Куриная слепота

№44 (881) 2 — 8 ноября 2018 г. 31 Октября 2018 0

Французы представляют украинскую «Нашу Рябу» как угрозу свободной торговле между нашей страной и ЕС

Как вы думаете, какая связь существует между перспективами беспошлинной торговли Украины с ЕС, крупнейшим птицекомбинатом Словении Perutnina Ptuj, французской птицеводческой группой LDC и отечественным агропромышленным холдингом «Мироновский Хлебопродукт» (МХП)?

В сентябре 2018 г. руководство МХП (самый известный бренд группы — «Наша Ряба») подтвердило намерение приобрести компанию Perutnina Ptuj — «наиболее стратегически значимого в Юго-Восточной Европе специализированного переработчика мясных продуктов», пишет Independent Balkan News Agency.

В статье, вышедшей в отраслевом издании Poultry World, отмечается: «данное стратегическое приобретение способно повысить репутацию МХП в Европе как наиболее эффективного производителя курятины и обеспечить группе статус глобального игрока».

И тут на сцену выходит французская LDC, обвиняющая украинскую компанию в поглощении словенского комбината: французы утверждают, что приобретение Perutnina Ptuj позволит украинской группе злоупотреблять условиями соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС.

В опубликованном 25 октября пресс-релизе французские птицеводы сообщают — они вовсе не стремятся сорвать сделку между Perutnina и МХП, а лишь защищают права европейских потребителей. В LDC уверяют, что «украинские переработчики птицы злоупотребляют низкой производственной себестоимостью и наращивают экспорт мяса птицы в ЕС с нарушениями положений соглашения о свободной торговле».

По словам французов, украинские компании экспортируют куриные полуфабрикаты в свои европейские центры переработки, там разрезают их на две части, упаковывают и продают под маркировкой «произведенный в ЕС продукт».

В LDC заявляют, что деятельность МХП в настоящее время расследуют Европейская ассоциация производителей мяса птицы и Европейская комиссия. Особое беспокойство в LDC вызывает возможность «дальнейшего бесконтрольного роста экспорта мяса украинской птицы на рынки ЕС, в т. ч. и в Словению, поскольку такая практика — пример недобросовестной конкуренции по отношению к европейским производителям».

Важно знать, что французы тоже проявляли интерес к приобретению словенского предприятия. «LDC считается одним из ведущих предприятий отрасли (и крупнейшим в Европе), а объем продаж компании в минувшем году вырос на 5,5% — за счет как домашнего, так и экспортных рынков. Стратегия французской компании имеет двойственный характер — это и борьба за сокращение импортных поставок мяса птицы во Францию, и стремление нарастить объемы собственных отгрузок на экспорт».

Отметим, что МХП далеко не ангелы и ведут свой бизнес без лишних сантиментов. Владелец корпорации Юрий Косюк — друг Петра Порошенко. Непродолжительное время — с 2 июня по 8 декабря 2014 г. — он даже занимал пост первого заместителя Администрации Президента. После чего получил статус внештатного советника Порошенко.

Вокруг словенского предприятия Perutnina Ptuj столкнулись интересы украинского и французского производителей курятины

В этом году отечественный Антимонопольный комитет проводит исследование внутреннего рынка куриного мяса и, по предварительным его результатам, допускает наличие возможного нарушения законодательства о защите экономической конкуренции в виде совместных действий производителей в части согласования ценовой политики. Проще говоря, крупнейшие компании рынка подозреваются в ценовом сговоре.

По данным АМКУ, в 2015—2017 гг. насчитывалось более сотни производителей и переработчиков куриного мяса. При этом наибольшие доли на украинском рынке занимают ПАО МХП (38%), ООО «Комплекс Агромарс» (12%) и ООО «Агро-Овен» (6%).

Понятно, что аграрии опровергают подобные обвинения. «Объективно анализируя ситуацию, нужно учитывать ряд факторов, которые повлияли на потребительские цены в прошлом году. Это в первую очередь рост цен на корма на 17%, на коммунальные услуги на 10%, на горюче-смазочные материалы на 30%, повышение заработных плат в секторе более чем на 25%. Обесценивание национальной валюты по отношению к евро за год составило более 20%, а это — прямое влияние на стоимость ветеринарных препаратов, витаминов, кормовых добавок, оборудования, закупаемого преимущественно у европейских производителей. Подорожание куриного мяса в пределах роста цен на составляющие себестоимости считаем объективным и обоснованным», отмечается в релизе Союза птицеводов.

Дыма без огня не бывает, но дело сейчас не в репутации производителей курицы дома, а в степени обоснованности претензий французских птицеводов и перспектив санкций по отношению к отечественным компаниям.

Заметим, практика переработки украинских полуфабрикатов в продукты с более высокой добавленной стоимостью широко распространена в Европе. Достаточно вспомнить, как из украинской стальной заготовки производился готовый прокат, к примеру, на металлургических заводах ISD Dunaferr (Венгрия) и ISD Huta Czеstochowa (Польша).

Особо показателен пример бестарного экспорта подсолнечного масла из нашей страны. Как правило, в пункте назначения масло разливается по бутылкам и продается уже как продукт местного производства и в несколько раз дороже. Это выгодно европейским переработчикам, и никто никаких претензий до сих пор не высказывал.

Другое дело, когда аграрным предприятием в Европе владеет украинская компания. Тут возникают неприятные для местных птицеводов нюансы. О чем идет речь? Квота поставок мяса птицы и полуфабрикатов из мяса птицы из Украины в ЕС составляет всего-навсего 16 тыс. т/год (постепенно на протяжении пяти лет квота вырастет до 20 тыс. т/год). Все, что продается сверх указанного объема, облагается стандартной таможенной пошлиной для такого вида товара.

А вот «тушка курицы полупотрошенная» (в нее входит сама тушка, печень, сердце и желудок), поставки которой так возмущают французских птицеводов, под квотирование ЕС не подпадает. А так как МХП и еще две отечественные компании — «Агромарс» и «Пан Курчак» — имеют еврономера для торговли на экспорт в страны Евросоюза, то они активно пользуются открывшимися легальными бизнес-возможностями.

В частности, МХП отправляет полуфабрикат в основном на заводы в Нидерландах и Словакии, где его разделывают на филе. Всего в прошлом году экспорт корпорации составил примерно 220 тыс. т курятины, из них в ЕС отправилось 64 тыс. т (около 30% всего объема внешних поставок МХП).

По данным Госстата, в прошлом году в ЕС экспортировано 66,75 тыс. т мяса птицы. Это превышает объемы суммарных квот, выделенных для Украины на год, на 30,75 тыс. т (на 46%). Экспорт украинской птицы в 2017 г. по сравнению с 2016-м в стоимостном выражении вырос на 33% и составил $389,6 млн. При этом страны ЕС стали крупнейшими импортерами отечественного мяса птицы в мире с долей 34%.

Только в январе—феврале 2018 г. украинцы экспортировали в Европу курятины на сумму $36,5 млн. (в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года). И это более половины всех поставок мяса курицы из нашей страны.

По мнению специалистов, Еврокомиссия не совсем удачно провела переговоры накануне подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Хоть европейские птицеводы и оказывали беспрецедентное давление на еврочиновников, учесть все обстоятельства им так и не удалось.

Просто ранее никто «тушку курицы полупотрошенную» из нашей страны в ЕС не поставлял. Но, по данным Еврокомиссии, отгрузки этого вида продукции выросли с нуля в 2015 г. до 3,5 тыс. т. в 2016 г. А в прошлом году — до рекордных 27 тыс. т.

Юристы уверены, что у расследования Еврокомиссии вокруг экспорта отечественного куриного полуфабриката перспектив нет. Доказать незаконность схемы и обвинить украинцев в недобросовестной конкуренции не получится, так как наши соотечественники никаких законов ЕС не нарушили.

Другое дело — существуют риски, что европейцы могут пойти иным путем. А именно — инициировать антидемпинговое расследование на поставки «тушки курицы полупотрошенной». Но тут уж, как говорят французы, en guerre comme en guerre (на войне как на войне). Слишком лакомым куском является словенское предприятие Perutnina Ptuj, и французы, похоже, просто так не отступят.

Справка «2000»

Independent Balkan News Agency (Независимое информационное агентство Балкан) — региональный интернет-портал, освещающий политическую, социально-экономическую и культурную жизнь Албании, Боснии и Герцеговины, Болгарии, Хорватии, Кипра, БЮР Македонии, Греции, Косово, Черногории, Румынии, Сербии, Словении и Турции.

Располагает корреспондентами во всех балканских странах и сотрудничает с сетью независимых новостных ресурсов для предоставления оперативной информации.

Штаб-квартира агентства находится в Бургасе (Болгария).

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Точка ветвления

Превращение земли в обычный товар без необходимого земельного законодательства на...

80 тысяч тонн налево

Тотальное уничтожение рыбного ресурса приведет к тому, что к 2050 г. в отечественных...

Больше, чем индустриальная хандра

Власти стоит задуматься хотя бы о стимулировании отдельных проектов...

«Власть — кредиторам! Земля — латифундистам! Долги —...

Полноценное развитие собственного АПК лежит по другую сторону «безальтернативного...

(Не)свободный рынок земли

Кругленькие суммы, которыми оперировали агитаторы земельной реформы, — не более чем...

Бюджет-2020. Последний. Трудный. Самый

2020 год станет первым годом, когда новый президент и его команда будут облечены всей...

Загрузка...

Научные школы — мы их теряем

Надо приложить усилия, чтобы наши ученые не отставали от зарубежных и не становились...

Как увеличить доходную часть бюджета

При распаде СССР Украина по уровню своего развития входила в число десяти...

Кусок сырого мяса вместо бифштекса

Министр финансов Оксана Маркарова на днях заявила, что игорный бизнес в случае его...

Дороги. Вокзал. Телеграф. Не взять, так продать

Власть по обе стороны линии разграничения была занята вопросом оздоровления...

Свиноводство эмигрирует в Польшу

Рынок земли законсервирует производственные параметры АПК Украины. Доминирующее...

Первым делом — самолеты, сыр и виски — в придачу

Украинскую продукцию используют зарубежные бренды. Украина сможет расти в рейтинге,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка