Изрубленные шашечками

№48 (885) 30 ноября — 6 декабря 2018 г. 28 Ноября 2018 4.7

Мы не грачи, грачи не мы

В Украине существует грандиозный сектор экономики, который на 98% находится в тени. За год через него проходит 280 млн. потребителей, которых не защищает закон, ведь 220 тыс. человек, предоставляющих здесь услуги, не светятся на радарах государства. Как и 40 млрд. грн. годового оборота, с которых не уплачиваются налоги. Но самое главное — наличие нелегального рынка напрочь убивает тех редчайших предпринимателей, которые пытаются работать по правилам. Мы все видим этого монстра каждый день — это рынок такси.

Попытки регулировать данный рынок предпринимались в Украине неоднократно и всегда заканчивались провалом. Доля теневого сектора в этом бизнесе почти не растет просто потому, что больше некуда. Пассажир, воспользовавшийся такси, имеет не больше возможностей защитить свои права на высококачественную и безопасную услугу, чем потребитель героина, заказавший «закладку».

Почему государству не удается навести даже иллюзию порядка в отрасли? Подсказки на ответ можно попытаться найти в масштабном исследовании экспертов Офиса эффективного регулирования (BRDO) — неправительственной независимой организации, которая финансируется Европейским Союзом. Аналитики BRDO изучали правовое поле, в котором работает рынок, и обнаружили премного любопытного.

Вези втемную

Как рынок, на котором работает более 200 тыс. авто, вообще может находиться в тени? Как белая выручка в секторе может составлять только 0,5% от реальной?

Если посмотреть на статистику фискалов, то окажется, что в Украине работает около 456 юридических лиц, оказывающих услуги такси, и около 10 тыс. индивидуальных предпринимателей-физлиц (ФОПов). Компании с историей не стесняются показывать из года в год среднюю убыточность на уровне 30% (а в 2014 г. она вообще приближалась к 90%).

В то же время месячная выручка таксиста в Киеве может достигать 75 тыс. грн. в месяц с машины, а чистая прибыль — 50 тыс. грн. Но светят ФОПы официальные ежемесячные доходы на уровне 4,9 тыс. грн., что даже меньше официальной зарплаты в отрасли.

Количество нелицензированных перевозчиков более чем в 15 раз превосходит число лицензированных — и это при том, что и последние светят не всю свою выручку. Более того, даже немногие оставшиеся на свету уходят в тень: за прошлый год 8 тыс. лицензированных перевозчиков закрыли свои ФОПы.

Причина: работать легально становится не просто невыгодно, а почти невозможно. Например, схлопотать штраф за незаконную предпринимательскую деятельность таксисту без лицензии невозможно. А лицензированный перевозчик запросто получит штраф до 34 тыс. грн. по результатам всего одной недружественной проверки.

Даже ФОП по упрощенной процедуре должен платить минимум 744 грн. единого налога в месяц и единый социальный ежемесячный взнос в размере 819 грн. Нелегалы же не платят ничего, напротив, могут даже получать пособие по безработице.

Кроме того, легальному перевозчику нужно поставить дорогостоящий таксометр — до 10 тыс. грн. и банковский терминал за 15 тыс. грн.

Вывод: созданы все условия, чтобы легальные таксисты проигрывали нелегальным перевозчикам.

Девушки на вызове

Одно из самых оригинальных современных изобретений — т. н. диспетчерские службы, которые на деле являются информационными прокладками. Большинство служб такси, названия и номера которых встречаются в рекламах, не имеют ни одной машины — они лишь передают заказы орде нелегалов.

В стране работает примерно 1600 диспетчерских служб — и только 120 из них имеют лицензию. Впрочем, и последние запросто могут использовать в своей деятельности нелицензированных перевозчиков.

И снова — легальные диспетчерские должны платить налог на прибыль в размере 18% и военный сбор 1,5%. Даже ФОПы — 5% от доходов. А нелегалы за счет экономии на налогах предлагают перевозчикам комиссию на 5—20% ниже и этим вытесняют честных игроков с рынка. В результате примерно 99% диспетчерских служб работают нелегально!

Служба такси за грабежи не отвечает

Самый незащищенный человек в этой отрасли — потребитель, клиент. Мало того, что ему никто и никак не гарантирует качества услуги, ему и безопасности никто не гарантирует. И даже возмещения ущерба в случае ДТП!

Обратите внимание, что диспетчерская, через которую вы вызвали машину, согласно отечественным законам не несет никакой ответственности перед пассажиром в случае инцидента (например, ДТП, повреждение багажа, ограбление водителем и т. д.).

Согласно «Правилам предоставления услуг пассажирского транспорта» формально несет ответственность за жизнь и здоровье пассажиров лишь водитель. Но, во-первых, нигде не указано, какую(!), а во-вторых — это касается только официальных водителей такси, а не нелегалов.

Кроме того, даже по автоцивилке в случае ДТП возмещению подлежат лишь документально подтвержденные затраты на лечение (а их часто невозможно оформить). Если же вы сели в такси на евробляхах — вы просто безропотная жертва.

Но даже легальные перевозчики в большинстве случаев игнорируют норму об обязательном персональном страховании пассажиров — просто потому, что никто выполнение этой нормы не проверяет!

Лучше играйте в лотерею

Самое забавное, что при таком бардаке и полном отсутствии контроля рынок перевозок такси регулируется аж 40 регуляторными актами, в т. ч. девятью законами, тремя кодексами, четырнадцатью постановлениями, двумя распоряжениями и двенадцатью приказами.

Однако 40% всех этих нормативных актов рынка имеют признаки незаконных или неактуальных.

Но и выполнение оставшихся никто не спешить контролировать. Например, знаете, что нужно, чтобы доказать факт нелегальной перевозки пассажиров? Нет, заявления самого спохватившегося клиента, не обнаружившего нужных документов у перевозчика, недостаточно. Для этого инспектор «Укртрансбезпеки» должен провести т. н. «контрольную закупку» — вызвать такси через диспетчерскую и убедиться, что водитель не имеет лицензии.

Но чтобы привлечь нарушителя к административной ответственности, инспектор должен проделать тот же трюк с тем же водителем три раза за год — чтобы доказать систематичность нарушения! Учитывая, что с одной диспетчерской могут сотрудничать сотни водителей, в реальности инспектору проще трижды выиграть в лотерею, чем оформить один штраф до 34 тыс. грн.

В то же время существуют простые и очевидные варианты радикально осложнить жизнь нелегалам — например, ввести недвусмысленный запрет на использование в рекламе и оформлении машин опознавательных графических знаков такси: шашечек, надписей «такси», спецфонарей и пр. Само наличие таких нарушений можно толковать как незаконную предпринимательскую деятельность.

Эксперты подсчитали, что для полного контроля над выполнением такой нормы нужно всего-навсего 5 дополнительных патрульных полицейских на 1 млн. населения!

Попутки — это не такси

Нельзя не упомянуть о таком революционном инструменте, как современные онлайн-платформы, сделавшие возможными сервис-агрегаторы заказа такси. Это нашумевшие Uber, Uklon и пр.

Несмотря на популярность и все большую долю рынка, которую они отъедают у традиционных телефонных служб, по сути они мало чем отличаются от обычных диспетчерских. Скажем, Uber чудесно работает с нелицензированными перевозчиками, лишь бы они платили ежедневно 10% выручки.

Другая ситуация с сервисом райдшеринга (ridesharing) и карпулинга (carpooling). Пусть вас не пугает неуклюжая транслитерация — это банальный поиск коммерческих попутчиков, ставший популярным благодаря сервису BlaBlaCar и аналогам.

Эти сервисы работают в серой зоне, поскольку их деятельность реально определяется как услуги такси. Но на деле она таковой не является, поскольку не ориентирована на получение прибыли — лишь на компенсацию части расходов водителя, которые он перекладывает на кошелек попутчиков. Кроме того, клиент в данном случае не может выбирать маршрут в классическом значении. Разумнее было бы прекратить попытки прилепить к подобным сервисам метку «такси» и позволить легально работать им в правовом поле без ограничений.

Не тех лицензировали

Есть ли выход из странной ситуации с грандиозным нелегальным рынком? Анализ проведенной экспертами BRDO работы позволяет предположить, что он заключается в радикальном шаге — полной отмене лицензирования услуг такси. Все равно эти лицензии абсолютно не работают!

Фактически после отмены ГАИ в 2015 г. ни одна живая душа эффективно не контролировала наличие лицензий у перевозчиков. Нет даже механизма, который позволял бы зафиксировать факт нелегальной перевозки пассажира. Нет способов, которые позволяли бы карать диспетчерские службы за работу с нелегальными перевозчиками.

Все это приводит к выводу, что проще легализовать современное положение дел, чем с ним бороться. При этом, конечно, процесс легализации должен привести к росту налоговых поступлений и защите клиентов, повышению качества услуг.

Как это сделать? Первым делом отменить лицензии на перевозку пассажиров на такси. Как минимум это уберет коррупционную составляющую и поставит всех в одинаковые условия.

Гораздо проще выдавать платные(!) краткосрочные, до года, разрешения для работы в качестве такси. Контролировать наличие такого документа значительно проще, особенно если увязать разрешение с правом наносить на авто соответствующую маркировку и атрибутику. Плата за такое разрешение будет засчитываться как выплата всех налогов, и водителю не придется заниматься бюрократической волокитой с оформлением ФОПа и администрированием сборов.

Это позволит гибко и легально работать на рынке и тем людям, которых отпугивала текущая ситуация, позволит работать в правовом поле всем игрокам. А госорганы получат возможность просто и легко осуществлять контроль за рынком.

С другой стороны, сами аналитики Офиса эффективного регулирования предлагают ввести лицензирование в отрасли — но для совсем другой категории, для агрегаторов и диспетчерских служб.

Именно эти структуры в современной модели работы такси аккумулируют всю информацию о происходящем — следовательно, есть смысл требовать у них отчетности как о договорах с перевозчиками, так и о заказах, которые проходят через систему. Чтобы уменьшить возможность сокрытия реальных данных, предлагается обязать диспетчерские службы использовать сертифицированные системы учета заказов. А чтобы исключить коррупционную составляющую и сделать эту норму мягкой для рынка, — предоставлять такое программное обеспечение бизнесу бесплатно.

Но будет ли работать такое лицензирование информационно-диспетчерских служб, если сегодня не работает лицензирование перевозчиков? Будет, если увязать наличие лицензии все с тем же правом на рекламу и использование специальных атрибутов такси. Специалисты подсчитали — для контроля здесь совершенно не нужен раздутый госаппарат: на всю страну достаточно пяти сотрудников, а общий бюджет структуры не превысит 900 тыс. грн. в год, т. е. гораздо меньше, чем она заработает.

По самым скромным подсчетам, выведение рынка такси из тени может принести в бюджет и Пенсионный фонд от 4 млрд. грн. в год. И что еще важнее — сделает каждую поездку каждого клиента чуть безопаснее.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

С Темзы выдачи нет

Высокий суд Лондона отказался рассматривать дело о выводе $1,91 млрд. из украинского...

Деловой середнячок

Обращать внимание не на количество ступенек, на которые поднялась наша страна, а...

Регрессивное стимулирование

Глава Минсоцполитики Андрей Рева нашел 10 млрд. грн. для Пенсионного фонда: деньги на...

Экономная экономика — уже не тавтология

Лозунг «Экономика должна быть экономной», озвученный лидером СССР Леонидом...

Не уверен — не возбуждайся

В центре переживаемого Украиной ажиотажного интереса к возобновляемой энергетике...

За одного профессионала двух «патриотов» дают

Еще 26 октября вице-премьер-министр и министр регионального развития, строительства и...

Загрузка...

Поможет ли нам заграница убирать мусор

На Украине была создана современная научно-техническая и производственная база,...

Да не смотрите вы на карту!

Чтобы не ломать традиционный фермерский уклад, но повысить эффективность...

Обратим отходы в пользу

Примерно 40% произведенного продовольствия человечество выбрасывает на свалки

Куриная слепота

У европейских птицеводов не получится доказать незаконность украинского экспорта...

Беларусь готовится к пуску атомного сердца

Реактор Белорусской АЭС находится внутри специального здания, которого не было ни в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка