Пороги казнокрадства

№42(838) 20—26 октября 2017 г. 18 Октября 2017 0

Почему госпредприятия с многомиллионными активами могут не бояться аудита

Нам пишут

1. Как часто и на основании каких законов проводится аудит государственных предприятий, учреждений и организаций? 2. Почему, например, за 26 лет независимости ни разу не проводился аудит Пенсионного фонда страны? 3. Как вообще должна проходить эта процедура, какие государственные конторы проходят аудит, а какие — нет? И почему?

Екатерина ПИМОНЕНКО, Краматорск Донецкой обл.

На вопросы нашей читательницы отвечает советник налоговой практики адвокатского объединения «ЮФ Ario» (Киев) Ольга РЕШЕТНИК.

Ольга Решетник

1. Требования к проведению аудита годовой финансовой отчетности государственных предприятий и критерии отбора аудиторских фирм, имеющих право проводить такой аудит, регулируются постановлением Кабинета Министров №390 от 04.06.2015 г. «Некоторые вопросы проведения аудита субъектов хозяйствования государственного сектора экономики».

Обязательный аудит ежегодно должны проводить государственные предприятия, которые соответствуют следующим критериям:

— Первая группа предприятий. «Укрзалізниця» и госпредприятия, стоимость активов которых превышает 2 млрд. грн. по данным финансовой отчетности за последний год, либо размер их чистого дохода за аналогичный период превышает 1,5 млрд. грн.

— Вторая группа. Предприятия, где стоимость активов за последний год превышает 250 млн. грн. по данным финансовой отчетности.

Документом установлены также довольно жесткие требования и к фирмам, которые могут проводить такой аудит. Чтобы проверить субъект хозяйствования первой группы, аудиторская фирма должна отвечать следующим критериям:

— иметь опыт оказания аудиторских услуг субъектам хозяйствования соответствующей отрасли, в частности проведения не менее двух проверок и оказания других аудиторских услуг для субъектов хозяйствования соответствующей отрасли в течение последних трех лет;

— иметь в составе аудиторской фирмы не менее 100 сотрудников, непосредственно вовлеченных в оказание аудиторских услуг, которые работают на условиях полной занятости и с ними заключен трудовой договор;

— не менее пяти сотрудников должны иметь сертификат аудитора Украины;

— не менее 15 должны иметь по крайней мере один документ, удостоверяющий прохождение полной программы сертификации, выданный одной из организаций, являющихся членами Международной федерации бухгалтеров (IFAC), а именно: Ассоциацией присяжных сертифицированных бухгалтеров (ACCA), Американским институтом сертифицированных общественных бухгалтеров (AICPA), Институтом присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW);

— ежегодный доход аудиторской фирмы в течение последних трех лет должен составлять не менее 30 млн. грн.;

— необходимо наличие договора страхования ответственности перед третьими лицами (по возмещению возможных убытков в связи с осуществлением профессиональной деятельности на сумму не менее 50 млн. грн). При этом договор страхования должен действовать в течение всего периода оказания аудиторских услуг.

Более мягкие критерии установлены для фирм, имеющих право проводить аудит государственных предприятий второй группы:

— наличие опыта оказания аудиторских услуг субъектам хозяйствования соответствующей отрасли, в частности осуществление не менее двух проверок и других аудиторских услуг для субъектов хозяйствования соответствующей отрасли в течение последних трех лет;

— наличие в составе аудиторской фирмы не менее 10 сотрудников, непосредственно вовлеченных в оказание аудиторских услуг, работающих на условиях полной занятости, и с ними заключен трудовой договор;

— не менее трех сотрудников должны иметь сертификат аудитора Украины;

— ежегодный доход аудиторской фирмы в течение последних трех лет должен составлять не менее 3 млн. грн;

— наличие договора страхования ответственности перед третьими лицами на сумму не менее 10 млн. грн. Договор страхования должен действовать в течение всего периода оказания аудиторских услуг.

При этом государственные предприятия при осуществлении закупок аудиторских услуг могут устанавливать дополнительные критерии для привлечения аудиторских фирм.

Отмечу, что рассматриваемое постановление КМУ привлекло внимание Антимонопольного комитета Украины, который в апреле 2017 г. обратился в Минэкономразвития с требованиями пересмотреть критерии привлечения фирмы к проведению аудита государственных предприятий.

По мнению специалистов АМКУ, критерии субъективны, непрозрачны и дискриминационны по отношению к участникам рынка аудиторских услуг, что создает дополнительные барьеры входа на указанный рынок.

Однако изменения еще не внесены, а круг аудиторских фирм, отвечающих этим критериям, весьма ограничен. Преимущественно это зарубежные аудиторские компании большой четверки. Например, в 2017 г. тендер на проведение аудита годовой финансовой отчетности «Укрзалізниці» выиграла международная аудиторская компания «Эрнст энд Янг Аудиторские услуги» (EY) с ценой предложения 20 млн. 610 тыс. грн.

Финансовый контроль над государственными предприятиями всегда осуществляла Государственная контрольно-ревизионная служба, которая сейчас переименована в Государственную аудиторскую службу Украины (ГАСУ).

Одним из новых видов контроля, который осуществляет ГАСУ, является финансовый аудит деятельности государственных предприятий, который отличается от инспектирования.

Так, по итогам инспектирования подписанный ревизорами акт передается руководству объекта контроля для ознакомления и подписания. Он не подлежит обсуждению и корректировке.

А вот подготовленный аудитором отчет перед подписанием должен быть обязательно оговорен с руководством проверяемой организации. Если аудитор соглашается с замечаниями представителей госпредприятия, он сразу корректирует содержание отчета. В противном случае эти замечания излагаются в протоколе разногласий, который является приложением к аудиторскому отчету.

2. Закон Украины «Об аудиторской деятельности» от 22.04.1993 г. еще с первой своей редакции предусматривает, что аудит не является обязательным для учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет госбюджета и не занимаются предпринимательской деятельностью.

3. Законодательство не предусматривает обязательный аудит государственных учреждений, однако постановление КМУ №390 от 04.06.2015 г. «Некоторые вопросы проведения аудита субъектов хозяйствования государственного сектора экономики» обязывает проводить ежегодный аудит в случае, если размер активов госпредприятия превышает 250 млн. грн.

Вместе с тем согласно закону «Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 №185-V объектами управления государственной собственности является имущество, которое было передано казенным предприятиям в оперативное управление, и имущество, переданное государственным коммерческим предприятиям, учреждениям и организациям.

Сама же закупка аудиторских услуг должна проводиться в соответствии с Законом Украины № 922-VIII «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. с обнародованием информации о закупке и требований тендерной документации через авторизованные электронные площадки на веб-портале www.prozorro.gov.ua. После успешных торгов и определения победителя публикуется отчет о заключенных договорах. Государственным предприятиям запрещается проводить тендерные закупки аудиторских услуг до (или без) обнародования такого объявления.

Комментарий редакции

Аудит — это проверка финансовой и хозяйственно-экономической деятельности учреждения, предприятия, организации, проводимая независимыми специалистами.

Одной из главных проблем независимых проверок государственных структур в Украине являются высокие пороги вхождения на рынок аудиторских услуг. Только крупные международные аудиторские компании имеют возможность получить весьма выгодные контракты на проверку, как это видно на приведенном выше примере с аудитом «Укрзалізниці» компанией «Эрнст энд Янг Аудиторские услуги» (EY) за 20 млн. 610 тыс. грн.

Не исключено, что предложение отечественных аудиторских фирм было бы куда дешевле. Но в постановлении правительства условия для проверяющих структур прописаны таким образом, что однозначно отсекают всех отечественных конкурентов международных компаний.

Нашим аудиторам тяжело тягаться с т. н. «большой четверкой» — PricewaterhouseCoopers, Deloitte Touche Tohmatsu, Ernst Young и KPMG. Так, у Ernst Young выручка за неполный 2017 г. составила $31,4 млрд., а число сотрудников достигло 247 570 человек. Аналогичные показатели Deloitte Touche Tohmatsu равнялись соответственно $38,8 млрд. и 263 900 чел.

Возможно, правительство просто не доверяет отечественным исполнителям, подозревая их в коррупции, кумовстве и прочих недостатках украинской экономико-правовой системы. Но упование на зарубежных специалистов тоже не панацея.

Пример из зарубежной практики. В конце марта этого года корпорация Toshiba заявила о банкротстве своей американской компании Westinghouse Electric (сфера деятельности — атомная энергетика). Причина такого шага в том, что просроченные обязательства американского подразделения перевалили за $6 млрд.

Ведь коррупция, раздутые расходы на персонал и очковтирательство — это не только украинская напасть. До поры до времени Toshiba пыталась скрывать убытки, внося в документы не совсем правильные цифры. Но в 2015 г. японская корпорация была вынуждена признаться в искажении отчетности за 2008—2014 гг. Выяснилось, что компания занижала показатели своей прибыли за указанный период как минимум на $1,2 млрд.

За эти художества в Японии с Toshiba взыскали штраф в размере $62,1 млн., а ее аудитору — Ernst Young ShinNihon — пришлось заплатить $17,4 млн.

Еще одна проблема — нормы законодательства, позволяющие структурам, которые ворочают реальными миллиардами казенных средств, обходиться без какого-либо аудита. Так, по закону контроль целевого использования средств Пенсионного фонда Украины осуществляет сам Пенсионный фонд Украины.

Наконец, обязательному аудиту подлежат лишь госпредприятия, стоимость активов которых за последний год превышает 250 млн. грн. Надо понимать, что любая сумма ниже обозначенной даже на 1 гривню для государства — не деньги.

По данным Минэкономики, в нашей стране насчитывается 3634 госпредприятия. Для сравнения: в Польше таких предприятий более чем в сто раз меньше (см. инфографику). А по информации ресурса FactCheck, на 1 января 2016 г. существовало больше 1 млн. объектов государственного имущества, принадлежащих 24,6 тыс. юридических лиц. Кроме того, государство владело корпоративными правами в 548 предприятиях.

Проконтролировать такое количество объектов просто нереально, либо необходимо увеличивать в разы и без того раздутый штат госслужащих.

За все годы независимости Украина продала менее 3% объектов государственной собственности. С одной стороны, инвестор не рискнет приобрести актив, не зная наверняка его финансовое состояние. С другой — на бесконтрольных предприятиях очень легко наживаться нашей многочисленной армии чиновников.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Чехонь и голавль — на вылет

Рейд продлился с двух часов ночи до трех часов дня. За это время снято более 6 км сетей, в...

Припортовый на низком старте

За десятилетие с момента несостоявшейся приватизации в 2009 г. Одесский припортовый...

Крафтовый кизил

В Запорожской обл. выращивают кизиловый сад — самый большой и единственный...

Как быстро должен бегать полицейский, чтобы побороть...

Наибольший отсев кандидатов происходит на экзамене по физподготовке

Трутни чего-то напутали

Один экспортер меда приходится на 5300 производителей

Как попасть в присяжные

На сайте Высшего совета правосудия (ВСП) опубликована подробная информация о том, что...

Загрузка...

Приватизация бумерангом

Более полусотни депутатов Верховной Рады высказались за возврат в государственную...

Кислые перспективы прекрасных урожаев

Инвестиции в яблочные сады могут стать бессмысленными

Борьба мотивов

Белорусские власти активно пытаются развернуть экономические отношения с Китаем от...

Посол Беларуси в Украине: «Мы должны вернуть...

На днях состоялась пресс-конференция Посла Республики Беларусь в Украине

«Обогнали Дуду и скоро будут первыми»

«Может, это с работодателями Украине не повезло? Жлобимся платить нормальные деньги...

Энергоинфаркт

Деятельность руководства НАЭК «Энергоатом» по созданию централизованного...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка