Монетизировать трагедию нельзя

№ 51 (888) 21— 27 декабря 2018 г. 19 Декабря 2018 1 5

Наливка «Бабий Яр», водка «Чернобыль-1986», бурбон «11 сентября 2001-го»*, пиво «Давка на стадионе Хиллсборо»**. Напитков с такими названиями не существует. Равно как нигде в мире (во всяком случае об этом широко не известно) не увековечивают память о недавней трагедии, приведшей к массовой гибели людей, при помощи маркетинга алкогольной продукции. И только у нас додумались назвать вино «Небесная сотня».

Первый случай брендирования алкоголя, вызвавший, мягко говоря, неоднозначную реакцию украинского общества, случился еще в 2009 г. Тогда небезызвестный ректор Киевского национального университета культуры и искусств Михаил Поплавский выпустил на рынок водку «Крапива», на этикетке которой красовалась фотография ректора в обнимку со своей матерью.

Но «поющий» ректор хотя бы объяснил происхождение этикетки тем, что напиток изготовлен по эксклюзивному рецепту его матери. Хотя мы (и не только мы) до сих пор считаем фото матери на бутылке водки явлением ненормальным. Чем руководствовались авторы названия вина «Небесная сотня» и какие отговорки приготовили после понятного возмущения общественности в социальных сетях?

Итак, 8 декабря в Виннице провели фестиваль вина «Боже ллє». Ранее сообщалось, что на мероприятии будет представлено пять литров домашнего яблочного вина шестилетней выдержки, которое изготовили родители и брат героя Небесной сотни Максима Шимко. Организатор фестиваля Александр Шемет назвал этот напиток «Небесная сотня», что вызвало вполне предсказуемое негодование украинцев.

Позже в одном из интервью Шемет изображал недоумение, настаивая на отсутствии в его поступке коммерческой составляющей, так как напитком планировали угощать бесплатно. А поскольку яблоки для вина еще до событий на майдане собирал Максим Шимко, то организатор мероприятия не увидел в таком названии «ничего кощунственного».

Очень похоже, что Александр Шемет, говоря об отсутствии бизнес-интересов, несколько лукавит. Мероприятие в Виннице проводилось впервые, и, вероятно, по замыслу организаторов, наличие вина «Небесная сотня» в списке дегустируемых напитков должно было увеличить интерес к фестивалю и обеспечить его дополнительную посещаемость. Еще раз подчеркнем, авторами скандального названия не являются родственники погибшего героя.

Жизнь на поверку оказалась немного другой. Шемету пришлось объясняться, придумывая оправдания разной степени нелепости. В результате к началу проведения фестиваля неоднозначную этикетку с бутылок вина убрали. Несмотря на это, шлейф данной истории будет еще долго тянуться за организаторами, и накануне проведения второго, третьего и т. д. по счету мероприятия «Боже ллє» им обязательно напомнят о вине имени «Небесной сотни».

Возможно, когда-то ушлые маркетологи и начнут широко использовать майдан и АТО/ООС в коммерческих целях. Но сегодня еще прошло слишком мало времени от киевских событий декабря 2013 г. — февраля 2014 г. А военные действия на Донбассе ведутся до сих пор.

Подчеркнем, в современном мире даже не попытки монетизации массовой трагедии, а просто неэтичная реклама способна нанести трагические разрушения мощнейшим мировым брендам. Как это недавно произошло, например, с известнейшим и богатейшим итальянским домом моды Dolce Gabbana.

Так, 21 ноября этого года в Шанхае должно было состояться наиболее грандиозное шоу за более чем 30-летнюю историю бренда. Готовились к мероприятию тщательно, собрав огромное количество азиатских звезд и топ-моделей. Планировалось, что шоу даст старт покорению Dolce Gabbana безграничного рынка Поднебесной. При этом никто в Китае не был против подобных перспектив.

Все перечеркнул один маленький рекламный ролик длительностью 2 минуты 19 секунд, признанный расистским. Вкратце, на экране глупо хихикающая модель азиатской внешности пытается есть палочками традиционные итальянские блюда вроде спагетти или пиццы. Конечно, это получалось у барышни плохо. И когда ей все-таки удавалось зафиксировать кусочек угощения палочками, на экране появлялась надпись «Брависсимо!» и следовало приглашение на шоу итальянского дома моды. Не забудем еще и о такой «мелочи», как написание в ролике слова «Шанхай» почему-то японскими иероглифами.

Скандал получился неимоверный! Накануне шоу от участия в нем отказались все поп-звезды и модели из Китая, Гонконга и Тайваня, поэтому за четыре часа до начала мероприятия итальянцы вынуждены были все отменить, безвозвратно потеряв как миллионы, вложенные в подготовку мероприятия, так и множество потенциальных покупателей на одном из наиболее привлекательных мировых потребительских рынков.

Прямых параллелей между вином «Небесная сотня» и провалом итальянского бренда в Китае нет. В конце концов, масштабы фестиваля «Боже ллє» и сорванного мероприятия компании Dolce Gabbana несоизмеримы. Итальянцы как-нибудь залижут свои репутационные раны, а о локальном винницком фестивале у нас могут забыть на следующий день после его окончания. Мы привели этот пример лишь для того, чтобы показать — даже в погоне за прибылью границы приличий все же существуют.

*11 сентября 2001-го в США произошла серия четырех координированных террористических актов-самоубийств, совершенных членами террористической организации «Аль-Каида». В результате погибли 2977 человек. Полностью разрушены две 110-этажные башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и множество других зданий, обрушена часть Пентагона.

**Давка на стадионе Хиллсборо — трагедия, произошедшая 15 апреля 1989 г. на стадионе «Хиллсборо» в Шеффилде (Великобритания) во время матча Кубка Англии по футболу между клубами «Ноттингем Форест» и «Ливерпуль». В результате ранения разной степени тяжести получили 766 человек, 96 болельщиков «Ливерпуля» погибли.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Фантомные боли приватизации

«2000» настоятельно советуют инвесторам детально знакомиться с представленными...

Откуда валюта, граждане?

Внешняя торговля — это не только расширение возможностей сбыта предприятий и...

Стекло вместо жести

Трудно представить новогодний стол без холодца, салата оливье и бутербродов с красной...

Упаковать и отправить

На днях в Киеве состоялась ІІ международная выставка Ukrainian Food Expo

Исключительно академический интерес

В локальном украинском перечне ведущих брендов отсутствуют производители какой-либо...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Лёхин

"...Возможно, когда-то ушлые маркетологи и начнут широко использовать майдан и АТО/ООС в коммерческих целях..." - это вряд ли. Если и будут использовать, то по аналогии с шутливым объявлением: "Познакомлюсь для анального секса с девушкой, голосовавшей за Виктора Ющенко"

- 1 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка