Какая Украина нужна Европе?

№26 (564) 1 - 7 июля 2011 г. 20 Июня 2011

В «2000» было размещено содержательное интервью с заслуженным экономистом Украины, экс-министром экономики Виктором Сусловым («В Таможенном союзе Россия могла бы стать для нас сырьевым придатком», №22 (560), 3—9.06.2011).

Виктор Иванович убедительно говорил о плюсах и минусах Таможенного союза и Зоны свободной торговли с ЕС, но с одним из его высказываний трудно согласиться: «Как бы европейцы ни кокетничали, ни «упирались», им выгоден безвизовый режим с такими странами, как Украина. ЕС ввиду старения населения все более страдает от нехватки рабочей силы. «Польские сантехники» там — уже притча во языцех. Но почитайте прибалтийские издания, почитайте, что пишут болгары: вся трудоспособная молодежь — в Евросоюзе.

Фото Виталия СИЧНЯ

Похоже, привлечение рабочей силы из постсоциалистических стран становится официальной политикой ЕС. Не случайно там объявлено о неудаче политики «мультикультурализма», вводятся ограничения на въезд рабочей силы из мусульманских и африканских стран. Их место, видимо, должны занять выходцы из стран христианской культуры, которые поэтому могут быть признаны носителями европейской культуры».

Действительно, то, что, несмотря на все ограничительные и запретительные меры, поток иммигрантов в Европу и не думает сокращаться, наглядно подтверждает, что интерес у «сторон» обоюдный: не только жители бедных стран хотят попасть в благополучную Европу, но и Европе нужна «свежая кровь». Однако дело не только и не столько в демографии — ведь уровень безработицы практически во всех странах ЕС весьма высок. Им нужна именно дешевая и непритязательная рабочая сила, чтобы заполнить непрестижные вакансии, которыми пренебрегают «аборигены», избалованные высоким уровнем социальных гарантий.

Но приехавшие издалека мигранты стремятся закрепиться на новом месте, перевезти свои семьи, обрести легальный статус, а со временем и гражданство (законодательство практически всех стран позволяет получить гражданство после энного числа лет проживания). Не менее важно то, что они стремятся со временем повысить свой социальный статус, найти более оплачиваемую и престижную работу, открыть собственное дело. (И в Европе на рынках и в мелкой торговле господствуют, извините за некорректный термин, «черные» — «белые» туда просто не идут!) Поэтому необходим приток все новых и новых мигрантов.

Но постоянный приток искателей лучшей жизни, главным образом из Азии и Африки, создает огромные проблемы западным государствам. Высокая рождаемость в семьях выходцев с Желтого и Черного континентов не только создает потенциальную угрозу национальной идентичности европейцев, но и приносит реальные экономические осложнения уже сегодня!

Ведь многочисленных детей иммигранта из Азии нужно учить и лечить, многодетной семье необходимо достойное жилье. Независимо от методов распределения, жилье во всех странах — дефицитный ресурс, капиталовложения в его строительство быстрой отдачи не сулят, темпы строительства практически всегда отстают от спроса. А, скажем, в Германии действующие социальные нормы требуют, чтобы на каждого члена семьи приходилось по комнате, и если семья не в состоянии снять такое жилье (ведь иммигранты обычно высоких зарплат не получают), то государство субсидирует недостающую сумму. В общем, если не для конкретного работодателя, то для государства такая рабочая сила отнюдь не является «дешевой».

Учитывая все это, наиболее оптимальный вариант решения проблемы не прием эмигрантов, а привлечение гастарбайтеров (работник-гость — в буквальном переводе) из расположенных неподалеку стран. (Географическая близость — одно из важнейших условий. Причем, понятно, такие страны должны значительно уступать принимающей по уровню и качеству жизни.) Даже чисто психологически человек, имеющий возможность на выходные или хотя бы раз в несколько месяцев съездить домой, к семье, гораздо меньше стремится укорениться в городе или стране, где вынужден зарабатывать на жизнь.

Но самое главное, гастарбайтер, даже при номинально равной с местными жителями зарплате, является по-настоящему очень дешевой рабочей силой! Принимающему государству он обходится гораздо дешевле, чем работник-абориген! Судите сами: гастарбайтеры обычно снимают скромное жилье в складчину, примерно по 10 м2 на человека, а то и меньше (сугубо за свой счет). Государству не требуется поддерживать семью гастарбайтера социальными выплатами, которые обычно получают резиденты (т. е. лица, постоянно проживающие в данной стране) с низкими, по местным меркам, доходами. Если гастарбайтер потеряет работу, не нужно платить пособие по безработице, пока он не найдет новую. Нет нужды финансировать медицинское обслуживание и обучение его детей — это делает его родная страна. Ей же придется содержать гастарбайтера в преклонном возрасте, а на рабочем месте его заменят подросшие дети.

Таким идеальным экспортером дешевой рабсилы для Германии и других стран старой Европы в последние годы стали новые члены ЕС, прежде всего Польша. Выражение «польский сантехник» уже стало в старой Европе нарицательным. Приток гастарбайтеров из Восточной Европы позволил Германии резко ужесточить политику в отношении нелегалов и соискателей политического убежища.

А что делать Польше в такой ситуации!? Кто заменит польского сантехника у него дома? Платить работникам низкой квалификации по «европейским» расценкам, чтобы не уезжали, экономика не в состоянии и, судя по всему, еще долго будет не в состоянии! Домработницу же из местных в любой стране, по определению, могут позволить себе очень немногие. На всех прислугу не найдешь! А хотелось бы такого удобства в большинстве польских семей. «Какой пан без холопа?!» Ответ дал аналитик Кшиштоф Щепаник в интервью «Поляки в восторге от Евросоюза» одному из латвийских изданий.

«— Со вступлением Польши в Евросоюз в старых странах Европы появились анекдоты про вездесущего «польского сантехника». Сейчас поляки уезжают из страны?

— Да, была большая волна со вступлением Польши в ЕС в 2004—2005 гг. Сейчас она практически закончилась. Считается, что тогда уехало около миллиона. Для 40 миллионов поляков это не так много. Но народу меньше не стало, к нам приехало около миллиона украинцев. Мы специально облегчили иммиграционные законы для рабочей силы из России, Украины, Молдовы и Беларуси.

— И чем занимаются у вас эти иностранцы?

— В основном услугами. Сейчас в Варшаве невозможно даже найти польскую нянечку для ребенка. Весь рынок нянь забрали себе украинские девушки».

К слову, нянька-иностранка — это серьезный «вклад» и в решение демографических проблем. Ведь именно карьерные соображения, нежелание прерывать работу на длительный период часто заставляют европейских женщин отказываться от деторождения. Обратим внимание и на то, что польский аналитик, назвав четыре страны, откуда поляки ждали гостей, по факту говорит лишь об украинских гастарбайтерах. Граждан России и Беларуси среди гастарбайтеров в Польше практически нет! Не стремятся они, в отличие от поляков, и в «старую Европу». По официальным данным, за прошлый год из РФ на ПМЖ за рубеж выехало 11415 человек. Для страны с населением 140 млн. — цифра фантастически низкая, учитывая, что выезжают люди не только по экономическим причинам.

А теперь на секунду представим, что по уровню жизни Украина хотя бы догнала сегодняшние Россию и Беларусь. Очевидно, в таком случае и у украинцев отпадет необходимость добывать средства к существованию рабским трудом на чужбине, тем более в Польше. Чтобы не быть категоричным, не стану утверждать, что исчезновение украинских «заробитчан» станет катастрофой для польской экономики, но серьезные проблемы, оно, безусловно, создаст, особенно для сельского хозяйства. Поддержание на плаву сельского хозяйства — головная боль для любого правительства, а Польша — страна в значительной степени аграрная, без дешевых сезонных рабочих не обойтись!

И возникают закономерные вопросы: так ли искренни западные политики, когда говорят, что желают народу Украины благополучия и процветания? Не вызвано ли столь живое участие той же Польши в украинских делах, включая сугубо внутренние, следствием среди прочего весьма специфических экономических интересов? Безусловно, совсем уж нищей Украины они не хотят по многим причинам, но интерес в значительном отставании очевиден. Как говорил персонаж Аркадия Райкина, «пусть будет изобилие, пусть будет все! Но пусть чего-то не хватает!»

Нельзя не вспомнить об оригинальной попытке введения нерасовой демократии в ЮАР, предпринятой белым правительством в 70-е годы: по этому плану в пустынных и малопригодных для жизни местах был создан десяток резерваций для черного населения, так называемых бантустанов (по названию народа банту). В эти образования предполагалось согнать все коренное население и объявить бантустаны независимыми государствами, в которых граждане имеют все положенные по демократическим стандартам права (права человека — прежде всего!). По завершении процесса ЮАР становилась вполне «приличным» государством, где все граждане имеют равные права независимо от цвета кожи, только цвет кожи у всех граждан один — белый! Чернокожие же — также свободные граждане «своих» государств, которые просто приехали в ЮАР на заработки, т. к. в бантустанах никаких рабочих мест не было и создавать их не предполагалось!

Не уготована ли западными политиками и нам участь такого бантустана — резервации для дешевой рабочей силы?

«2000» уже отмечали: «Украина представляет низшее звено своеобразной миграционной цепочки: жители Восточной Европы, стран — новых членов ЕС стремятся попасть в Европу «старую», а многие украинцы на постоянной или временной основе трудятся в Польше, Чехии...» («Стоит ли повторять чужие ошибки?» — № 47(535), 26.11—2.12.2010). Согласимся, более идеального кандидата на роль европейского «бантустана», чем Украина, трудно найти с любой точки зрения.

Однозначно «привлечение рабочей силы из постсоциалистических стран», о которой говорил Виктор Суслов, не тождественно ее полноценной интеграции в западноевропейское общество, получению постоянной «прописки» в этих странах, как может показаться некоторым. Да и безвизового режима никак не стоит ждать! Очень показательна та безуспешная «борьба», которую ведут европейские страны с «нелегальными» мигрантами. Казалось бы, нелегал не грабитель банка, который сделал свое дело и растворился в огромном городе. Он отличается от местных жителей и внешним обликом, и произношением, а часто и полным незнанием местного языка, он должен где-то жить и, главное, работать. Вычислить таких людей не проблема, а отсутствие легальных документов — неопровержимая улика.

Вспоминаю, как однажды в Германии я поздно вечером ехал поездом. Неожиданно поезд надолго остановился с закрытыми дверьми на маленькой станции. По вагонам пошел шумок: «Пограничный контроль» (дело было довольно далеко от границы).

Пограничники выполняли функции миграционной службы. Обнаружив чернокожую семью с маленькими детьми, у которой не было документов, и задержав ее для выяснения обстоятельств, стражи порядка отпустили состав, даже не проверив оставшиеся вагоны. Как видим, в методах соответствующие службы самых демократических и политкорректных стран не ограничены. Что же мешает правительствам этих стран интенсифицировать подобные мероприятия, ужесточить санкции против работодателей, использующих нелегалов, создать нелегалам невыносимые условия существования и заставить вернутся на родину либо искать более гостеприимную страну? (Замечу, что коррупция на низшем и среднем уровне чиновничьего и полицейского аппарата в Германии очень незначительная. Если госслужащему четко дали понять, что чего-то допускать нельзя (потакать незаконным эмигрантам), то 99% не будут этого делать!)

Разгадка низкой «эффективности» очевидна: чем меньше у человека прав, тем проще и выгоднее его эксплуатировать! Соответственно истинная задача «борьбы с незаконной миграцией» не ликвидация явления, а регулирование процесса, закручивая или отпуская гайки, в зависимости от потребности. Показательно, что и в «медовый месяц» мультикультурности и политкорректности ни одна из «мигрантоопасных» стран не получила безвизового режима с европейскими государствами. Ведь если гастарбайтер выгоднее мигранта, получившего ПМЖ, то нелегал еще дешевле: ему и платят куда меньше, чем работающему официально, даже гастарбайтеру, а о социальных гарантиях и говорить не приходится! Повторимся, предприниматели в той же Германии массово используют нелегалов только потому, что власти закрывают на это глаза.

И нет никаких оснований считать, что наших граждан ждет в Европе более теплый прием. Ведь переговоры Украины и Европейского Союза о безвизовом режиме — это игра в одни ворота. Украина уже ввела в одностороннем порядке безвизовый режим для граждан Евросоюза (при Ющенко), да и, будем откровенны, для них возможность посещать нашу страну без лишних формальностей (впрочем, и ранее для европейцев необременительных) отнюдь не относится к жизненным приоритетам.

Украинской стороне приходится быть в этом «диалоге» стороной просящей. «Ответственность свою мы чудесно понимаем и сделаем все, чтобы Украина была надежным партнером Евросоюза», — говорил Николай Азаров накануне саммита Украина — ЕС в ноябре прошлого года, где ожидалось принятие плана действий по безвизовому режиму. Николай Янович был тогда весьма оптимистичен: «Я надеюсь, что 2011 год будет заключительным годом разработки и реализации соответствующих соглашений. Рассматривая практическую сторону, вполне понятно, что Украина может выполнить эти обязательства на протяжении одного года, не больше. Тем более что мы уже выполняем, в сущности, этот план действий» (news.liga.net).

Анималистический евроскептицизм

Однако все оказалось не столь радужно. План действий был принят, но по взаимной договоренности сторон не публикуется (видимо, чтобы не огорчать украинскую общественность). Как стало известно журналистам, 12-страничный документ подразумевает длительный переговорный процесс. При этом подчеркивается, что даже безупречное выполнение Киевом всех требований ЕС не дает гарантий отмены виз для украинцев. Окончательное решение будут принимать Европарламент и Совет Европы «с учетом общего состояния взаимоотношений Евросоюза и Украины» («КоммерсантЪ»).

Основную часть документа занимает перечень из 60 требований к Украине, в том числе пункты, не связанные напрямую ни с выдачей паспортов, ни с вопросами пересечения границы, ни с миграцией граждан третьих стран. Так, Украину обязали пересмотреть или вовсе отменить регистрацию (прописку) украинских граждан и иностранцев, законно пребывающих на территории страны, «с целью предотвращения необоснованных ограничений и запретов свободы их перемещения по территории Украины».

«Иногда нам и самим не удается пояснить логику требований плана действий. Но этот документ содержит не только технические требования, но и политические, выдвинутые странами —участницами ЕС», — признался информированный представитель Еврокомиссии.

Помимо прочего, наша страна взяла на себя обязательство принять и воплотить в жизнь «всеобъемлющую стратегию по борьбе с организованной преступностью». Уровень и качество выполнения этой стратегии будут контролироваться Евросоюзом, при этом показатели эффективности борьбы с преступностью, к которым необходимо стремиться, нигде не зафиксированы.

В ПД никак не оговорены сроки его реализации, указано лишь, что речь идет о «долгосрочной перспективе», что в терминологии ЕС обычно означает не менее 3—5 лет.

Честно говоря, данный документ правильнее было бы назвать «Планом действий по непредоставлению Украине безвизового режима со странами ЕС», ведь многие его требования трудно- или даже невыполнимы, а часто и откровенно дискриминационны, ведь в той же Германии регистрация граждан по месту жительства действует по сей день и никто ее отменять не собирается.

Но самое главное, что в большинстве пунктов ПД отсутствуют критерии «эффективности и адекватности». В Еврокомиссии поясняют, что численные показатели будут представлены украинской стороне в процессе работы. Очевидно, что при таких раскладах партнеры всегда могут найти повод сказать, что Украина «недоработала». И рискнем предположить, что «недоработки» всегда найдутся.

Формально главная причина того, что европейцы «не торопятся» с безвизовым режимом, кроется в опасении, что наша страна станет мостом для стремящихся проникнуть в Европу нелегалов. Но разве мало самих украинцев правдами-неправдами стремятся попасть в европейские страны, найти там работу, пусть и нелегальную, а если получится, то и остаться навсегда? Поэтому не стоит ждать безвизового режима до тех пор, пока уровень зарплат и качества жизни в Украине не станет соизмеримым с европейским, во всяком случае настолько, чтобы низкоквалифицированная, нелегальная работа на чужбине не была единственным выходом или значительно более доходной, чем на родине.

Но прямого такого «задания» (поднять уровень жизни) наша власть от ЕС как раз и не получила! Очевидно, что безвизовый режим, как и пресловутое «еврочленство», служит для Украины недосягаемой, как линия горизонта, целью, а точнее, морковкой перед носом ишака, заставляющей глупое животное тащить воз хозяина. Ведь «воз» действительно весьма тяжел, и не только с экономической точки зрения.

В упомянутом интервью Николай Азаров заявил: «Мы знаем, чего от нас ожидают. Это, прежде всего, усиление борьбы с нелегальной миграцией, это надежная защита внешней границы, поскольку она станет внешней границей Шенгена в данной сфере». Отметим, Николай Янович не совсем точен: Шенгенская зона, внутри которой отсутствуют всякие ограничения и контроль за передвижениями людей, включая граждан третьих стран, и безвизовый режим — это совершенно разные вещи. Последний означает лишь то, что наши граждане смогут въезжать в Евросоюз без предварительного получения визы, по предъявлению паспорта (к украинским загранпаспортам Евросоюз, к слову, также предъявил очень жесткие требования по части защищенности), но отнюдь не отменяет пограничного контроля. Т. е. гражданину третьей страны, не имеющему украинского паспорта и визы страны ЕС, и при безвизовом режиме попасть туда из Украины будет не проще, чем сейчас.

Тем не менее План действий требует: Украина должна «обеспечить адекватную инфраструктуру, техническое оборудование, финансовые и человеческие ресурсы» для работы пограничников и всех связанных с ними учреждений. Речь идет о некой «четырехуровневой» защите украинской госграницы, причем по всему периметру, особенно с Россией и Белоруссией. Т. е. весьма немалые средства, которые можно было бы направить на выполнение социальных программ, инвестиции в промышленность и сельское хозяйство, уйдут на сооружение нового «железного занавеса», разделяющего нас с братскими российским и белорусским народами, при том что «занавес» на западе в обозримой перспективе никто снимать не собирается.

Собственно, и в этом, в максимальном разрыве вековых связей между славянскими народами, в превращении Украины в зону эксклюзивного влияния и интересов Евросоюза, состоит одна из главных целей его «восточной политики». Не случайно «еврочиновники» так нервно отреагировали на любую возможность глубокого сотрудничества нашей страны с Таможенным союзом, сразу заявив, что это «несовместимо с евроинтеграцией», которая, добавим мы, будет заставлять незадачливых претендентов на «европейское счастье» идти и идти на односторонние уступки в таких конкретных и злободневных вопросах, как доступ на рынки, нелегальная миграция и многое другое.

Думаю, отлично это понимает и нынешнее руководство Украины. Но тянет воз «евроинтеграции» не оно, а народ. Так что упомянутую «морковку» используют еще и правители. Ведь многие наши сограждане, всецело разочаровавшиеся в буржуазных политиках (независимо от их окраски), еще продолжают искренне надеяться, что те в состоянии привести Украину в «европейский рай», а если уж Европа в своей стране мало реальна, то с помощью безвизового режима (который, кстати, дает право только на краткосрочные поездки без трудоустройства) можно самим перебраться в Европу.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Три года тюрьмы за травлю пчел

Самые безопасные регионы для пчеловодов – Прикарпатье и Закарпатье

Нерест-2021

С первого апреля 2021 года начинается нерестовый запрет на вылов водных биоресурсов....

Украинский чернозем оптом и в розницу

Парламентское большинство поддержкой фермерских хозяйств и катастрофическим...

Когда противогаз не нужен

Киев снова в двадцатке городов с самым грязным в мире воздухом.

Самая массовая экологическая акция

Час Земли — ежегодная международная экологическая акция Всемирного фонда дикой...

Приватизация: дешевле, быстрее, еще быстрее!

В ВР хотят запустить процесс большой приватизации, даже не утвердив перечень...

Без воды виноватые

22 марта – Всемирный день водных ресурсов, учрежденный ООН в 1993 году.

Первоцветы

«Первоцветы» – это обобщённое название для всех рано зацветающих растений, в...

Обитатели водоемов нуждаются в нашей помощи!

Состоялась масштабная Акция «Глоток воздуха» по предупреждению заморных...

Глоток жизни

Прежде чем устанавливать новое дорогостоящее оборудование, надо убрать источники...

Мир на пределе

Брекзит явственно обозначил желание европейских англосаксов создать свою...

Энергетика в обмен на «цивилизационный выбор»

Решение комплекса проблем в украинской энергетике возможно только в рамках...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка