Финмониторинг. Смотрящих станет больше

№5(852) 2 — 8 февраля 2018 г. 31 Января 2018 5

Когда необъявленная война на Донбассе именуется АТО, а внешние кредиторы настаивают на имплементации новых антикоррупционных органов, усиление системы финансового мониторинга является вполне логичным.

О том, как это будет делаться, можно получить представление из опубликованного Министерством финансов проекта изменений законодательных актов в сфере предотвращения и противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового поражения.

Согласно этому документу украинские власти планируют в два раза поднять планку пороговых операций, в обязательном порядке подотчетных мониторингу, существенно расширив перечень осуществляющих их субъектов.

«Мониторить» легальность происхождения средств украинцев начнут с 300 тыс. грн. (примерно $10 тыс. по нынешнему курсу) вместо сегодняшних 150 тыс. грн.

Для лотерей установлена планка контроля за выигрышами начиная от 30 тыс. грн.

Сообщать в Госфинмониторинг о сверхпороговых или подозрительных выплатах и транзакциях обяжут не только банки, страховые компании, платежные системы, лотерейщиков и нотариусов, но также торговцев недвижимостью и ювелирными изделиями, налоговых консультантов, аудиторов, небанковские обменные пункты валюты, товарные и другие биржи, адвокатов и целый ряд других организаций, осуществляющих финансовые или консультационные услуги.

Надо полагать, это существенно расширит перечень транзакций, оказавшихся в поле зрения финмониторинга.

Но прежде чем новый формат контроля финансовых операций начнет действовать, законопроект должны утвердить в Кабмине, а затем он будет передан в Верховную Раду.

Там он, скорее всего, окажется среди приоритетных, поскольку имплементация необходимых изменений уже была согласована с МВФ, а сам законопроект принимается в перечне документов, подписанных в рамках соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

Европейские директивы 2015/849 «О предотвращении финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма» и 2015/847 «Об информации, сопровождающей денежные переводы», которые необходимо внедрить по соглашению с ЕС, готовились при содействии межгосударственной группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF). Несоблюдение рекомендаций последней, как известно, может иметь весьма печальные последствия как для финансовой системы страны, так и для притока инвестиций в целом.

Согласно последним заявлениям FATF, сделанным в ноябре прошлого года, к т. н. «серому» списку — юрисдикциям, имеющим стратегические недостатки по противо-действию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), причислили Боснию и Герцеговину, Сирию, Тунис, Ирак, Эфиопию, Йемен, Шри-Ланку, Вануату, Тринидад и Тобаго.

Политическое руководство всех этих стран согласилось совершенствовать систему ПОД/ФТ. Как только в FATF посчитают прогресс достаточным, страну исключают из списка подлежащих мониторингу. Так, в 2017 г. из «серого» списка исключили Афганистан, Лаос и Уганду.

Особняком в перечне FATF стоят Иран и Северная Корея, составляющие «черный» список. Это страны, не идущие на контакт или сознательно игнорирующие рекомендации.

При этом Иран с 2016 г. реализует согласованный с FATF план преодоления недостатков финансовой системы. И вполне возможно, уже феврале эту страну исключат из «черного» списка.

Информация о пороговых операциях с резидентами из этих стран предоставляется в органы финмониторинга не позднее чем через пять дней после их совершения.

Кроме того, на сайте Госфинмониторинга можно ознакомиться с «Перечнем лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции».

Раз в месяц передаются все данные о пороговых операциях по переводу средств за границу, в том числе в офшорные зоны, и об операциях с наличными.

Данные о подозрительных операциях, которые могут служить источником финансирования терроризма, должны предоставляться в СБУ немедленно.

Тем не менее новым субъектам первичного мониторинга придется научиться распознавать такие операции на основе нескольких групп факторов риска, к которым относятся географические, клиентские и связанные с товарами, услугами и способом их предоставления.

К географическим, как мы уже говорили, относятся списки FATF, территории, на которых действуют террористические организации, и страны, против которых введены санкции различного уровня.

Факторы риска, связанные с клиентом (предприятием), — это прежде всего регистрация в географической зоне повышенного риска, наличие номинальных владельцев или выпуск акций на предъявителя, несвойственная данному виду деятельности или запутанная структура собственности, большой оборот наличных и т. д.

К товарно-технологическим относятся дистанционные и анонимные услуги, операции через поручителя, реализация новых видов товаров или финансовых операций, в том числе связанных с передовыми технологиями. В общем, трактовка факторов риска может быть весьма широкой.

В новом варианте закона о финмониторинге к резидентам из рисковых территорий приравняли украинских «значимых лиц» — высокопоставленных чиновников, политиков, депутатов и членов их семей. Все операции с их участием должны отслеживаться, а данные о транзакциях — направляться в соответствующие органы не позже чем через пять дней после совершения.

Судя по всему, именно с тенденциями постоянно отслеживать покупательную активность чиновников и связано желание народных избранников избежать наказания за приобретение или передачу другим лицам имущества, происхождение которого они не могут объяснить.

В этом месяце депутаты из «Народного фронта» Владислав Данилин и Александр Кирш, а вместе с ними представители БПП — Геннадий Чекита и Андрей Шинькович зарегистрировали в Раде законопроект о внесении изменений в статью 368-2 Уголовного кодекса Украины «незаконное обогащение», предполагающий, что привлечь к ответственности по этой статье можно, только если будет доказано, что имущество приобретено незаконно.

Тогда как сейчас чиновник может получить от 2 до 10 лет наказания за приобретение имущества, законность приобретения которого не подтверждена доказательствами.

Т. е. речь идет о том, что крупное имущество чиновник может получить в дар от родственника или друга и будет считаться законным приобретателем даже в том случае, если «дарственная» была фиктивной, а само имущество нажито незаконным путем.

За нарушения правил финмониторинга на «смотрящих» могут налагаться солидные штрафы. Так, отсутствие верификации (определения) клиента, небрежная или умышленная приемка поддельных документов под видом настоящих, невыявление бенефициаров фин-операции, проведение ее там, где необходим отказ, или опоздание с замораживанием подозрительных средств влечет за собой штраф в размере до 5% годового оборота за каждое нарушение.

Санкции в размере 5—7% оборота можно получить за документальные нарушения в системе ПОД/ФТ предприятия, противо-действие выездным проверкам, уничтожение документов и т. д.

За недоносительство или информирование не обо всех подозрительных операциях, неприменение систем мониторинга на предприятии, как электронных, так и связанных с человеческим фактором, — до 7—10% годового оборота.

Таким образом, финмониторинг — это не только средство контроля за оборотом теневых капиталов, но и способ воздействия на бизнес со стороны правоохранительных органов.

Украинская же специфика предполагает, что большая часть рисковых случаев у нас связана не с финансированием мирового терроризма или незаконных образований «ЛДНР», а с деятельностью окружения экс-президента Виктора Януковича, объявленного вне закона.

Это подтверждается статистикой Госфинмониторинга за прошлый год, когда в правоохранительные органы было передано 211 материалов, связанных с расследованием фактов отмывания средств, коррупционными действиями или присвоением госимущества бывшими чиновниками на общую сумму 16,2 млрд. грн.

Всего же с марта 2014 г. по декабрь 2017-го по линии Госфинмониторинга в правоохранительные органы направили 758 материалов на общую сумму транзакций 217,9 млрд. грн., которые были связаны с представителями прошлой власти.

В Швейцарии, Австрии, Нидерландах, Великобритании, Латвии, Италии и на Кипре арестовали активы бывших украинских чиновников на 107,2 млн. долл., 15,9 млн. евро и 135 млн. швейцарских франков.

На этом фоне деятельность по выявлению террористических потоков выглядит куда более скромной. За минувший год — 69 материалов в правоохранительные органы и 31 случай блокирования переводов на сумму 51,6 млн. грн.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Крайний стивидор

Получив $1,5 млрд. кредита на закупку и продажу зерна для КНР, украинские чиновники...

Летучее животноводство

Мохнатость шмеля — большое преимущество для агрария: насекомое собирает на себя...

Постоянно повторяющиеся операции

Европа настолько заигралась в альтернативную энергетику, что обеспечила наибольшие...

Соленое море у нашего дома

Смываемые с полей химикаты и фосфаты из стиральных машин провоцируют изменение...

По подвалам и чердакам

Рост украинских компаний и отсутствие ввода в эксплуатацию новых офисных площадей уже...

Отрицательная цена —расплата за избыток

Проблема оплаты счетов за потребленную электроэнергию не понаслышке знакома многим...

Загрузка...

Приватизация сознательная и беспощадная

18 января Верховная Рада приняла закон «О приватизации государственного...

Ракам удобрения не по зубам

Государство не должно взимать никаких налогов с рыбоводных ферм в течение 4—5 лет

В космос — на перекладных

Илон Маск сумел на днях привлечь внимание к отечественной авиакомпании «Авиалинии...

Маск думает о Марсе, Луценко — о Маске

Весной этого года премьер-министр Владимир Гройсман вступил в переписку с известным...

Опасная утопия единой сети: как выжить в эпоху...

Представление о беспрецедентном уровне взаимосвязанности в современном мире уже...

Супервулканы — залог энергетической безопасности...

Главная проблема массового перехода на электрическую тягу — мы все еще не умеем...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка