Экспансия украинских круассанов

№6(972) 11 – 17 февраля 11 Февраля 2021

В конце января Министерство экономического развития, торговли и сельского хозяйства помпезно отчиталось, что Украина стала вторым крупнейшим в мире экспортером зерновых культур в 2019—2020 маркетинговом году.

Безусловно, этот факт можно считать большой «перемогой», если применять к Украине критерии успеха пресловутой «аграрной сверхдержавы».

Формально Украина имеет план собственной торговой стратегии и специализированные ведомства, которые занимаются продвижением отечественного экспорта на внешние рынки сбыта. Вот только, кроме кукурузы, пшеницы, шрота и подсолнечного масла, Украина, по большому счету, больше ничего и не продает на глобальных рынках.

Живой труп экспортной политики

Минэкономики Украины со ссылкой на данные министерства сельского хозяйства США радостно отрапортовало, что Украина заняла второе место по объему продаж ячменя, четвертое — по экспорту кукурузы и пятое — по поставкам пшеницы.

«Украина является важным игроком на международном рынке зерна, одним из гарантов продовольственной безопасности в мире и имеет потенциал в наращивании производства и экспорта зерновых. По результатам 2019/20 МГ в совокупности по объему экспорта всех зерновых культур Украина стала «серебряным призером», пропустив вперед только США», — не без ноток гордости и пафоса прокомментировал рейтинги заместитель министра экономики и торговый представитель Украины Тарас Качка.

Конечно, можно гордо разбрасываться громкими заявлениями о статусе «мирового гаранта продовольственной безопасности», но это выглядит попросту смешно, особенно на фоне зависимости внутреннего рынка продовольствия от поставок импортных продуктов питания. Кроме того, что подобные победные реляции выглядят нелепо и необоснованно, так еще и возникает предательский вопрос, есть ли тут чем гордиться и хвастаться.

Украине никто и не препятствует в продвижении на внешние рынки низкомаржинального сельскохозяйственного сырья, где мы конкурируем с другими странами третьего мира. Наоборот, развитые страны, потребляющие сырьевые товары, всячески приветствуют конкуренцию на рынке сырья. Это ведет к удешевлению сырьевых ресурсов, которые необходимы перерабатывающей промышленности развитых стран. Вопрос в том, есть ли у Украины хоть какой-то задел для потенциального конкурирования на рынках высокотехнологичной, промышленной продукции.

В условиях крайне интенсивной глобальной конкуренции государства ведут ожесточенную борьбу за мировые рынки сбыта. У каждого — свои методы и подходы к продвижению отечественного экспорта. США, например, не стесняются применять экономическое давление путем введения санкций, имеющих свойство экстерриториальности — благодаря глобальному статусу доллара как платежного средства. Нередко применяется и военная сила или угроза применения военной силы — «дипломатия канонерок».

Впрочем, если оставить за рамками «спецвозможности» пула мировых держав, универсальным механизмом по продвижению экспорта для всех государств являются экспортно-кредитные агентства. Такие структуры занимаются поддержкой национального экспорта, обеспечивая:

— кредитование внешнеторговых операций;

— государственные гарантии по экспортным кредитам;

— страхование экспортных кредитов и сделок от политических и прочих рисков;

— организационную и информационно-аналитическую поддержку.

Экспортно-кредитные агентства могут быть государственными (Eximbank в США, ECGD в Великобритании), частными (Euler-Hermes в Германии, COFACE во Франции) или смешанного типа (CESCE в Испании, SEK в Швеции). В 2016 г. Украина приняла базу для создания своего экспортного агентства на основе закона «Об обеспечении масштабной экспансии экспорта товаров (работ, услуг) украинского происхождения».

Формально структура была создана в 2018 г. — постановлением Кабмина об учреждении частного акционерного общества «Экспортно-кредитное агентство» (ЭКА) при Министерстве экономического развития. Однако проблема в том, что агентство де-факто до сих пор не функционирует. Не последнюю роль в этом сыграли западные «партнеры», а также их послушные глашатаи в Украине.

Проблемы запуска работы «Экспортно-кредитного агентства» очень подробно описаны в аналитической записке отдела внешнеэкономической политики Национального института стратегических исследований. В документе недвусмысленно указывается, что в 2016 г. тогдашний глава НБУ Валерия Гонтарева и торговый представитель Украины Наталья Микольская фактически саботировали создание и запуск ЭКА, ссылаясь на то, что это вызывает негодование внешних кредиторов.

В итоге фактический запрет на запуск собственного экспортно-кредитного агентства был прописан в меморандуме с МВФ.

«По инициативе украинских чиновников политические руководители государства подписались в Меморандуме об экономической и финансовой политике в отношении программы расширенного финансирования с МВФ под обязательством пункта 13, подпункта f «воздержаться от практического запуска ЭКА ...» — указано в документе Нацинститута стратегических исследований.

Впоследствии при оживлении темы экспортного агентства представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман не без удовольствия напоминал: «Фонд ожидает выполнения взятого Украиной обязательства по ЭКА в указанном меморандуме».

Де-факто с 2016 г. проблема так и не сдвинулась с мертвой точки. Судя по финансовым документам ЭКА и его деятельности, агентство почти не финансируется. С практической точки зрения ведомство мертво, а с функциональной — безнадежно импотентно. Довольны таким положением дел разве что в руководстве сего учреждения, которое исправно получает зарплату (согласно бухгалтерским ведомостям).

Офисов много, а толку чуть

Еще одной структурой, которая должна способствовать украинскому экспорту, является Офис по продвижению экспорта Украины при Минэкономики, который Кабмин создал в 2015 г. (его функционально «трансформировали» до 2018 г.). К слову, офис располагается по тому же адресу, где уже зарегистрировано недееспособное экспортное агентство.

Как указано на сайте Офиса экспорта, он создан с целью «поддержки и продвижения экспорта товаров, работ и услуг украинских производителей, а также участия в реализации экспортной стратегии Украины («дорожной карты» стратегического развития торговли) на 2017—2021 годы».

О функциональной и практичной полезности работы офиса можно судить по его отчету о результатах деятельности за 2020 г. Документ состоит из общих данных о количестве проведенных «круглых столов», тренингов и семинаров, написанных аналитических исследованиях и некоторых скромных успехах по итогам участия в различных международных торговых выставках. Едва ли не самым главным достижением ведомства указано создание «единого экспортного веб-портала».

«Создание единого веб-портала является одним из ключевых мероприятий Экспортной стратегии Украины («дорожной карты» стратегического развития торговли) на 2017—2021 гг., которые предназначены для раскрытия экспортного потенциала Украины», — указано в годичном отчете.

Если создание сайта — это «одно из ключевых мероприятий», то можно не удивляться, что титанические усилия по стратегическому развитию торговли, которые предпринимались на протяжении последних четырех лет, как-то не особо заметны. Впрочем, веб-портал и тот создан за счет донорской организации из Германии.

Также особо радуют выдающиеся успехи сотрудников офиса по раскрутке сайта и популярности учреждения в социальных сетях, статистике о клиентах офиса в 2020 г.

Об эффективности можно судить и по информационным отчетам о работе ведомства. Например, в разделе статей последний материал о каких-то конкретных достижениях датирован апрелем 2020 г. Это текст под заголовком «История успеха: как национальный производитель круассанов покорил рынок Грузии». Что ж, если сильно захотеть, то большим успехом можно считать и «экспортное вторжение» украинских круассанов в Грузию.

Но интереснее всего выглядит структура финансирования Офиса по продвижению экспорта. Доля государственных денег в общем бюджете (на секундочку!) государственного учреждения составляет всего 36%. Большинство мероприятий и программ профинансировали структуры ЕС, Агентство США по международному развитию (USAID), МИД Канады, посольство Швеции, немецкая федеральная компания Deutsche Gesellschaft fu..r internationale Zusammenarbeit, а также (да простят нас, грешных, все строители советской экономической империи) — МИД Эстонии.

Безусловно, можно порадоваться столь активной и разносторонней помощи. Но следует задаться одним простым вопросом: если госструктуру, которая отвечает за реализацию украинской торговой стратегии, финансируют иностранные доноры, то украинская ли торговая стратегия реализуется на практике? Вопрос, очевидно, для «знатоков» в Кабмине.

Правительство же мало волнует не только вопрос финансирования Офиса по продвижению экспорта, но и структурное управление этим учреждением. Офис был создан при Министерстве экономического развития, что вполне логично с точки зрения его функциональных задач. Однако постановлением от 2 сентября 2020 г. Кабмин передал учреждение Хозяйственно-финансовому департаменту Секретариата КМУ. Действительно, к вопросам продвижения экспорта Секретариат Кабмина имеет куда больше отношения, чем какое-то Министерство экономического развития и торговли.

Впрочем, назначение директором офиса человека, который при этом работает в иностранной коммерческой фирме и «грантоедской» организации, — это неоспоримый залог «успешности» госструктуры, которая якобы должна заниматься продвижением экспорта в разрезе национальных экономических интересов государства.

Извилистая тропа «аграрной сверхдержавы»

Формально при наличии двух структур, которые нацелены на поддержку отечественного экспорта, на практике имеем функциональный вакуум в государственной политике по продвижению украинских товаров на внешние рынки. Западные «партнеры» или напрямую саботируют создание профильных экспортных структур, или же полностью контролируют их работу через «карманное» финансирование и подотчетное руководство. Понятно, что другой вопрос — в структуре экономики Украины, которая и задает тон экспортной направленности в торговле страны.

Однако бесспорным является тот факт, что эффективная национальная политика по лоббированию экспорта априори не может существовать за счет грантового финансирования извне. Конечно, если не верить в теорию «великого альтруизма» коллективного Запада, который во вред себе хочет создать из Украины мощного, высокотехнологичного и конкурентоспособного на глобальном рынке производителя-экспортера.

Не зря народная пословица гласит: «Дурень думкою багатіє».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Палитра украинского земельного латифундизма

В сегменте крупного аграрного бизнеса иностранцы контролируют 50-70% ниши крупнейших...

Три года тюрьмы за травлю пчел

Самые безопасные регионы для пчеловодов – Прикарпатье и Закарпатье

Нерест-2021

С первого апреля 2021 года начинается нерестовый запрет на вылов водных биоресурсов....

Украинский чернозем оптом и в розницу

Парламентское большинство поддержкой фермерских хозяйств и катастрофическим...

Когда противогаз не нужен

Киев снова в двадцатке городов с самым грязным в мире воздухом.

Самая массовая экологическая акция

Час Земли — ежегодная международная экологическая акция Всемирного фонда дикой...

Приватизация: дешевле, быстрее, еще быстрее!

В ВР хотят запустить процесс большой приватизации, даже не утвердив перечень...

Без воды виноватые

22 марта – Всемирный день водных ресурсов, учрежденный ООН в 1993 году.

Первоцветы

«Первоцветы» – это обобщённое название для всех рано зацветающих растений, в...

Обитатели водоемов нуждаются в нашей помощи!

Состоялась масштабная Акция «Глоток воздуха» по предупреждению заморных...

Глоток жизни

Прежде чем устанавливать новое дорогостоящее оборудование, надо убрать источники...

Мир на пределе

Брекзит явственно обозначил желание европейских англосаксов создать свою...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка