Финансовый кукиш для украинского фермера

№28(914) 12 — 18 июля 2019 г. 11 Июля 2019 5

В условиях деградации и примитивизации структуры экономики отечественный АПК стал не просто основным донором валютных поступлений в страну и отраслью-флагманом, но и объектом потенциального передела сфер влияния.

Новая власть не скрывает своих законодательных приоритетов после победы на парламентских выборах. С большой долей вероятности можно предположить, что одним из важнейших решений парламента нового созыва может стать запуск рынка земли сельхозназначения.

Если власть пойдет на такой шаг, то обо всех мантрах о «зажиточном украинском селе» и «счастливых фермерах» точно придется забыть. Реализуя масштабный национальный проект по открытию рынка земли при наличии существующего баланса сил в агросекторе между крупными агрохолдингами, с одной стороны, и мелкими/средними фермерскими хозяйствами — с другой, можно будет говорить об окончательном закреплении олигопольного рынка производства сельхозпродукции.

Благие намерения с пустым карманом

Недавно Министерство аграрной политики предложило внести ряд изменений в порядок использования госсредств для развития агропредприятий. В частности, предлагается: добавить зерновые кооперативы в перечень получателей финансовой поддержки; компенсировать кооперативам часть стоимости закупленной техники и оборудования иностранного производства; увеличить размер компенсации кооперативам за приобретенную технику и оборудование с 70% до 80%; увеличить сумму возмещения за семена с 80 тыс. грн. до 160 тыс. грн.; вновь добавить агропредприятия в перечень получателей бюджетной субсидии на 1 га обрабатываемых площадей; увеличить срок кредита на расходы, связанные со строительством и реконструкцией производственных объектов сельскохозяйственного назначения с 3 до 5 лет.

И. о министра аграрной политики и продовольствия Ольга Трофимцева при этом отметила: «При предоставлении государственных средств аграриям мы должны четко понимать, какой эффект от этого получат не только сами получатели, но и весь аграрный сектор. Речь идет о так называемом KPI (ключевые показатели эффективности) государственной поддержки. То есть необходимо определить показатели эффективности использования сельхозпроизводителями бюджетных средств и ориентироваться на результаты».

Стимулирующие предложения выглядят весьма прагматично, особенно позитивно в этом списке изменений включение в перечень получателей помощи зерновых кооперативов.

Между тем подобные подходы далеки от ожиданий мелких и средних фермерских хозяйств. Существующая система стимулирования развития агросектора давно критикуется по причине неравномерности распределения бюджетных средств. Больше финансовой помощи от государства получают крупные агрохолдинги, а другие участники рынка вынуждены довольствоваться скудными крохами финансового пирога.

Проблема не только в недостаточном финансировании программ, но и в явных перекосах, заложенных в механизмы субсидирования, и, конечно, в старой доброй коррупционной составляющей.

В несколько последних лет перекосы в дотировании в пользу крупных агрохолдингов стали просто вопиющими. Так, по результатам раздачи бюджетных средств аграриям в 2017 г. больше половины (58%) из 4 млрд. грн. получили структуры Олега Бахматюка и Юрия Косюка (только агроимперия последнего получила помощи на сумму в 1,4 млрд. грн.) В 2018 г. госбюджет вновь щедро субсидировал г-на Косюка дотациями, что спровоцировало скандал и призывы изменить систему распределения госпомощи, но это практически не возымело никакого эффекта и на политике профильного министерства не сказалось.

Показательно, что прошлогодняя программа дотирования была недофинансирована на 2 млрд. грн., а под сокращения попала и без того скудная статья помощи фермерским хозяйствам. Из заложенных в бюджете в начале года 850 млн. грн. финансирование было откорректировано в сторону уменьшения на 150 млн. грн. Вполне очевидно, что даже 850 млн. — это капля в море в сравнении с потребностями фермеров и потенциальным развитием фермерских и кооперативных хозяйств. Но и здесь государство решило сэкономить, не забыв при этом интересы влиятельных агробизнесменов и друзей экс-президента Порошенко.

В текущем году государство профинансировало программу дотаций сельхозпроизводителей только на 707 млн. грн. из заложенных в бюджете 5,9 млрд. И опять в числе трех программ, на которые из бюджета еще не поступило ни копейки, оказалась поддержка развития фермерских хозяйств. Это очень красноречиво иллюстрирует перекос в системе распределения средств и приоритеты министерства.

Один из важнейших механизмов, закладывающий основы заведомо несправедливого распределения дотаций, — выделение средств на основе стоимости реализуемых аграриями инвестиционных проектов. Все очень просто: у кого больше средств и капиталовложений, априори получит больше дотаций, чем обладатель скромного капитала. Потому и возникает ситуация, когда скудные бюджетные средства достаются крупному бизнесу, которому и без поддержки государства живется неплохо, а все прожекты по развитию фермерского движения остаются на бумаге — без реальной помощи.

Либертарианцы одобряют

Около 60% всех пахотных земель Украины находятся в аренде или собственности крупных аграрных компаний. Горстка крупнейших агрохолдингов контролирует и большую часть инфраструктуры (элеваторы, токи, амбары и т. д.). Эти же структуры контролируют ценообразование на значительную часть продуктов питания в стране. От их успехов или неудач — при нынешней модели экономики — во многом зависят стабильность отечественной валюты и важные макроэкономические показатели.

Введение рынка земли может привести к фиксации исключительного влияния этой касты избранных на экономику государства. Все оговорки об ограничении концентрации больших земельных наделов будут нивелированы изворотливостью и умением отечественного крупного бизнеса находить всяческие лазейки даже в самых суровых законах. Безусловно, адептов либеральных реформ, а тем более новоявленных либертарианцев в лице Зе-команды эти нюансы могут и не смущать, ведь это не противоречит провозглашенной ими идеологии.

Земля это последний стратегический ресурс государства, а главное, граждан. Введение рынка земли — ложная панацея, которую продвигают реформаторы разного толка, справедливо критикуя сложившийся баланс сил и положение дел в отечественном аграрном секторе.

Развитие масштабного и крепкого сегмента фермерских и кооперативных хозяйств, как и любой другой стратегический проект, невозможны без целенаправленной помощи государства. Это комплексная задача, которая включает в себя программы по восстановлению инфраструктуры села, создание там рабочих мест, взвешенную кредитную политику.

Пока профильное министерство раздает дотационные пирожки крупным игрокам рынка, оставляя фермерам крохи, а Верховная Рада урезает и без того жалкую по финансовому наполнению целевую программу, эффективным будет только крупный частный собственник. Вот только фактическим собственникам земли от этого не легче.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

В сказку о счастливой жизни в Евросоюзе многие...

Несмотря на многочисленные проблемы, большинство граждан Украины остаются...

Неугодный роток

Попытки закрыть независимые телеканалы и т. о. ограничить возможность получения...

Спасение рядового фермера

Украинский фермер не вписывается в земельную реформу

Генпрокурор о делах Порошенко: все «бывшие» равны...

Генпрокурор Украины Руслан Рябошапка выступает за снятие депутатской...

Опасность поджидает впереди

Любой украинец жаждет скорейшего завершения войны в Донбассе и окончательного...

Право на несогласие

Для команды Зеленского возникает соблазн объявить о том, что не всякая партия достойна...

Загрузка...

Столичные отравители: свалка, ТЭЦ и станция аэрации

Еще каких-то 25 лет назад Киев считался самой зеленой европейской столицей. Однако за...

Лес рубят — люди «летят»

На протяжении последних пяти лет проводится спецоперация по устранению Украины с...

Страшный сон: энергетики сами себе экологи

Решение правительства об объединении Минэкологии с Минтоплива можно оспорить в...

Без варрантов нет гарантов

Поскольку в 2021—2024 гг. максимальные выплаты по VRI ограничены 1% ВВП, то и наибольшего...

«Белые» хакеры на службе Prozorrо

Багхантеры — одни из наиболее высокооплачиваемых в IT-секторе специалистов

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка