Газ: бедные платят за богатых

№27 (421) 4 - 10 июля 2008 г. 03 Июля 2008 0

В независимой Украине давно сложилось понятие, что газ — не товар и за него можно не платить. «Грешат» практически все — от государства в лице госкомпаний до граждан, причем в основном богатых. И никто не несет ответственности за «газовое» воровство.

В последнее время мы очень часто слышим высказывания высокопоставленных чиновников и народных избранников о том, что богатые должны платить за бедных. Некоторые даже стали использовать эту «фишку» как один из главных лозунгов в предвыборных кампаниях. В основном этот тезис используется применительно к жилищно-коммунальным услугам — тарифам на газ, тепло- и электроэнергию.

В конце 2006 г. Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины (НКРЭ), независимый государственный орган, устанавливающий, в частности, тарифы на транспортировку и поставки природного газа, предприняла попытку ввести вышеназванный постулат в жизнь.

Согласно постановлению Кабинета Министров от 08.12.2006 г. № 1697 «О методах дальнейшего совершенствования механизма обеспечения природным газом отечественных потребителей» и постановлению НКРЭ от 19.12.2006 г. № 1672, зарегистрированному Минюстом 20.12.2006 г. № 1330/13204, а также изменениям, внесенным постановлением № 297 от 07.03.2007г., с 01.01.2007 года введены дифференцированные (в зависимости от объема потребления) розничные цены на природный газ, который используется для нужд населения:

Мы не будем анализировать экономическую целесообразность постановления НКРЭ, так как перед нами стоит другая цель. Хотя отметим, что с точки зрения функционирования мирового рынка оно вызывает ряд вопросов.

Общепринято, что чем больше потребитель покупает (потребляет), тем меньше он платит за соответствующую единицу товара. В некоторых случаях это правило действует и в нашей стране. Покупая, к примеру, мешок картофеля, мы платим меньше в расчете на единицу измерения (кг), чем за 1 кг.

Если же взглянуть на постановление с социальной точки зрения, то его принятие, безусловно, в нынешней ситуации оправданно.

Все мы являемся свидетелями коттеджного строительного бума. Думается, что если гражданин имеет возможность приобретать недвижимость по т. н. европейским стандартам и ценам, то и платить за потребленный газ он может по тем же ценам. В отличие от большинства «пересічних громадян», проживающих в домах постройки 50—70-х годов площадью максимум до 100 кв. м, у которых платежи за потребленный газ часто достигают 50% дохода.

Однако на практике все происходит иначе.

Бедные-то платят, а богатые, оказывается, нет

В № 7(402) «2000» на стр. В1 опубликовано обращение председателей правления 39 ОАО по газоснабжению и газификации к премьер-министру Украины Ю. Тимошенко с требованием «срочно установить новые тарифы на транспортировку и поставки природного газа на плановый 2008 год, обеспечив повышения их размера по сравнению с 2007 г. не менее чем на 30—35%». Обращение мотивируется не получением истинными хозяевами облгазов дополнительной прибыли, а необходимостью повышения заработной платы работникам.

При этом указывается, что по результатам работы в 2007 г. убытки ОАО по газоснабжению и газификации от хозяйственной деятельности составили более 400 млн. грн.

Сразу напрашивается вопрос: зачем истинным владельцам облгазов, которые стоят за офшорными компаниями, убыточные предприятия? Верните их пакеты акций в госсобственность. Но нет, не возвращают, а «тихо перекачивают» собранные с потребителей средства в офшоры.

Нас особенно заинтересовала одна из статей убыточной деятельности облгазов. Оказывается, от установления НКРЭ дифференцированных цен на природный газ ОАО по газоснабжению и газификации понесли в 2007 г. убытки в размере более 70 млн. грн.

С какой это стати, ведь население в большинстве своем, по данным мониторинга НАК «Нефтегаз Украины», исправно платит за потребленный газ, в то время как уровень расчетов региональных предприятий по газоснабжению и газификации с компанией «Газ Украины» за реализованный им природный газ для дальнейшего газоснабжения бытовых абонентов и бюджетных учреждений в 2007 г. составил только 79%.

Однако все ли население исправно платит за газ и как облгазы выполняют один из пунктов постановления Кабинета Министров от 27 декабря 2001 г. № 1729 «Об обеспечении потребителей природным газом»: «поставки природного газа всем категориям потребителей осуществляются только при условии обеспечения его 100-процентной оплаты деньгами»?

В марте мы обратились к «подписантам» обращения с просьбой предоставить данные о количестве абонентов, которые в 2007 г. потребили (и соответственно оплатили) от 6 до 12 тыс. куб. м и больше газа.

К сожалению, из 39 председателей правлений обл- и горгазов нам ответили только семь. Кроме того, из некоторых облгазов нам удалось получить неофициальные данные.

Экспертные оценки свидетельствуют, что больше 12 тыс. куб. м газа в год потребляется домовладениями, общая площадь которых составляет примерно 220—230 кв. м (без различных «излишеств» вроде бассейнов, зимних садов, саун и т. п.).

В ОАО «Уманьгаз» таких потребителей в прошлом году было двое, в ОАО «Мариупольгаз» — 8, в ОАО «Кременчуггаз» — 49, в ОАО «Винницагаз» — 84, в ОАО «Харьковгоргаз» — 139 и (внимание !) в ОАО «Донецкоблгаз» — 0.

Полученные нами неофициальные данные также свидетельствуют, что в некоторых облгазах эта цифра близка к нулю.

Об этом, кстати, свидетельствует и письмо за подписью председателя правления «Днепропетровскгаз»

В. В. Олещенко, в котором в ответ на наш запрос заявлено, что информация о количестве абонентов, которые в 2007 г. потребили от 6 до 12 тыс. куб. м и больше газа, не может быть предоставлена, так как является конфиденциальной. Интересно, каким документом эта конфиденциальность регламентируется и почему о его существовании не знают другие председатели правлений ОАО по газоснабжению и газификации? И не «конфиденциальность» ли стала одной из причин трагедии в Днепропетровске?

Так что, граждане Донецкой области (да и других регионов тоже), если вы видите растущие как грибы после дождя особняки и дворцы — не верьте глазам своим. Или представьте, что они отапливаются, как в старые добрые времена, дровами и углем.

При этом председатели правлений ОАО по газоснабжению и газификации, защищая интересы своих «офшорных хозяев», пытались переложить свою бесхозяйственность на плечи большинства населения страны.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 27 декабря 2001 г. № 1729 субъекты хозяйственной деятельности, которые имеют лицензию на транспортировку и поставки природного газа (обл- и горгазы), «ограничивают или прекращают подачу газа потребителям в установленном порядке в случае неполного проведения расчетов за потребленный природный газ и предоставленные услуги по его транспортированию и распределению, или для которых поставщиком не выделено плановых объемов (лимитов) поставки природного газа. При этом ответственность за последствия по прекращению подачи газа несет сторона, которая не выполнила условий соответствующих договоров».

Конечно, легко отключить от газоснабжения пенсионера, задолжавшего за потребленный газ несколько десятков гривен, или детский садик, не получивший в положенный срок бюджетные средства для оплаты коммунальных услуг. Совсем другое дело — проверить у всех местных олигархов объем потребленного газа и при отсутствии оплаты отключить их от газоснабжения. Как, а вдруг они еще и депутаты какого-то совета? Проще потребовать повышения тарифов сразу на треть, тем более мотивируя его благими намерениями повышения заработной платы сотрудникам (которая повысится при этом ну где-то гривен на 10—20).

Кстати, НКРЭ до сих пор не вняла вышеуказанным требованиям облгазов и не повысила тарифы на транспортировку и поставки природного газа.

Можно спорить о независимости комиссии как регулирующего органа, но то, что работают в ней знающие и толковые специалисты, сомнению не подлежит. Вопрос только в том, как долго НКРЭ сможет выдерживать давление и когда нам ждать очередного «оброка» в виде повышения тарифов за транспортировку и поставки газа.

ОАО по газоснабжению и газификации

Постановлением Кабинета Министров от 27 декабря 2001 г. № 1729 «Об обеспечении потребителей природным газом» (с многочисленными изменениями, последнее из которых от 26 марта 2008 г. № 247) установлено, что «потребность в природном газе населения удовлетворяется из ресурса природного газа, который формируется за счет продажи предприятиями, часть государства в уставном фонде которых превышает 50%, хозяйственными обществами, более 50% акций (частей, паев) которых находится в уставных фондах других хозяйственных обществ, контрольным пакетом акций которых владеет государство, а также дочерними предприятиями, представительствами и филиалами таких предприятий и обществ, участниками договоров о совместной деятельности, заключенных с участием указанных предприятий и обществ, и/или уполномоченными такими договорами лицами НАК «Нефтегаз Украины» всего объема природного газа (в том числе нефтяного (попутного) газа) собственной добычи, которая осуществляется на основании специальных разрешений на пользование недрами (за исключением объемов газа, который используется добывающими предприятиями соответственно направлениям, определенным прогнозным годовым балансом поступления и распределения природного газа по Украине, который утвержден Кабинетом Министров), а в случае нехватки — за счет других ресурсов НАК «Нефтегаз Украины».

Реализация природного газа для удовлетворения потребностей населения осуществляется субъектами хозяйствования, которые имеют лицензию на поставки природного газа по регулированному тарифу, по розничным ценам, установленным Национальной комиссией регулирования электроэнергетики».

Такими субъектами хозяйствования являются ОАО по газоснабжению и газификации (обл- и горгазы). Что они собой представляют?

Об обл- и горгазах с их районными отделениями, которые в народе окрестили «хитрыми конторами», можно писать трактаты. Мы же остановимся для понимания ситуации только на некоторых аспектах.

На сегодняшний день в Украине работают 55 ОАО по газоснабжению и газификации. При этом ни в одном из них доля государства не превышает 51% акций. А в 13 крупных облгазах государство не имеет даже контрольного пакета.

О судьбе газотранспортной системы страны говорят много. Однако при этом речь идет в основном о магистральных газопроводах высокого давления, в первую очередь о т. н. экспортных. Между тем в Украине существует и огромная сеть распределительных газопроводов, в несколько раз превосходящая по протяженности сеть магистральных трубопроводов. Если газопроводов большого диаметра в стране около 36 тыс. км, то протяженность газораспределительных сетей составляет около 360 тыс. км.

Законом «О трубопроводном транспорте» «запрещается отчуждение имущества и акций госпредприятий МТТ, «Нефтегаза», дочерних и учрежденных им предприятий, а также устанавливается запрет на передачу такого имущества и акций под контроль (в пользование и владение) других лиц». Таким образом законодательно действует мораторий на приватизацию распределительных газопроводов.

В то же время, в отличие от магистральных трубопроводов, где о приватизации много говорят и мало делают, в сфере распределения газа приватизация («прихватизация») идет полным ходом уже больше десяти лет.

Областные предприятия по газоснабжению и газификации начали активное продвижение к «частному будущему» давно — большинство облгазов прошли через корпоратизацию и акционирование еще в 1995 — 1997 гг. Контрольные пакеты акций газоснабжающих компаний, ранее входивших в состав объединения «Укргаз», должны были включить в уставной фонд НАК «Нефтегаз Украины», однако после создания компании (в мае 1998 г.) оказалось, что передавать особо нечего. Госпакеты акций предприятий по газоснабжению и газификации активно продавались в ходе ваучерной приватизации и по льготным схемам, вследствие чего государство «тихо и незаметно», не получив в госбюджет ни копейки, утратило контроль над образованными ОАО.

При этом в списках акционеров каждого из облгазов — множество офшорок с разных океанских островов, так что определить их истинных владельцев чрезвычайно сложно, о чем, в частности, свидетельствует трагедия в Днепропетровске, когда «хозяев» горгаза искали несколько дней.

Приведем еще один пример.

Весной 2007 года неизвестные кипрские компании Krezer Holdings Limited, Nesiba Venchers Limited, Pasler Enterprises Limited и Porala Venchers Limited стали опосредованными владельцами крупных пакетов акций 13 предприятий по газоснабжению и газификации, эксплуатирующих распределительные газовые сети и доставляющих природный газ конечным потребителям.

Согласно данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины, четыре вышеуказанные компании в марте приобрели 96% акций ЗАО «Газтек» (Киев), а в июле — 96,386% акций ОАО «АгроПромКомплект» (Львов), 96,386% акций ОАО «Ролюкс» (Ивано-Франковск) и 96,804% акций ОАО «ТерноПромСервис» (Тернополь).

«Газтеку» принадлежит 50%+1 акция ОАО «Хмельницкгаз», 35,074% акций ОАО «Житомиргаз», 25,221% акций ОАО «Николаевгаз», 24,899% акций «ОАО «Днепропетровскгаз», 24,759% акций ОАО «Запорожгаз», 24,75% акций ОАО «Ривнеоблгаз» и 24,117% акций ОАО «Ривнегаз».

«АгроПромКомплект» владеет 14,308% акций ОАО «Волыньгаз», 15,008% акций ОАО «Закарпатгаз», 15,284% акций ОАО «Ивано-Франковскгаз», 10,602% акций ОАО «Львовгаз», 19,651% акций ОАО «Черниговгаз», 14,697% акций ОАО «Черновцыгаз» и 19,094% акций ОАО «Винницагаз».

«Ролюксу» принадлежит 14,308% акций «Волыньгаза», 15,008% акций «Закарпатгаза», 10,014% акций «Ивано-Франковскгаза», 10,602% акций «Львовгаза», 19,651% акций «Черниговгаза», 14,697% акций «Черновцыгаза» и 19,094% акций «Винницагаза».

«ТерноПромСервис» владеет 14,308% акций «Волыньгаза», 15,008% акций «Закарпатгаза», 10,602% акций «Львовгаза» и 14,698% акций «Черновцыгаза».

Кроме того, ранее нигде не упоминавшаяся кипрская компания Materon Limited, согласно данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины, в 2007 г. консолидировала 24,75% акций «Ривнеоблгаза», 22,84% акций «Львовгаза», 20% акций «Ривнегаза» и приобрела пакет акций «Запорожгаза».

Кто стоит за вышеуказанными офшорами, неизвестно, однако реально они почти всегда очень прочно связаны с региональными ФПГ, владельцами которых являются в том числе и народные избранники.

Дыры в сетях

Серьезные проблемы существуют и с учетом газораспределительных сетей.

Данная проблема, до сих пор не решенная, возникла в 1999—2001 гг., когда по соответствующим соглашениям функции по оперативному управлению имуществом газотранспортного комплекса ФГИ передал НАК «Нефтегаз Украины». Потом эти функции компания передала

ДК «Укртрансгаз» и ДК «Газ Украины». Вместе с тем газораспределительные сети, которые управлялись региональными специализированными предприятиями по газоснабжению (облгазами), были оставлены на балансе новообразовавшихся корпоратизированных предприятий — ОАО по газоснабжению и газификации.

Итак, состоялась передача имущества, еще и на бескомпенсационной основе, без проведения инвентаризаций на момент передачи, экспертной оценки, составления передающих балансов и пообъектного перечня.

При этом заключенное между ФГИ и НАК «Нефтегаз Украины» соглашение от 04.02.1999 г. № 76 не отвечает нормам действующего законодательства, так как не оформлено надлежащим образом и противоречит экономическим основам развития общественных отношений.

В частности, вопреки действующему законодательству соглашение предусматривало передачу госимущества во временное пользование и использование его для обеспечения транспортировки и распределения естественного газа. Однако такая форма управления государственным имуществом, как «передача в оперативное управление хозяйственным обществам», не была определена законодательно.

Серьезные проблемы существуют и с учетом газораспределительных сетей.

К чему это приводит, свидетельствуют некоторые выводы комиссии, созданной во исполнение отдельного поручения премьер-министра от 03.02.2006 г. и состоящей из представителей контрольно-ревизионной службы, Совета министров АР Крым, облгосадминистраций, госадминистраций Киева и Севастополя, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Комиссия проверила полноту учета и использования государственных газораспределительных сетей в 53 открытых акционерных обществах по газоснабжению и газификации и в 155 их структурных подразделениях.

Проверенные газоснабжающие предприятия эксплуатируют газопроводы общей протяженностью 324,1 тыс. км. При этом, по данным комиссии, почти 104 тыс. км, то есть треть трубопроводов, не взяты на постоянный или оперативный (внебалансовый) учет.

Значительная часть неучтенных газовых сетей — это газопроводы, сооруженные за средства местных бюджетов и населения.

Были выявлены случаи «зависания в воздухе» газопроводов, переданных в госсобственность.

Так, в оперативном учете ОАО «Киевоблгаз» не отображены 15,2 тыс. км газораспределительных сетей, которые находятся в государственной собственности, расчетной стоимостью 151,7 млн. грн. Протяженность «бесхозных» газопроводов составляет 4 тыс. км ориентировочной стоимостью 40 млн. грн.

Такую же картину ревизоры увидели во многих других ОАО.

Бесхозные газораспределительные сети протяженностью свыше тысячи км эксплуатируют ОАО «Луганскгаз», «Николаевгаз» и «Закарпатгаз» (1414,6 км, 1469,6 км, 1052,9 км); за ними идут — ОАО «Ривнегаз» (615,8 км), «Криворожгаз» (585,6 км), «Лубныгаз» (551,4 км), «Тернопольгоргаз» (542 км), «Ивано-Франковскгаз» (519,3 км), «Гадячгаз» (432 км), «Черниговгаз» (410,3 км)...

Кроме приведенных проблем, в учете госимущества есть еще одна — занижения его стоимости путем непроведения регламентированных индексаций, нарушения требований законодательства о бухгалтерском учете при начислении амортизации и отображении в учете стоимости ремонтов основных средств, результатов инвентаризаций (что по результатам проверки обошлось государству в 206,9 млн. грн.).

Наибольшее количество газотранспортных сетей и производственного оснащения с нулевой стоимостью эксплуатируются в подразделениях ОАО «Львовгаз» (3,7 тыс. км), «Днепропетровскгаз» (2,7 тыс. км и 567 ед.), «Полтавагаз» (1,1 тыс. км).

Причины вышеуказанных явлений: нет четкого механизма передачи-принятия на баланс сетей, построенных за счет бюджетных средств и средств населения; не определены права собственности относительно сетей, которые остались после ликвидации бывших сельхозпредприятий; нарушения правил ведения бухгалтерского учета.

При этом даже то государственное имущество, которое находится на учете, эксплуатируется без любой оплаты за его использование.

В частности, газопроводы, построенные в последние годы за счет финансирования НАК «Нефтегаз Украины» и на основании его распоряжений дочерними компаниями, учитываются НАК «Нефтегаз Украины» и ДК «Газ Украины» как собственное имущество и эксплуатируются коммерческими структурами без заключения договоров на пользование ими.

За 2003—2005 гг. построены 507,26 км таких газопроводов стоимостью 191,3 млн. грн. При этом, в частности, газопровод среднего давления протяженностью около 10 км, который является собственностью НАК «Нефтегаз Украины», эксплуатируется безвозмездно ОАО «Днепропетровскгаз».

ОАО «Ривнегаз» за выделенные НАК «Нефтегаз Украины» средства построило 103,3 км газопроводов стоимостью 12 млн. грн. Договора аренды заключены лишь на половину из них. На территории Тернопольской области в 2005 году за счет средств НАК «Нефтегаз Украины» построены и введены в эксплуатацию два газопровода протяженностью

25 км стоимостью 4,5 млн. грн. Подобных примеров можно привести немало.

Нарушения в учете и отсутствие юридического закрепления права собственности на имущество газотранспортной инфраструктуры послужили причиной неопределенности источников реновации и развития государственного имущества, то есть амортизационных отчислений и части прибыли.

Все это приводит к крайне низкой эффективности использования госимущества, создает предпосылки для присвоения, безосновательного исключения его из перечня имущества, которое не подлежит приватизации, и общего ухудшения технологического (физического) состояния.

Комиссия пришла, в частности, к выводу, что в случае приведения в соответствие с действующим законодательством порядка использования и учета газопроводов и имущества стоимость государственных и коммунальных активов увеличится по меньшей мере на 1,4 млрд. грн.

При этом определение арендной (концессионной) платы за государственное имущество газотранспортной инфраструктуры, которое находится в пользовании, могло бы обеспечить ежегодные поступления в госбюджет в размере свыше полмиллиарда гривен.

Прошло более двух лет после выводов комиссии, а воз и ныне там.

И в очередной раз очередной председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Олег Дубина заявляет, что «в настоящее время активно анализируется вопрос собственности на газопроводы и отнесения их на соответствующие балансы».

Вместо эпилога

В начале мая Юлия Тимошенко пригрозила облгазам выставить их на повторную продажу, если они не погасят перед ДК «Газ Украина» долги за поставленный природный газ.

«Я поручаю Министерству топлива и энергетики, НАК «Нефтегаз Украины», Фонду госимущества, Министерству экономики: если в течение месяца не будут закрыты долги, за которые несет ответственность облгаз, я прошу начинать процедуру банкротства», — сказала она на совещании с руководителями областей, посвященном расчетам за газ.

Глава правительства также поручила подготовить законопроект, который будет предусматривать временное назначение управляющего от государства в облгаз до завершения процедуры его банкротства и повторной приватизации.

Премьер также потребовала подготовить в течение недели законопроект, в котором указать сроки и ответственных за необеспечение потребителей газовыми счетчиками.

Юлия Владимировна подчеркнула, что газораспределительные сети находятся в критическом состоянии и что власти не вынесли уроков из трагедии в Днепропетровске. Украина, по ее словам, пожинает плоды «безмозгло проведенной приватизации в газовой сфере». Газораспределительные сети практически были отданы «за взятки» в частные руки, отметила Ю. Тимошенко.

Премьер потребовала немедленно принять комплекс мер по реанимации распределительных газопроводов и течение двух недель завершить инвентаризацию газовых сетей.

Она также поручила создать рабочую группу во главе с министром топлива и энергетики Юрием Проданом, которая должна определить объем капиталовложений, необходимый для реконструкции всей газораспределительной системы страны, и подготовить соответствующую программу. «Я хочу через месяц увидеть комплексную программу реконструкции и модернизации газовых сетей», — сказала Ю. Тимошенко.

Премьер также потребовала от облгазов в течение недели перевести все счета в Сбербанк. Она подчеркнула, что Минтопэнерго и Минюст должны разработать алгоритм, как правительство будет действовать, если облгазы этого не сделают.

Итак, прошло почти два месяца, а практически ни одно из поручений премьер-министра не выполнено.

А некоторые из них и выполнить-то невозможно. Какая может быть повторная приватизация предприятия, если не было первой?

Идея банкротства облгазов в случае неуплаты ими долгов за газ в принципе хороша, но для ее реализации необходимо изменить принятый летом 2005 года закон «О мерах, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий ТЭК», запрещающий банкротства в отрасли. Что при неработающей Верховной Раде практически нереально.

Пока государственные мужи размышляют над заданиями премьера, председатели правлений облгазов затаились, большинство граждан страны ожидают очередного резкого повышения цен на природный газ: очевидно, исходя из вышеизложенного, в ближайшем будущем бедные будут платить за богатых еще больше.


Хотите чтобы в вашем доме была установлена автономная газификация? Предлагаем вам прочитать больше информации про автономную газификацию загородного дома и про газгольдер на сайте www.gasholder.ru. Вас это очень заинтересует и в вашем загородном доме будут все условия для полноценного проживания!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

С Темзы выдачи нет

Высокий суд Лондона отказался рассматривать дело о выводе $1,91 млрд. из украинского...

Деловой середнячок

Обращать внимание не на количество ступенек, на которые поднялась наша страна, а...

Изрубленные шашечками

Мало кто из потребителей знает, но в стране полностью отсутствует контроль за...

Регрессивное стимулирование

Глава Минсоцполитики Андрей Рева нашел 10 млрд. грн. для Пенсионного фонда: деньги на...

Экономная экономика — уже не тавтология

Лозунг «Экономика должна быть экономной», озвученный лидером СССР Леонидом...

Не уверен — не возбуждайся

В центре переживаемого Украиной ажиотажного интереса к возобновляемой энергетике...

Загрузка...

За одного профессионала двух «патриотов» дают

Еще 26 октября вице-премьер-министр и министр регионального развития, строительства и...

Поможет ли нам заграница убирать мусор

На Украине была создана современная научно-техническая и производственная база,...

Да не смотрите вы на карту!

Чтобы не ломать традиционный фермерский уклад, но повысить эффективность...

Обратим отходы в пользу

Примерно 40% произведенного продовольствия человечество выбрасывает на свалки

Куриная слепота

У европейских птицеводов не получится доказать незаконность украинского экспорта...

Беларусь готовится к пуску атомного сердца

Реактор Белорусской АЭС находится внутри специального здания, которого не было ни в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка