Неравноценный обмен ударами

№17 (905) 26 апреля — 2 мая 2019 г. 24 Апреля 2019 4.5

Украина и Россия расширили список санкционной продукции

Инициатором очередного раунда торговой войны между странами стали украинские власти. В новом списке товаров, подготовленном Министерством экономического развития и торговли и утвержденном Кабмином 10 апреля, — электрическая аппаратура для коммутации и защиты электросетей (реле) железнодорожного назначения, пружины для ж/д вагонов, электрокабели свыше 1 кВ, смолы и клеи, используемые для производства древесных плит, стеклянные банки для консервации и тара для алкогольных и безалкогольных напитков.

В сообщении Кабмина сказано, что перечень продукции, запрещенной ко ввозу в Украину, принят в ответ на «агрессивные и дискриминационные действия со стороны РФ относительно закрытия товарам происхождения с территории Украины доступа на российский рынок, а также на ограничения транзита товаров с территории Украины территорией РФ».

Это заявление отчасти подтвердили в ассоциации «Укрэлектрокабель», куда входят ведущие производители кабельной продукции Украины. Там говорят, что решение, принятое Кабмином касательно их продукции, — зеркальное декабрьскому постановлению правительства РФ, ограничившему ввоз ряда товаров из Украины.

Среди продукции, запрещенной ко ввозу постановлением №1716-83 правительства РФ, фигурировали кабели напряжением свыше 1 кВ. «Учитывая такое решение российских властей, мы опросили участников ассоциации, которые заверили нас в том, что закроют все потребности украинского рынка, и в феврале мы написали заявление в МЭРТ с просьбой ограничить ввоз аналогичной кабельной продукции из РФ», — заявили еженедельнику «2000» в ассоциации.

В Украине высоковольтные кабели производят «Азовская кабельная компания», «Бердянский кабельный завод» (оба — Бердянск), «Одескабель», «Южкабель» и некоторые другие компании. В то же время на нашем рынке традиционно присутствует продукция российских предприятий из Москвы (завод «Москабель»), Самары («Самарская кабельная компания»), Екатеринбурга («Уралкабель») и Хабаровска («Амуркабель»).

Как утверждают в профильной ассоциации, украинская продукция в РФ уже давно подвергалась дискриминации за счет ограничений на поставку в Украину полиэтилена и пластикатов, необходимых для производства проводников тока. Это сырье обходилось нашим производителям на 20% дороже, чем российским, что в свою очередь сказывалось на стоимости готовой продукции. Обязательным для экспорта проводников в РФ также было получение российского сертификата соответствия.

Тем не менее даже в последние годы украинские производители умудрялись правдами и неправдами продавать в России приличные объемы своей продукции, пока российские власти ее не запретили. Очевидно, сделано это было в ответ на просьбы местных производителей. Наши решили ответить симметрично.

Эстонский выход

То, что нынешние меры имеют не столько политическую, сколько экономическую подоплеку, можно понять на примере формалина, карбамидоформальдегидной смолы (КФС) и карбамидоформальдегидного концентрата (КФК), используемых в производстве древесно-стружечных и волокнистых плит (ДСП, ДВП), OSB, фанеры, напольных покрытий и других материалов для мебельной промышленности.

Единственный производитель этой продукции в Украине — завод «КарпатСмолы» (Калуш Ивано-Франковской обл.) был построен в 2007 г. российской группой компаний «Ай Прайз».

Весной 2017-го ООО «КарпатСмолы» инициировало антидемпинговое расследование в отношении поставок в Украину КФК и КФС, произведенных в России, поскольку эта импортная продукция была дешевле украинской и ее покупали многие предприятия мебельной промышленности нашей страны. Тогда как украинское предприятие из-за наплыва российских смол и клея вынуждено было сократить собственное производство примерно наполовину.

Руководство «КарпатСмол» подало заявку в МЭРТ и требовало ввести антидемпинговые пошлины сразу на обе группы продукции — КФС и КФК. Однако пошлины в размере 39,94% таможенной стоимости были введены на 5 лет только на КФС.

При этом выяснилась интересная деталь. На момент инициации антидемпингового расследования владельцами «КарпатСмол» был кипрский офшор Astrachem Limited, собственниками которого числились партнеры российского фонда UFG Wealth Management — Дмитрий Кленов и Оксана Кучура. Фонд известен тем, что оказывает богатым россиянам услуги по реструктуризации капиталов вплоть до подготовки наследников многомиллионных состояний.

Если российский след в этой истории действительно имеет место, то напрашивается вывод: мы имеем дело с торговыми войнами, которые на украинской территории разыгрываются российским бизнесом не без участия правительства Украины.

Однако акционеры «КарпатСмол» сделали тогда правильные выводы и оперативно переоформили собственность на граждан Эстонии — Ааво Коппеля, Кристель Меос и Антона Ганса.

Все новоиспеченные владельцы украинского предприятия являются партнерами таллиннской компании по управлению активами и инвестициями — Zenith Family Office, которая оказывает клиентам примерно тот же спектр услуг, что и прежние владельцы «КарпатСмол», и также сотрудничает с российским бизнесом. Теперь же предъявить новым собственникам «КарпатСмол» какие-то претензии по поводу связей с россиянами в МЭРТ не смогли, и в торговой войне с соседями-конкурентами украинские власти безоговорочно стали на сторону предприятия из Калуша.

Ударили по пиву

Во многих отраслях производства российские производители сейчас имеют лучшие условия для выпуска своей продукции за счет дешевого газа, избытка производственных мощностей и большого желания экспансии на соседние территории.

Так, вице-президент Ассоциации предприятий стекольной промышленности «Стекло Украины» Владимир Цветов рассказал «2000», что мощности российских предприятий этого сектора превосходят их внутренний рынок примерно на 40%. Поэтому в последнее время они активно искали новые возможности для сбыта своей продукции.

Как следствие — в 2018 г. импорт в Украину прозрачной и цветной стеклянной тары из РФ емкостью 0,33—1 л вырос на 100%, а в некоторых сегментах — в разы. Основным потребителем российской продукции были пивные заводы. Более половины — датская группа Carlsberg, владеющая предприятиями в Киеве, Львове и Запорожье и выпускающая пиво под ТМ «Балтика», «Львівське», Robert Doms, Carlsberg, «Арсенал», Zatecky Gus, а также широкий ряд слабоалкогольных напитков.

По словам г-на Цветова, при общем объеме импорта стеклянной тары в размере $26 млн. под запрет подпадает ее российский сегмент стоимостью более $9 млн. Украинские предприятия без особых проблем закроют потребности датских пивоваров, даже если они и не будут довольны прекращением сотрудничества с российскими поставщиками стеклотары.

Это же касается и продукции для железнодорожной техники и инфраструктуры — пружин для вагонов и защитных реле. Данная продукция считается высококонкурентной и выпускается десятками предприятий как на территории РФ, так и в Украине.

Еще в середине прошлого года украинские торговые компании выигрывали тендеры «Укрзалізниці» на поставку крупных партий реле российского производства. Речь тогда шла о продукции холдинга «Объединенные электротехнические заводы» («Элтеза», РФ).

Но как только подобные факты становились известными украинским конкурентам, в СМИ разворачивались информационные кампании против чиновников, подписавших тендерные документы. После этого руководство «Укрзалізниці» останавливало сделку «с учетом актуального политического контекста» и проводило тендер заново с участием исключительно отечественных производителей.

Посеешь ветер — пожнешь бурю

Между тем российские власти весьма оперативно отреагировали на расширение санкционного списка Украиной и решили нанести еще более болезненный удар по взаимным торговым отношениям, ограничив не только импорт украинских товаров, но и собственный экспорт продукции, критичной для экономики Украины.

18 апреля правительство РФ опубликовало постановление №460-25, которым уточнило и расширило список товаров, запрещенных к ввозу в РФ из нашей страны, и обнародовало перечень российской продукции, которую с 1 июня нельзя будет напрямую ввозить в Украину.

Запрещенными к импорту из Украины правительство Дмитрия Медведева признало широкий ассортимент одежды и обуви, бумагу, картон и гофротару, стальную проволоку, канаты, трубную продукцию, стальную посуду, трубоукладчики, бульдозеры и еще некоторые позиции продукции машиностроения.

Среди товаров, не разрешенных к вывозу из РФ в Украину, — технические масла, нефть и широкий ряд продуктов нефтепереработки, которые в дальнейшем могут использоваться для производства автомобильного топлива.

С 1 июня специальное разрешение Министерства экономического развития и торговли РФ понадобится для ввоза в Украину каменного, бурого угля и кокса, бензина, дизтоплива, пропана, бутана и другого сжиженного газа.

Практически по всем товарным позициям зависимость Украины от российской продукции является критической или близкой к тому. Несмотря на пятилетний период «холодной войны» между странами российские власти все это время закрывали глаза на поставки в Украину дизельного топлива и сжиженного газа. Так что это топливо в настоящее время составляет примерно 40% рынка.

Полуфабрикаты для производства бензина российского происхождения также активно ввозились и ввозятся в нашу страну.

Коксующийся уголь и кокс из Кузбасса — традиционное сырье для украинских металлургических заводов.

Тем самым накануне второго тура президентских выборов российские власти достали из рукава один из сильнейших козырей, который позволяет им влиять на топливный рынок, а через него и на всю экономику Украины.

Украинские эксперты пока по-разному относятся к энергетическим угрозам соседа. В частности, советник по энергетике Владимира Зеленского, бывший член Национальной комиссии по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Андрей Герус в эфире программы «Право на власть» на телеканале «1+1» заявил, что «Украине достаточно времени, оставшегося до 1 июня, когда Россия ограничит поставки угля, нефти и нефтепродуктов, чтобы наладить альтернативные поставки этих энергоресурсов, однако этим вопросом надо заниматься».

По его мнению, «за оставшиеся полтора месяца можно запустить альтернативные поставки дизеля морем и с западного направления — из Польши и стран Балтии».

Директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн также считает, что «по дизелю замещение произойдет за счет белорусов, морских поставок и увеличения переработки на «Укртатнафте». По сжиженному газу — «замещение за счет моря, Казахстана и западной границы».

При этом, по мнению эксперта, в результате диверсификации рост цен на дизтоплива по сравнению с существующей ценой может составить 1—1,5 грн./л, а по газу — в среднем на 2 грн./л. «Но для переключения на новые источники поставок необходим месяц. Этот месяц будет наблюдаться ценовая турбулентность с непрогнозируемым изменением цены. И не факт, что рост цен вообще будет, сейчас, например, котировки идут вниз», — успокоил потребителей г-н Куюн.

В то же время директор научно-технического центра «Психея» Игорь Сапегин не столь оптимистичен. Угрозу по всей топливной группе он считает системной. К сильной зависимости от России по дизтопливу и сжиженному газу он добавляет зависимость по бензину от Беларуси, поскольку те производят топливо из российской нефти.

«Выборочные ограничения, которые ранее уже вводила Россия по отношению к Украине, позволили им иметь четкое представление о гибкости украинского топливного рынка. Эти данные используются при моделировании и позволяют им иметь количественные модели оценки влияния ограничений», — утверждает г-н Сапегин.

В Украине таких рыночных моделей в органах государственной власти нет. Не созданы минимальные запасы нефти и нефтепродуктов. Нет стабилизационного резерва нефтепродуктов. Все это чревато дестабилизационными процессами — ажиотажным спросом потребителей, придерживанием ресурса продавцами в ожидании роста цен, игрой операторов на повышении цен и т. д.

В МЭРТ также прокомментировали новую угрозу, но не очень убедительно. Отметив, что такие шаги со стороны РФ являются ожидаемыми, в экономическом ведомстве сообщили о намерениях провести дополнительную оценку российских санкций совместно с Министерством энергетики, Минфином, Государственной фискальной службой и другими госорганами «для минимизации возможных негативных последствий для экономики Украины».

Таким образом, новую украинскую власть приглашают сесть за стол переговоров и комплексно решить энергетические вопросы дальнейшего сосуществования Украины и России.

Новоизбранный президент Украины вынужден будет подойти к ним со всей серьезностью. Ведь в случае неудачи переговоров уже первые недели после инаугурации Владимира Зеленского могут быть отмечены ценовыми колебаниями на топливном рынке и вспышками инфляции на рынке потребительских товаров, а также просадкой курса гривни, которые политические недоброжелатели нового лидера будут трактовать как наказание избирателей за легкомысленность и отказ от курса на продолжение жесткой конфронтации с Россией.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

«Мрази» в очереди за российским паспортом

В отношении Донбасса режим всегда действовал в логике «возвращения территории»,...

Когда йогурты заговорили

Чем реальность дополнят в первую очередь, так это виртуальным мусором назойливой...

Острая угольная недостаточность

Пока украинское информационное пространство было поглощено предвыборными...

Загрузка...

Планета меняет климат, пытаясь избавиться от людей

Борьба с глобальным потеплением потихоньку трансформировалась в борьбу с глобальным...

Зачем Минэкологии ремонтирует больницы и строит...

Проект строительства забора (даже не сам забор!) в Кременецком ботсаду обошелся...

Фортуна с удавкой на шее

Водоемы для разведения рыбы надо сдавать в аренду за символическую плату, а...

Вполне молодой космический возраст

КБ «Южное» может стать базой для формирования украинского аналога Силиконовой...

Е-40: а не отравить ли Украину радиацией?

Это не наш стронций загрязнил реку. Он прилетел из Украины. Так пусть и плывет туда же

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка