Пересортица: государство не способно контролировать рынок семян

27 Июля 2018 0

Современное сельское хозяйство – это стремительная гонка за урожайностью. И мускулы этой гонки — генетический материал.

Что посеешь

Ожидается, что в этом году наши аграрии соберут урожай зерновых культур примерно в 62 млн. т и 43,3 млн. т экспортируют – вплотную приблизившись к рекордным показателям 2016/17 маркетингового года, с его до сих пор рекордным потолком за все время независимости в 43,8 млн. тонн экспорта.

Подобные успехи были бы невозможны без громадных инвестиций в семена. Для кукурузы и подсолнечника, например, стоимость семян в общих затратах на производство стабильно переваливает планку в 20%. А в целом в растениеводстве затраты на семенной и посадочный материал составляют в среднем 16,6%.

В прошлом году общий объем импорта семенного материала составил 446 млн. долларов. И это при том, что для ряда культур, вроде пшеницы, ржи, ячменя, зернобобовых, львиная доля потребностей в семенах обеспечивается отечественным производителем. В целом же общий рынок семян в Украине, учитывая и потребности населения (а оно потребляет около 80% семян овощей, например), превышает 1,2 млрд. долл. Это немало и равняется аналогичному рынку, например, Германии.

При этом существует огромный серый рынок семян, который, в зависимости от конкретной культуры, может занимать от 30 до 50%.

Почему семена – это важно? Потому, что это очень удобный инструмент воздействия на агрария. Семена могут продавать агрохимию, технологии, технику, то есть диктовать поведение агрария в очень многих сферах.

Семена – это один из самых динамичных товаров на агрорынке, с грандиозным потенциалом. Мировой рынок семян растет непрерывно и постоянно, прибавляя от 50 до 100% каждое десятилетие.

Оценки экспертов ООН в области пищевой безопасности указывают на то, что всего за несколько лет можно поднять общую урожайность на 20–30% при отказе от устаревших сортов и некачественного посевного материала.

Отчасти это подтверждает опыт Украины, которой удалось нарастить за 5–6 лет урожайность основных зерновых культур — пшеницы, ячменя, кукурузы, подсолнечника, рапса приблизительно на 50%. Конечно, это заслуга не только сортового материала — но, еще раз упомянем, именно качественные семена часто тянут за собой и всю современную агротехнику.

Поэтому чрезвычайно важно как создать комфортные условия для агропроизводителя, так и развивать отечественный сектор селекции и производства семян – чтобы не сделать весь сектор заложником иностранных игроков.

Без контролера

Эксперты офиса эффективного регулирования (BRDO) провели анализ регуляторной ситуации на этом специфическом рынке, свели свои заключения в «Зеленую книгу» – и из их оценки можно сделать вывод, что конь здесь еще не валялся.

Например, крайне примечательно, что многие приведенные цифры не всегда опираются на достоверную официальную статистику – лишь на мнение экспертов. Дело в том, что в стране ликвидировали Государственную инспекцию сельского хозяйства, которая осуществляла контроль за сферой экспорта и импорта семян, их производством и реализацией.

Все эти функции должны были перейти к Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужбе). Но этого так и не произошло в полном объеме из-за неразберихи и ведомственного пинг-понга полномочиями. Сложилась уникальная для аграрной страны ситуация — когда в ней не работает система госконтроля в области семеноводства.

А это совсем не та сфера, где "дикий рынок рассудит" — речь идет о национальных интересах и продовольственной безопасности.

Впрочем, имеются и очень неприятные бюрократические казусы. Например, закон "О семенах и посадочном материале" прямо противоречит положению о Госпродпотребслужбе. Так, согласно закону сертификаты в данной области должны выдавать структуры Минагрополитики, а согласно положению — сама независимая служба.

Подобные казусы отнюдь не так безобидны, как кажутся. Например, Госпродпотребслужба не имеет полномочий для изъятия с рынка фальсифицированных семян и посадочного материала — а это давно настоящий бич агросектора, не понаслышке знакомый даже каждому дачнику.

Удобрения для коррупции

Эксперты BRDO провели анализ регуляторных актов, которые регулируют рынок семян, — таких документов нашлось 63.

Большинство из них заметно устарело — 56% было принято до 2010 г. Не удивительно, что 11 формально действующих актов являются неактуальными (20%), а еще 9 вообще давно незаконны (15%) — и, конечно, тоже неактуальны.

Оценка работающих госинструментов регулирования показала, что большое их количество не дружественно к бизнесу: например, процедуру получения патента на новый сорт растений можно оценить в 5,3 балла "недружествености" при максимуме 8. Коррупционные риски еще выше — для той же процедуры таковые составляют 7,3 балла из 10 возможных. А для экспертизы заявки этот показатель достигает вообще 9,9 балла!

Всего 57% инструментов регулирования показали высокие коррупционные риски, 22% -- средние, и только 21% имеют низкий балл рисков коррупции.

При этом само регулирование часто не способно преследовать свои основные цели. Наглядный пример — система охраны прав на сорта растений. Например, регистрация сорта — это сложная работа из многих этапов, включающая квалификационную экспертизу, полевые исследования и т. д. Между тем в составе Минагрополитики работает только один сектор в составе двух(!) человек, который занимается реализацией функций в области охраны прав на сорта растений.

Между тем бюрократическая волокита при проведении процедур усугубляется тем, что квалификационная экспертиза должна проводиться, конечно, в соответствующий сезон — затягивание рассмотрения на месяц в итоге приводит к переносу на целый год.

Эксперты отмечают, что в других странах — Великобритании, Нидерландах и т.д. — работают отдельные органы, которые занимаются данной работой. Министерству такая деятельность несвойственна.

Но и это еще не все. Минагрополитики при регистрации и защите сортов использует нормативно-правовые акты, использовать которые не имеет юридических оснований! Многие формы документов утверждены неактуальными нормативно-правовыми актами.

Это не просто внутренняя проблема министерства. Дело в том, что охранный документ на сорт, выданный с формальными нарушениями, может быть призван недействительным, а его владелец может понести огромные убытки.

Кстати, законом "Об охране прав на сорта растений" Минагрополитики обязано вести Реестр сортов растений Украины, Реестр заявок и Реестр патентов. Но в открытом доступе удается обнаружить только первый из реестров, а порядок ведения каждого вообще не утвержден.

Проклятый вопрос ГМО

В Украине до сих пор не зарегистрировано ни единого сорта, созданного на основе ГМО-селекции, — следовательно, использование их на территории страны запрещено.

Всего же было пять попыток зарегистрировать ГМО-сорта растений: картофель, кукурузу, рапс. Проводились даже исследования, но ни один сорт не получил позитивного вывода экспертизы.

Тем не менее ГМО-растения, конечно, в Украине выращивают, и выращивают очень много. По оценкам игроков рынка, сегодня как минимум 50% посевов сои и кукурузы находится под ГМО-сортами.

Стоит помнить, что, несмотря на популистские истерики, выращивание ГМО-растений в Украине не запрещено! Однако такие сорта нужно регистрировать — что, как показывает практика, не выполняется.

Формально в Украине вообще запрещено распространять любые сорта, которые не внесены в Реестр сортов растений.

Хотя в законодательстве нет таких формальных требований, фактически в ручном режиме от подающих заявку на сорт требуют справку  об отсутствии ГМО-линий в сортах растений. Эта справка — типичная филькина грамота, потому что никто, конечно, экспертизы на выявление ГМО не проводит. С другой стороны, отсутствует и действенный механизм определения ГМО.

И проблема здесь совсем не в том, что кто-то находит способ выращивать ГМО нелегально. Стоит понимать, что основными разработчиками ГМО являются транснациональные корпорации, такие как Monsanto, AgrEvo, Novartis, DuPont. Они весьма щепетильно относятся к своим интеллектуальным правам и требуют роялти и лицензирования использования их сортов.

И это понятно: даже для выведения коммерческого не-ГМО-сорта нужно от 8 до 10 лет, и инвестиции в размере 50–100 млн. долл.

Поэтому проблема прямо противоположна той надуманной, которую вдалбливают в голову обывателю: система тормозит использование современных ГМО-сортов, чем закладывает мину под развитие агросектора.


Загрузка...

В Украине намолочено 24 миллиона тонн пшеницы

Уборка ранних зерновых и зернобобовых культур проведенa на площади 9,3 млн га (94% к...

Украину ждет невиданный урожай кукурузы

Точный информация об урожае будет известна 29 сентября

В Польше сбор урожая клубники оказался под угрозой...

До 40% спелых ягод могут остаться неубранными: приток рабочих рук из-за восточной...

Гройсман объяснил рост цен на продукты плохим урожаем...

Про отмену госрегулирования на основной набор продуктов премьер-министр не вспомнил

Загрузка...

Рыбная кость вместо рыбы

Азов уничтожают ради кормления и выроста пушных зверьков в Белоруссии

Валютные колебания вокруг стального шеста

Пике курса доллара во второй половине июля и начале августа, когда американская валюта...

Двойные стандарты энергетической дипломатии: в одних...

27 июля в брюссельском медиацентре американского Госдепартамента состоялся...

Страна репродуктивного туризма

После запрета в 2015 г. заместительного материнства в Индии и Таиланде Украина заняла...

Топорная работа

Почему наши дрова превратились в наркотик

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка