема реки Днепр с точки зрения экологии — это задача не городского, а общегосударственного и международного значения, — утверждает заместитель гендиректора КП «Плесо» Александра Борисова. — Мы не можем не учитывать Водную рамочную директиву 2000/60 Европейского парламента (ВРД ЕС), базовым принципом которой является признание района речного бассейна основной гидрографической единицей управления водными ресурсами. Последняя не может очерчиваться административными или государственными границами. Именно в ВРД ЕС прописаны системность и планирование водной политики, а также пользование согласно принципу — «загрязнитель платит».

Исходя из этого принципа, аэропорт «Киев» («Жуляны»), который в следующем году будет подтверждать статус международного, должен был возместить государству миллионные убытки за то, что очистные сооружения на его территории не функционируют в полном объеме, и огромный объем нефтепродуктов попадает в реку Нивку, а затем через реку Ирпень и в Днепр. Но он этого так и не сделал.

По словам г-жи Борисовой, приказ Минприроды № 389 от 20 июля 2009 г. «Об утверждении Методики расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству вследствие нарушения законодательства об охране и рациональном использовании водных ресурсов» почти не работает на практике.

— Столичные коллекторы по приему дождевой канализации практически все построены без очистных сооружений, — продолжает г-жа Борисова. — Все малые реки города или непосредственно, или через реки второго порядка, а также через коллекторы несут свои воды в Днепр. Кроме того, существует много несанкционированных врезок, созданных субъектами хозяйствования, когда в дождевую канализацию вливается т. н. черная (фекальная).

Распоряжением КГГА №39 от 19.01.2009 г. были утверждены правила приема поверхностных стоков в киевскую городскую дождевую канализацию, где, кстати, КП «Плесо» определили ответственным за их внедрение. Но это распоряжение выполнить невозможно, поскольку отсутствуют соответствующая законодательная база для его реализации, финансирование и, по большому счету, единая политическая воля.

По словам г-жи Борисовой, сегодня Национальная программа оздоровления бассейна Днепра существует только на бумаге. Без системного планирования, без создания четкой водной политики, без усиления контроля и повышения планки штрафных санкций за экологические правонарушения, а именно за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды, без строительства и модернизации очистных сооружений мы не спасем Днепр и не создадим здоровую жизнь и достойный отдых в столице.

В заключение следует отметить, что после развала СССР Украина обладала одним из мощнейших речных флотов среди всех республик. Согласно данным Госстата, в 1991 г. речным транспортом перевезли 60,17 млн. т грузов и 18,29 млн. пассажиров. Сегодня эти показатели настолько малы, что и говорить о них нечего.

Остается только надеяться, что под давлением Евросоюза и при активной поддержке украинской общественности Днепр удастся возродить, а планы открытия судоходства по всей реке, а не только на ее отдельных участках воплотятся в жизнь.

Мининфраструктуры Украины и Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси в мае этого года провели переговоры об усовершенствовании портовой инфраструктуры в белорусских Нижних Жарах (деревня в Брагинском р-не Гомельской обл.). Проект по развитию судоходства на Днепре на участке Нижние Жары—Киев (с целью загрузки большегрузными судами) пока что в стадии разработки. Необходимо провести дноуглубительные работы и дать экологическую оценку их воздействия на окружающую среду. Только после этого стороны начнут переговоры о финансировании проекта.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

В пяти шагах от дома

В нашей стране четыре категории граждан имеют право на доступное жилье от государства

Кто зарабатывает на безопасности АЭС

Атомные энергоблоки работают на изношенном оборудовании в режимах сверхнагрузок,...

Баррель преткновения

Государство наверняка попытается извлечь выгоду из очередного всплеска цен на...

Аграрии не ощутили поддержки

За три месяца до окончания календарного года аграрии констатировали неэффективность...

Владимир Бублей: «Уничтожить рынок металлолома можно...

Что не поделили металлурги и заготовители лома? Почему производители постоянно...

Загрузка...

Народные избранники ополчились против курения

Искусственный никотин, входящий в состав жидкостей для электронных сигарет,...

Ассоциация с коньяком

Украинским производителям напомнили о необходимости переименования отечественного...

Золотое кольцо Омеляна

Если железные дороги будут развиваться такими темпами, как сейчас, то через 20 лет из 20...

Премия за риск

Власть задумалась о льготах бизнесу поблизости от зоны разграничения на Донбассе. И не...

Строительная амнистия

В сентябре Минрегион обещает запустить механизм бессрочной строительной амнистии....

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка