Год газа

№1–2(802) 13 — 19 января 2017 г. 11 Января 2017 4.3

Следствием стабилизации цен на мировом рынке нефти станет неминуемый рост цен на бензин и дизтопливо в Украине и уход владельцев автотранспорта в эконом-сегмент сжиженного газа

В январе прошлого года тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк, ратовавший за рыночные цены на бензин и дизтопливо, дал поручение главе Антимонопольного комитета разработать формулу ценообразования на нефтепродукты, чтобы можно было отслеживать, как цены на украинских АЗС коррелируют с мировыми нефтяными котировками.

В нынешнем году мы вряд ли дождемся призывов к нефтетрейдерам и розничным торговцам следовать духу рынка. Скорее наоборот, чиновники будут призывать бизнесменов к сознательности и убеждать их умерить аппетиты или даже какое-то время поработать в убыток, поскольку есть все предпосылки к тому, что рыночных цен на горючее украинская экономика может и не выдержать.

В декабре минувшего года члены ОПЕК (Организации стран — экспортеров нефти) и 11 других крупнейших производителей и экспортеров, не входящих в картель, договорились о сокращении производства на предстоящие полгода, с перспективой дальнейшего продления соглашения. После этого практически все эксперты высказали единодушное мнение: 2017-й будет годом ребалансировки нефтяного рынка и стабилизации цен на черное золото.

Это значит, что за двухлетним периодом, во время которого цены на нефть просели до $42—45 за баррель, неминуемо последует период роста цен на нефть.

По мнению старшего аналитика исследовательского подразделения инвестиционного банка Bernstein (США) Нила Бевериджа, $60 за баррель — вполне реалистичная цель на 2017 г., а $70 — на 2018-й.

Если основные игроки мирового рынка черного золота будут выполнять договоренности, то уже в первом полугодии т. г. рынок войдет в фазу дефицита предложения на уровне 800 тыс. баррелей в день. Если же соглашение будет продлено на второе полугодие, то дефицит будет составлять уже 1,5 млн. баррелей в день.

Как считает глава исследований рынка нефти и газа японской компании Nomura Гордон Квон, существует 50%-ная вероятность, что в 2017 г. ценам на нефть удастся закрепиться выше $60 за баррель.

Другие исследователи не столь оптимистичны. В частности, в британском банке Barclays считают, что реальное сокращение производства будет не столь значительным, как заявлено. Поэтому средняя цена на нефть в первом квартале 2017 г. составит $50 за баррель и только во втором поднимется к $60.

Одним из главных факторов, способствующих понижению цен на нефть на мировом рынке, является возможность сланцевой промышленности США повысить собственное производство.

Аналитики ведущих мировых финансовых учреждений выражают единое мнение, что американские промышленники, вдохновленные политикой Дональда Трампа «сделать Америку вновь великой», постараются извлечь максимальную выгоду из растущих цен на нефть.

Однако в мировом масштабе их возможности являются ограниченными, и еще одного обвала цен на нефть не будет. В частности, эксперты инвестбанка Goldman Sachs (США) признают, что реализация соглашения ОПЕК позволит поднять цены до $60 за баррель. Но восстановление объемов производства сланцевой отрасли США заставит нефтяные котировки вернуться к $55 за баррель.

Тем не менее для Украины, где лишь 20% бензина и дизтоплива производится из добытой в стране нефти, а остальное горючее либо завозится в готовом виде, либо производится из импортного сырья, стабилизация на мировом рынке черного золота не несет ничего хорошего.

«К высоким ценам на нефть Украина не готова, — считает аналитик компании Upeco Александр Сиренко, — и трудно даже представить, что нас ожидает, если сценарий стабилизации мирового нефтяного рынка будет реализован».

В настоящее время порядка 50% розничной стоимости бензина и дизтоплива — это налоги. Поэтому если подорожавшее топливо окажется автолюбителям не по карману, это повлечет за собой и снижение доходов казны.

В госбюджете на 2017 г. с 1 апреля т. г. отменен розничный акциз на горючее, который шел в местные бюджеты. Причиной стало его плохое администрирование. Поговаривают, что порядка 70% АЗС его совсем не платили. Особенно это касается владельцев станций по реализации сжиженного углеводородного газа (СУГ).

Впрочем, розничный акциз как таковой не исчез полностью. Его прибавили к базовой ставке, рассчитываемой при производстве и импорте горючего. Местным властям премьер-министр Владимир Гройсман пообещал распределить по регионам порядка 2 млрд. грн., которые ранее планировалось выручить за счет «налога с пистолета».

Тем не менее, как считает Александр Сиренко, уже в этом году властям, возможно, придется подумать и о том, чтобы вернуть ранее действовавшую плавающую ставку акциза.

Впрочем, и так понятно, что следствием дальнейшего повышения цен на бензин и дизтопливо станут уход еще большего количества владельцев автотранспорта в сегмент СУГ и развитие этого рынка, который, несмотря на свою перспективность, до сих пор является не вполне организованным и упорядоченным.

В зависимости от установленного оборудования, вида топлива и цены на него езда на СУГ сейчас на 25—40% дешевле. Разброс цен на оборудование весьма велик: 6—25 тыс. грн. Значение имеют также мощность авто и другие нюансы. Срок же окупаемости оборудования — в прямой зависимости от интенсивности поездок. Однако ситуация складывается таким образом, что перейти на газ сейчас стараются даже владельцы автомобилей премиального класса.

По оценкам Upeco, если в 2015 г. в стране было потреблено 1,8 млн. т бензина и дизтоплива, а также 1,4 млн. т сжиженного газа, то в 2016 г. их потребление почти сравнялось. А в 2017 г. поставщики СУГ имеют все шансы обойти конкурентов.

В настоящий момент некоторые крупные сети автозаправок уже начали развивать собственный сегмент газонаполнительных станций. Тем не менее отношения между владельцами АЗС и АГНКС далеко не безоблачны.

Еще в ноябре минувшего года Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины (ООРНУ) в лице руководителя этой ассоциации Дмитрия Кулика обратилось к министру финансов Александру Данилюку и главе Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нине Южаниной с просьбой увеличить ставку акциза на производство и импорт сжиженного газа до 125 евро/1 тыс. л.

Свое предложение ООРНУ мотивировало низкими ставками акциза на СУГ по сравнению с бензином и дизтопливом, что негативно влияет на потребление последних, тогда как потребление газа непропорционально растет. Кроме того, увеличение ставки позволило бы дополнительно привлечь в бюджет 6 млрд. грн.

Предложение ассоциации, лоббирующей интересы нефте- и бензинотрейдеров, власти пока что оставили без внимания. В нынешнем году базовая ставка акциза на СУГ повышена до 52 евро/1 тыс. л.

Для сравнения, действующая ставка акциза на бензин — 213,5 евро, а на дизтопливо — 139,5 евро. При этом расход СУГ в полтора раза и более выше расхода бензина и дизтоплива.

Однако по мере роста цен на бензин к ним неминуемо будет подтягиваться и СУГ, а власти станут думать о том, как обложить этот сегмент рынка новыми налогами.

Дополнительными рычагами влияния, которыми располагают власти, но почти не пользуются, является выдача разрешений на размещение АГНКС, которые растут как грибы, особенно в крупных городах.

Не урегулирован вопрос качества сжиженного газового топлива. На некоторых периферийных станциях отпуск топлива ведется за наличные, а не с помощью POS-терминалов, чего, конечно же, не увидишь на бензиновых АЗС.

Еще одна особенность отечественного рынка СУГ — его критическая зависимость от российского сжиженного газа. Что, с одной стороны, увеличивает желание властей вводить административные запреты, но, с другой, может вылиться проблемами для потребителей и кризисом перевозок.

Аналитики не первый год говорят о том, что одним из действенных способов насыщения отечественного рынка качественным автомобильным топливом мог бы стать запуск простаивающих НПЗ. Имея совокупные мощности переработки порядка 50 млн. т нефти, эти заводы могли бы не только залить Украину бензином, но и поставлять горючее на экспорт в соседние страны.

Тем не менее, как и год назад, из шести нефтеперерабатывающих заводов работает лишь Кременчугский группы «Приват». Два других НПЗ этой группы — «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья» — остановлены.

Вот уже два года находится под арестом Одесский НПЗ. Его запуск в текущем году проблематичен. Так же как и возобновление работы Лисичанского НПЗ.

Лисичанский «Линик» принадлежит «Роснефти» и якобы находится в процессе продажи израильскому нефтетрейдеру Нисану Моисееву. Но по некоторым данным, производство бензина на «Линике» в 2017-м не планируется. Дело ограничится выпуском битума и полипропилена.

Херсонский НПЗ, принадлежавший покойному владельцу группы «Континиум» Игорю Еремееву, сейчас законсервирован и будет модернизирован. Но когда, неизвестно.

Имея недостаток собственного бензина и засилье российского СУГ, говорить о топливной независимости Украины как о свершившемся факте не приходится. Последствия же стабилизации на мировом нефтяном рынке, как мы выяснили, сулят нашей стране не очень хорошие перспективы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Если лишить аграриев льгот, они начнут работать

В этом тихоокеанском государстве рынок земли существует еще с колониальных времен, в...

Мы не перерабатываем мусор. Поэтому импортируем его!

Всего за два года украинцы стали мусорить на 8% больше

Евродрова вместо газа

С экономической точки зрения производство брикетов из биомассы более привлекательно,...

Цезий и стронций для народа

Чернобыльская зона уже давно стала местом «паломничества» браконьеров, которые...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка