Когда йогурты заговорили

№17 (905) 26 апреля — 2 мая 2019 г. 24 Апреля 2019 1 4.3

Представьте, что для передвижения вдруг стало модно пользоваться костылями. Это именно то, что происходит сегодня в мире дополненной реальности и громко называется очередной революцией.

Крупные отечественные компании начинают подсаживать украинцев на новую цифровую технологию — в надежде первыми снять сливки. Натягивать слой цифровой информации на реальный мир становится все дешевле, а потребитель привыкает к экзотическим формам.

Деревянная виртуальность

Речь идет о технологии AR (augment reality, дополненная реальность). Самые яркие ее проявления знакомы многим гражданам — в частности, книжка «Алиса в стране чудес», проиллюстрированная известной художницей Евгенией Гапчинской и распространявшаяся в сети супермаркетов АТБ, и сказочные наборы WowBox от «Новой почты». При просмотре иллюстраций книги с помощью приложения на смартфоне виртуальные персонажи оживали; то же происходит с фигуркой героя сказки из WowBox.

Хотя, пожалуй, самым первым из нашумевших приложений, использующих AR, стала игра для смартфонов Pokemon Go, пережившая в свое время небывалый бум. На ее примере можно легко понять основной принцип дополненной реальности — введение цифровых объектов в реальный мир.

Этим AR радикально отличается от виртуальной реальности (VR), с которой технологию иногда путают. Виртуальная реальность — компьютерная симуляция полностью искусственной цифровой среды, которая должна создавать у пользователя иллюзию погружения в новый фантастический мир. Для этого применяются сложнейшие приборы и датчики, шлемы VR и кинетические платформы, создающие иллюзию свободного перемещения.

Дополненная реальность — это наложение цифровых слоев на существующую реальность. В данном случае проще всего представить себе кадры из старых фантастических фильмов, когда в поле зрения героя появляется текстовая справочная информация об объекте, который он видит.

В современных реалиях это может быть не только текст, но и любой элемент цифровой графики, в т. ч. 3d-объекты, анимированные герои, фигуры, которые взаимодействуют с объектами реального мира и даже «отбрасывают» цифровые тени — при этом их внешний вид зависит от реального освещения.

Сегодня принято говорить, что идея дополненной реальности очень стара — первые попытки создать технические средства для реализации подобного подхода предпринимались еще в 1960-е.

Но на самом деле идея гораздо более древняя. Первый «прибор» дополненной реальности придумал еще в XV в. один из изобретателей современной концепции прямой перспективы Филиппо Брунеллески, флорентийский архитектор и художник. Он использовал в своей работе доски с нарисованными архитектурными объектами, которые при определенном угле зрения сливались с реальным видом города.

На этом древнем примере становится понятным ключевой аспект технологии AR, который до сих пор является главным ограничением, — человеку нужны вспомогательные устройства для потребления дополнительного контента.

Ненабранные очки

Если опустить историю ранних концептов и экспериментов, первый реально работающий прототип AR-системы появился в 1992 г. и стал использоваться ВВС США для подготовки пилотов. Тем не менее оборудование было крайне сложным, и о выходе на массовый рынок речь идти не могла.

По сути главный технический принцип дополненной реальности — система должна проводить видеозахват как обстановки в реальном мире, так и действий пользователя и объединять их с виртуальными объектами. Если вычислительные мощности компьютеров достаточно давно уже готовы к такому объему вычислений, то системы проецирования результата до сих пор ненадежны и неудобны.

Шлемы виртуальной реальности существуют в той или иной форме с 90-х, но дороги и неприменимы в повседневной ежеминутной деятельности человека.

Первый прорыв попыталась совершить корпорация Google, представив в 2012 г. свою инновацию — очки дополненной реальности Google Glass. Очки должны были добавлять в поле зрения потребителя цифровые объекты, включая их в картину обычного мира.

Очки получились дорогими (1500 долл. на момент продаж в 2014 г.) и неудобными. Многие компании до сих пор пытаются создать адекватную гарнитуру для потребления AR-контента, но до успеха всем очень далеко. Например, очки Microsoft Hololens в голом виде стоят $3000, и это никак не делает их массовым продуктом.

И самое смешное, что потолок удобства определяется даже не вычислительными мощностями, а банальной нехваткой батарей! Мы пока не умеем создавать микроскопические аккумуляторы с достаточной мощностью — о чем знают все пользователи смартфонов, живущие в постоянном страхе остаться без питания.

В результате революция дополненной реальности, которую эксперты прогнозировали в начале 2010-х, провалилась. И тогда пришло время костылей.

Это временно, но очень надолго

Неоправдавшиеся ожидания технологических гигантов по поводу создания удобной и дешевой пользовательской гарнитуры для AR-технологий заставили компании сделать шаг назад и обратить внимание на прибор, который сегодня есть практически у каждого. Смартфоны обладают всем необходимым, чтобы работать с технологией: у них есть камера, которой можно снимать окружающий мир, имеется мощный процессор для вычислений и экран, чтобы наблюдать результат смешения объектов реального мира и виртуальных элементов, добавленных в него.

У смартфонов есть несколько громадных недостатков: довольно неудобно смотреть на окружающий мир через призму небольшого экранчика и невозможно пользоваться таким приемом постоянно. Кроме того, пользователя нужно убедить закачать и установить необходимое приложение-посредник, как и научить его определять те локации и объекты, в которых оно станет работать.

С другой стороны, психологический барьер для применения смартфона для самых разных целей невелик, и потребитель легко привыкает к новым методам и приемам использования личного телефона.

Так начался бум разработки мобильных приложений, использующих технологию AR.

Одним из первых свое приложение запустила сеть мебельных магазинов Ikea — в 2014 г.

С помощью смартфона пользователю предлагалось примерить, как тот или иной предмет из каталога может выглядеть в их реальном интерьере.

Производитель кетчупа Heinz предлагает взглянуть на этикетку продукта через приложение и увидеть книгу рецептов блюд, которые можно приготовить с использованием кетчупа.

Каталог Faberlic предлагает рассмотреть цифровые 3d-модели продукта со всех сторон, прочитать состав и характеристики и даже немедленно сделать интернет-заказ.

Сегодня в магазинах мобильных приложений насчитываются тысячи предложений, использующих AR-технологии. Аналитики предсказывают взрывной рост рынка до сотен миллиардов долларов в ближайшие годы.

Но есть и несколько подводных камней, о которые прогноз может разбиться.

Чистые страницы

Основную проблему можно охарактеризовать так: если у вас нет популярных писателей, печатный станок ни к чему.

Чтобы понять, о чем идет речь, посмотрим на отечественное приложение для сетей магазинов электроники «Алло» — Allo Virtual Shop.

«Виртуальный магазин» должен был позволить пользователю познакомиться с цифровым оттиском товара с помощью смартфона — например, подробно рассмотреть холодильник. Увы, приложение оказалось весьма сырым. Оно не позволяет примерить тот же холодильник к вашей кухне, а заставляет гулять по виртуальному пространству вымышленного шоу-рума. Гулять можно пешком, натыкаясь на свою мебель и стены, — похоже, в «Алло» не поняли самого принципа AR и не реализовали видеозахват реальной окружающей среды, ведь ее нет в результирующем изображении.

Кроме того, спектр представленных товаров довольно узок. Связано это, конечно, с тем, что производство 3d-моделей товаров очень дорого (сотни долларов за один объект), и компания просто не решилась вложить средства в полную оцифровку своего ассортимента.

Неудивительно, что приложение Allo Virtual Shop не пользуется популярностью. Так, на Google Play его скачали едва ли 100 пользователей (сколько из них продавцов «Алло»?), отзыв оставили только двое и лишь восемь поставили оценку.

Что пошло не так? Да все — пользователю предложили инструмент, но не дали никакого контента, который можно было бы с помощью инструмента потреблять.

С этой проблемой будут сталкиваться все, кто попытается использовать AR, — качественная информация и графические объекты сегодня много дороже, чем технологии, позволяющие создавать скелет AR-приложений.

Радуга в тумане

Эксперты говорят о грандиозных возможностях, которые имеет AR-технология.

Один из ярчайший примеров таких ниш — образование. Для начальных классов довольно просто добавлять в учебники анимированные персонажи, которые станут гидами для читателей. Вставлять в печатные учебные пособия дополнительный (а главное — регулярно обновляемый и актуальный) цифровой контент, скажем, видео или презентации, тоже несложно.

Более непростой и дорогостоящей задачей выглядит натягивание цифрового слоя на сложные технологические объекты. Распознавая контуры конкретного двигателя, приложение может показать пользователю, как и где подтянуть болт или какой переключатель повернуть.

Незаменимой AR-технология может стать в медицине. На картинку реальных внутренних органов тут же можно наложить слой, показывающий, какие манипуляции нужно произвести хирургу. Уже существует большой спектр подобных приложений. Например, приложение ARаnatomy позволяет изучать анатомию.

Проблема, однако же, в том, что оригинальный познавательный и образовательный контент стоит дорого, а найти модель его монетизации непросто.

Деньги здесь могут лежать в нише узкоспециализированных инженерных приложений для бизнеса, которые дают возможность значительно снизить расходы компаний на подготовку технарей, обслуживающих дорогую технику. Но чтобы зайти на этот рынок, нужны как готовность клиентов покупать такие решения, так и высокая квалификация разработчиков.

Например, компания Boeing применяет AR-решение с использованием очков Google Glass для прокладки громадного количества кабелей на борту своих самолетов. В результате количество ошибок сократилось на 50% и скорость работы существенно возросла!

Другая самолетная компания Lockheed Martin использует технологии дополненной реальности при сборке самолета F-35. Приложение, работающее с очками от Epson (модель Moverio BT-200), подсказывает порядок сборки сложных узлов. Скорость сборки возросла на 30% с одновременным снижением числа ошибок.

А General Electric использует очки дополненной реальности для рабочих, собирающих ветряные турбины. И таких примеров множество.

Но для украинского рынка AR-приложений это все еще фантастика. У нас с высокой долей вероятности можно предсказать взрывной рост на ближайшие годы только в трех нишах: розничные продажи, реклама и развлечения.

И снова мусор

Пока на рынок не выйдут дешевые и массовые очки и линзы дополненной реальности (а этого в достаточных масштабах не произойдет как минимум в течение еще нескольких лет), потребителю придется пользоваться все тем же костылем — смартфоном.

Это накладывает на работу AR-технологии грандиозное ограничение: пользователя нужно заставить самому потреблять соответствующий контент, сам он в его реальности не появится. Помочь может только геймификация (вовлечение в игровой формат) или материальное стимулирование.

Что касается первого, то тут начало положат, скорее всего, товары для детей: якорями для анимированных персонажей будут служить соответствующие этикетки. Это заставит родителей предпочитать продукцию, которая предоставляет развлекательный контент, — например баночки йогурта с соответствующими мультяшками.

Создание 3d-моделей товаров, которые можно повертеть и примерить, не всегда оправданно для бедных рынков вроде украинского. Очевидно, здесь направление движения будет определяться пассивной рекламой. Так, вывески, баннеры и объявления будут дополняться цифровыми меню и предложениями скидок.

Чтобы заставить потребителя смотреть рекламу в дополненной реальности, можно применять систему стимулирования с помощью бонусов.

Значительные перспективы представляет технология AR для туристического рынка. Это, например, приложения, позволяющие воссоздать на реальной местности утраченные архитектурные объекты или элементы исторической реальности. Однако данное решение будет стоить дорого. Поэтому пока что все ограничивается скромным «виртуальным гидом».

Новое дыхание может получить умирающий рынок полиграфической продукции: натягивание на бумагу слоя цифровых объектов уже прекрасно работает с детской литературой. Данная технология может спасти даже бумажную прессу — напечатанный материал во вчерашней газете можно дополнять сегодняшним видеороликом или актуальным аудиокомментарием.

Но тут снова приходится вспомнить главную преграду, о которую неизбежно споткнутся пионеры Bау-технологии: определяющей будет не форма подачи, а качество информации и контента. Это противоречит пути развития отечественного информпространства, которое ориентировалось на удешевление и снижение планки качества информации. Низкое качество компенсировалось нарастающим валом дешевого контента, который назойливо поступал к потребителю по всем возможным каналам.

Теперь же пользователя нужно заставить вновь и вновь возвращаться к AR-приложениям, используя самые изощренные сценарии. Ситуация, в которой потребитель снова должен сам выбирать, что и когда смотреть, может ненадолго вернуть нас в эпоху, когда важное значение имело содержимое.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Солома вместо лесопосадок

Брикетный бизнес — это повышение энергетической независимости регионов, создание...

Много ли у нас генералов?

В отечественных СМИ любят рассуждать о том, что количество генеральских должностей и...

Півцарства за цибулину!

Однією з головних соціально-економічних подій цієї весни в нашій країні став різкий...

«Мрази» в очереди за российским паспортом

В отношении Донбасса режим всегда действовал в логике «возвращения территории»,...

Загрузка...

Острая угольная недостаточность

Пока украинское информационное пространство было поглощено предвыборными...

Неравноценный обмен ударами

Новую власть украинские эксперты призывают сесть за стол переговоров и комплексно...

Планета меняет климат, пытаясь избавиться от людей

Борьба с глобальным потеплением потихоньку трансформировалась в борьбу с глобальным...

Зачем Минэкологии ремонтирует больницы и строит...

Проект строительства забора (даже не сам забор!) в Кременецком ботсаду обошелся...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
pgrm

Замечательный обзор. Особенно понравился аналитический подход к перспективам AR технологии как вообще, так и в реалиях отечественного рынка.

- -1 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка