Горючие войны

№13 (859) 30 марта – 5 апреля 2018 г. 28 Марта 2018 3.5

Белорусского и российского бензина должно быть как минимум в два раза меньше

Контролируемое Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым ПАО «Укртатнафта», работающее на мощностях крупнейшего в стране переработчика нефтепродуктов — Кременчугского НПЗ, инициировало специальное расследование против засилья на украинском рынке импортного топлива.

Соответствующее заявление было опубликовано на сайте компании 22 марта. В данном случае речь идет о сокращении ввоза в страну российского и белорусского бензина и дизтоплива, доля которых на украинском рынке в последние годы достигает 60—80%.

Спецрасследование по заявлению «Укртатнафты» должна провести Межведомственная комиссия по международной торговле Министерства экономического развития и торговли Украины (МКМТ МЭРТ). По итогам такого разбирательства квота на поставку топлива из какой-то одной страны происхождения может быть ограничена 30% рынка, а дополнительный импорт будет облагаться таможенными пошлинами.

«Укртатнафта» пояснила свое заявление в МКМТ европейской практикой энергобезопасности, когда именно механизм квотирования позволяет достичь диверсификации поставок, избегая роста цен и дефицита топлива на рынке.

Как утверждают представители этой компании, именно стремительный рост импорта готового топлива за последние 12 лет привел к едва ли не полной остановке нефтеперерабатывающей отрасли.

Не менее важным мотивом требовать введения ограничений для предприятия представляется невозможность увеличения сбыта собственной продукции. Еще во второй половине 2016 г. государственная нефтяная компания Азербайджана — SOCAR поставила «Укртатнафте» иранский газовый конденсат, благодаря которому объем переработки Кременчугского НПЗ увеличился на 11%.

В минувшем году «Укртатнафта» с помощью государственной «Укртранснафты» начала трубопроводные поставки азербайджанской нефти сорта Azery Light по маршруту «Одесса»/МНТ «Южный» — Кременчугский НПЗ.

Всего этим маршрутом на предприятие должно было поступить 1,3 млн. т нефти с перспективами дальнейшего увеличения. Азербайджанская легкая нефть позволила бы нарастить объем переработки еще на 41%. Благодаря нефти Каспия «Укртатнафта» полностью перешла на производство топлива стандарта Euro-5.

Однако более точно оценить объемы сотрудничества группы «Приват» с Азербайджаном участники рынка не могут. Эта информация закрыта не только для журналистов или профильных ассоциаций, но якобы даже для правительства Украины.

Начальник управления по связям с общественностью ПАО «Укртатнафта» Сергей Биленький пояснил это тем, что компания еще не обнародовала итоги деятельности за 2017 г. Возможно, это будет сделано позже.

По мнению же представителей «Нефтегазовой ассоциации Украины» (НАУ), объединяющей полтора десятка крупнейших трейдеров, в том числе сети автозаправок — WOG, ОККО, Shell, AMIC, Socar, KLO, «Параллель» и др., а также оптовых поставщиков, обеспечивающих примерно половину розничной торговли и около 80% рынка импорта нефтепродуктов, такая секретность — не что иное, как попытка очередного передела на топливном рынке.

Президент НАУ Дмитрий Кулик заявил, что в эпоху дифференцированных налогов на нефтепродукты импортного и отечественного производства в пользу последних производители бензина вместо того, чтобы инвестировать в производство, улучшать качество или снижать цены, «сняли сливки с маржи и похоронили нефтеперерабатывающую промышленность Украины».

Таким образом, в ассоциации прямо дали понять, что нынешняя инициатива «Укртатнафты» приведет к повышению цен на рынке горючего.

Последняя попытка группы «Приват» провести совместно с ТНК-ВР спецрасследование против импорта и ввести дополнительные пошлины в размере 132 евро/т, наблюдалась в 2011—2012 гг. Тогда МКМТ отказала заявителям.

Сейчас же, настаивая на выполнении Энергетической стратегии Украины и межгосударственных договоренностей с Азербайджаном, крупнейший частный нефтехолдинг Украины ставит МЭРТ в весьма затруднительное положение.

С одной стороны, достичь увеличения собственной переработки как минимум до 50% реализуемого в стране бензина и дизтоплива без участия Кременчугского НПЗ проблематично. С другой — пошлина в 132 евро/т — это дополнительные 4 грн./л при покупке горючего на АЗС, которые никак не скажутся на рыночном положении группы «Приват», но будут играть против импортеров российских и белорусских нефтепродуктов.

Вертикально интегрированная структура нефтяного бизнеса Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, предусматривающая участие в добыче нефти полугосударственной «Укрнафты», контроль над крупнейшим переработчиком — ПАО «Укртатнафта» и собственная сеть в 1,5 тыс. АЗС по всем регионам и так позволяет «Привату» удерживать стоимость своего топлива на 2—3 грн. дешевле импортеров. Даже если его качество оставляет желать лучшего по сравнению с российским, белорусским, прибалтийским, польским или румынским бензином.

Продавив дополнительные пошлины, «Приват» не только увеличит объем переработки, но и получит дополнительную прибыль, оставшись при этом самым дешевым поставщиком топлива на украинском рынке.

Эксперты отмечают, что на этот раз «Приват» весьма фундаментально подготовился к лоббированию выгодного для себя решения. Подготовка общественного мнения к необходимости обложить российский и белорусский бензин дополнительным налогом ведется уже минимум месяц.

В конце февраля эту идею на 9-м украинском ежегодном энергетическом форуме Института Адама Смита высказал руководитель направления Downstream «Укрнафты» Олег Гез.

Тогда же правительство Украины рассмотрело представленные МЭРТ изменения в законодательстве, связанные с торговой защитой внутреннего производителя.

Речь идет о новых редакциях законов «О защите от демпингового импорта», «О защите от субсидированного импорта», «О защитных мерах», а также изменениях в Хозяйственный и Таможенный кодексы Украины, формально инициированные вице-премьер министром, главой МЭРТ Степаном Кубивом.

В пояснительной записке к этим документам говорится о совершенствовании торговой политики с учетом вызовов современности. Вводится понятие защитной тарифной квоты, которая может применяться в зависимости от объемов импорта того или иного товара. Расширяется применение специальной лицензии к товарам, являющимся объектом защитной тарифной квоты.

Понятие специальных расследований меняется на понятие защитных расследований, специальных мер — на защитные меры, а специальной пошлины — на защитную пошлину.

При этом хорошо бы, чтобы защищаясь от российского бензина, Украина увеличивала внутреннюю добычу и переработку, заодно расширяя географию импортных поставок нефтепродуктов. В противном случае решение МКМТ о пошлинах будет способствовать монополизации рынка, а дополнительные гривни, которыми перевозчики оплатят эти меры, добавят несколько пунктов в индекс инфляции.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Украинцы стали меньше заправляться бензином

В июне 2018 года объемы потребления бензина моторного сократились на 12,6% в сравнении с...

Украина проиграла апелляцию по иску российской...

Украина должна выплатить Татнефти $112 млн и проценты

Украинцы протестуют против повышения цен на бензин

Премьер-министру Гройсману передали требования предотвратить прогнозируемое...

Эксперт: рост цен на топливо объективен, однако он...

Правительство не приняло действенных мер по урегулированию ситуации

Загрузка...

Премия за риск

Власть задумалась о льготах бизнесу поблизости от зоны разграничения на Донбассе. И не...

Золотое кольцо Омеляна

Если железные дороги будут развиваться такими темпами, как сейчас, то через 20 лет из 20...

Ассоциация с коньяком

Украинским производителям напомнили о необходимости переименования отечественного...

Народные избранники ополчились против курения

Искусственный никотин, входящий в состав жидкостей для электронных сигарет,...

Строительная амнистия

В сентябре Минрегион обещает запустить механизм бессрочной строительной амнистии....

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка