Интеллектуальная собственность на Ан-132 отныне у саудовской монархии

№21–22(739) 11 – 17 сентября 2015 г. 09 Сентября 2015 3.7

На государственном предприятии «Антонов» завершился этап эскизного проектирования нового легкого многоцелевого транспортного самолета Ан-132. Конструкторское бюро лидера отечественного авиастроения уже передало первые чертежи в службы опытного и серийного производства.

По графику самолет-демонстратор (первый летный экземпляр) должен быть построен через полтора года, после чего он улетит в Королевство Саудовская Аравия — именно это богатое и влиятельное государство не только Ближнего Востока, но и мира заинтересовалось созданием для себя нового самолета.

Королевский летающий объект

Новейший Ан-132 останется без российских запчастей
Новейший Ан-132 останется без российских запчастей

Напомним, что программа по Ан-132 стартовала в апреле 2015 г. подписанием контракта между ГП «Антонов» и KACST (King Abdulaziz City for Science and Technology) — Центром научных исследований и технологий имени короля Абдулазиза.

Согласно контракту разработчик должен поднять новый самолет в воздух и провести начальный этап испытаний, обеспечивающий возможность перелета Ан-132 в Саудовскую Аравию для демонстрации.

Задача второй стороны — организация серии презентационных полетов с целью показать потенциальным заказчикам возможности новой разработки «Антонова» в различных географических и климатических условиях. По результатам этой промо-акции планируется подписать новый контракт, предусматривающий проведение сертификации и запуск самолета в серийное производство.

16 июня на авиасалоне «Ле Бурже-2015» состоялась рабочая встреча по реализации программы легкого транспортного самолета Ан-132 в части его оснащения двигателями и оборудованием. В ней приняли участие представители ГП «Антонов» и KACST, а также компаний PrattWhitney Canada и GE Aviation (авиационное подразделение компании General Electric).

Было решено, что на Ан-132 будут установлены двигатели производства PrattWhitney Canada PW150, с шестилопастными винтами R408 фирмы Dowty Propellers, системы жизнеобеспечения производства компании Liebherr и современный комплекс авионики от Honeywell. Ничего российского в новом самолете не предусматривается.

В ходе работы авиасалона «Ле Бурже-2015» также было подписано соглашение о постройке в Саудовской Аравии нового авиационного завода. Предполагается, что он будет оснащен самым современным оборудованием, позволяющим воплотить в жизнь новейшие авиационные технологии, а первым самолетом, постройку которого планируется освоить на предприятии, станет новый транспортный самолет разработки ГП «Антонов».

Начавшая реализовываться программа по Ан-132 позволила руководству украинского авиагиганта отрапортовать, что в условиях приостановки сотрудничества с северным соседом такие сложные задачи, как импортозамещение, поиск новых партнеров и переориентация производства, успешно решаются.

Михаил Гвоздев радуется, что решил проблему импортозамещения, нашел новых партнеров и переориентировал производство // IPRESS.UA

— Одно из главнейших заданий сегодня — расширение международного сотрудничества, импортозамещение оборудования и комплектующих для самолетов. Уже сейчас имеем значительные результаты. Проведено большое количество встреч и переговоров с мировыми лидерами авиации, — заявил и. о. президента-генерального конструктора ГП «Антонов» Михаил Гвоздев.

Каким предполагается дальнейшее сотрудничество «Антонова» и Центра научных исследований и технологий имени короля Абдулазиза после того, как в Саудовской Аравии начнется производство Ан-132, я поинтересовался у руководителя пресс-службы предприятия Ирины Докучаевой.

— Все комментарии — только по официальному запросу, — вежливо ответила мне Ирина Александровна. — Смотрите информацию в открытых источниках.

— Открытые источники утверждают, что права интеллектуальной собственности на новый самолет будут принадлежать Саудовской Аравии. Это правда?

— Я не уполномочена отвечать на такие вопросы.

По стопам Индии

Вячеслав Коновалов уверяет, что в производстве Ан-132 нет ничего плохого – мы будем получать солидное роялти

— Действительно, права интеллектуальной собственности на Ан-132 будут принадлежать Саудовской Аравии, — говорит Вячеслав Коновалов, эксперт по транспорту общественной кампании по мониторингу соответствия Украины евростандартам «Европатруль». — Но ничего ужасного я в этом не вижу. «Антонов» будет получать роялти за каждый собранный в королевстве самолет, при этом 80% узлов и агрегатов будут отечественные. Правда, 80% стоимости составляет «начинка», которая приходится на оставшиеся двадцать процентов, но тут уж ничего не поделаешь — нет у нас подобной «начинки».

— Как вы думаете, отказ от сотрудничества с Россией в рамках нового проекта — это исключительно политический шаг?

— Да нет здесь никакой политики. Дело в том, что все комплектующие для самолетов, которые производятся на Западе, должны быть сертифицированы. А в России другие стандарты; их двигатели, прочее оборудование просто-напросто не соответствуют западным сертификатам. Так что это совершенно вынужденное импортозамещение.

Как рассказывает Вячеслав Коновалов, вот уже лет пять, как Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия мечтают развивать собственный авиакосмический комплекс и ищут подходящих партнеров.

— Турция с Украиной предварительно уже договорились по ракетам, там в проекте должен быть задействован «Южмаш». А вот Саудовская Аравия, как видим, опередила Турцию в области самолетов, — говорит эксперт. — Не так давно индусы решили модернизировать 105 самолетов Ан-32. На «Антонове» модернизировали 35 штук, а остальное будет осуществляться на заводе в Индии. Тут Саудовская Аравия увидела, что есть у соседа и соперника по региону, и спохватилась — «хотим такие же, но только лучше».

Надо отметить, что новый легкий многоцелевой транспортный Ан-132 — это не что иное, как модернизация старого доброго Ан-32. Доработка базовой модели с целью улучшения характеристик в части полезной нагрузки, дальности полета и взлетных параметров.

Модернизация также включает доработку кабины экипажа с использованием комплексных современных навигационных приборов, что позволит экипажу выполнять более сложные задачи.

Кстати, сам Ан-32 — это улучшенный вариант Ан-26. Началось все с того, что в начале 70-х Индии потребовался новый транспортный самолет. Состоялся конкурс, в котором участвовали Италия, Канада и СССР. Авиационный научно-технический комплекс им. О. К. Антонова предложил Ан-26, но индийцев обеспокоила неприспособленность самолета к условиям высокогорья. Тогда киевляне установили более мощную силовую установку, и дело пошло.

Первый полет военно-транспортный многоцелевой самолет Ан-32, который производил киевский авиационный завод «Авиант», совершил 9 июля 1976 г., эксплуатироваться начал в 1984-м. Он показал себя прекрасно — летал и летает в самых разных климатических условиях (в том числе и при жаре до 50°C), садился и взлетал на высокогорных аэродромах (до 4500 метров) со сложными подходами. Кстати, Ан-32 стал первым советским самолетом, который разрабатывался специально на экспорт.

Экипаж Ан-32 составляет 3—4 человека, он может вмещать или 50 солдат, или 42 десантников, или 24 раненых на носилках. Грузоподъемность — 6,7 т. Размах крыла — 29,2 метра, крейсерская скорость — 530 км/час, высота полета — 8000 м, практическая дальность — 800 км. Насчет Ан-132 уже сейчас известно, что он сможет перевозить грузы массой до 10 т. Насчет дальности полета — она тоже будет более дальней: все-таки современные мощные двигатели.

По собственным оценкам ГП «Антонов», потребность рынка в самолетах типа Ан-132 на ближайшие 20 лет составляет около 900 единиц. Согласно предварительному мнению экспертов, не работающих на предприятии, таких самолетов рынок потребует не более 300.

Последнее, скорее всего, ближе к истине. В настоящее время эксплуатируется 299 самолетов Ан-32. В Азии — в Индии (там их более 100), Афганистане, Бангладеш, Монголии и Шри-Ланке. В Африке — в Анголе, Ливии, Сан-Томе и Принсипи, Танзании, Экваториальной Гвинее и Эфиопии. В Америке — на Кубе, в Колумбии, Мексике, Перу, Пуэрто-Рико и США. В Европе — в Армении, России, Украине и Хорватии. Кстати, только в РФ, Ливии и США Ан-32 используется исключительно в гражданской авиации. В остальных странах самолет используется и по первоначальному назначению — как военный транспортник.

Всего же самолетов Ан-32 было выпущено 361 (и поэтому говорить о том, что модернизированных машин потребуется в три раза больше, нерезонно). Надо отметить, что за все годы разбились, были сбиты и повреждены до степени списания 62 машины. В основном — разбились и были сбиты. Надежную технику делают у нас на «Антонове».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Пороги казнокрадства

Контроль целевого использования средств Пенсионного фонда Украины осуществляет сам...

Дотации «малой земле»

Если АФЗУ будет участвовать в распределении средств, то господдержка дойдет до тех,...

Фарватер на мели

Национальная программа оздоровления бассейна Днепра существует только на бумаге

Почем нынче украинский труд в Венгрии

Уже не знаем, чем заманить украинцев, сетует венгерское деловое издание Index и обиженно...

Нам нужен метановый Лос-Аламос

Газогидраты Черного моря смогут в перспективе обеспечить Украину природным газом...

Сухе червоне

Установи служби крові виготовляють тільки 4—5 найменувань компонентів крові з 18...

Загрузка...

В ожидании «Саши» и «Наташи»

Ежегодно из-за водяного ореха Киевское водохранилище недополучает 400 кг рыбы с гектара

Как обеспечить родных вкусным и полезным мясом

Даже начинающий птицевод способен быстро освоить главные премудрости индейководства

Рост без границ

 К началу сентября в Украине подешевели морковь (новая средняя цена — 7,9 грн./кг) и...

Какие сокращения ждут металлургию Украины

Украинские предприятия проигрывают европейцам в соотношении выпуска тонны продукции...

Полмиллиона тонн стали — достаточно 14 работников

На днях Bloomberg Businessweek — деловой журнал американского агентства Bloomberg (один из главных...

Обувательские настроения

Одна за другой Украину покидают сети по продаже недорогой обуви

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка