Лоукостерам подрезают крылья

№25(911) 21 — 27 июня 2019 г. 19 Июня 2019 5

В разгар сезона отпусков Барышевский районный суд Киевской обл. приостановил действие лицензии на право ведения хозяйственной деятельности крупнейшего украинского бюджетного авиаперевозчика ООО «Авиакомпания Скайап» (SkyUp). Решение ранее мало кому известной судебной инстанции возвращает Украину в 90-е, когда уездные служители Фемиды могли решать судьбы градообразующих предприятий и миллионных инвестиций в экономику Украины.

Авиакомпания SkyUp является дочерней компанией туроператора JoinUp и ее базовым перевозчиком, совершающим рейсы на международные курорты, доступные украинцам.

По словам руководителя сети турагентств «Поехали с нами» Олега Кулика, туры JoinUp на этот год уже успели купить более 100 тыс. человек, а еще десятки тысяч туристов на момент вынесения судебного решения находились за границей, ожидая возвращения на родину.

Таким образом, принимая решение о лишении ООО «Авиакомпания Скайап» лицензии на право перевозок пассажиров воздушным транспортом №454, выданной Госавиаслужбой Украины 18 мая 2018 г., судья Елена Литвиненко вполне отдавала себе отчет, какую бурную реакцию оно вызовет.

По данным Госреестра судебных решений иск против SkyUp подала Пасенко Оксана Анатольевна. На сайте Youcontrol можно узнать, что физическое лицо — предприниматель с таким именем зарегистрировано в Барышевке и занимается розничной продажей одежды.

Но как утверждают в авиакомпании, человек с такими личными данными никогда не пользовался ее услугами. А если эта информации соответствует действительности, то мы имеем дело с заказным характером тяжбы.

Среди возможных заказчиков кампании против «Скайап» СМИ уже назвали владельца авиакомпании YanAir — гражданина РФ Алексея Янчука.

Человек с этими именем и фамилией ранее был совладельцем авиакомпании Eastok Avia, зарегистрированной в 2006 г. в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). В 2009 г. он вместе со своим партнером Петром Иваником был обвинен в убийстве третьего совладельца авиакомпании — Евгения Хапрова (все — граждане РФ) и заочно приговорен шариатским судом г. Шарджа к смертной казни.

Это обстоятельство не помешало Янчуку в 2012 г. зарегистрировать в Украине авиакомпанию YanAir и получить лицензию Госавиаслужбы на право ведения хозяйственной деятельности. С 7 июня текущего года Госавиаслужба приостановила сертификат эксплуатанта этой авиакомпании из-за недостатков в организации деятельности до их устранения.

«Экономическая правда» утверждает о наличии конфликта между основателями SkyUp и YanAir. Эта уверенность, возможно, связана с прошлогодним инцидентом на борту самолета Boeing737-301 авиакомпании YanAir, который выполнял чартерный рейс в интересах туроператора Join-Up.

Тогда самолет, совершавший рейс Одесса—Барселона, был вынужден вернуться в аэропорт Южной Пальмиры вскоре после взлета из-за отказа системы наддува и поддержания давления в пассажирском салоне.

Повторный вылет был совершен без замены самолета после устранения неисправности, тем же бортом, с задержкой около 12 часов. В этих обстоятельствах более 20 пассажиров отказались от полета. Однако оставшиеся 140 были без происшествий доставлены в Барселону.

Однако версию о заинтересованности YanAir в дестабилизации SkyUp трудно назвать обоснованной хотя бы потому, что решение о приостановке действия лицензии авикомпании SkyUp было принято Барышевским судом 24 мая, а опубликовано в реестре — 3 июня, т. е. до решения Госавиаслужбы о приостановке сертификата YanAir.

Впрочем, в деле против SkyUp могут быть заинтересованы и более крупные игроки. По данным «Интерфакс Украина», 3 июня бывший акционер авиакомпании «Аеросвіт» — нидерландская компания Gilward Investments B. V. возобновила инвестиционный спор против Украины на сумму $695 млн. о якобы невыполнении Украиной инвестиционных обязательств по двустороннему договору, заключенному в 1994 г.

Как известно, авиакомпания «Аеросвіт» долгое время была флагманом пассажирских перевозок Украины. Но также она часто становилась объектом резонансных публикаций в СМИ в связи с корпоративным конфликтом ее бенефициаров — Игоря Коломойского и Виктора Пинчука. И именно этот старый спор сейчас всплыл на поверхность.

В 2015 г. авиакомпания была признана банкротом. Но ее ликвидация до сих пор не завершена. Поэтому при позитивном для «Аеросвіта» решении инвестиционного спора мы еще можем стать свидетелями возвращения этой авиакомпании на рынок авиаперевозок.

Именно потому возобновление спора в Нидерландах и попытка лишения провинциальным судом лицензии крупнейшего отечественного лоукостера очень похожи на попытку дестабилизировать туристический рынок и заложить фундамент под новый передел авиаперевозок.

Но в деле SkyUp есть и хорошие новости. Авиакомпания-ответчик подала апелляцию на решение суда первой инстанции, и оно не вступило в силу. Туроператор Join-Up вместе с базовым перевозчиком продолжают выполнять свои обязательства перед клиентами.

Ситуация вокруг лоукостера обсуждалась и на заседании Кабмина. «Барышевский прецедент» премьер-министр Владимир Гройсман назвал «конфликтом со здравым смыслом» и поручил Минюсту подготовить по всем таким случаям персональное письмо ко всем органам судебной власти и на имя президента.

Украинские авиаперевозчики долгое время зарабатывали сверхприбыли, не допуская в украинское небо бюджетных перевозчиков. Однако бесконечно так продолжаться не могло. Тем более что желание владельцев авиакомпаний использовать свое монопольное положение уже не находит поддержки украинской власти.

Известная фраза экс-президента Порошенко, что «сегодня каждый украинец может и имеет возможность выпить фантастический кофе в Братиславе или улететь лоукостом в Варшаву, или посетить Венскую оперу» будет восприниматься как форменное лицемерие, если вернутся времена, когда украинские авиакомпании умудрялись зарабатывать на внутренних рейсах по $300—400. Ну и еще большие цены выставляли на перелеты в европейские города. При этом сегодня лоукостеры могут продать такие перелеты на порядок дешевле.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Спасение рядового фермера

Украинский фермер не вписывается в земельную реформу

Столичные отравители: свалка, ТЭЦ и станция аэрации

Еще каких-то 25 лет назад Киев считался самой зеленой европейской столицей. Однако за...

Лес рубят — люди «летят»

На протяжении последних пяти лет проводится спецоперация по устранению Украины с...

Страшный сон: энергетики сами себе экологи

Решение правительства об объединении Минэкологии с Минтоплива можно оспорить в...

Без варрантов нет гарантов

Поскольку в 2021—2024 гг. максимальные выплаты по VRI ограничены 1% ВВП, то и наибольшего...

Загрузка...

«Белые» хакеры на службе Prozorrо

Багхантеры — одни из наиболее высокооплачиваемых в IT-секторе специалистов

Газовый депозит

Фактически участникам акции предлагают предоставить беспроцентный кредит газовому...

Мясо на пару с чумой

С начала 2019 из-за АЧС стране потеряла около 170 тыс. свиней

По колено в воде посреди Днепра

Древнейшая река Европы катастрофически мелеет

Налоговая амнистия

Чрезмерная охота на обывателей и потакание чиновникам-коррупционерам могут отбить у...

Дадут ли «огня» батареям?

В случае остановки транзита возможен дефицит газа в ежесуточном объеме в 50 млн....

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка