Как увеличить доходную часть бюджета

№45(929) 8 — 14 ноября 2019 г. 06 Ноября 2019 5

При распаде СССР Украина по уровню своего развития входила в число десяти индустриально развитых стран мира и занимала 6-e место в Европе. К 2019 г. Украина превратилась в одну из беднейших стран Европы. Численность населения снизилась более чем на 15 млн. чел. (точные данные отсутствуют), уровень жизни стал ниже, чем в 2013 г., а когда уровень ВВП достигнет 1991 г. — одному Богу известно.

Что же случилось с Украиной, кто виноват в таком бедственном положении? Все годы после независимости кивают на Россию — из-за нее, внешнего врага, украинцы живут так плохо. При этом не замечают врага внутреннего. А внутренний враг — это сребролюбие правящей элиты и олигархов.

Оказывается, не всем плохо: сто самых богатых людей в Украине, согласно информации СМИ, обладают состоянием около 37,5 млрд. долл., а это около половины годового бюджета всего нашего государства (для сравнения: минимальная зарплата — 4,17 тыс. грн./мес., прожиточный минимум — 1,94 тыс. грн.). Причем состояние этих ста самых богатых людей растет в 12 раз быстрее, чем ВВП всей страны. Что свидетельствует о неэффективной системе налогообложения или об успешном уклонении от уплаты налогов наиболее богатыми людьми.

Стартовые условия в 2019 г. для выхода Украины из глубокого экономического кризиса и демографической катастрофы очень неблагоприятные. Есть ли выход из кризиса? Есть. Но где взять деньги для экономического рывка и существенного наполнения бюджета?

Для увеличения доходной части бюджета партия «Слуга народа» и Кабмин наметили отменить с 2020 г. мораторий на продажу земли и провести дальнейшую существенную приватизацию предприятий. Однако земля является стратегическим запасом Украины и ее продажа в условиях низкой цены на землю, бедности населения приведет к очередному ограблению украинцев. Как это уже происходило с приватизацией предприятий.

Стремление продать землю напоминает действия неразумного сына, который продал все, что заработали предыдущие поколения (деды и отцы), и теперь собирается продать последнее, что осталось, — жилье, не задумываясь о том, на что он будет жить дальше, когда эти деньги закончатся.

Когда-то цивилизованные европейцы за бусы и зеркала выменивали у индейцев золото. Точно так же цивилизованные западные предприниматели за раскрашенные «фантики» смогут скупить украинскую землю.

Кроме того, как показал украинский опыт, приватизация предприятий не приведет к существенному росту доходов и экономики страны. Доходы хозяев предприятий возрастут, а доходы государства в долговременной перспективе уменьшатся.

Как же существенно увеличить доходную часть бюджета страны, не прибегая к продаже земли и приватизации предприятий? Для этого не надо изобретать велосипед. Прежде всего надо остановить войну на востоке страны, восстановить торговые и экономические отношения с Россией, возродить промышленность. Кроме того, существенно изменить систему налогообложения.

Перейти от системы налогообложения с фиксированной ставкой налога на доходы физических лиц (18%) на новую систему с прогрессивным налогообложением. Такая система налогообложения с успехом действует во многих развитых странах мира — в США, Китае, Германии, Франции, Швеции, Канаде, Израиле и других. Суть этой системы в том, что те, кто имеет больше дохода, вносят больше средств в бюджет страны. Т. е. «взносы» богатых людей в бюджет существенно превышают поступления от бедных. Чем больше доход физического лица, тем выше ставка налогообложения.

Для наглядности кратко рассмотрим системы налогообложения в некоторых странах. В Швеции (и Канаде) налоги платятся с годового дохода раз в год. Основными составляющими от сбора налогов являются налог на доход физлиц и налог на прибыль предприятий. В Швеции подоходный налог состоит из двух частей. Одна часть поступает в муниципальный бюджет (от 29% до 34%), а другая — в национальный (от 20% до 34%). Налог на прирост капитала составляет 30%, налог на прибыль компаний — 21,4%, налог на добавленную стоимость (НДС) — 25%. Штраф при недостоверной информации о доходах составляет 40% суммы скрытого дохода (см. табл. 1).

В Швеции физическое лицо при годовом доходе $60 тыс. ($5 тыс. в месяц) вносит подоходный налог в $30 тыс. в бюджет государства (муниципальный и национальный налог).

В Канаде налоги взимаются на федеральном и провинциальном уровнях, налог на прибыль компаний составляет 38%, налог на прибыль мелких фирм (численность персонала меньше 100 человек) — 12%, налог на рост капитала взимается с 50% доходов от капитала, НДС 5—7% (см. табл. 2).

В Канаде физическое лицо при годовом доходе $60 тыс. ($5 тыс. в месяц) внесет общий подоходный налог в $12,6 тыс. в бюджет государства (на федеральном и провинциальном уровнях).

В Израиле налогообложение осуществляется ежемесячно, ставка налога на доход физических лиц изменяется в зависимости от доходов (см. табл. 3). Налог на рост капитала составляет 45%, НДС — 17%. Налог на компании включает две части: налог на прибыль — 36% и налог на дивиденды — 25%.

В Израиле условный работник при зарплате $5 тыс. в месяц вносит подоходный налог в бюджет страны в сумме $1,55 тыс.

В Украине ставка налога на доход физических лиц является постоянной и составляет 18%, ставка налога на прибыль предприятий — 18%, НДС — 18%, налог на рост капитала — 0% для резидентов. (Налог на рост капитала взимается с дохода от продажи акций, облигаций, драгоценных металлов, имущества.) По-видимому, этот налог надо увеличить с нулевой ставки до 20% (налогообложение малых предприятий по упрощенной системе в статье не рассматривается).

Украинский чиновник (физическое лицо) при месячном доходе 100 тыс. грн. ($5 тыс.) вносит за месяц подоходный налог 18 тыс. грн. ($750), а за год — 216 тыс. грн. ($9 тыс.). Т. е. условный украинский чиновник вносит в бюджет государства за счет подоходного налога средств существенно меньше, чем канадцы, израильтяне или шведы при аналогичных доходах (см. табл. 4).

Отметим особенность менталитета украинского бизнеса: стремление минимизировать налоги на доходы и их сокрытие. В то время как шведы гордятся, что вносят в бюджет страны большие суммы денежных средств. Высокие налоги в Швеции обеспечивают высокий жизненный уровень ее граждан.

В Украине же при значительном росте доходов отдельных богатейших семей не наблюдается пропорциональный рост денежных средств в бюджете государства, а большая часть населения является беднейшей в Европе.

Ставки на прибыль предприятий в Украине, Швеции, Израиле и Канаде приведены в табл. 5. Сравнение этих ставок показывает, что в Украине ставка налога на прибыль предприятий наименьшая среди этих стран.

Для увеличения доходной части бюджета предлагается законодательно внести изменения в IV раздел Налогового кодекса Украины и перейти от фиксированной ставки налога на доходы физических лиц в 18% к прогрессивной системе налогообложения. Чем больше доход физического лица, тем выше ставка налогообложения (см. табл. 6).

Т. е. предлагается не «забрать денежные средства у богатых и поделить», а перейти к социально справедливой системе налогообложения. При этом украинский чиновник или работник (физлицо) при доходе 100 тыс. грн. в месяц (ныне примерно $5 тыс.) внесет за месяц подоходный налог в сумме 50 тыс. грн., а за год 600 тыс. грн. ($24 тыс.) — существенно больше, чем при современной системе налогообложения. Скажем, чиновник уровня А. Коболева, управляющего компанией «Нафтогаз», при месячном доходе 28,5 млн. грн. внес бы в бюджет государства 14,25 млн. грн. в месяц, а за год — 171 млн. грн.

Для увеличения доходной части бюджета кроме перехода к прогрессивной ставке налога на прибыль физлиц автор предлагает дифференцированно увеличить налог на прибыль предприятий. Для некоторых предприятий оставить налог в 18%, а для предприятий с высоким ростом прибыли повысить ставку налога на прибыль до 36%.

Существенной проблемой, тормозящей развитие экономики страны, также является вывоз капитала за пределы Украины. По оценкам экономистов, за период независимости из страны было вывезено капитала на сумму более чем $200 млрд.

Чтобы ограничить вывоз капитала, нужно ввести налог на вывезенный с территории страны капитал со ставкой 30% вывозимых средств.

По итогам выполнения бюджета Украины за 2018 г. налог на доходы физлиц составил 9,88% доходной части бюджета, а налог на прибыль предприятий — 10,44%. Если осуществить переход к прогрессивному налогообложению и увеличить ставку налога на прибыль предприятий ориентировочно вдвое, это позволит увеличить доходную часть бюджета примерно на 20,32%.

А доходная часть бюджета на 2020 г. (планируется в сумме 1,08 трлн. грн.) может быть ориентировочно увеличена на 219,4 млрд. грн. Если же учесть, что налоговые сборы при изменении системы налогообложения могут быть на 30% меньше, чем расчетные, то дополнительные поступления в бюджет могут составить около 153,5 млрд. грн.

Т. о. предложения по переходу к прогрессивному налогообложению доходов физических лиц, а также по увеличению ставки налога на прибыль предприятий с 18% до 36% могут позволить дополнительно привлечь в доходную часть бюджета до 150 млрд. грн.

За счет роста доходной части бюджета можно будет увеличить прожиточный минимум до 5 тыс. грн., поднять минимальную зарплату до 10 тыс. грн. в месяц, существенно поднять зарплату врачам и учителям. Рост доходов населения приведет к росту потребления товаров и стабилизации внутреннего рынка, а в перспективе — к росту экономики страны и выходу ее из экономического кризиса. Рост же экономики в свою очередь увеличит доходную часть бюджета, что будет способствовать дополнительному росту доходов населения.

Какие выводы? Нынешняя система налогообложения в Украине очень несовершенна, приводит к существенному социальному неравенству, тормозит развитие экономики и нуждается в значительном обновлении — переходе к системе с прогрессивным налогообложением.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Приглашение от Трампа – не повод для визита

Американские аналитики, сотрудники посольства и другие специалисты тщательно...

Фетиш слабого лидера

Поведение нашей элиты, готовой выкладывать сотни тысяч долларов за возможность...

"Ивана Грозного" Украина так и не дождалась

10 ноября 2019 года. Воз и ныне там – разрекламированное украинским посольством в...

Змеиное гнездо украинской прокуратуры

Глава ГПУ «вступил в сговор с коррумпированным чиновником» ради развала...

Как министр внутренних дел на генпрокурора в госдеп...

Юрий Луценко 9 января побывал с частным визитом в США, где встретился с Руди...

Растет число "свидетелей звонка"

Ни Белый дом, ни Банковая так и не опубликовали полный и исчерпывающий перечень...

Загрузка...

Кусок сырого мяса вместо бифштекса

Министр финансов Оксана Маркарова на днях заявила, что игорный бизнес в случае его...

Дороги. Вокзал. Телеграф. Не взять, так продать

Власть по обе стороны линии разграничения была занята вопросом оздоровления...

Свиноводство эмигрирует в Польшу

Рынок земли законсервирует производственные параметры АПК Украины. Доминирующее...

Первым делом — самолеты, сыр и виски — в придачу

Украинскую продукцию используют зарубежные бренды. Украина сможет расти в рейтинге,...

От АЭС останутся одни отходы

Мы можем сами сделать хранилище за $50 млн., но «заграница» делает нам более...

5 миллионов человек в минус

Участники круглого стола «Обсуждение и критика земельной реформы»,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка