Обувательские настроения

№33—34(830) 18—31 августа 2017 г. 16 Августа 2017 0

Одна за другой Украину покидают сети по продаже недорогой обуви. Попытаемся разобраться в этом парадоксе.

Всего лишь за год украинский рынок распрощался с двумя сетями дешевой обуви — Plato и Centro («ЦентрОбувь») и готовится к прощанию с третьей — Kari.

Еще недавно перед открытием магазинов «ЦентрОбувь» толпились покупатели, чтобы успеть приобрести недорогую и практичную обувь китайского производства. Однако в прошлом году компания, принадлежащая российскому бизнесмену Анатолию Гуревичу и литовскому — Гедрюсу Пукасу, приняла решение о прекращении деятельности в Украине.

Причиной тому отчасти стали долги магазинов Centro, арендовавших помещения в крупных торгово-развлекательных центрах. Но еще более серьезные проблемы оказались у «материнских» структур в России.

В конце прошлого года Арбитражный суд Москвы признал банкротом ООО «Центро», которое управляло сетью Centro, входящей в группу «ЦентрОбувь». Владельцы компании задолжали около 20 млрд. руб. (порядка $330 млн. по нынешнему курсу) «Газпромбанку», «Москомбанку», «Сбербанку России» и другим коммерческим структурам.

Более того, по инициативе «Газпромбанка» в отношении должностных лиц торгового дома «Центр

Обувь» было заведено уголовное дело по статье «мошенничество» из-за того, что часть денег, взятых в кредит, якобы с ведома руководства была выведена из компании. В результате один из основателей российского обувного ритейлера — Сергей Ломакин был объявлен в розыск и покинул Россию.

Комментируя незавидный конец крупнейшей в России сети реализации обуви, оборот которой в лучшие годы достигал $1 млрд., российские массмедиа акцентировали внимание на том, что вывод капитала из компании не был причиной краха Centro и «ЦентрОбувь», а стал следствием общего кризиса обувного рынка.

Поскольку вся обувь закупалась в Китае за валюту, девальвация рубля негативным образом сказалась на доходности бизнеса, а снижение покупательной способности населения ударило по реализации, а в конечном счете — по качеству и стоимости закупаемых партий обуви.

Украинский обувной рынок мало чем отличается от российского. В прошлом году оптимизацией собственной сети реализации обуви в Украине занималась компания MTI (Mega Trade International), основатель которой — Владимир Цой — совмещает обувной ритейл с дистрибуцией компьютеров и обслуживанием цифровой техники.

Следствием этого стало закрытие 26 магазинов Plato, перевод дискаунтера в формат интернет-торговли и сокращение сети Intertop. И прежде недешевая обувь в этой сети подорожала и стала многим украинцам не по карману. Сокращение операционных расходов положительно сказалось на выживаемости компании, хотя закрытие магазинов Intertop в регионах до сих пор продолжается.

Очередной сюрприз рынку преподнесла сеть российского происхождения — Kari, помимо самой России, широко представленная в Украине, Беларуси и Казахстане.

В начале августа украинским пользователям мобильной связи от имени KariСlub были разосланы спам-сообщения о скидках до 70% в связи с закрытием. На сайте сети также говорится о распродаже. А коммерческий директор девелоперской компании «Будхаус Групп» Максим Гаврюшин сообщил Biz.Liga.Net: «по одному из торговых центров пришло письмо о расторжении договора аренды с октября».

В Kari эти слухи официально не комментируют. Хотя источники в компании подтверждают информацию о том, что собственником ведутся переговоры о продаже украинского бизнеса. Если они не увенчаются успехом, сеть закроют.

Сеть Kari принадлежит российскому бизнесмену Игорю Яковлеву, в середине 90-х вместе с братом Олегом основавшему сеть магазинов бытовой техники «Эльдорадо». В 2008—2011 гг. российская часть этой сети была им продана чешской инвесткомпании PPF, а украинская в 2013 г. — владельцу сети «Технополис» Виктору Полищуку. После слияния последний решил оставить за объединенной сетью бренд «Эльдорадо».

Часть вырученных от сделки денег российский бизнесмен вложил в девелоперские проекты и торговлю обувью и одеждой. В России Игорь Яковлев известен как владелец сетей детских товаров и одежды — Banana-Baby и «Банана-Мама». В Казахстане за ним осталась крупнейшая сеть магазинов бытовой техники — «Сулпак». Одно время Яковлеву принадлежало 50% акций футбольного клуба «Анжи», которые затем были проданы Султану Керимову.

Как и другие обувные сети-дискаунтеры, Kari реализует концепцию «быстрой моды» (fast-fashion), предполагающую большое разнообразие и постоянно обновляющийся ассортимент товаров по демократичным ценам. Низкие же цены предполагают крупные партии товара и большое количество магазинов. У Kari их порядка 560, из них — 430 в России, в Украине — 26.

2015-й российское подразделение компании закончило с убытком — $115 млн. Работа украинского филиала Kari также вряд ли была прибыльной. Как и Centro, Kari закупает готовую продукцию в Китае за валюту и размещает торговые точки в крупных торгово-развлекательных центрах с высокой арендной ставкой. Доходы украинцев еще ниже, чем у россиян.

Поэтому нынешнюю попытку Kari уйти с украинского рынка можно рассматривать как оптимизацию бизнеса обувного ритейлера. Кроме того, информационный шум вокруг ритейлера будет способствовать увеличению продаж и поискам потенциальных инвесторов.

После закрытия уже третьей по счету сети недорогой обуви в Украине останется только одна сеть аналогичного формата — ССС польского происхождения. Впрочем, эта компания ориентирована больше на потребителей Западной и Центральной Европы. Из 862 магазинов по состоянию на конец 2016 г. 436 размещалось в Польше, 82 — в Чехии, 75 — в Германии, 69 — в Венгрии . Как видно из отчета компании за прошлый год, в Украине, Румынии и странах Балтии ССС строит свою деятельность исключительно на основе франчайзинга. Т. е. украинские бизнесмены ведут бизнес на свой страх и риск, выплачивая издержки бизнеса из своего кармана. А это объясняет слабое присутствие сети в нашей стране (всего лишь 5 магазинов). В 2016 г. ССС нарастила валовый доход на 38,3% — до $880 млн., завершив год с прибылью более чем $87 млн.

Но даже на фоне известий об уходе с рынка конкурентов политика ССС в нашей стране вряд ли изменится. Акции компании размещены на Варшавской фондовой бирже. Более половины принадлежат мелким инвесторам. Крупнейшими акционерами ССС являются Дариуш Милек (36,46%), Лешек Газорек (6,41) и страховая компания Aviva (6,71%). А украинский рынок не настолько привлекателен, чтобы заниматься здесь экспансией, снижая прибыль.

Несколько украинских производителей отказались комментировать ситуацию на обувном рынке. Но и так ясно, что она неутешительна и для обувщиков, и для ритейлеров.

По словам менеджера по продажам одной из харьковских обувных фабрик, украинский потребитель не готов выкладывать 2—3 тыс. грн. за брендовую обувь, потому что считает это безумием. А найти за 500—600 грн. то, что ему нравится, весьма проблематично. Поэтому большинство потребителей донашивают старую обувь, делая покупки только по необходимости. Из-за этого продажи в сетях упали в разы.

В то же время конкуренция на рынке ритейла выросла. Все идет к тому, что украинцам все чаще приходится искать обувь там, где ее раньше никогда не было. Так, с недавних пор в строительных гипермаркетах «Эпицентр» торгуют не только спецобувью или спецодеждой, но и относительно недорогими кроссовками.

В сетях спорттоваров и спортивной одежды наблюдается тенденция вытеснения всемирно известных брендов доселе никому не известными, на вид — неплохого качества. Цены на них более демократичны, а с учетом скидок и акций цены на отдельные модели приближаются к заветным 500—600 грн.

Любители брендовой обуви все чаще удовлетворяются ее контрафактными заменителями, которые продаются на рынках. Вернутся времена и «контейнерных» распродаж, когда на окраинах городов, поблизости от станций метро и на остановках общественного транспорта под видом таможенного конфиската будет продаваться нерастаможенная обувь, возможно, даже сносного качества.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Днепр — в болото, а Херсонскую область — в пустыню

Только в 2018 г. была зафиксирована массовая гибель рыбы от химикатов в 1200 отечественных...

Травить дельфинов и рыб – украинская забава?

Последствия президентского решения: почувствовав вседозволенность и...

Химический труп остывает

Старое ярмо непрозрачных схем делает невозможной нормальную экономическую игру в...

Декорации для эмбарго

Основными поставщиками в Украину фосфатов и суперфосфатов в прошлом году были Польша,...

Финансовый кукиш для украинского фермера

Одним из важнейших решений парламента нового созыва может стать запуск рынка земли...

Загрузка...

Катастрофа не за горами?

В Украине не решена проблема утилизации отходов животного происхождения

Трудовой кодекс: тотальная слежка и подневольный труд

Человека могут уволить за «ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей», а...

Министерство цифровой экономики

Вместо преобразования МЭРТ в министерство цифровой экономики разумнее возродить...

Купюрное производство

В июне Нацбанк отменил обязательную продажу валютных поступлений, объявил о новых...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка