Головы летят

№22 (560) 3 - 9 июня 2011 г. 02 Июня 2011

Реформа ЖКХ в полном разгаре. В этой связи президент Виктор Янукович лично явился на заседание Кабмина 1 июня и сообща с премьером устроили показательный разнос губернаторам, а также другим высшим чиновникам за необоснованно высокие тарифы. Впрочем, важно уже не столько то, кто из начальников на этот раз уйдет на вольные хлеба не по своему желанию, а то, что будет с тарифами ЖКХ дальше.

Пока что Николай Азаров, говоря о вскрытом хаосе в тарифообразовании, поспешил пообещать, что в этом году тарифы больше повышаться не будут. Более того, может статься — слегка понизятся. Не до конца ясен разве что механизм, по которому власти удастся не то что навести порядок в отрасли, а хотя бы минимально ее контролировать.

К вечеру среды стало известно по меньшей мере о трех громких отставках, подписанных Януковичем. Должностей лишились вице-премьер и глава Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Виктор Тихонов, его первый зам Юрий Хиврич (до Тихонова в течение нескольких месяцев возглавлял министерство), а также глава Севастопольской горгосадминистрации Валерий Саратов.

По-видимому, теперь в любой момент можно ожидать отставок чиновников разных уровней и в других названных Азаровым областях: Днепропетровской, Киевской, Луганской, Запорожской, Херсонской и Житомирской. «Правительство рассмотрит вопрос ответственности за потерю контроля в жилищно-коммунальной сфере руководителей этих областей», — отрезал премьер. И продолжил, обращаясь к президенту: «Правительство внесет предложения вам, уважаемый Виктор Федорович, чтобы Президент Украины принял предложения Кабинета Министров по отдельным руководителям регионов, профильному министерству, а также объявил выговор главам областных администраций, которые допустили в своих регионах бесконтрольное повышение тарифов».

Премьер также заявил, что по итогам комплексных проверок тарифообразования на местах выявлен целый ряд махинаций. Здесь включение в местные ЖКХ-тарифы и несуществующих затрат, и реальных потерь, происходящих по вине самих коммунальных предприятий. И получение этими предприятиями по фиктивным документам субвенций на компенсацию разницы между тарифами и затратами. И раздувание местными властями тарифов в некоторых городах до неадекватных размеров (в 2—3 раза выше «экономически обоснованного уровня»).

В общем, нарушений в отрасли, как и следовало ожидать, великое множество. Что, впрочем, было всегда.

Из заявлений президента наиболее любопытным, пожалуй, был тезис о необходимости ревизии деятельности 15 тысяч ныне работающих ОСМД (многие из объединений, по словам Януковича, неэффективны и созданы с грубыми нарушениями и ущемлением прав граждан), а также о планах создания некоего единого органа, который будет регулировать тарифообразование централизованно.

В поисках обоснованного тарифа

Учитывая обязательства перед МВФ, от которого правительство по-прежнему дожидается третьего транша, а также то, что действующие тарифы (см. таблицу) и без того далеки от «экономически обоснованного уровня» (т. е. от реальной стоимости ресурсозатрат на ЖКХ-услуги), трудно поверить, что Кабмину удастся найти какие-либо действенные механизмы, чтобы ощутимо затормозить продолжающийся несколько месяцев кряду рост цен на комуслуги.

Единственной надеждой до сих пор считалось предстоящее заседание Межправительственной украинско-российской комиссии 7 июня в Москве, на котором главы правительств Николай Азаров и Владимир Путин должны снова обсудить вопрос «модернизации» газовых контрактов. Однако учитывая отсутствие каких-либо видимых подвижек в российско-украинском диалоге (по теме как Таможенного союза, так и создания СП «Нафтогазом Украины» и «Газпромом»), до настоящего момента трудно было представить, что российский монополист так уж легко пойдет на сокращение собственных доходов и пересмотрит формулу (см. «2000», «Дело — труба», №21(559), 27.05—2.06.2011).

Как известно, после первого «прорыва» правительства Тимошенко в 2005 г. стоимость импортного газа для украинской экономики начала стремительно расти, и с тех пор уже не останавливалась ни разу. За последние пять лет она увеличилась фактически в 5—6 раз.

В то же время прирост внутренних тарифов на коммунальные услуги (которые напрямую привязаны к средневзвешенной стоимости голубого топлива) все это время происходил куда медленнее — на 15—40% ежегодно и в зависимости от периода и специфики конкретного региона.

Собственно, если учесть безудержный рост мировых цен на нефть (а стоимость газа привязана к стоимости нефти), нынешний год ничем не выделяется на фоне предыдущих. Разница между ценой импорта и действующими внутренними ценами, как и раньше, продолжает увеличиваться, следовательно, государству нужно либо продолжать повышать тарифы, либо изыскивать дополнительные средства, за счет которых оно сможет перекрывать растущий разрыв (т. е. дефицит «Нафтогаза Украины»). Пока даже с учетом опережающего прироста текущих доходов госбюджета (за счет дополнительных поступлений налогов), о котором отчитался Минфин, ясно, что лишних миллиардов на подобные цели у государства просто нет и не предвидится.

С другой стороны, чиновники МВФ не перестают напоминать власти о ее обязательствах — транш stand by придет в страну лишь после реформы пенсионной системы и неоднократного повышения тарифов на газ.

16 мая глава представительства МВФ в Украине Макс Альер поведал, что если до начала сотрудничества по нынешней программе тарифы на газ для населения составляли всего 16% цены импорта, то из-за повышения их в минувшем году на 50% этот уровень поднялся, но все равно незначительно — до 25%. «А мировые цены на нефть и газ растут, поэтому это лишь небольшой шаг», — признал чиновник. И напомнил: в декабрьском меморандуме с МВФ украинская сторона заявила о намерении повысить цены на газ уже в апреле и июне. Однако на данный момент все-таки отказалась от этих планов и теперь пытается убедить фонд, что действующие тарифы и так запредельны — отсутствие у граждан адекватных доходов просто приведет к массовым неплатежам за услуги ЖКХ. Что может оказаться даже опаснее нынешних дисбалансов в отрасли.

Действительно, вплоть до мая тарифы по стране росли практически безостановочно. С начала года цены на жилье, воду, электроэнергию, а также газ и другие виды ЖКХ-услуг, по данным Госкомстата, выросли на 9,2% (только за апрель — на 1,7%, в основном за счет повышения цен на электроэнергию на 15,1%). Правда, началось сезонное (в связи с окончанием холодов) снижение платы за горячую воду и отопление — на 0,5%.

Так или иначе, но судя по официальной статистике, население кое-как справляется со своими новыми обязательствами, его долги за ЖКХ-услуги в апреле слегка уменьшились (на 5,3% по сравнению с мартом). Задолженность сократилась в 24 регионах, а ее средний срок остался на уровне 2,9 месяца.

Насколько же выросла квартплата за последний год (исходя из данных Госкомстата)? Средние начисления за жилкомуслуги по стране на одного владельца лицевого счета (с условным потреблением электроэнергии 150 кВт.ч) в апреле на 33,5% больше, чем ровно год назад, — 340,8 грн.

Еще одна цифра для сравнения: если за весь 2010 г. граждане уплатили за жилкомуслуги 30,1 млрд. грн. (96,6% начисленных за этот период сумм), то уже только за первые четыре месяца 2011-го они заплатили за то же большую часть прошлогодней суммы — 15,6 млрд. грн. (95,9% всех выписанных за этот период счетов). Параллельно затраты на государственные субсидии малоимущим за 4 месяца возросли втрое*.

______________________________________
*В январе—апреле субсидии назначены 463,8 тыс. семей, что составляет 93,6% всех обратившихся и в 2,2 раза превышает их число в 2010 г. Средний размер субсидии для компенсации затрат на оплату жилкомуслуг на одну семью в апреле увеличился в 1,6 раза по сравнению с апрелем 2010-го — до 107,1 грн. При этом 60,8% семей, получивших субсидии в апреле, состоят из одного человека. Самые крупные выплаты — в Севастополе и Киеве (494,7 и 243,6 грн. соответственно), а самые низкие — в Кировоградской, Тернопольской и Херсонской обл. (13,9—31,7 грн.).

Однако проблема куда более глубокая. Если граждане еще кое-как справляются с новыми тарифами, сама коммунальная отрасль прогибается под грузом высоких цен и необходимости дотировать население, и как раз здесь формируется дисбаланс. Например, известно, что довольно быстро увеличивается задолженность предприятий ЖКХ за энергоносители: за газ это уже 11,1 млрд. грн., за электроэнергию — 2,3 млрд. грн. Убытки предприятий отрасли с начала 2011 г. составили свыше 1,5 млрд. грн.

Расчистка завалов

Все просто: внутренняя цена газа для нужд ЖКХ сегодня составляет $164 за тыс. куб. м. А цена покупаемого в РФ составляет во втором квартале почти $300 за тыс. куб. м.

Иными словами, даже с нынешней ценой импорта «Нафтогаз» и предприятия ЖКХ дотируют почти половину стоимости топлива для населения.

Что будет, когда Украине неизбежно придется покупать газ по $350 за тыс. куб. м (уже в третьем квартале), а потом по $400, абсолютно непонятно. С учетом НДС и транспортировки средняя его цена внутри страны (если формулу не поменяют) к четвертому кварталу достигнет отметки более $400.

Минэнерго уже подсчитало, что предстоящий скачок цен потребует повысить стоимость газа для населения уже в этом году минимум в 2,5—3 раза, следовательно, в той или иной мере и всех коммунальных тарифов.

Однако начиная с 25 мая, Николай Азаров делает одно за другим заявления, будто правительство нашло способ тарифы больше не повышать. По словам премьера, Кабмин готовится принять некий единый алгоритм их расчета. «Наш результат будет наглядным и справедливым — во многих случаях тарифы удастся снизить. В любом случае правительство и граждане будут иметь механизм препятствования необоснованному повышению тарифов, — сказал Азаров. — Состояние в этой сфере можно сравнить с запущенной хронической болезнью. Мы выяснили, где необходимо ликвидировать необоснованные накрутки, убрать в несколько раз разницу в тарифах в регионах и городах».

Несколькими днями позже последовало заявление, что уже в течение лета будет завершена финансовая реструктуризация НАК «Нафтогаз Украины» (правда, пока не уточнено, что именно под этим подразумевается).

Как и неясно, идет ли речь о возможных договоренностях с российской стороной, которые пока дорабатываются в закрытом режиме (и, возможно, это в первую очередь служит основой для оптимистичных обещаний Азарова), либо в отрасли действительно выявлены столь масштабные нарушения (и соответственно резервы). Понятно другое: в ЖКХ начинаются глобальные трансформации.

Если верить заявлениям премьера, во-первых, в следующем году на модернизацию инфраструктуры отрасли правительство готовится направить рекордную до сих пор сумму — более 5 млрд. грн.

Во-вторых, в ближайшее время, по-видимому, таки грядут очень серьезные изменения в тарифообразовании и в управлении отраслью. Еще в 2010 г. принят закон «О национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины». А на последнем расширенном заседании Кабмина стало известно, что Минстрой наконец разработал и представил проект указа президента о создании Нацкомиссии регулирования рынка коммунальных услуг.

Хотя роль и функции этого органа окончательно неизвестны, поскольку о его создании говорят уже несколько лет, можно предположить, что реформа тарифообразования будет кардинальной. Частично либо целиком функции расчета тарифов для каждого региона отберут у местных советов и передадут новой структуре. Возможен, впрочем, и смягченный вариант: Нацкомиссия будет регулировать методику расчета, за рамки которой местные органы власти, утверждая цены на услуги ЖКХ, выходить не смогут.

На деле все будет сведено к простому принципу: если стоимость газа или других базовых ресурсов вырастает, местные органы власти не смогут помешать пересмотру тарифа, наращивая долги в коммунальном секторе (как годами делали до сих пор и делают сейчас по политическим соображениям).

Кроме того, на подходе ко второму чтению в парламенте еще один знаковый законопроект — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию порядка расчетов за жилищно-коммунальные услуги и повышение качества их предоставления». Цель законопроекта — введение такого порядка в расчетах, при котором граждане и предприятия будут платить только за реально получаемые услуги. В частности, отношения между предприятиями коммунального хозяйства и потребителями предлагается вести на договорной основе. Потребитель будет иметь выбор: вносить предоплату за уже предоставленную коммунальную услугу или соглашаться на плановые платежи с последующим перерасчетом. Это должно быть четко записано в договоре.

Проект также обязывает коммунальные хозяйства в течение месяца проводить перерасчет оплаты в случае перерыва в предоставлении услуги. А также запрещает коммунальным хозяйствам вводить дополнительные виды услуг, не предусмотренные типовыми договорами.

Наконец, центральные органы исполнительной власти будут отслеживать не только состояние расчетов за коммунальные услуги, но и соблюдение их порядка.

«Прихватизируют» ли отрасль?

Все, что сейчас пытаются проделать с отраслью, безусловно, давно назревшие и перезревшие меры. Однако очень многое указывает еще и на то, что конечным пунктом всех реформ ЖКХ будет не что иное, как приватизация — по крайней мере наиболее лакомых его кусков. И похоже, суть и главный смысл нынешней «расчистки завалов» и «наведения порядка» в отрасли (включая введение другой системы тарифообразования) — это приведение ее в состояние более-менее высоколиквидного актива, привлекательного для инвестора.

В этом году запланирована распродажа оставшихся пакетов государства в облэнерго. 11 апреля Кабмин принял распоряжение о продаже 11 таких предприятий. Позже глава ФГИ Александр Рябченко сообщил, что первые торги планируется провести в конце июня и в июле. ФГИ рассчитывает выручить от продажи 21—50% пакетов компаний не менее 6 млрд. грн. Правда, на данный момент известно, что блокирующие пакеты правительство намерено пока оставить у себя и сохранить контроль над отраслью.

Сегодня более 90% энергоблоков ТЭС отработали свой предельный ресурс эксплуатации, а 65% блоков вышли за предельный физический износ и требуют срочной модернизации или замены. И вроде бы другого выхода, кроме как приватизация, для энергокомпаний нет. Но как показывает практика всех былых распродаж (тех же облэнерго или облгазов), на серьезную модернизацию купленных коммунальных предприятий идут лишь очень немногие новые собственники. Сегодня мы также можем не сомневаться, что то же ожидает и все прочие высокодоходные коммунальные монополии, если они все-таки будут пущены с молотка.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Три года тюрьмы за травлю пчел

Самые безопасные регионы для пчеловодов – Прикарпатье и Закарпатье

Нерест-2021

С первого апреля 2021 года начинается нерестовый запрет на вылов водных биоресурсов....

Украинский чернозем оптом и в розницу

Парламентское большинство поддержкой фермерских хозяйств и катастрофическим...

Когда противогаз не нужен

Киев снова в двадцатке городов с самым грязным в мире воздухом.

Самая массовая экологическая акция

Час Земли — ежегодная международная экологическая акция Всемирного фонда дикой...

Приватизация: дешевле, быстрее, еще быстрее!

В ВР хотят запустить процесс большой приватизации, даже не утвердив перечень...

Без воды виноватые

22 марта – Всемирный день водных ресурсов, учрежденный ООН в 1993 году.

Первоцветы

«Первоцветы» – это обобщённое название для всех рано зацветающих растений, в...

Обитатели водоемов нуждаются в нашей помощи!

Состоялась масштабная Акция «Глоток воздуха» по предупреждению заморных...

Глоток жизни

Прежде чем устанавливать новое дорогостоящее оборудование, надо убрать источники...

Мир на пределе

Брекзит явственно обозначил желание европейских англосаксов создать свою...

Энергетика в обмен на «цивилизационный выбор»

Решение комплекса проблем в украинской энергетике возможно только в рамках...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка